КОЛИБРИ (разные издания)


О чем поет тропическая птица

Рок-события такого масштаба в последнее время случаются, увы, нечасто. А жаль...
Речь идет о санкт-петербургской группе КОЛИБРИ и ее дебютном альбоме "Манера Поведения".
Корреспондент Михаил Жигульский отправился в град Петров на поиски тропической птицы и среды ее обитания...


Пять девушек из группы КОЛИБРИ сумели найти и обустроить для себя некую особую духовно-творческую и одновременно социально-психологическую нишу - единственное, наверное, спасение от больного общества, живущего в больной стране. И что бы ни говорили мои возможные оппоненты, я готов пророчествовать: не пораженный смертоносной радиацией "измов" островок, где уже сегодня обитают КОЛИБРИ, - он и еще несколько таких островков лет через ...надцать станут той заповедной территорией, с которой начнется возрождение достойной человека жизни, поруганной "большинством" во главе с шарманщиками.

...На островке КОЛИБРИ слушают бразильскую и японскую народную музыку, отсюда летают в Париж, тут наслаждаются буддистскими текстами и картинами Рене Магрида; его обитатели начинают день с бокала прохладного шампанского, а затем облачаются в костюмы, ими же созданные. А затем работают, много и упорно, но исключительно во благо себе, во имя процветания своего островка, а не потому, что "так завещали" шарманщики.

Солистка группы Наташа Пивоварова была ученицей Вячеслава Полунина и, пройдя в его своеобразной школе полный курс волшебства "клоун-терапии", стала дипломированным магом в этом виде искусства, что само по себе уже многое значит для стартовой позиции. И тем не менее самостоятельный творческий путь она решила начать с азов, точнее - с создания концепции. В ее основе была идея хотя и не самая новейшая, однако вполне актуальная и достаточно перспективная: культ женщины!

Планы Наташа строила под стать концепции - грандиозные, вплоть до создания женского общества, клуба, журнала. Их осуществлению вполне может способствовать и тот факт, что сама Наташа - личность довольно известная в санкт-петербургских и московских авангардно-твоорческих кругах, да и в области музыки и стиля она также человек опытный: работала у Валерия Леонтьева, демонстрировала костюмы неподражаемой Кати Филипповой, принимала участие в шоу-хэппенингах Сергея Курёхина и его ПОП-МЕХАНИКИ.

Что касается ее собственной музыки, которая стала возникать из "снов и фантазий", то ее корни нужно, видимо, искать в мелодиях и текстах 50-х годов, в эпохе раннего песенного романтизма. Вместе с подругой Леной Юдановой гордая феминистка начала создавать в конце 80-х композиции 90-х. Тем не менее очаровательные девушки - Инна Волкова, Ира Шароватова и Оля Фещенко, - добавленные Наташей к дуэту, образовали то вокальное единство, которое требовалось основательницам КОЛИБРИ.

Насколько удачно это название - КОЛИБРИ, можно понять, если зримо представить "картинку из жизни" реальной маленькой птички, вот она (цитирую по заметке о группе, опубликованной в газете "Рокси-Экспресс"), "выбрав цветок, ... приближается к нему вплотную, зависает перед ним, вводит клюв глубоко в бутон, приподнимает наклювье вверх и. высунув маленький красный язычок, медленно накачивает нектар в полость рта...". Так и душа человека, способного воспринять новизну мелодико-поэтического ревивализма, перетекает, будто нектар, в музыку и тексты КОЛИБРИ и становится добровольной пленницей их чарующих голосов.

...После долгих "заморочек" в студии товарищества "Сестра" при участии звукорежиссеров Александра Титова и Михаила Васильева был записан альбом, с которого и началось мое знакомство с Наташей и К°. Продюсерами "Манеры Поведения" выступили сами "колибрички", и дело тут не столько в том, кто именно был "художественно-техническим руководителем" записи, просто финансировали весь проект именно девушки, а это обошлось им, как вы понимаете, недешево. В итоге - десять прекрасных композиций Наташи и Лены, плюс еще одна - "Орландина", написанная "парижанином" Алексеем Хвостенко* (песня стала его подарком КОЛИБРИ).

Короткая, будто неожиданный солнечный проблеск на безнадежно затянутом облаками небе, вещица "Голос", открывающая альбом (он существует в двух отличающихся вариантах: как магнитоальбом 1990 года и как виниловая пластинка, которую выпускает независимая фирма "Эрио"), - своеобразная мини-прелюдия. Она строится на двух созерцательно-отрешенных партиях вокала, и одна при этом звучит как втора: то ли загадочное эхо в только что проснувшемся лесу, то ли отголосок внутреннего "я".

Немного выпадает из контекста альбома вторая композиция - "Ему Не Нужна Американская Жена". Однако не потому, что ей недостает обертонов, "ходов", ритмов, а оттого, что гармония эмоционально-просветленного декаданса слегка теряет изначальную стройность. Хотя именно эта песня может оказаться суперхитом, тем более что интригующая строка названия удачно "закавычена" авторами с помощью мелодического "хука".

Иное дело композиция "Фудзи": вязь причудливых элементов аранжировки дает потрясающий эффект воздушной прозрачности, основную же мелодическую линию выстраивает фактически солирующая бас-гитара, в то время как флейта, звучание которой стилизовано под японские музыкальные традиции, едва обозначает ритмический рисунок, создает психомиражное настроение, усиливающееся благодаря общему темпу-"размышлению". Воистину задумчиво-созерцательная вещь.

Композиции "Я Устал", "Город" и "Трамвай" я бы объединил в один маленький цикл, хотя каждая из них имеет вполне индивидуальные черты.

Особое место в эстетике альбома занимает композиция "Танцуй Со Мной!". За счет использования редкого в практике отечественных студий метода "стены звука" КОЛИБРИ удалось, нагнетая звуковую "атмосферу", добиться гипнотического воздействия заклинания "Танцуй, танцуй со мной, танцуй...", переходящего в чистое шаманство. В конце вещи они достигли уровня настоящего психоделик-рока, тем самым нарушив условную камерность "Манеры Поведения" и одновременно заявив о себе как о группе, имеющей более глубокие корни в рок-, нежели в поп-системе. Но вот на концерте - готов поклясться! - КОЛИБРИ не смогут исполнить "Танцуй..." равноценно фонограмме, ибо невозможно воссоздать шаманство в чистом виде.

И еще одно: музыка девушек, хотя и обладает значительным коммерческим потенциалом, далека от канонов "стадионного рока". Она куда более соответствует атмосфере небольших залов, где "колибрички", используя особую сценическую подачу, создают захватывающее "нон-стоп эротик-кабаре". неотъемлемой частью которого становятся туалеты от Кати Филипповой и Натальи Смаковой. Туалеты, надо сказать, довольно смелые, но лишь с точки зрения несчастных "пролов" (вспомните Джорджа Оруэлла), которые и эротик-кабаре воспринимают не иначе как секс-балаган. Увы, серпасто-молоткастое пуританство за 70 лет приучило свои жертвы к единственному взгляду на красоту тела - сквозь замочную скважину. А ведь последние работы западных мастеров авангардной моды, да и нашего Валентина Юдашкина, демонстрируют схожие тенденции, и это никого уже за пределами одной шестой части суши не шокирует.

...Я покидал островок "поющих звезд" с ясным пониманием: здесь воцарился новый стиль новой жизни. Почему именно такой? А потому, что "жизнь не закончилась - она только начинается", как говорят мои новые знакомые, а по сути - новые люди. И дай бог всем другим приобщиться к такому же образу жизни.

* Экс-советский бард, автор суперхита группы АКВАРИУМ "Над Небом Голубым".

Материал подготовлен музыкально-информационным агентством "Астро-ньюс"
Текст World & Astro News Agency, 1991
Фото Алексея МЕЛЬНИЦКОГО

"Смена" №1'1992



КОЛИБРИ - "Манера Поведения"
"Фили"

Так повелось в русской музыке, что стоит лишь захотеть слабым барышням записать пластинку, как на подмогу им тут же бросаются благородные рыцари - старые рокеры.

Группе КОЛИБРИ в записи пластинки "Манера Поведения" помогали маститые инструменталисты, работавшие с БГ: А. Титов, М. Васильев, С. Щураков, О. Сакмаров.

Если кто не видел КОЛИБРИ на сцене, то они - милые барышни с высокими, как бы загадочными голосами и в экзотических развевающихся одеждах. Под стать внешнему имиджу и песни. Основная их тема обозначена строкой в заглавной песне альбома: "от жизни на волосок". То есть жизнь идет там, где-то, а КОЛИБРИ вроде бы и с ней, но не совсем. А так - чуть сбоку, "по ту сторону зеркального стекла".

"О чем поет тропическая птица?" - спрашивают себя солистки группы в первой песне альбома. Ответу на этот непростой вопрос и посвящена вся пластинка. Нездешней птахе полагается петь о том, что "Фудзи еще не спит", о таинственной "Орландине", о том, что "моя надежда - весна". Тем не менее завершается все, как это обычно и бывает у замечтавшихся русских, Парижем.

Впрочем, спето все очень профессионально. А Олег Сакмаров на флейте, саксофоне и гобое просо великолепен.

А. МОНАХОВ
"Комсомольская Правда" 1991



КОЛИБРИ в лицензионном полете

Итак, случилось то, о чем мы уже предупреждали наших читателей: американская фирма "Коммьюнити-3" по лицензии московской фирмы "Фили" выпустила компакт-диск питерской женской вокальной группы КОЛИБРИ. Не переоценивая всемирно-исторической значимости этого события, все же отметим, что это, кажется, первый такого рода случай в истории российско-американских отношений в области поп-музыки. Теперь будем внимательно следить за реакцией зарубежной прессы.

"Комсомольская Правда" 1992


КОЛИБРИ - "Найди 10 Отличий"
Триарий (CD)

Я слушал альбом и честно пытался найти десять отличий. Увы, ничего не получалось. Попробуй тут разберись, что это за отличия, почему их десять и чем, например, одно отличие, даже самое незначительное, отличается от остальных? Все эти вопросы остались без малейшего намека на ответ. Тем не менее, третий альбом КОЛИБРИ "Найди 10 Отличий" не стал от отсутствия ответов хуже.

Да и нужны ли ответы? Не всегда следует пытаться все понимать буквально и особенно тогда, когда имеешь дело с женщинами - ведь их нельзя понять однозначно. Женская музыка, женские песни. Загадочные, страстные, кокетливые, нежные, упрямые, сексуальные, мистические, своенравные...

Когда КОЛИБРИ начинали свой полет - а было это пять лет назад. Или шесть? - то каждое их новое появление на сцене казалось чем-то невероятным, нереальным и фантастическим. Помню, как один мой коллега воскликнул однажды: "Да понимают ли они, что делают?" После чего он побежал за кулисы выяснять... надеюсь, ему удалось это сделать.

Теперь без КОЛИБРИ уже невозможно представить питерскую музыкальную сцену, и пусть это не единственная женская группа, равных КОЛИБРИ по-прежнему нет. CD "Найди 10 Отличий" доказывает это в полной мере. Последний альбом очевидно сильнее предыдущих, убедительнее в музыкальном плане.

Очень сложно определить жанр этой музыки. Это не совсем рок, но и явно не попса. В первые годы своей карьеры КОЛИБРИ иногда называли ретро-ансамблем, однако это лишь частично ретро... Ни на кого не похожи КОЛИБРИ, очаровательные петербургские "птички" во главе с Наташей Пивоваровой. Рокеры всегда считали их "своими ребятами" - и не без оснований, КОЛИБРИ регулярно принимают участие во всех серьезных рок-тусовках и фестивалях, достаточно вспомнить недавно состоявшийся в Манеже грандиозный "RadioFUZZ", где КОЛИБРИ также внесли свой вклад во всенощное безумие.

Что же касается пресловутых десяти отличий... то ищите их сами, если захочется. Надеюсь, что это не помешает вам насладиться прихотливыми, головокружительными прелестями женского вокала, отличными аранжировками (тут следует сказать похвальное слово мужчинам аккомпаниаторам) и обратить особенное внимание на такие прекрасные песни как "Не Рядом", "Ты и Я", "Птичка Летела", "Мариэль", "Вариации", "Как Хорошо". При этом не возбраняется восторгаться и другими номерами. Завершающая альбом "Веселая Дорожная" дарит кайфовое и безмятежное ощущение веселой эйфории, поневоле начинаешь переосмыслять то ли классику, то ли псевдоклассику и подумывать о том, что, может быть, черт возьми, человек и в самом деле рожден для счастья, как... КОЛИБРИ для полета?

Старый РОКЕР
Фото А. УСОВА

"Rock Fuzz" №25, сентябрь 1995


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 09 июля 2015, 23:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005