ФІОЛЕТ - "Rock'n'Love", "Віґвам", "Пісні Любові На Полі Бою"


(c) ФІОЛЕТ, 2012
(p) МА "Наш Формат", 2012
16 tks./T.t. 65:17

(c) ФІОЛЕТ,2014
(p) МА "Наш Формат", 2014
16 tks./T.t. 64:57

(c) ФІОЛЕТ, 2015
(p) МА "Наш Формат", 2015
15 tks./T.t. 63:44


Почему я решил объединить в одной рецензии три альбома культовой луцкой (а теперь уже луцко-киевской) группы?

Во-первых, у них есть общая, вернее, сквозная тема, которая была обозначена еще в дебютном мини-альбоме "Трохи Тепла" ("Немного Тепла"), и по-разному преломляется, трансформируется, наполняется новыми смыслами в представляемых работах. Это тема любви во всех ее значениях: лирический герой испытывает ее к родным и близким, к девушке/женщине, к искусству, к Родине... Во-вторых, развивается и так называемый "фиолетовый стиль", который, наряду с фанком, джазом, хип-хопом, реггеем, диско и рок-н-роллом, вбирает в себя элементы поп-рока и "гитарной волны". В-третьих, даже там, где, казалось бы, требуется публицистика, автор почти всех текстов, лидер группы ФІОЛЕТ и основатель сольного проекта КОЛОС Сергей "Колос" Мартынюк остается лириком до мозга костей. И при этом сочетает в себе поэта и гражданина.

Состав ФІОЛЕТА отличается относительной стабильностью: Колос - вокал; Петро Свист - клавишные, вокал; Мыкола Тимощук - гитара, бэк-вокал; Андрей Алексюк - бас-гитара, бэк-вокал; Валентин Миронюк (также БУВ'Є) - барабаны, бэк-вокал. Каждый из участников коллектива вносит свой вклад в сочинение музыки. Данный состав сохранился до сих пор. Лишь на время работы над альбомом "Віґвам" Петра Свиста за клавишами сменил Егор Грушин (ILLUSIONS) - молодой, но известный в широких кругах украинский композитор-неоклассик, автор камерно-инструментальных произведений и музыки ко многим кинофильмам; а на басу в записи последних работ помог Вячеслав Короткий (БУВ'Є).

Первый альбом целиком оправдывает свое название. Рок и любовь составляют неразделимое целое. Вероятно, птица, изображенная на разных сторонах обложки, согласно славянской традиции, символизирует и семейное благополучие, и любовь к родной земле, к отчему дому. Открывающая альбом песня "Наш Маленький Однокімнатний Світ" ("Наш Маленький Однокомнатный Мир") - парафраз на тему пословицы "С милым рай и в шалаше". А однокомнатная квартира способна разрастаться до космических масштабов! Вынесенную в бонус "Зимову" ("Зимнюю") мне очень хочется назвать "Наш Маленький Однокімнатний Світ II". В музыке обеих песен рельефно переданы легкость и уют однокомнатного мира. Отдельное спасибо за аранжировку "Зимової": Петру Свисту удалось воспроизвести на синтезаторе звучание струнной группы симфонического оркестра.

Песня "Вибираю Тебе" ("Выбираю Тебя") во многом автобиографична. Музыкант, имеющий звездный статус, находит родственную душу вдали от тусовок, в совершенно другом мире. И - влюбляется до умопомрачения. Этот аспект темы развивается в почти-балладах "Долоні" ("Ладони"), "Осінь" ("Осень") и вынесенной в бонус "Я Твій" ("Я Твой"). А сколько неподдельной нежности в голосе Сергея! "Далі" ("Дальше") содержит скрытую отсылку к фразе Маяковского: "Любовная лодка разбилась о быт". Правда, лирический герой одерживает победу над бытом, о чем свидетельствует финальное восклицание "Ми будем завжди!" ("Мы будем всегда!"). В песнях "Ультрафіолетосни" ("Ультрафиолетосны"), "Пусте" ("Пустое") "Тільки З Тобою" ("Только С Тобой") и "SMS-ки До Бога" ("SMS-ки Богу") любовная тема трактуется философски, более отвлеченно; лирический герой овладевает эмоциями и способностью рассуждать. Что касается последней песни - название может привести слушателя в замешательство. Есть над чем поломать голову. А фортепиано здесь просто шикарное!

Герой песни "Луцьк - Париж" нисколько не переживает по поводу того, что между областным центром Волыни и столицей Франции нет прямого транспортного сообщения. Он любит Украину и не собирается ее покидать.

Песня "Мейсца Пакуты" ("Место Страдания") написана в соавторстве с Яном Маузером - лидером белорусской группы TAV. MAŬZER. В памяти оживают известные события 2010-2011 годов: аресты оппозиционных политических деятелей, силовое подавление любых проявлений народного недовольства, репрессии в отношении негосударственных СМИ, прекращение трансляции на территории Беларуси российских телеканалов, допускающих критику в адрес белорусских властей... Между прочим, у Сергея Колоса произношение гораздо лучше, чем у некоторых белорусских исполнителей. Наверное, дотошный филолог найдет у него вольное обращение с ударениями, но это не самое страшное...

Герой песни "Черемшина" - воин Украинской повстанческой армии, попавший в плен. Первый куплет исполняется a cappella хором - и ему веришь. А вот со второго куплета вступают все инструменты, Колос поет почти в эстрадной манере, и звучит все это весьма легковесно.

Завершает бонус (и весь альбом) "Там Були Колись Ми" ("Там Были Когда-то Мы") - ностальгическое воспоминание лирического героя о прошлом. Здесь ребята решили немного "побитбоксить": перкуссия в инструментарии присутствует виртуально, то есть имитируется губами и ртом, а также прищелкиванием пальцами.

"Віґвам" - второй полноформатник ФІОЛЕТА. Завершение работы над альбомом совпало с Евромайданом. Возможно, и название было навеяно событиями на Украине. У индейцев вигвамы служили местом ритуального очищения и возрождения. Для украинцев же это метафора духовного фундамента счастливой жизни. Изображенный на обложке вигвам на фоне ясного неба символизирует мечту о новой Украине.

В музыкальной составляющей стало заметно больше экспериментальности и альтернативности. На подпевки были приглашены Маргарита Тышкевич (РІПЛЕЙ) и Анна Слипчук; а к аранжировкам приложил руку, мозги и сердце Роман Сорока (БУВ'Є).

Герой песни "Ми Не Одні" ("Мы Не Одни") ощущает себя частичкой окружающего мира и искренне радуется, да так заразительно, что хочется возрадоваться вместе с ним. "Обличчя" ("Лица"), "Картаті Сорочки" ("Клетчатые Рубашки") и "2000-ні" ("2000-е") - ностальгическое погружение в прекрасное прошлое. В последней из названных песен Колос пропевает знаменитый рифф из "Smoke On The Water", тем самым сообщая, на какой музыке он воспитывался. "Чуєш, Небо" ("Слышишь, Небо") - апофеоз жизнелюбия, призыв любить жизнь такой, какая она есть, со всеми pro et contra. "Життя Летить" ("Жизнь Летит") - одновременно рефлексия лирического героя и взгляд на себя со стороны.

Мини-цикл в цикле - любовная лирика, представленная песнями "Після Дощу" ("После Дождя"), "Смішні Й Прекрасні" ("Смешные И Прекрасные") и "Хто Я Без Тебе" ("Кто Я Без Тебя"); а в композициях "До Океану" ("К Океану") и "Дим ІТи" ("Дым И Ты") обостряется философский аспект. Мне особенно понравилась последняя вещь, являющая собой балладу, спетую под фортепиано.

"Карма", очевидно, навеяна Евромайданом. Колос размышляет о предопределенности судьбы для Украины. Песню предваряет почти хардовое тревожное вступление. "Рідна" ("Родная") - искреннее признание в любви к Украине. Честно скажу: к большей части советских патриотических песен, равно как и белорусских, звучащих с госэстрады, я отношусь с недоверием. А Колосу не могу не поверить!

"Скинем Светри" ("Сбросим Свитры") - монолог лирического героя, который надеется на перемены к лучшему, а их метафорой выступает весна. Песня "Вітер З Півночі" формально в альбом не входит и добавляется к CD-версии бонус-треком. Хотя могла бы в него вписаться. Ветер с севера, как ни странно, приносит весну - вот такой получается оксюморон. Потрясающий дуэт Сергея Колоса и Полины Республики! При этом соблюдается паритет белорусского и украинского языков.

В названии альбома "Пісні Любові На Полі Бою" ("Песни Любви На Поле Боя") отразились все украинские реалии и противоречия. В то же время, "ПЛНПБ" - жизнеутверждающий альбом, сквозной лейтмотив которого - неискоренимая вера в лучшее будущее. Символично и оформление: три розы, которые держат женские ладони, в масонской символике означают жизнь, любовь и свет.

Музыкально "ПЛНПБ" аккумулирует все лучшее, что было в двух предыдущих работах ФІОЛЕТА. Концепция альбома обусловила его внутреннею драматургию. Бэк-вокалисткой стала менеджер группы Марина Хромых, а аранжировки принадлежат Роману Сороке.

Открывающие "ПЛНПБ" песни "На Пам'ять" и "Танго" обозначают настроенческий контраст, если хотите, конфликт альбома. Первая - гимн любви, которая "повинна житии вічно" ("должна жить вечно"). Вторая напоминает о войне. Это обращение к любимой девушке молодого человека, уходящего защищать родину. Первые фразы произносятся на фоне зловещего марша, затем ритмический рисунок сменяется на танго... Далее любовная и военная темы будут развиваться, сталкиваться и взаимодействовать.

Песню "Касети" ("Кассеты") Колос посвятил своим сверстникам, родившимся в конце 80-х. Ведь когда-то, до появления компьютеров, кассета служила для нас одним из основных источников музыкальной информации. А сейчас вызывает светлые воспоминания о детстве.

"Я Буду" и "Молодість" искрятся радостью бытия. У лирического героя вся жизнь впереди, молодость кажется ему бесконечной. "Найкращі Ліки" ("Самые Лучшие Лекарства") - размышления о жизни во всех ее сложностях и противоречиях, лучшим лекарством от которых служит смерть.

По сравнению с "Rock'n'Love" и "Віґвамом", в "ПЛНПБ" любовная тема представлена более широко и разнообразно. В песне "Дзен" - в несколько ироничном ключе. "Паршивка" - ласковое обращение к любимой девушке: в конце концов, наши недостатки - это продолжение наших достоинств. Однако любовь может доставлять не только радость, но и огорчения, нередко, казалось бы, родные люди становятся чужими. Об этом проникновенная, исполненная нежности и грусти баллада "Мій Дім" ("Мой Дом"), герой которой пытается вернуть былые чувства. "Каштани" ("Каштаны") - песня о безмятежной любви. Но наивысшего накала любовное чувство достигает в балладе "Вечірній Львів" ("Вечерний Львов"). Сергей Колос поет под аккомпанемент фортепиано и... потрескивание старенькой виниловой пластинки. На мой взгляд, это самый лучший номер альбома. На концертах эта песня обычно исполняется при выключенном свете и сопровождается сверканием в такт подсветками мобильных телефонов, зажигалками и всем, что может гореть или светить.

Военная тема нашла отражение в песне "Героі" и марше "Сталеві Серця" ("Стальные Сердца"). В них речь идет, конечно же, о героях "Революції гідності" ("Революции достоинства"), готовых ради родной Украины пожертвовать всем, даже жизнью.

Бонус включает в себя два трека. Герой песни "Барбітура" радуется, что украинцам, несмотря ни на что, удается выжить. "Сини" ("Сыновья") - еще одно посвящение защитникам родины.

Вместо резюме: каждый из трех рассмотренных здесь альбомов и все в отдельности - яркое доказательство, что ФІОЛЕТ - это супер-группа, за которой хочется следить 365 дней в году. Хорошая украинская музыка высокого европейского качества. Настоятельно и от души рекомендую всем и каждому!

Слушать/скачать альбомы:
"Rock'n'Love"
"Віґвам"
"ПЛНПБ"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 марта 2016, 21:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииФІОЛЕТ - "Трохи Тепла"Сергей Райтер10.11.2010
РецензииФІОЛЕТ - "На Вірші" (EP)Геннадий Шостак26.02.2017
РецензииФІОЛЕТ - "True Love" (EP)Геннадий Шостак28.03.2017

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.016