Плюс на минус дает плюс (фестиваль "Рыбка-2011" в Сегеже)


"Рыбке" в этом году исполнилось 15 лет. Это один из старейших российских фестивалей, если рассматривать ныне действующие, и при этом самый маленький из всех. Причем имеется в виду вовсе не количество побывавших на "Рыбке" групп (около пятисот) и не их происхождение (кроме карельских, здесь играли коллективы из многих других регионов России, а также из Украины, Белоруссии и Финляндии). Речь о том, что проводится "Рыбка" в крохотном городе Сегежа усилиями горстки энтузиастов и при более чем скромном бюджете. И каждый раз возникают опасения: а состоится ли "Рыбка" в этом году, сможет ли Александр Дорофей - главный организатор и идеолог фестиваля - сдвинуть с места этот воз, не помешают ли какие-то внезапные катаклизмы, не слишком заметные с высоты больших столичных мероприятий, но фатальные для беззащитной "Рыбки"? Но снова и снова выплыть все-таки удается, что очень радует. И даже какие-то бытовые нестыковки или непредвиденные изменения в фестивальных планах эту радость не затмевают.

Александр ДорофейВ нынешнем году накладок тоже хватало. Не смогли приехать уже заявленные в лайн-апе группы ФОРПОСТ (Калининград) и АБВИОТУРА (Москва) - последних здесь особенно ждали, они местные любимцы. В городе не было газа для автобусов - а значит, не было и традиционных уже ночных выездов на пляж и экскурсий на Воицкий водопад. Обещанный переезд фестиваля на историческое место, то есть на большую сцену местного Центра Культуры и Досуга, также не состоялся - играли, как повелось, в закулисье ЦКД. Но зато до "Рыбки" доехал именитый петрозаводский РЕВОЛЬВЕР, и еще наконец-то кто-то додумался понаделать футболок с фестивальной символикой (правда, этот сообразительный человек футболки не дарил, а продавал аж по 500 рублей штука). Ну, а на любой из пляжей при желании можно было съездить самостоятельно - благо, добраться до них несложно, а погода все три дня стояла жаркая. Свет на сцене опять оставлял желать много лучшего, но работа звукооператоров опять не вызывала никаких нареканий. Народу пришло не очень много, зато "Рыбка" - тот редкий фестиваль, где в зале запрещено курить и употреблять алкоголь, что значительно улучшает атмосферу как в прямом, так и в переносном смысле слова. В общем, если сопоставить плюсы и минусы, выясняется, что плюсов заметно больше. А если говорить о музыке, то и хороших групп в этом году на фестивале было немало. Впрочем, услышать что-то интересное и даже сделать некие личные открытия здесь можно практически всегда. Ведь "маленький" вовсе не значит "плохой", и на "Рыбку" музыканты ездят с удовольствием. Даже издалека и в разгар отпускного сезона.

22 июля. Вопросы идентификации

Фестиваль открыл мурманчанин Сергей Кузнецов, он же Кузя, старожил и завсегдатай "Рыбки": хоть он и был обозначен как "сюрприз", его присутствие никого совершенно не удивило. Кузя исполнил - похмельным хриплым голосом под одну акустическую гитарку - неизбежный хит про отпуск ("Если б вы знали, как я ненавижу эту песню!" - сказал он на следующий день, повторяя её же на бис) и "Колыбельную", после чего со сцены удалился, пообещав вдарить электричеством завтра.

ОЛЬГА, ОРКЕСТР И НАДЕЖДАПлановые мероприятия начались с петрозаводской формации ОЛЬГА, ОРКЕСТР И НАДЕЖДА. Надежды (или Ольги?) маленький оркестрик состоял из ритм-секции, стоявшей столбом юной скрипачки и очень милой вокалистки, аккомпанировавшей себе на баяне и более хитрых штуковинах - Интернет подсказывает, что это были русские гусли и карело-финский смычковый инструмент йоухикко. Больше про группу во всемирной паутине почти ничего найти нельзя, поскольку она существует лишь полгода, но три концертных ролика на YouTube позволяют предположить, что в Сегежу приехали не все участники ОРКЕСТРА: на видео поющих девушек - две. Но и одна вполне справлялась со своими обязанностями, исполнив несколько народных, надо полагать, песен на русском, карельском, удмуртском и, кажется, мордовском языках. Впечатление от всего этого осталось весьма приятное.

Оксана Волк и Владимир Некрасов, САУНДТРЕКИДалее сцену оккупировал еще один петрозаводский коллектив - с банальным названием САУНДТРЕКИ и не менее банальным содержанием. Сами они считают себя апологетами русского рока и "поддерживают панков, анархистов и других вольных людей". На практике это нечто вроде ВИА со слегка осовремененным саундом и текстами как бы на злобу дня ("рэп отстой, панки хой", "Вася романтик, а я бухарик" и т. п.). Сыграно и зарифмовано всё ловко, но общий результат абсолютно вторичен. И еще не покидает ощущение пошлости и неискренности услышанного. То есть сначала пишем песню, вроде как гневно бичующую социальные пороки, потом в процессе исполнения стыдливо опускаем в ней рифму к слову "голосуй", а после еще и говорим: "Просим прощения за немного резкий текст". Егор Летов, ребята, за свои тексты никогда не извинялся, и все прочие ваши рулевые - тоже. Так что вы либо трусы наденьте, либо крестик снимите.

Единственное, что привлекло мое внимание в САУНДТРЕКАХ - инструмент соло-гитаристки Оксаны Волк: винтажный и редкий в наших огородах "Burns Steer", на каком играли в свое время Билли Брэгг, SHADOWS и Рэй Дорсет из MUNGO JERRY. Зачем он данной группе, неясно: все гитарные партии здесь можно было бы сыграть на любых дровах. Но взор тешит.

Юрий Волков, СВИНТОПРУЛЬНЫЙ АППАРАТДа, а песня про атомоход вчистую содрана по музыке с "Бом Колокол" Ольги Арефьевой.

Зато СВИНТОПРУЛЬНЫЙ АППАРАТ (Апатиты Мурманской обл.) откровенно порадовал - как нестандартным названием (которое вообще-то обозначает вертолет, то есть аппарат с винтом, который прет), так и материалом. Песни тут пишут сразу двое - вокалист/шоумен Юрий Волков и вокалист/гитарист Владимир Бородулин, поют каждый своё, помогая друг другу в припевах, и тексты у них более или менее сходны: веселые, умные, немного мультяшно-киношные. Играет группа тоже недурно. Одна досада: им катастрофически не хватает мелодической внятности, прорисованности - словом, того, что превращает текст с аккомпанементом в собственно песню, которую можно запомнить, насвистеть или перенять. Запоминаются отдельные фразы, образы, подача, но не песни как таковые. Вот если свинтопрулы над этим поработают, то станут действительно интересны. Впрочем, группе всего год от роду, так что, с учетом перспективы, четыре балла из условных пяти они вполне заслужили.

 Егор Рынденок, МЕХАНИЗМЫ РАДОСТИСледующая команда (из Кондопоги) в расписании фигурировала как МЕХАНИЧЕСКИЕ РАДОСТИ, со сцены заявила, что правильное её название - МЕХАНИЗМЫ РАДОСТИ, а ВКонтакте фигурирует как МЕХАНИЧЕСКИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ. А раньше, если я правильно поняла, и вовсе называлась ЭФФЕКТ DОППЛЕРА, и тогда у них пела девушка. Сейчас поёт парень. По музыке - что-то такое бодро-панковско-альтернативное, а по текстам - сплошная романтика и позитив. Всё не очень складно, но энергично и от души. Девочкам должно нравиться.

А вот еще один коллектив, о котором нельзя было бы найти в Интернете вообще ничего (попробуйте набрать в Гугле "ТЕЛЕФОНЫ, Кола" и полюбуйтесь на результаты), если б не знание некоторых военных хитростей. Применив таковые, удалось выяснить, что на самом деле группа называется АПОФЕОЗЪ, она из Мурманска и уже играла на "Рыбке" в прошлом году. Однако поскольку в число фестивальных правил входит разумный запрет на выступление одной и той же группы чаще, чем раз в два года, а выступить очень хотелось, лидер АПОФЕОЗА Юрий Толстобров (он же, кстати, клавишник КУЗЯ БЭНДА, о котором речь впереди) разово изменил и имя своего состава, и порт его приписки (Кола - пригород Мурманска). И - вуаля, вот они здесь.

Что они собой представляют? Тоже (см. САУНДТРЕКИ) слегка осовремененный советский ВИА, на сей раз примерно начала 80-х - как раз тогда с легкой руки Барыкина в наш официальный поп-рок добавились оттенки реггей (в Мурманске, к слову, вообще довольно много реггей-групп, что само по себе удивляет). Всё очень гладко - тексты, аранжировки, музыка, сюжеты. Всё правильно и умело. Этакие профессиональные увеселители/загрустители публики, а проще - лабухи. Никаких презрительных интонаций в этом определении прошу не усматривать: приятный во всех отношениях коллектив, демонстрирующий даже определенную увлеченность процессом. Но снова какой-то ненастоящий.

Анатолий Скляренко и Александр ''Сантёр'' Лукьянов, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯДВ принципе, это же можно сказать и про легендарный (как пишут в пресс-релизах) питерский БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД - хедлайнеров первого дня. Есть, в числе прочих, такая работа - играть панк-рок. Вот они и работают. И всё у них в порядке с техникой, с качеством и с имиджем: до живописности того же Сантёра, его умения принимать правильные позы и корчить правильные гримасы сотням юных панкеров расти и расти. Как и до мастеровитости и слаженности музицирования всей группы. Они вообще молодцы: приехали на собственном микроавтобусе, разукрашенном их символикой, вышли и врезали так, что весь зал встал на уши и до конца сета на ушах же и оставался. Прошлись по всем известным своим песням - от "Зачем Я Полюбила Идиота" до "Ивана Факова" и "Веточки Кленовой", не забыли, разумеется, и "Попсу". Нормальный, очень собранный коллектив, отлично умеющий прокачивать аудиторию. Не хуже каких-нибудь OFFSPRING, к панк-року относящихся примерно тем же боком.

Ну а в самом-то деле, надо всерьез считать себя панками, что ли? Сейчас? Не смешите мои тапки. Сейчас это либо работа, либо ролевые игры. Зависит от возраста и степени цинизма. Punk is dead, причем давно. А вот опытные музыканты всегда и везде пригодятся.

23 июля. Вопросы коммуникации

Александр Семенов, КАТАСТРОФАВторой фестивальный день Саша Дорофей открыл заявлением: "Сегежа, у нас КАТАСТРОФА!" Группа с соответствующим названием прибыла из города Костомукша, с рок-общественностью коего у "Рыбки" давние творческие связи, и явила собой хэви-метал-трио с поющим бас-гитаристом. Что, в общем, не диво. Содержание песен также оригинальностью не блистало, но вызвало некоторое умиление своей простотой и доходчивостью. "Мы любим пить пиво", "Мы любим футбол, мы любим бобслей, но больше всего мы любим хоккей", "Не пей никогда в одну харю - ты можешь себя закопать" и тому подобное. Однако ж среди этих лапидарных деклараций в духе "Окон РОСТА", в песне, посвященной братьям-байкерам, внезапно случился такой припев:

Кто сказал, что это не семья?
Мой железный конь - верная подруга!


Тезис про верную подругу в лице коня повторился три раза подряд, но, пока я медленно сползала по стенке, изо всех сил пытаясь вникнуть в экзистенциальную глубину мысли автора и тайны его непростой личной жизни, припев приблизился к своему логическому завершению - и наглядно показал важность правильной расстановки акцентов и знаков препинания в формировании имиджа артиста. Ибо целиком припев звучал так:

Кто сказал, что это не семья -
Мой железный конь, верная подруга
И я?!


Так что подозрения в зооферрофилии лирического героя песни можно смело (пусть и с некоторым искусствоведческим сожалением) отвергнуть как несостоятельные.

SEX TOYПосле этаких потрясений название следующего проекта (SEX TOY) вызвало поначалу совсем уж нездоровую реакцию. Но на деле всё оказалось очень невинно: два молодых человека - один за барабанами, другой за лэптопом и MIDI-клавишей - всего лишь исполнили несколько композиций электроклэшевого толка. Не сказать, чтоб очень умело исполнили, но для сегежского рока подобный инструментарий и музыкальный стиль - редкость. И, стало быть, прецедент.

Группу MADGENTA (снова из Костомукши) я уже слушала на "Рыбке" в позапрошлом году, и опять она не произвела на меня сколь-нибудь яркого впечатления. Среднестатистический русский рок - немножко от АЛИСЫ, немножко от LUMEN, немножко от всех прочих подобных, но без малейших признаков индивидуальности. Зато с чрезвычайно большим самомнением. И херовенький кавер на "Сибирь" ПИЛОТА как апофеоз.

Сходное ощущение оставил и московский коллектив ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ, только рок у них с приставкой "поп-", а кавер был сыгран на "Утекай" МУМИЙ ТРОЛЛЯ, причем довольно неплохо. Кроме того, у этих запомнился барабанщик - очень ровный и четкий, работавший почти что в режиме драм-машины. Ну, и в целом это такое милое простенькое западничество-шестидесятничество, даже тех самых MUNGO JERRY отчасти напоминающее, но - и это решающий фактор - без огонька. Или, как сказали бы некоторые мои знакомые, без яиц.

Марат Шарибжанов, АЛЛЮЗИОНВот у другой московской группы, приехавшей на "Рыбку" (и, кстати говоря, на сей момент считающей, что это было их лучшее выступление за последний год), и с собственным лицом, и с наличием метафорических яиц все в порядке. Главная их особенность - пишут и исполняют песни на немецком языке (при этом, конечно, и каверы на RAMMSTEIN от них можно получить: "Asche Zu Asche" и "Feuer Frei!" как минимум). Хотя есть материал и на русском. Еще есть красивая вокалистка с красивым голосом, клавишник, играющий заодно партии бас-гитары, и очень сценичный лидер-вокалист - эдакий Мефистофель от трэш-готик-метала, разве что без грима. В общем, если в расписании еще какого-то фестиваля вам попадется название АЛЛЮЗИОН - не пропустите: это как минимум интересно.

Кузю с БЭНДОМ, отметившихся обещанным электрическим сетом, можно описать расхожей фразой "мастерство не пропьешь". И обаяние тоже. Клавишными звуками заведовал, как и следовало ожидать, Юрий Толстобров, а в одной песне вдруг подыграл на губной гармошке Евгений "Джон" Шетько из сегежского СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЛЕСА, чем отдельно согрел сердце.

Дмитрий Воробьев и Влад Гайдук, МЕХАНИЧЕСКИЕ АПЕЛЬСИНЫЗавершили вечер минские МЕХАНИЧЕСКИЕ АПЕЛЬСИНЫ - команда с историей и опытом, которая могла бы достойно сыграть роль хедлайнеров, если б ее фронтмен не вышел на сцену пьяным в дупель. Остальные музыканты пытались спасти положение, и к ним претензий нет - играли свой агрессивный панк-гараж-рок плотно и драйвово. Но вместо песен к нему прилагались длинные и бессвязные матерные телеги невесть о чем. Особенно разгневал вокалиста вчерашний успех БРИГАДНОГО ПОДРЯДА - ненастоящие, мол, панки, неправильные, не то что я. Доля истины в его словах, безусловно, есть, но все-таки, чтобы быть "настоящим панком" и тем паче иметь успех в этом амплуа, недостаточно проехать полторы тысячи километров и публично нажраться в точке назначения. Да и между эпатажем и быдлячеством есть заметная разница. Так что местную публику, предпочитающую ненастоящих панков, вполне можно понять: на бухого гопника здесь и даром посмотреть можно, невелика диковина.

24 июля. Вопросы апперцепции

Анатолий Полетаев, HITAERAТретий день начался с выступления "юной сегежской поросли" (определение Дорофея) - металкор-группы HITAERA. Вообще-то групп с таким именем здесь аж две, отличаются они ритм-секцией и, соответственно, порядковым номером. По стилю их при этом различить не представляется возможным, поэтому какая из ГИТАР заполняла накануне пробел в фестивальном расписании, сказать не могу. Сейчас играли обе подряд, причем довольно-таки уверенно, что приятно удивило - учитывая возраст музыкантов и всего лишь полугодовой стаж групп(ы). Всю малину портил вокалист, который либо очень бестолково гроулил, либо абсолютно мимо пел. Зато нацепил на себя майку с надписью "100% мужик". Детский сад...

Следующий коллектив очаровал еще до выхода на сцену - и названием (МЕДВЕЖЬЯ ИКРА), и происхождением (Медвежьегорск). Мимо этого населенного пункта я проезжала много раз, и мне ни разу не пришло в голову, что в данном живописном, но, прямо скажем, не густонаселенном местечке могут обитать рок-музыканты. А тем более - настолько хорошие. У них интеллигентные, взрослые, крепко сбитые тексты, полные то мягкой иронии, то акварельной грусти, они отлично играют свой душевный ритм-энд-блюз с заходами в фанк, реггей и фолк, у них четко обрисованные мелодии, а самое главное - они безбрежно харизматичны. Каждый по отдельности и все вместе.

Дмитрий Бровин и Денис Понягин, МЕДВЕЖЬЯ ИКРАВ общем-то, от каждого фестиваля я жду не только встреч со старыми приятелями и знакомства с новой музыкой, а прежде всего - открытий. Они случаются не всякий раз, но сделать очередное открытие - всегда счастье. На "Рыбке-2011" таким открытием для меня однозначно стала МЕДВЕЖЬЯ ИКРА. За что им специальная благодарность. Буду их слушать дальше и всем вам того же желаю. Гугл в помощь.

Название беломорской группы БОЛЬШОЙ РОКО наталкивает на мысль, что они играют фолк, поскольку Большой Роко - это древний дух, персонаж многочисленных местных петроглифов и детской фантазийно-этнографической книги А. Гиневского "Листы каменной книги". На деле - ничего подобного: несколько лет назад это были такие себе средненькие русрокеры, которые сейчас, заметно повысив качество музицирования, преобразились в о-очень суровых хэви-металлистов с песнями на социальные темы. И придраться - в рамках заявленной тематики и жанра - тут не к чему.

Герман Фирсов - чуть ли не единственный музыкант, выступающий на "Рыбке" практически каждый год. Это местная гордость и достопримечательность: дедушке уже 75 лет, а он всё наяривает на электрогитаре. Аккомпанируют ему те, кто оказался поблизости на данном отрезке времени; на сей раз - сын Альфред на басу и некий почтенный седовласый барабанщик (который вообще-то гитарист, как уточнил Герман Иваныч). Программа состояла не из инструментальных запилов, как обычно, а из песен с философскими по мнению автора, а по сути житейско-лирическими текстами. Эти тексты, в общем, могли бы в равной степени подойти и АРИИ, и Льву Лещенко, но слова плохого о них не скажу. Что касается вокала и звукоизвлечения... сделаем уважительную скидку на возраст. Да и на место жительства, пожалуй: вы много видели деревенских дедков, выковыривающих хэви-соляки на "Фендере"? Я вот - только одного.

Андрей Початин и Артем Балев, ИСТИННЫЙ ОБЛИКПетрозаводчане ИСТИННЫЙ ОБЛИК - тоже завсегдатаи и желанные гости "Рыбки" - приехали сюда, всё еще пребывая в некотором офигении от выступления на "Нашествии", поэтому, видимо, обжитый до мелочей сегежский фестиваль восприняли как дом родной: играли очень открыто и с видимым удовольствием, показали несколько новых песен (я, впрочем, почти все слышала еще весной в питерском "Цоколе"), не забыли сыграть старые долгожданные и на той же волне отбомбили кавер на "Катюшу".

Формально ИСТИННЫЙ ОБЛИК не делает ничего особо оригинального: этакий романтический мейнстрим с неплохими, хотя чуть корявыми кое-где текстами. Подкупает в этих песнях, прежде всего, теплота, подлинность чувств и, не побоюсь этого слова, искренность. Я знаю, что в качественные характеристики материала этот параметр включать не следует (хороший человек, как известно - не профессия), но на восприятие он очень влияет. И ещё у Андрея Початина совершенно удивительный голос: он ненароком пробирается куда-то в самый центр души, поселяется там надолго и теребит те дальние струны, каких, казалось бы, и нету там давно. Ощущение слегка болезненное, но отрадное; оно дает понять, что душа покамест жива. Вокалистов-то хороших на свете хватает, по пальцам не пересчитать, но вот таких голосов - маловато. И от того, что они все-таки есть, мир явно становится светлее. Простите за штамп.

Игорь Даровский, ПОСТ.СКРИПТУМВообще всегда трудно объяснить, чем именно нравятся те или иные музыканты. Понятно, что на оценку влияют и конкретные вкусы, и опыт прослушивания всяких разных музык, и объективные факторы (попадают/не попадают по струнам/в ноты), и даже бытовые обстоятельства, но порой мнение складывается как-то самопроизвольно, независимо от всего этого. И куда труднее объяснить, что именно музыканты играют, если они не упихивают себя в какой-то узкий жанр, да ещё и везде сообщают, что исполняют "свою музыку, не ограниченную форматами, модными тенденциями и всеми прочими соблазнами" - вот как киевская группа ПОСТ.СКРИПТУМ, например. Украинские коллективы приезжают на "Рыбку" нечасто - все-таки для этого надо преодолеть серьезное расстояние, - но эти ребята активные, и в туры постоянно катаются, и на "Пустых Холмах" недавно выступали. Не знаю, как они смотрелись там, но на "Рыбке" затмили почти всех. И потому что музыканты отличные, и потому что держались на сцене с той отвязной уверенностью, которая гипнотизирует и увлекает даже случайного слушателя. Если же всё же взяться их с кем-то сравнивать, то из соотечественников - в широком смысле слова - на ум приходит разве что АКВАРИУМ. Только ни в коем случае не старинный, акустически-хипповский, под который косит каждый третий наш коллектив, а совсем наоборот - зрелый электрический. И в плане текстов тоже. И с поправкой на обычный для "киевской школы" холодноватый отстраненный сюр.

В принципе, ПОСТ.СКРИПТУМОМ можно было и закончить фестиваль, тем более что название располагает, но в финале нам был предложен более понятный и известный десерт - петрозаводский РЕВОЛЬВЕР. Про них отдельно рассказывать нет смысла: все, кто более или менее следят за российским роком, и так в курсе, что это такое и с чем это едят. Было весело.

КУЗЯ БЭНД и ДжонНапоследок еще раз повторю, что "Рыбка-2011" удалась на славу. Как, впрочем, удавались и предыдущие "Рыбки" - вопреки всему и несмотря ни на что. И отдельно поблагодарю всех тех, кто нейтрализовал минусы и преумножил плюсы всего происшедшего. Спасибо группам ОЛЬГА, ОРКЕСТР И НАДЕЖДА, СВИНТОПРУЛЬНЫЙ АППАРАТ, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, КУЗЯ БЭНД, АЛЛЮЗИОН, МЕДВЕЖЬЯ ИКРА, ИСТИННЫЙ ОБЛИК, ПОСТ.СКРИПТУМ - за музыку; Александру Дорофею, Кате Дорофей и Сове - за заботу; Андрею Початину, Сергею Костюку, Джону, Тоше, свинтопрулам и постскриптумам - за прекрасную компанию; всем перечисленным - за настроение. И до встречи на следующей "Рыбке"!

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 04 августа 2011, 06:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.004