Формы тепла (фестиваль "Иллюминатор-2015" в Москве)


Я не люблю вспоминать и тем паче как-то отмечать даты чьей-то смерти - все эти 10-летия, 50-летия и 250-летия. Я не люблю вечера памяти и так называемые "поминальники" - фестивали и концерты, устраиваемые по поводу очередной годовщины чьего-то ухода из жизни. От них всегда веет мертвечиной. А в причитаниях "о-о, как рано ты ушел, на кого ты нас покинул" всегда больше "нас", чем, собственно, того, из-за кого организовано мероприятие. Я понимаю, что организаторы по большей части имеют намерения самые лучшие и цели исключительно благие, но все равно на выходе имеем либо нечто невероятно надрывное, тоскливое и, в общем, маргинальное, либо то, что в свое время Башлачёв описал словами: "А крестины там или поминки - все одно там пьянка-гулянка".

Исключение из этого правила мне до недавнего времени было известно лишь одно - "Дни рождения Майка", проходившие когда-то в Питере. Там посыл был совершенно другой: как хорошо, что этот человек родился, жил и творил; как хорошо, что его творчество не пропало бесследно, что мы можем вот здесь и сейчас спеть его песни и быть благодарными за них. И это, по-моему, единственно верный посыл. Пока живы песни, стихи, книги, картины - жив и их автор. Любовь к мертвецам мертва и сама. Другое дело - любовь к тому, что греет и дарит радость здесь и сейчас.

И я была просто счастлива узнать, что есть и еще нечто подобное, есть фестиваль, полный любви и тепла к человеку, который жив в своих трудах, чье творчество и сейчас вдохновляет, радует, будит мысли и чувства. Это московский фестиваль "Иллюминатор", проводящийся в честь Ильи Кормильцева - поэта, переводчика, книгоиздателя, философа, друга, коллеги. Вот одна, но очень важная деталь: на фестивале 2015 года показывались видеобращения тех, кто по каким-то причинам не мог присутствовать лично, причем видеообращения записывались явно в разное время и в разных местах - и вот все эти очень разные люди, в разбросе от Ника Рок-н-Ролла до Глеба Самойлова, не сговариваясь, обращались не к посетителям, не к участникам и не к организаторам фестиваля, а непосредственно к Кормильцеву. Поздравляли с днем рождения (фестиваль проводится как можно ближе к 26 сентября) и говорили все то, что и следует говорить имениннику. Без надрыва, без печали. Так можно говорить с тем, кто временно не на связи, но непременно получит послание. С тем, кто необсуждаемо жив. И ничего более правильного для такого случая я представить себе не могу.

Фестиваль, вообще-то, не новый, существует с сентября 2010 года, в этом году прошел уже шестой раз. Проводился - да и сейчас проводится - на чистом энтузиазме; вход свободный, участвуют все, кому интересна и дорога идея. Идея не столько почитания памяти, сколько просвещения, развития, объединения самостоятельно мыслящих личностей, чрезвычайно важная для самого Кормильцева. Об этом говорит и название: иллюминатор - это не просто окошко в борту судна (все-таки надо понимать, что Илья Кормильцев более всего известен как автор текстов для НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА), основное значение этого слова в переводе с латыни - осветитель. То, что дает доступ к свету. Но без всякого наставительного пафоса (иначе был бы, наверно, "Прожектор"): вот есть такое окошко - иллюминатор, его свойство и назначение - дарить свет. И хорошо, что он такой есть, поскольку наличие света во тьме сильно облегчает и украшает жизнь.

Несмотря на свою непафосность и некоммерческую направленность (а может быть, как раз благодаря этим свойствам), фестиваль за прошедшие годы оброс многими участниками и помощниками - в диапазоне от юных волонтеров и дирекции Молодежного историко-культурного центра при особняке купца Носова (где "Иллюминатор" проводился в первые годы) до таких фигур, как Александр Коротич и Вячеслав Бутусов. Бутусов поддерживает фестиваль давно (и в том числе финансово), Коротич присоединился лишь год назад, но его вклад тоже уже весом и заметен. Главная же движущая сила "Иллюминатора" - музыкант Александр Самойленко, и про него я хочу сказать отдельно - хотя бы потому, что пространных статей в Википедии о нем пока нету.

Саша - лидер довольно старой уже челябинской группы TOMAS, которая в свое время серьезно засветилась, поучаствовав вместе с БИ-2 и СПЛИНОМ в "Феллини-туре" и записи соответствующей концертной пластинки. Фестивали "Нашествие", эфиры на "Нашем Радио" и все такое прочее в биографии группы тоже было, конечно. В 2008 году Саша переехал в Москву, группа в связи с этим видоизменилась и нынче называется Саша Самойленко & TOMAS BAND. С Ильей Кормильцевым Саша познакомился в 2001 году во время записи саундтрека к сериалу "Тайный знак" - и эта встреча так на него повлияла, что десяток лет спустя фестивалем в честь Кормильцева в итоге занялся именно Самойленко, а не кто-либо другой. Вообще-то, музыкант и организатор концертов - это совсем разные профессии, и успех в одной из них вовсе не гарантирует успеха в другой, но по результатам своего первого посещения "Иллюминатора" могу сказать, что у Самойленко все получается на более чем достойном уровне. Я не заметила никаких явных косяков; какие-то мелкие накладки были, разумеется, и без накладок на 8-часовом фестивале с участием двух десятков творческих единиц обойтись попросту невозможно, но они были вовсе не критичны. А самое главное - атмосфера. Честно говоря, я ехала на фестиваль не без опаски, поскольку - см. первый абзац - очень не люблю поминальники. А ушла с "Иллюминатора" совершенно очарованная и преисполненная горячего желания посещать этот фестиваль и впредь, если это будет возможно. И дело не в подборе участников, которые мне, что неизбежно, понравились как раз не все, а именно в общем посыле и ощущении. В том самом тепле и обаянии непафосного живого праздника, который удалось создать Саше и всем, кто имеет отношение к организации фестиваля. Это дорогого стоит, это редко встречается, и за это - большое спасибо.

Фестиваль прошел 27 сентября в "Гластонберри Пабе", и на нем выступали не только музыканты, но и поэты. От оценки творчества этих поэтов позволю себе воздержаться, поскольку недостаточно компетентна, скажу лишь, что наиболее запомнился Арсений Молчанов (творческий псевдоним Арс Пегас) - в связи с тем, что он не только читал стихи (лирико-бытовой направленности), но и исполнял обязанности ведущего.

В перерывах между выступлениями на стену транслировались, как уже было сказано, видеообращения от друзей и коллег Кормильцева, а также фрагменты телепередач с его участием, что создало отчетливую иллюзию присутствия именинника в зале. От Бутусова поступило аудиобращение - он прочел небольшую поэму Кормильцева "Мой друг" (написанную еще в 1984 году); чтение сопровождалось показом подборки соответствующих архивных фотографий.

Открылся фестиваль как-то внезапно и без всякого объявления - выступлением екатеринбургского проекта AMOR ENTRAVE. Акустическая гитара (Олег Скрима) и электроника (Андрей Оренштейн), сложно организованные тексты, которые было достаточно трудно разобрать и, следовательно, оценить; музыка красивая и, можно сказать, романтичная, но скучноватая. По теме вечера (видимо) была исполнена песня МУМИЙ ТРОЛЛЯ "Непокой", которую, если верить сопроводительным словам, проект записал вместе с Александром Гагариным из екатеринбургской САНСАРЫ.

Далее выступала московская группа АУТСАЙДЕР - их представили как уже не новичков на "Иллюминаторе". Не могу судить о популярности АУТСАЙДЕРА в пределах и за пределами Москвы, поскольку прежде с их творчеством не была знакома. Состав - вполне стандартный, музыка - то, что принято называть "русским роком", песни - то, что опять-таки принято называть "гражданской лирикой". Вокалист/гитарист Анатолий Барабанов на первую песню вышел в камуфляже и противогазе, потом противогаз перекочевал к басисту; смысл перформанса заключался в том, что в подобном головном уборе петь и дышать трудно, а война - зло. Кто бы спорил. Кроме собственного материала (из которого более или менее запомнились песни "Маленький Солдат" и "Рок-н-Ролл Жив, А Я Уже Нет"), была исполнена кавер-версия на "Крылья".

Весьма популярная украинская группа ДМЦ была представлена на фестивале ее лидером. Андрей Гречаник (ГрейЧайник) спел под акустическую гитару три песни, в том числе кавер на наутилусовскую "Эта Музыка Будет Вечной". Кавер прозвучал довольно истерично, но при этом парадоксально убедительно.

Затем нас осчастливила своим присутствием группа BOSAYA, не вылезающая (со слов ведущего, явно цитировавшего пресс-релиз) из зарубежных гастролей. И это был единственный раз за весь вечер, когда я задала себе вопрос: "Зачем они здесь?" И не то чтоб Галина Босая не имеет никакого отношения к свердловскому року - имеет, и не то чтоб группа плохая - нет, нормальный себе пауэр-поп с уверенным женским вокалом. Просто существовали они на сцене в каком-то своем режиме, отдельно и от публики, и от фестиваля. В конце весьма длинного сета Галина высказалась в том духе, что публика на фестивале неправильная, реагирует недостаточно активно, отвыкла девушка от такой реакции, по Америке гастролируя... Что ж, возможно, "Madison Square Garden" и "LA Forum" принимают группу BOSAYA стоячими овациями, а мы просто не в курсе, потому и не берем пример. Поищу, пожалуй, ролики на YouTube, свидетельств такого успеха там просто не может не быть.

Донецко-московский проект PLOTNIK82 только что выпустил альбом "Миелофон У Меня", и, соответственно, Дмитрий Дубров исполнял на фестивале именно свежий материал, на альбоме зафиксированный. Выступал Дмитрий под акустическую гитару в паре с флейтисткой Аллой Лужецкой, получилось достойно и убедительно. А песни довольно напряженные и невеселые, но понятно почему.

Известно, что на любой фестиваль организаторы зовут в первую голову тех артистов, которых так или иначе знают лично, - не только из соображений дружбы, но еще и потому, что понимают, как эти артисты себя ведут на сцене, что поют и что играют. У Саши Самойленко в последние годы образовались дружеские и творческие связи в Латвии, поэтому и на "Иллюминаторе" выступали музыканты из этой страны. Одним из таких участников стал СерыйWolk (в миру - Сергей Павлович); как я поняла, это не one-man band, а коллектив, но в Москву коллектив в полном составе приехать не смог, так что Сергей выступал под минус и - иногда - под акустическую гитару. Песни его являют собой этакий лирический полурэп с реггейным местами оттенком. Мне такое не очень близко, но за старание - плюс в карму.

Вторым латвийским артистом на "Иллюминаторе" стал старый мой знакомый по "Rock-Line" Владимир Столяров (на "Rock-Line", кстати говоря, он попал тоже с подачи Саши Самойленко, который на этом пермском фестивале - частый и желанный гость). Он тоже выступал сольно, то есть без своей группы SOUND RELIGION, и отсутствующий коллектив частично заменил Самойленко, подыгравший Володе на перкуссии. Песен было исполнено немного, причем Столяров особо подчеркнул, что специально отобрал для исполнения - по личной просьбе друга Саши - песни несерьезные и позитивные. Впрочем, мрачных или печальных вещей я в репертуаре SOUND RELIGION не припомню, поэтому ничего, кроме задушевного реггея типа "Мама Чоли", и не ожидала...

Филипп Август (вокалист и автор текстов московской группы СТИМФОНИЯ) являл собой разительный контраст простецкому Столярову - породистое лицо представителя Габсбургской династии, непростые песни под непростой аккомпанемент; если стиль самой группы (которую я совершенно не знаю) позиционируется как "кибер-декаданс", то Филипп сольно - это примерно то, что наш питерский Алекс Поляков назвал когда-то "декаданс-бард-роком". Интересно (и отрадно), что представители этого условного направления до сих пор существуют и могут полноценно выступать как сингеры-сонграйтеры, а не как часть электрического состава.

РАДА & ТЕРНОВНИК в прошлом году появились на фестивале спонтанно - шли мимо и зашли на огонек. Тогда Рада просто спела несколько песен под гитару без всякого плана. В этот раз они были приглашены прицельно, вышли на сцену полным составом и программу явно выстроили. Я очень давно знаю эту группу, но много лет не слушала ее живьем, и поэтому, как выяснилось, полностью отвыкла от того поразительного шаманского действа, которое они устраивают, и от того сокрушительного впечатления, которое производят. Даже несмотря на то, что песни в основном игрались довольно старые и хорошо знакомые - "А Придет Пора", "Княгиня", "Ты Будешь Танцевать", такое чувство, что всякий раз слушаешь их как впервые: волшебный эффект полного погружения и растворения в музыке. И почему-то очень захотелось, чтобы РАДА & ТЕРНОВНИК когда-нибудь сыграли совместный концерт с THEODOR BASTARD - они ведь, по сути, возделывают то же поле, только одни с полуночи, а другие с полудня. Вот на рассвете им бы и сойтись...

Саша Самойленко отвел своему бэнду для выступления скромные 25 минут и играл, в свою очередь, при поддержке друга Столярова на перкуссии, в формате unplugged. Исполнил две песни на стихи Кормильцева - "Ночная Радуга" и "Колесо", вспомнил старинный хит ТОМАСА "Ягнята Молчат" и еще спел очень проникновенную балладу "Одна Звезда" - новую, на стихи Коротича (вот таким интересным боком повернулась совместная организация "Иллюминатора"). Кстати говоря, скоро будет переиздан бэк-каталог ТОМАСА, а TOMAS BAND заканчивают запись новой пластинки, и это очень радостная весть, потому что группа-то замечательная, а альбомов - в связи с реформацией - не выпускала аж с 2008 года.

Также вместе с Самойленко на сцену выходил - и сыграл на флейте - Олег Сакмаров, который был заявлен в программе отдельно. Но прежде, чем отдельно выступить, он подыграл еще и дуэту Алеся Маньковская - Григорий Лапенков. Они исполнили всего две песни (одну - "Ковчег" - на стихи Кормильцева): Алеся пела, Григорий аккомпанировал на акустической гитаре. Толком оформленное впечатление у меня не сложилось - не успело, но это все было явно не случайно.

САКМАРОВ БЭНД (в составе которого присутствует среди прочих и юная Алина Сакмарова) выдал протяженную, смурную и крайне концептуальную программу, в начале которой прозвучала поэма Кормильцева "Когти", центральную часть заняла мелодекламация поэмы "Свеча и муха", а финальную - произведение самого Сакмарова "Джим", посвященное всем великим ушедшим, хотя в основном, конечно, Моррисону (что явствует из названия). Подобные вещи, в общем-то, легче воспринимать и усваивать не на фестивале, а в формате сольного концерта: знаешь, на что идешь, и определенным образом настраиваешься. Но вот такие перепады настроения, связанные с разношерстностью лайн-апа "Иллюминатора", все равно как-то не шли в минус. Даже на дне рождения уместно и поговорить о сложном, и задуматься о вечном, почему нет?

Широко известный в разнообразных кругах Вис Виталис выступал со своим новым проектом СЕРДЦЕ и вместе с ним создал на сцене атмосферу этакого ретро-гангстерского кабаре, что, видимо, коррелирует с нынешним увлечением Виталиса творчеством Тома Уэйтса. Я к тем кругам, в коих артист известен, не принадлежу, наблюдала его впервые и поэтому не могу определенно судить, насколько такой имидж для него характерен в принципе. Но смотреть и слушать было любопытно. Вот разве что света было мало - специально притушили - и рассмотреть удалось далеко не все.

О группе ОБЕ-РЕК я также была немало наслышана, но живьем ознакомилась только сейчас. Очень живые и драйвовые, сразу захотелось послушать их как-то поподробнее. По теме - более чем недурно сыграли кавер на "Дыхание". Обычно к концу насыщенного фестивального дня хочется чего-то спокойного и расслабленного, но вот тут обратный случай: взбодрили уставших, разбудили сонных. Молодцы.

Александр "Бар" Барышев - монументальный мужчина, похожий на ассирийского царя ("Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон"), начал свое выступление с рассказа о том, как он в нежном возрасте услышал "Скованные Одной Цепью" и долго ходил под впечатлением. Затем данную песню исполнил, и получилось у него это, мягко говоря, не лучшим образом. А вот прочие песни, по всей видимости, собственные, прозвучали вполне нормально. Получилась некая закольцовка с АУТСАЙДЕРОМ: такой же простой, но энергичный рок ("русский рок") с соответствующими текстами. Ничего особенного, но и ничего плохого. Даже, пожалуй, хорошо.

Иван Демьян с бэндом вышел на сцену уже за полночь, и поэтому послушать всю его программу мне не удалось - надо было успеть на метро. Застала в начале песню в честь Кормильцева, а затем песню в честь Цоя, и потом еще несколько песен, которые исполнялись совместно с Владом Демьяном - сын пел и играл на гитаре, а папа подпевал и подыгрывал на губной гармошке. И было это очень душевно и завлекательно.

Это всё магия фестиваля - любого правильного фестиваля вообще и "Иллюминатора" в частности: ту музыку, которую прежде не знал, слушаешь с любопытством и с желанием полюбить, а ту музыку, которую знал, но относился к ней равнодушно, - с внезапным интересом и опять же готовностью ее полюбить. Конечно, нравятся в итоге не все, но сумма ощущений получается такая, что уходишь с фестиваля с желанием еще раз его посетить, а многое из услышанного - еще раз послушать.

Здорово, что "Иллюминатор" был и есть. И пусть он будет и дальше. Спасибо!

Фото: Виктория ФРАДКИНА





Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 06 октября 2015, 20:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.003