"Российская Музыкальная Газета" №03'1993 (АКВАРИУМ, ТРИУМВИРАТ)


И был нам ниспослан АКВАРИУМ

Возрождению легендарного АКВАРИУМА в сентябре прошлого года способствовал тот дух, что и в 72-м. Восставший, как Феникс из пепла, он носит прежнее название, имеет того же лидера, но из старого состава (кроме БГ) в группе остался лишь А. Титов. В конце января в течение трех дней Москва принимала АКВАРИУМ. Словив большой кайф, фанаты до сих пор пребывают в послеконцертном "похмелье". Г-н Гребенщиков окончательно вверг их в экстаз, дав пресс-конференцию, которая, пожалуй, прошла под девизом "Каков вопрос - таков ответ". Если вы отнесетесь к вопросам журналистов снисходительно, а к ответам БГ - с чувством юмора и если вы к тому же побывали на одном из январских концертов, то перед вами откроется полноценная картина московских гастролей. Ну а пока предлагаем вам фрагменты пресс-конференции.

- Борис Борисович, по какому принципу Вы отбирали музыкантов в новый АКВАРИУМ?
- По тому же самому, что и раньше: они сами собрались.

- Предшествовали ли этому какие-либо мистические акты?
- Постоянно. Но магией мы сами не занимались. Все произошло естественным путем.

- Чем отличается новый АКВАРИУМ от старого в музыкальном плане?
- Это вам виднее. А нам всегда нравилось играть то, что мы играем.

- Бывают ли в новой группе конфликты?
- Нами движет резонанс, другого конфликта я не знаю.

- Как называется инструмент типа органа, на котором играет О. Сакмаров?
- Мы его называем гармонью, но на самом деле у него есть название на санскрите... Инструмент этот стал личным подарком Кришны нашему коллективу.

- АКВАРИУМ - это музыка для богатых? Билет за 700 руб. доступен не каждому...
- Меня самого это очень печалит. Но мы пытаемся что-то придумать. А что касается музыки, то она вообще не бывает для бедных или для богатых, она находится в другом измерении.

- Считаете ли вы свое творчество элитарным на фоне других советских групп?
- Это меня меньше всего волнует. К советской музыке у нас всегда было специфическое отношение: мы не хотели иметь ничего общего ни с чем советским.

- Конкурируете ли вы с другими представителями русского рока?
- Я не вижу, в чем мы можем конкурировать. Если бы мы что-нибудь продавали, тогда можно было бы сравнивать.

- Но вы же продаете свое искусство?
- Мы его делаем, а продают его наши друзья.

- В прессе принято определять Вашу работу над "Radio Silence" как "американский" период, работу над "Русским Диском" - как "русский" период. А какой период наступил сейчас?
- Я бы никак не стал его охарактеризовывать, я не знаю.

- Вы выпустили пластинку на Западе, которую многие считают неудачной...
- На мой взгляд, это полная победа.

- Вы тесно соприкоснулись с западным шоу-бизнесом. Отличается ли он от нашего? Каковы их критерии конкурентоспособности?
- Западный музыкальный бизнес отличается тем, что там люди умеют делать свое дело и честно зарабатывают на этом деньги. Здесь люди делать ничего не умеют, поэтому деньги им приходится зарабатывать нечестно, а музыканты и публика являются жертвами их непрофессионализма. Что же касается второго вопроса, то я думаю, что музыка не имеет отношения к конкуренции.

- Вы как-то сказали, что у вас есть еще один западный проект, но не назвали фирму, которая собирается его раскрутить.
- Это вообще не фирма, а добровольный союз людей и других сущностей нечеловеческого плана. В 1994 г. начинается изменение жизни на этой планете, в ходе которого мы неожиданно поймем, что мы - не единственные живые существа на нашем уровне сознания. Те, кто давно общались "закамуфлированно", будут делать это напрямую. В связи с этим мы с Дэйвом Стюартом и другими людьми давно работаем над планом открытия сети православных монастырей по северному побережью Шотландии, Англии, Бретани и далее вплоть до Испании. Когда это начнется точно, зависит не от нас.

- В известном письме Артему Троицкому в 80-м г. Вы дали себе приблизительно такую характеристику: "Я такой же идиот, как и все, но с восточным уклоном; знаю английский, читаю такие-то книжки..." Как бы Вы выразили себя сейчас?
- Я стал чуть-чуть поумнее, у меня абсолютно отпала необходимость как-то себя определять, и я не пишу больше писем Троицкому.

- Может ли статься, что Вы опять появитесь на сцене с зеленой бородой?
- Все может случиться. Мы целиком в руках Создателя...

- Почему стала увеличиваться Ваша популярность?
- Она опять увеличивается? Спасибо, я не знал.

- Почему изменились Ваши песни?
- Я бы связал это со старением физического тела, хотя старым я еще никогда себя не чувствовал.

- Не кажется ли Вам, что "аквариумный" образ жизни расходится с христианским учением?
- Пока нет. И с рядом других учений тоже не расходится.

- Где вы берете наркотики?
- Что Всевышний пошлет, то и употребляем.

- Гражданами какой страны вы себя считаете?
- Мы все - граждане Небесного Иерусалима.

- Есть ли у вас планы на следующую пластинку?
- На целых три. Одна выйдет в течение ближайшего месяца. Она называется "Библиотека Вавилона" (своеобразная история группы). Две другие уже готовы по композициям, но неизвестно, когда мы их запишем. Рабочее название первой пластинки связано с именем неизвестного официальной спиритологии ангела Добролета, а второй - с нашим любимым героем, близким человеком Рамзесом IV.

- Есть ли у вас новые проекты с Сергеем Соловьевым?
- С ним у нас настолько большая любовь, что часто все проекты остаются не замеченными в свете этого всеобъемлющего чувства. Но наша религия не позволяет нам воспринимать кинематограф серьезно.

- Существуют ли у вас договоры с "акулами" шоу-бизнеса?
- Нет, есть только очень хорошие личные отношения, например со Стасом Наминым.

- Кто вас спонсирует?
- Кроме Рамзеса IV, у нас никого нет.

- Ваше отношение к Петру Мамонову?
- Очень уважаю и ценю как человеческое существо, издающее звуки, в разной степени гармоничные. Мне нравилось больше то, что он делал со ЗВУКАМИ МУ, но то, что он делает сейчас, очевидно тоже самоценно.

- ...к Егору Летову?
- Он очень талантливый человек, который по неизвестным и не важным для меня причинам много лет занимался родом музыки, лично мне не очень интересным, - чернухой. Мне не нравится его общий настрой, но это не мое право судить.

- ...к Владимиру Высоцкому?
- Я его очень люблю. Безмерно, фантастически одаренный человек. То, что он сделал для России, переоценено быть не может.

- Всем известно, что питерцы недолюбливают Москву. А Вы?
- Лично я к Москве всегда относился с подозрением, хотя ездил сюда часто и регулярно. Но в последние два с половиной года я Москву полюбил с нездешней силой и использую каждую возможность, чтобы сюда приехать. По-моему, это связано с тем, что изменилась аура всей нашей страны, и поэтому Москва стала вдруг расцветать, как после дикой, долгой и очень грязной зимы.

- Кто Ваши близкие друзья из музыкантов?
- На студии мы все время встречаемся со Славой Бутусовым. Я часто езжу на дачу к Андрею Макаревичу...

- Правда ли, что сейчас рок-музыка снова возвращается в подвалы и пик ее популярности упал?
- И слава Богу, что он упал. Рок-музыка - это чудовищное изобретение врагов человеческого рода. Дальше все будет нормально, потому что началось предсказанное Бердяевым "Новое Средневековье" и появится, даже уже появилась нормальная "средневековая" музыка типа СОСTEAU TWINS.

- Что означает оформление сцены на ваших концертах?
- Это продукт взаимодействия многих сознаний (не только человеческих). Невозможно расшифровать круг - изображение, висящее на заднем плане, тщательно оживляемое мистически выверенным светом. Круг как бы являет собой психофизический вектор, прямо воздействующий на зал.

- Это не летающая тарелка?
- Нет, летающая тарелка гораздо больше.

- Что такое АКВАРИУМ - группа, образ жизни?..
- АКВАРИУМ - не образ жизни, а знамение.

- А кем посланное?
- Мы не можем назвать имена. Мы - надпись на стене...

Татьяна БАЙДАКОВА


И все же - о победителях

Восточное гостеприимство, великолепные горы и конкурс "Азия Даусы" - еще не все, чем отличается славный город Алма-Ата. Нужно сказать, что рок-движение получило в нем свою достаточно просторную нишу, в которой обитают музыканты, журналисты и просто хорошие люди. В Алма-Ате есть свой рок-клуб "Рух", есть свои музыкальные газеты и неплохие телевизионные программы. На сегодняшний день известны две необычные алма-атинские команды - это МАКСУС и ТРИУМВИРАТ.

Мы не случайно выбрали рассказ лидера ТРИУМВИРАТА Александра Словаря о годах минувших - это сокращенное нами повествование дает представление о пути, по которому шли и сейчас идут люди творческие, - это путь Веры. Нет веры, нет и пути, и только те, кто искренне отдает себя до конца, приходят к Великому Знанию... ТРИУМВИРАТ уже взрослый, на его счету выступления на фестивалях "Рок-Азия" в Барнауле, "Интернеделя" в Новосибирске, магнитоальбомы, концерты, но не о группе самой сейчас будет идти речь...


"Все началось банально, как у всех в то время. Я услышал БИТЛЗ где-то в 1965-1966 гг. У одного из моих уличных друзей имелся проигрыватель первой послепатефонной модели, и в один прекрасный день я обнаружил своих друзей детства, скучковавшихся вокруг этого чуда науки и техники. Овладевший их вниманием "гробик" издавал замогильный вой находившихся явно навеселе чертей, которые ритмично и с нескрываемым удовольствием заколачивали в него гвозди. В тот момент, правда, я был уверен, что это женские голоса, так как по предлагаемым в те времена канонам соц. реализма мужчины так петь не имели права. Это было стыдно.

Своими впечатлениями я поспешил поделиться с друзьями, за что был немедленно назван дураком, и, как оказалось, совершенно правильно. Примерно месяц спустя, в один теплый, солнечный день я шел по родной улице и вдруг почувствовал, что мне просто хорошо, вот так, ни с того, ни с сего. Напрягая предположительно уже тогда имеющиеся извилины, я начал искать причины этого необычайного явления и вдруг остолбенел. Во мне звучала музыка БИТЛЗ... Она наполняла меня всего и била через край при каждом толчке сердца. Эстетика совершенно неведомого жанра пробила коросту местной традиционности и хлынула потоком внутрь, срывая с петель парадные двери мозга. Это было так сладко и больно, что хотелось смеяться и плакать. Меня безудержно влекло к источнику впервые возникшего духовного наслаждения, и от проигрывателя я по собственной воле уже не отходил.

Потом появились РОЛЛИНГИ, МАНКИЗ, ХОЛИЗ, КИНКС и кто-то еще, и все они имели в своей музыке что-то необъяснимое, притягательное, никак не исчерпывающееся только вкусом запретного плода. В самом способе музыкального самовыражения вибрировала струна, вызывающая мощный резонанс наших душевных струн. Внутри нас грохотали эти ненастроенные, наспех натянутые струны, в какофонии которых нельзя было расслышать что-нибудь вразумительное.

...Первая появившаяся фотография БИТЛЗ вызвала шоковое состояние. Они были так естественно прекрасны, в их лицах была столько нормальной, улыбчивой доброты, а в глазах - живого ума, что оторваться от этой фотографии было просто невозможно. Я почему-то сразу понял, кто из них Леннон - Маккартни. Только им мог принадлежать этот наполненный счастьем молодости, режущий звуком воздушное пространство вокальный дуэт.

Все было бы чудно и гладко, если бы не "Клуб Одиноких Сердец Сержанта Пеппера", который, потряс до основания вообще все. Первое впечатление- неприятие, разочарование, неверие, и потребовалось несколько недель, чтобы эта музыка зазвучала изнутри. Но когда это случилось, я стал смотреть на мир другими глазами. Вот ходят вокруг люди и не знают, что есть на свете такое чудо. Как можно жить без этого? В голову лезли всякие идиотические проекты наподобие массового прослушивания на улицах и площадях.

Однако очень скоро я понял, что моя вновь обретенная вера никак не соответствует представлениям о ней моих старших товарищей. Поддавшийся буржуазному искусству, я рассматривался как потенциальный изменник Родины. Таких надо было выжигать каленым железом. С этого момента мы вступили в бой с власть имущими за права человека. А власть над нами в девятом классе школы имел любой. Почему-то их всех тошнило от нашего внешнего вида, но никому не приходило в голову засунуть себе два пальца в рот. Почему-то эти пальцы начинали искать ножницы и чаще всего находили. Слегка прикрывающие уши "космы" кромсали нещадно. Сколько страданий, оскорблений, унижения досталось будущим строителям коммунизма за то, что в самой ничтожной малости они посмели иметь свои представления!

Но вот в преддверии 8 марта 1969 года школа решила поиметь с волосатых битломанов хоть шерсти клок и предложила им исполнить на школьном вечере музыкальный номер. К тому времени у нас сколотилась небольшая команда из штатного хулигана Вовы Никонова, Нурлана Сутемгенова; в качестве же свободного вокалиста в связи с владением английским языком стали привлекать меня. Вот мы и вопили заученное с магнитофонных лент.

Для приличия слегка покочевряжившись, мы с радостью согласились. Начались репетиции; волнительное томление и примитивный страх нарастала с каждым днем. Это были первые репетиции перед первым выступлением! И вот вечер настал. Что было после того и до того - не помню, но выход наш я запомнил навсегда.

Первым вышел на середину сцены бандит Вова, а мы с Нурликом чуть сзади. Встали - они по бокам, я в центре. Объявили: "Дом Восходящего Солнца". Переполненный зал замер в напряженном ожидании. Вова взял левой рукой "ми минор" и с оттягом рубанул по струнам. Нурлик выдвинулся чуть вперед, пытаясь протиснуться своим перебором сквозь Вовкин грохочущий ритм, и я заскулил, как собака Баскервилей... Выл и гнусавил я вполне тоскливо, тем более что куплетов было около десятка и, казалось, им никогда не будет конца. Смотреть в зал я не мог, потому что, окажись там хоть одна презрительно ухмыляющаяся физиономия, я сразу бы отдал концы. Я вцепился в толстые Вовкины пальцы и висел на них до самого последнего аккорда. Как только он прозвучал, меня понесло к выходу. Вова неуклюже кланялся и пятился следом... Зал взорвался овациями! Шквал, буря аплодисментов с воплями восторга в придачу! Мы имели втайне ожидаемый бисовый вариант. Брякнув последний раз по гитарам, мы ринулись прочь, поверх голов беснующейся толпы и галопом помчались по коридору. В спины хор школьных товарищей пел нам Осанну. Ах, знали бы вы, братцы, в какой путь благословляете нас... И тем не менее аминь.

Нельзя сказать, что нас поразила звездная болезнь. Мы достаточно трезво представляли себе причину нашего успеха. Нарождалась новая эра общемирового культурного развития. Мы неосознанно и неумело становились гражданами Мира. И, самое главное, этого никто не организовывал. Мы сами. Тогда, конечно, мы не понимали, что происходит, но живые юные души безошибочно чувствовали эту невидимую волну, от прикосновения которой захватывало Дух.

...Наше трио - Слава, Вова и я - наращивало репертуар и выступало на школьных вечерах. Было весело. Вообще, эпоха застоя отличается безудержно-беспричинным весельем. Мы свято верили, что наша жизнь - самая лучшая в мире. Народ окружен всемерной заботой партии и правительства. Трудности временные, и нас никто не выкинет за ворота. Мы - хозяева своей жизни. Смущал, правда, первый и болезненный опыт - столкновения с дураками в начальстве, но, казалось, что это явление локальное. Наверное, мы любили свою Родину.

Однако, чем дальше заходило наше увлечение буржуазной субкультурой, тем большее давление мы испытывали со стороны родной среды. Ее до глубины души оскорбляло наше отступление от привычных традиций. Почему-то баян и аккордеон представлялись символами патриотизма, а гитара являла собой инструмент предательства. Нам предрекали падение на дно. Называли "дикарями" за внешний вид. Бедные взрослые...

Летом 1970 г. закончился 10-й класс, и наше не очень сплоченное трио безболезненно распалось. Впереди, в сплошном тумане, но в очень жестких рамках просвечивала новая жизнь. Я поступил в университет на географический факультет. Там же и познакомился с ТАЙФУНОМ. Группе было всего несколько месяцев, но она уже пыталась что-то играть, и я чувствовал, что этому коллективу без меня не обойтись. Не успев приступить к колхозным работам, мы начали репетиции.

...После того, как в 1975 г. широко известный в узких кругах молодежи студенческий ВИА ТАЙФУН почти в полном составе перешел на хлеба общепита, от него откололся бас-гитарист Александр Словарь. Университет был окончен, беспечная юность прошла, и заниматься тем, за что не платят, было глупо и несолидно. Словарь начал новую, нормальную жизнь.

В конце 1979 г. Институт геологии, в котором я работаю, приобрел аппаратуру "Солист" и кое-что из инструментов. Меня затрясло от счастливого предчувствия, что теперь мне уж точно хана. Так и вышло. Очень скоро с гитарой в руках появился выдающийся химик и не менее выдающийся гитарист Саша Сафаров, большой любитель тяжелого рока и человек большей силы воли. Он миллион раз бросал курить и не меньшее количество раз начинал снова. К сожалению, то же самое происходило и с его занятиями музыкой. Однако именно благодаря его таланту за пару месяцев мы сделали программу, после создания которой поняли, что уже выросли из чужой музыки и нам пора делать свою. Меня такое нахальство возмутило и испугало. На несколько дней я затаился, но колесо уже двинулось, и скоро я выдал первую вещь. Как и у всех начинающих профанов, это была вселенская скорбь о судьбах мира. Сотворив шедевр, я почувствовал себя опустошенным - больше писать было нечего. Но Сафаров пилил меня как бензопила, и вдохновение вернулось на место.

Так начался самостоятельный путь ТРИУМВИРАТА. Правда, само название появилось позднее, году в 85-м, и поначалу я его сильно стеснялся - уж очень претенциозное. Но потом привык".

Алена СТАРЦЕВА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 20 января 2004, 12:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАКВАРИУМ - "Песни Рыбака"Максилла Кузнецов15.03.2004
РецензииАКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга"Максилла Кузнецов25.07.2006
РецензииАКВАРИУМ - "Беспечный Русский Бродяга" (Bonus DVD)Максилла Кузнецов13.09.2006
РецензииАКВАРИУМ - "Лошадь Белая"Юлия Боровинская08.12.2008
РецензииАКВАРИУМ - "Лошадь Белая"Игорь Лунев19.03.2009
РецензииАКВАРИУМ - "Пушкинская, 10"Татьяна Ежова14.05.2010
РецензииАКВАРИУМ - "Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев"Юлия Боровинская24.08.2010
РецензииАКВАРИУМ - "Архангельск"Юлия Боровинская06.10.2011
РецензииАКВАРИУМ - "Архангельск"Hankich07.02.2012
РецензииАКВАРИУМ - "Тайная История Пчеловодства"Олег Гальченко14.03.2013
РецензииАКВАРИУМ - "Воздухоплавание В Компании Сфинксов"Олег Гальченко18.03.2013
РецензииАКВАРИУМ - "А+"Олег Гальченко25.02.2014
РецензииАКВАРИУМ - "Greatest Hits"Олег Гальченко28.10.2015
РецензииАКВАРИУМ - "Песни Нелюбимых" (EP)Юлия Боровинская22.03.2016
СтатьиДва дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...)Сергей Райтер20.11.2009
СтатьиСергей Калугин: Как я впервые услышал АКВАРИУМ или Последнее письмо ТимофеяЕкатерина Борисова31.08.2012
АрхивАКВАРИУМ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр21.10.2004
АрхивАКВАРИУМ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр27.10.2004
АрхивАКВАРИУМ, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр28.10.2004
АрхивАКВАРИУМ, часть 4 (разные издания)Старый Пионэр01.11.2004
Архив"СДВИГ-Афиша" 15.06.1989 (АКВАРИУМ)Старый Пионэр03.11.2004
Архив"Московский Комсомолец" 11.08.1993 (АКВАРИУМ, ВЫХОД)Старый Пионэр13.12.2006
Архив"Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб)Старый Пионэр14.03.2008
Архив"Мир Музыки - World of Music" вып. 1'1991 (АКВАРИУМ)Екатерина Борисова21.09.2011
Архив"Мелодия" №01'1989 (АВТОГРАФ, АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ и др.)Екатерина Борисова19.06.2013

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 7 / 0.01