Если альбом "Годі Спати!" предвосхитил "Революцию достоинства", то "УкрОп" был написан и записан по следам Евромайдана. Альбом во многом автобиографичен: ГАЙДАМАКИ неоднократно выступали не только на Площади Независимости в Киеве, но и в зоне АТО и многое видели собственными глазами.
До недавнего времени слово "укроп" имело единственное значение. Но за последние два года оно обросло дополнительными коннотациями: так некоторые россияне пренебрежительно называют представителей украинской нации. Пограничник Александр Ткачук, ставший автором текста заглавной песни альбома и клипа на нее, предложил актуальную интерпретацию понятия: "Український Опір" ("Украинское Сопротивление"). А на обложке изображен четырехлетний сын Александра Тимурчик, "маленький УкрОп".
Основной состав ГАЙДАМАКОВ не претерпел изменений, если не считать ухода из группы аккордеониста Дмытра Мотузка. В качестве сессионных музыкантов были приглашены: Таня Таня - актриса киевского театра "Дах" ("Крыша"), вокалистка фрик-кабаре DAKH DAUGHTERS; баянист Богдан Кутепов, участник группы ВПЕРШЕ ЧУЮ (ВПЕРВЫЕ СЛЫШУ); бандурист Юрко Миронец, участник проекта CHEEKY CATS; скрипач Васыль Гекер, играющий в Национальном академическом оркестре народных инструментов Украины; а также польский композитор, аранжировщик, электронщик и ди-джей Cai Caslavinieri.
Альбом открывается полуминутным "Intro". Возможно, это и есть голос Майдана... Песня "УкрОп" проникнута гордостью за украинскую нацию, готовую стоять насмерть за свою свободу. Название "Аркана!" нуждается в кратком пояснении. Аркан - украинский народный танец. Во время его исполнения танцующий эпизодически выкрикивает ничего не значащее слово "аркана". Сама же песня являет собой предостережение сепаратистам, выступающим за отделение от Украины Донецкой, Луганской, Харьковской и других областей, в которых проживает якобы русское большинство. Один куплет посвящен памяти Александра Музычко, известного в народе как Сашко Билый, координатора "Правого сектора" (запрещенная в России организация - ред.) на западе Украины, погибшего в марте 2014 года. В песне чередуются два контрастных эпизода: суровое обращение к сепаратистам и признание девушки в любви к синеглазому парню, стилизованное под украинскую народную песню. С ролью девушки блестяще справилась Таня Таня. Отдельное спасибо Cai Caslavinieri за сэмплы.
Песня "Дерев'яні Щити" ("Деревянные Щиты") - реквием по павшим героям Майдана. Реггейный запев и хардкоровый припев звучат торжественно-скорбно. "Нашим Пацанам" - посвящение защитникам восточных областей Украины от внешних посягательств. Песня уже успела стать неофициальным гимном украинских патриотов. "У Відкрите Небо" ("В Открытое Небо") можно воспринимать как обращение Украины к России с просьбой ее отпустить. В концепцию альбома органично вписывается и украинская народная песня "Ой, Віє Вітер" ("Ой, Веет Ветер"). Сашко Ярмола перевоплощается то в повествователя, то в козака, обращающегося к ветру, то в ветер, который пророчит козаку близкую гибель. Вторая часть каждого куплета повторяется двухголосным мужским хором. А бандура как будто "сопереживает" каждому участнику диалога.
В альбом вошли три кавера. ГАЙДАМАКИ актуализировали содержание песни-марша "Їхав Козак На Війноньку" ("Ехал Козак На Войнушку") за авторством Михаила Гайворонского, сечевого стрельца. Но более интересным мне показался кавер на песню Егора Летова "Отряд Не Заметил Потери Бойца", в украинском варианте - "Загін" ("Отряд"). От первоисточника осталось лишь несколько строк. Сашко Ярмола проводит параллель между сражением Украинской повстанческой армии против красноармейцев и гитлеровцев, с одной стороны, и борьбой украинского народа против российской агрессии - с другой. ГАЙДАМАКИ проявили необычайную изобретательность в аранжировке: реггейному запеву противостоит почти спид-металлический припев, в котором ведущая роль отводится духовой секции. В кавер-версии появился эпизод, которого не было в оригинале: одна стихотворная строфа получитается-полупропевается на фоне гуцульской мелодии, которую ведут духовые... В иных случаях и о трагическом можно петь с юмором. А обработка песни Андрея Кузьменко "Чорнобиль Форева", выдержанная в стиле реггей, получилась у ГАЙДАМАКОВ еще более веселой и зажигательной, чем у группы СКРЯБІН.
Заражает весельем и зарисовка "Київське Метро". Автор изображает метро украинской столицы как огромную деревню, в которой все всех знают и запросто общаются друг с другом. Песня могла бы стать (а, возможно, еще и станет) гимном киевского метрополитена.
Нашлось в альбоме место и любовной лирике. Мне больше всего понравилась песня "Співай Соловей" ("Пой, Соловей"), насквозь проникнутая фольклорными интонациями. А в бонус вынесена ее танцевальная версия, выполненная Cai Caslavinieri.
Как живем, так и поем, - казалось бы, банальная истина. Тем не менее по альбомам группы ГАЙДАМАКИ "Годі Спати!" и "УкрОп" можно если не изучать историю Украины, то, по крайней мере, составить о ней мало-мальское представление. А еще - насладиться красотой украинского фолка в самых разных его проявлениях.