NEURO DUBEL - "На Марс!"


(c) & (p) Гангрэна Продакшн, 2015
20 tks./T.t. 44:50


При желании можно поиграть в числа. Итак, 10 апреля 2015 года, накануне своего 26-летия, культовая минская группа NEURO DUBEL выпустила пятнадцатый номерной альбом, куда вошли 20 треков, из которых 11 собственных песен, 1 кавер и 8 коротких стишков. Еще можно подсчитать хронометраж каждой песни, количество страниц в прилагаемом буклете... Я же предпочитаю сосредоточиться на материале альбома. Это занятие куда интереснее и полезнее самой занимательной математики.

Альбом записывался в составе: Александр "Дядя Саша" Куллинкович - вокал; Юрий Наумов - бэк-вокал; Виталий Абрамович - соло-гитара; Владимир Сахончик (также ЗЬМЯЯ) - гитара; Евгений Бровко - бас-гитара, бэк-вокал; Андрей Степанюк - барабаны. По музыке - мелодичный панк. При этом важно отметить, что профессионализм музыкантов перерастает рамки стиля. А виртуозные соло Виталия Абрамовича могли бы украсить композиции многих и многих белорусских групп, принципиально далеких от панка.

"Космическая" тема и раньше привлекала Александра Куллинковича. Достаточно вспомнить песни "Касманаўты" и "Гагарин", кавер-версию песни Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского "Притяжение Земли" из репертуара Льва Лещенко, в интерпретации ND получивший название "Дети Галактики"... Можно сказать, что эта тема находит свое продолжение и в представляемом альбоме, в частности, в заглавной песне, посвященной красной планете, и в стишке "Неистовое Слово". Но она растворяется и теряется в другой теме - алкогольной, которая разбросана почти по всем авторским композициям. Впрочем, даже такое обозначение тематики весьма и весьма условно.

Альбом обрамляется инструментальными "Intro" и "Outro". Последнее - "игрушечная" мелодия, которую сменяет бой часов. Так и хочется дать ей название "Пробуждение". А то, что было до нее, оказывается продолжительным сном.

Упоминание сна вовсе не случайно. Вообще поэзия Дяди Саши весьма специфична. Почти все тексты являют собой яркий образец стихоплетства. Мне бы хотелось заранее освободить это слово от отрицательной коннотации. Я бы сказал, что это стихоплетство высшей пробы: слова сплетаются в строки, строки - в строфы, строфы - в стихи. Которые, на первый взгляд, лишены всякого смысла. Вернее, смысл угадывается не сразу и не всеми. А вот красоту куллинковичевских строк оценят многие, в том числе и не въехавшие до конца в содержание. В строки-строфы органично вписываются прямые, превращенные и искаженные цитаты из пушкинской "Сказки О Царе Салтане", из лермонтовского "Бородина", из цоевского "Время Есть, А Денег Нет", из куплетов Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст", а после проигрыша в песне "Метро" весьма кстати пришлось михалковское "Э-ге-гей" из шлягера ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО "Ау".

А еще вполне уместно приплести всевозможные "измы" - в частности, абсурдизм, дадаизм, сюрреализм. Последнее направление фиксирует сновидения, которых в текстах-стихах Дяди Саши можно отыскать великое множество. А, быть может, это просто игра словами/фразами/строками? Мысль об игре вызывают названия стихов: "Стремительное Слово", "Насущное Слово", "Патриотическое Слово", "Слово Про Любовь", "Мучительное Слово", "Неистовое Слово". Присутствие в названиях стишков существительного "слово", очевидно, обусловлено их краткостью.

"Счастье" и "Милицейские" - песни-приколы. Куллинкович нарочно "мажет" мимо нот, стараясь вызвать ощущение диссонанса, хотя чисто интонировать может и умеет. "Сельпо" - стилизация русской (панк)-частушки. Лично у меня возникают некоторые ассоциации с ранними опусами СЕКТОРА ГАЗА. А фраза "Отъябися все плохое, приябись хорошее" могла бы стать афоризмом.

Заглавный номер альбома стилизован под торжественный марш. Белорусские музыкальные критики поспешили приписать лидеру ND индивидуальный авторский неологизм "рушымся" (эквивалент в русском языке - "движемся"). Слово действительно архи-редкое, к разряду общеупотребительных не относящееся. Но - никак не неологизм: в 1910 году белорусский поэт-романтик Максим Богданович использовал его в стихотворении "Рушымся, брацьця, хутчэй" ("Движемся, братья, быстрей").

Песенка "Метро" могла бы прозвучать где-нибудь во дворе под акустическую гитару. Реальный хит! Битва на мотоциклах из одноименной песни - это совсем не страшно, даже прикольно. Сама же песня была написана более 20 лет назад и дала название магнитоальбому 1994 года. Мне больше нравится аутентичная версия. Срабатывает эффект первичного восприятия, с которым ничего не могу поделать.

"Папараць Кветка" ("Цветок Папоротника") была написана Куллинковичем еще в начале 2000-х для нереализованного проекта "Скрыпка Дрыгвы" ("Скрипка Трясины"), который предполагалось приурочить к 75-летию со дня рождения Владимира Короткевича. Многие белорусские рок-музыканты написали композиции на стихи выдающегося белорусского поэта, прозаика, публициста и историка. Что касается лидера ND - именно благодаря Короткевичу он пришел к белорусскому языку, к осознанию своей национальной идентичности. Первоначальный вариант песни входил в альбом "Tanki" (2004).

"Рок-н-Ролл Мертв" - панк-кавер на песню Бориса Гребенщикова. В музыке появились гармонии, коих нет в оригинале, а гитарные соло просто бесподобны! Есть две пародии: "Пару Сук" - на хардкор среднего пошиба. Название "Диско" говорит само за себя. ND представили, как бы сегодня мог звучать среднестатистический советский ВИА. Хотя соло-гитара все равно "дюбелевская". "Маленькая Песенка" наполнена русскими фольклорными интонациями и словооборотами, в частности, повторениями корней слов. Отдельное спасибо Виталию Абрамовичу за "плачущую" гитару во вступлении, проигрышах и финале. Песней "Уходим Тихо" ND прощаются со слушателем.

Полет на Марс удался на все 100%. По прослушивании альбома хочется всем и каждому пожелать неспокойных, но приятных снов.

Слушать альбом
Скачать альбом (и при желании поддержать материально)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 11 апреля 2016, 05:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиОдин юбилей - две программы (25-летие группы NEURO DUBEL в Бресте и Минске)Геннадий Шостак28.10.2014
СтатьиБольшое космическое путешествие (NEURO DUBEL в клубе "Re:Public", Минск, 10.04.2015)Геннадий Шостак15.04.2015
СтатьиПопели, потанцевали, поругались (NEURO DUBEL в баре "Beer & Wine", Минск, 31.03.2016)Геннадий Шостак12.04.2016
АрхивНЕЙРО ДЮБЕЛЬ (разные издания)Екатерина Борисова16.09.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006