Прививка от пессимизма (фестиваль "Медго-Rock-2016" в Медвежьегорске)


Ежегодный зимний фестиваль "Медго-Rock" проводится в Медвежьегорске уже в пятый раз. Официальным организатором и спонсором мероприятия выступает Медвежьегорский городской центр культуры и досуга, а большую часть собственно организационных телодвижений успешно выполняют независимый промоутер Ирина Васильева и звукооператор ЦКиД, а по совместительству бас-гитарист группы МЕДВЕЖЬЯ ИКРА Дмитрий Бровин.

Климатические катаклизмы, давно уже приводящие в недоумение жителей, к примеру, Центрального региона, в последние годы коснулись и Карелии. Привыкшие к сухим, морозным, а главное, снежным зимам медвежьегорцы встретили бесснежный, хотя все-таки уже и не слякотный Новый год, и лишь в день фестиваля на изрядно подмороженную землю повалил долгожданный снег. И вот тогда все стало как надо - север, Карелия, заснеженные ели, мороз и желанный драйв.

В самый последний момент журналист Екатерина Борисова, вместе с которой мы собирались освещать этот фестиваль, оказалась в больнице, и мне пришлось поехать одной - и теперь не только, как обычно, обеспечивать иллюстративный ряд, но и писать сам отчет. К сожалению, я не умею анализировать сугубо музыкальные тонкости и могу оценить их лишь на уровне рядового слушателя.

Итак, 4 января первыми на сцену вышли AQUAПАРК из Беломорска. На долю открывающей музыкальное мероприятие группы, как мне кажется, выпадает ответственная роль - ей нужно и зал завести, и всему последующему действу задать некое направление. Выступают AQUAПАРК уже более трех лет и производят впечатление сыгранной, энергичной и очень профессиональной команды. Группа определяет себя как d'n'b rock band, а свои тексты - как имеющие гражданскую направленность. Лирическому герою песен живется нелегко: судьба постоянно ставит его перед тяжким выбором, в то время как сам он во что бы то ни стало стремится сохранить независимость и индивидуальность, с негодованием отметая поддельные ценности и балансируя при этом на грани безумия. В общем, с ним происходит все то, с чем сталкивается любой мыслящий юный (да и далеко не только юный) гражданин и что с той или иной степенью успеха преодолевает. Причем преодолевает в одиночку, несмотря на то что, например, в финале композиции "Золотой Миллиард" звучат знаменитые строки "el pueblo unido...", что может означать призыв к единству в деле противостояния миру практической выгоды и всеобщего потребления. Собственно, упомянутую проблематику в той или иной мере затрагивают в своем творчестве все участники фестиваля. Ну, року, в общем-то, вроде бы и положено противостоять системе, а не кивать одобрительно. А то и кивание иной раз видеть-слышать приходится, в том числе и от совсем молодых, с позволения сказать, артистов. Позорище. К счастью, "Медго-Rock", похоже, от этого чист.

Первым впечатлением от мурманской группы СЧЕТЧИК МЫСЛЕЙ стало: "Как же они долго настраиваются!" И в самом деле - очень долго. Особенно много пришлось возиться с ударными (у выступавших первыми AQUAПАРК барабаны были электронные). Одну только "бочку" строили минуты три. Мелькнула мысль, что это так и задумано, что это часть перфоманса, что это работает собственно счетчик мыслей (ничего, судорожно соображала я: счетчик - все-таки не считчик). На самом деле все объяснялось просто: перед фестивалем по ряду объективных причин не успели провести саундчек - вот почему тщательно (и долго!) выстраивать звук непосредственно перед выступлением пришлось каждой команде.

СЧЕТЧИК МЫСЛЕЙ характеризует свои песни, "исполняемые на стыке жанров и стилей", как социальный рок - "злые песни на злобу дня", как выразился, выходя на сцену, вокалист Леонид "Леннон" Сурманов. Так оно и есть. Все прозвучавшие композиции в том или ином смысле цепляют слушателя за разные больные места. И как-то очень убедительно это все получилось: и музыка сразу показалось созвучной, и тексты быстро нашли отклик в сердце - в общем, мгновенно легло на душу. Кстати, несмотря на то что звук на фестивале был очень читаемый, а тексты абсолютно всех команд - вполне различимы (что, надо сказать, бывает ох как не часто), Леонид, видимо, счел своим долгом предварить исполнение некоторых композиций кратким изложением их основной идеи. Вот, к примеру, "Призраки Прошлого": "Это ностальгия - песня о том, как ты идешь по городу, а тебе навстречу - твои призраки прошлого". Или: "Горячие Новости" - песня про то, как с экранов ТВ нас пичкают всяким говном, выдавая это за чистую монету". А в конце сета зрители, скандируя, стали просить исполнить "Семнадцать Лет". И опять стало казаться, что всем в зале по семнадцать лет - не только некоторым зрителям, но и взрослым дядькам на сцене.

Но вот опасный механизм СЧЕТЧИКА (интересно, сколько же мыслей он насчитал? и каких?) сменила огненная субстанция. Медвежьегорская группа ФЛОГИСТОН пришла отогревать нас своим пламенем. Можно сказать, что таки да, у кого-то и впрямь на душе от их песен становится не так холодно, а во рту не так горько. Надежда - штука все-таки неплохая, если приспособить ее в нужное место. Кстати, колоритнее всех на сцене смотрелся энергичный басист Александр Медведев, чья гитара была подсоединена к усилителю очень заметным в контрастном свете светлым витым кабелем. Создавалось впечатление, что большой и статный человек от этой самой штуки и работает.

В числе прочего прозвучал кавер на "Мою Оборону" Летова. В конце выступления ФЛОГИСТОН исполнили лирическую и вместе с тем опять же преисполненную страстной надежды "Весну" - это одна из новых песен группы. Вокалист Андрей Херувимов объяснил, что зима - самое время для таких песен: "Весна наступит завтра - весна твоих побед". И опять захотелось в это поверить - в образном, конечно, смысле, так-то я, например, очень люблю зиму. А то в последнее время (и не только зимой) окружающая действительность навевает все больше какие-то не особенно весенние ассоциации - то "вечный переход на зимнее время", то что-нибудь заморозят, то еще что-то придумают, от чего мороз по коже...

И вот на сцене появились самые опытные участники фестиваля - панк-рокеры АСПИRИН из Костомукши. Команда выступает уже 15 лет, и не только в различных городах России, но и за границей. Вокалист Алексей "Медведь" Хлучин перед началом выступления представил публике нового участника группы - молодого гитариста Виталия Табурецкого. Кстати, не так уж часто приходится видеть, чтобы новобранцев рекомендовали будущим поклонникам официально. Думаю, это во всех отношениях правильный жест.

Далее действо приобрело знакомый и явно ожидаемый публикой колорит: мощный и энергичный фронтмен, так же тяжело и мощно отыгранный сет, преобладание той самой бунтарской тематики - все это поддерживало в зрителях ощущение безудержного драйва и прочего треша и угара. Между прочим, в песнях АСПИRИН затрагиваются и социальные, и общечеловеческие, так сказать, вопросы - но и это исполняется столь же лихо и, соответственно, усваивается столь же охотно.

Следующие участники феста - известная "антитлен-группа" из Санкт-Петербурга ВКЛЮЧАЙ МИКРОФОН! Понятно, что тематика творчества так характеризующей себя команды клеймит косность мышления, равнодушие, жизнь по шаблону - ну и, ясное дело, рутину. Не забывают, к слову, парни пнуть и иных служителей искусства - за их продажность. Фронтмен и идейный вдохновитель коллектива Роман Людоговский чередовал эмоциональный вокал с пробежками-пропрыжками. Производил впечатление - не только в смысле музыки, но и в смысле живописности - также тромбонист Владимир Шашков. Кроме того, со сцены в толпу швырялись деньги - не настоящие, конечно. Очень удачная, как мне представляется, сценическая находка - ассоциаций может быть множество: от поддельной сущности денег как ценности до аллюзии на летящие с потолка червонцы в известном романе. Народ бумажки охотно ловил и за сувениры не дрался. Кстати, эта группа единственная из всех привезла с собой мерч, который успешно (надеюсь) распространяла в фойе. Тлен тленом, а мерч - вещь нужная, приятная и во всех отношениях полезная. На самом деле я просто не уверена, что остальные участники фестиваля имеют возможность выпускать и реализовывать этот самый мерч. А жаль, между прочим.

Ну и наконец настала очередь хедлайнеров фестиваля - местной, медвежьегорской, прославленной уже команды МЕДВЕЖЬЯ ИКРА. Впервые я услышала их четыре с половиной года назад, в июле 2011 года на сегежском фестивале "Рыбка", и как-то моментально и незаметно влюбилась в их музыку. Многообразие стилей, одинаково успешно освоенных, изящные и глубокие тексты - то лиричные, то ироничные, точные образы, обволакивающий голос Дениса Понягина... И еще - всякий раз их выступление производит впечатление праздника и создает ощущение импульса искренней радости, исходящего от самих исполнителей и мгновенно передающегося слушателю.

Тогда, в 2011-м, коллективу был всего год от роду, но с тех пор ИКРА успела поучаствовать во многих фестивалях, а совсем недавно у них состоялся эфир на "Своем Радио" - будем надеяться, далеко не последний. Сегодня же команда начала с одной из недавних, но уже многими любимой композиции "Кеды", где, кстати, опять звучит тема отторжения незаурядной личности прагматичным миром, втиснутым в стандарты. В конце сета, уже на бис, ИКРА исполнила "И На Камнях Растут Деревья" - песню давнюю, но именно ту самую, на которой мне четыре с половиной года назад было суждено залипнуть и которая так меня и не отпустила. Наверное, символично, что славный карельский рок-фест завершает песня о прекрасной Карелии.

Отдельное спасибо хочется сказать всем тем, кто обеспечивал звук - звукооператорам и звукотехникам. Несмотря на то что, как уже упоминалось, саундчек перед началом фестиваля провести не успели, звук на протяжении всего мероприятия был очень комфортным. Да и общее настроение, и, скажем так, идейное наполнение феста было очень цельным. Народу, несмотря на дни самого что ни на есть новогоднего загула, собралось достаточно много, были гости и из других городов, специально приехавшие или хотя бы заехавшие на "Медго-Rock". Две симпатичные ведущие были остроумны и обаятельны, а у сцены постоянно толпился народ, буйно отрываясь под каждую команду. Причем было заметно, что всех ждали - и всех принимали радостно. В какой-то момент зрители даже зажгли бенгальские огни, и это сплело воедино и Новый год (кстати, елка тоже стояла посреди танцпола), и рок-фест.

К сожалению, бросалось в глаза, что за порядком в зале особо никто не следил - пьяная публика постоянно лезла на сцену. И ладно бы только развеселые хмельные отроки швырялись со сцены на руки товарищей - в конце концов, такие забавы вполне традиционны и лишь в самом худшем и не самом вероятном случае чреваты повреждением шнуров. Да и, признаться, я сама - убежденный противник жесткого контроля. Но вот когда на сцену несколько раз взлезал в сосиску пьяный мужик лет уже достаточно зрелых и то, пошатываясь, гулял меж выступающих, то вовсе пытался поучаствовать в выступлении, отпихивая артиста от микрофона, это уже становилось явной помехой. Впрочем, как раз последнее переполнило чашу терпения означенного артиста, который самолично препроводил нетрезвого меломана к краю сцены, куда тот, насколько я помню, опустился и где еще долго ползал... Не хочу сказать, что ответственность за поведение публики всецело ложится на организаторов, но все же укрощение особо резвых зрителей - никак не обязанность музыкантов.

Но, как бы то ни было, эти мелкие недоразумения все же не могли нарушить общего ощущения, что на свете еще очень много талантливых людей, которые не только не притихли сами, но и поклонникам могут помочь не скатиться в рутину и пошлость, которую те, кто уже безнадежно опошлился, предпочитают именовать взрослостью и мудростью. А это значит, что не все еще безнадежно, что есть еще те, кто не позволит прочим поголовно обратиться в покорное, согласное, безликое и легко управляемое стадо.

Очень хочу поблагодарить Иру "Сову" Васильеву за приглашение, Дэна, Свету и Лилю Понягиных (и, конечно, их кошек) за теплый и пушистый прием, а участников фестиваля - за музыку и за надежду.

Фото автора

Автор: Виктория Фрадкина
опубликовано 21 января 2016, 17:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.004