Один юбилей - две программы (25-летие группы NEURO DUBEL в Бресте и Минске)


Минувшим летом культовой белорусской группе NEURO DUBEL / НЕЙРО ДЮБЕЛЬ / НЭЙРА ДЗЮБЕЛЬ исполнилось 25 лет. Празднование юбилея по вполне понятным причинам было перенесено на осень... Казалось бы, есть повод для радости. А мне грустно. И вот почему.

На мой взгляд, группа масштаба ND должна отмечать свое 25-летие громко, пышно, с размахом. Прежде всего - проехать с юбилейными концертами хотя бы по всем областным центрам Беларуси. Но, увы и ах, никакого размаха не получилось (господа организаторы, ау! Откликнитесь!..) Концерты в честь знаменательной даты были даны всего лишь в двух городах - в Бресте и в Минске. В городе над Бугом выступление ND состоялось благодаря Андрею Янушкевичу, лидеру проекта JANUSH и организатору вечеров неформатной акустической музыки и поэзии "Белый Абажур", и областной филармонии. В Минске же лидер группы Александр Куллинкович организовывал концерт сам.

Я имел счастье побывать на обоих концертах: в Бресте - так как посещаю все "Белые Абажуры", в которых участвуют рок-музыканты; в Минске - по персональному приглашению Куллинковича.

Для двух выступлений ND подготовили две разные программы. В Бресте концерт проходил 19 сентября в клубе "City". Группа была ограничена во времени полутора часами, а потому успела сыграть лишь хиты. Поскольку в зале находились женщины и дети, Андрей попросил Александра Куллинковича не исполнять песни, содержащие табуированную лексику. В Минске же концерт прошел 4 октября в клубе "Re:Public". Там ND предполагали играть примерно три с половиной часа. И, конечно, какие-либо цензурные ограничения исключались. Забегая наперед, скажу, что всем планам Куллинковича осуществиться так и не было суждено... Но во всем должны быть порядок и последовательность. А посему вернемся на день назад.

19 сентября, клуб "City", Брест

За два часа до концерта Куллинкович дал небольшую пресс-конференцию для брестских журналистов. Он окинул беглым взглядом историю группы и поделился своими планами на будущее. Собственно, на пресс-конференции я и узнал о двух разных программах под общим названием "25 лет в роке" и получил приглашение на юбилейный концерт в Минске.

До начала мероприятия оставалось чуть больше часа. ND начали саундчек, а Куллинкович уехал на "Радио Брест FM", где дал пространное интервью. Для меня концерт начался несколько раньше, чем для других. Я сидел в зале, потягивая горячий кофе. Вместо Куллинковича несколько хитов спел гитарист группы Юрий Наумов (не путать с русско-американским блюзовым гитаристом Юрием Наумовым!), и я успел оценить по достоинству его вокальные данные. Раньше мне приходилось его слышать только на подпевках...

Концерт начался с большим опозданием. Тем не менее, ND вместо предполагаемых полутора часов играли целых два или около того.

Выступление открывалось песней "Афтары Правды" из одноименного альбома (2011). Затем мы услышали "1, 2, 3" и "Бифидокефир" из альбома "Дохуя Советчиков". Оба альбома, а также Трибьют ND можно было купить прямо здесь, в зале клуба. Публика подпевала Куллинковичу в песнях "Переехала Комбайном", "Ольга Сергеевна", "Ехали Уроды", "Манту", "Гагарин", "Охотник и Сайгак", "Звездочки", "Гузік" ("Пуговица")... Дядя Саша (так называл себя Куллинкович во время концерта) непринужденно общался с публикой и даже принимал заявки. Повторюсь: Андрей просил не исполнять на концерте песни с ненормативной лексикой. Сначала просьба исполнялась: так, в песне "Пиздец" Дядя Саша заменил ключевое слово на "конец" и прочитал коротенький стишок под названием "Ночь без мата", который пришелся как нельзя кстати. Но мат - такая штука: ты его в дверь - он к тебе в печную трубу... Да и на поверку оказалась, что далеко не вся публика против мата.

"Самураи" - кавер-версия песни полузабытой гомельской панк-группы ЭДГАР ПО. Вернее - полукавер, поскольку Куллинкович оставил от первоисточника только припев, а запев придумал свой. На сей раз лидер ND обошелся без эвфемизмов: пиздец - он и есть пиздец... Что касается припева - он был позаимствован ЭДГАРОМ ПО у советского поэта-песенника Бориса Ласкина. Кто не помнит строчки: "В эту ночь решили самураи перейти границу у реки"?.. В последнем куплете Куллинкович актуализировал текст, заменив самураев на россиян...

Вообще каверы могли бы стать отдельной темой в статье об ND. Куллинкович сотоварищи очень трепетно подходят к интерпретации песен других авторов - настолько, что чужие композиции становятся для группы практически своими. Так произошло с песней Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского "Притяжение Земли" (в интерпретации ND - "Дети Галактики"), которая в середине 70-х входила в репертуар Льва Лещенко. Песня подверглась некоторому переосмыслению: так, Лев Лещенко и Эстрадно-симфонический оркестр ВР и ЦТ п/у Юрия Силантьева исполняли ее в ритме вальса, на 3/4. В трактовке же НЕЙРО ДЮБЕЛЯ метрический размер изменился на 4/4. Создавая свой будущий хит, авторы и предположить не могли, что с ним произойдет через 30 с лишним лет...

А вот представляя песню-марш "Куба", Куллинкович ошибся, приписав ее авторство тому же Давиду Тухманову. Посему вношу необходимое уточнение: музыка песни написана Александрой Пахмутовой, стихи - Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. В обработке ND песня мне нравится гораздо больше, чем в оригинале. Музыканты проявили незаурядное чувство юмора и позволили себе свободно обойтись с первоисточником. Я имею в виду вставку из другого шлягера конца 60-х - "Чунга-Чанга" Владимира Шаинского из м/ф "Катерок" (отдельное спасибо Юрию Наумову!). И результат от этого только выиграл.

"Песенка Бременских Музыкантов" на музыку Геннадия Гладкова в обработке ND также претерпела существенное изменение: Куллинкович "подправил" Юрия Энтина. В его интерпретации текст выглядел следующим образом:

Ничего на свете больше нету
И за это ничего не будет.


На следующем концерте мы услышим еще парочку каверов.

"„Резиновый Дом" давай! „Резиновый Дом"дава-а-ай!" - истошно орала публика. "Если Андрей разрешит", - отвечал Дядя Саша. Для тех, кто не в курсе: в припеве песни "Резиновый Дом" каждая фраза начинается со слова "бля". И хотя "Московский Комсомолец" еще в начале 90-х в известной заметке убеждал нас в том, что "„Бля" - слово не бранное", общественное мнение придерживается противоположной точки зрения. И Андрей хранил молчание... ND исполнили еще несколько песен, но публика стояла на своем. Дядя Саша решил пойти на компромисс: ND сыграли инструментальную версию песни, а зрители во всю глотку орали слова...

В настоящем репортаже я почти ни словом не обмолвился о музыкальной составляющей. Увы или к счастью, но сказать о ней мне практически нечего: ND на обоих концертах работали как часовой механизм. все песни были сыграны-спеты на столь высоком уровне, что музыку можно было не заметить, она воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Эпизодически Дядя Саша просил звукорежиссера добавить голос в мониторы и спрашивал у зрителей: "Хорошо нас слышно?" - "Да-а-а!" - хором отвечали из зала...

Настало время завершать концерт. Но публика не отпускала своих кумиров со сцены. ND забацали еще одну "инвективную" песню - "Суки". "Е-ще! Е-ще!" - ревела толпа. "Еще так еще" - решил Дядя Саша. Предваряя следующую песню, он рассказал историю, случившуюся с ним совсем недавно: встретил его однажды хороший знакомый выкриком: "Слава России!" "Я его чуть не набил", - признался Куллинкович под первые аккорды "Belarus Über Alles". Публика не унималась, требуя продолжения. Дядя Саша на одном дыхании спел "Петрову" и "Время Распрощаться".

Из зала по-прежнему требовали продолжения банкета. В ответ Куллинкович пригласил всех желающих в Минск на концерт, который должен был состояться через 15 дней...

Но это уже другая история.

4 октября, клуб "Re:Public", Минск

В "Re:Public" мне удалось попасть за час до концерта. Витаут Мартыненка раскладывал на своем столике CD, DVD, книги. За другим прилавком можно было купить диски, майки и прочую атрибутику NEURO DUBEL.

Александр Куллинкович протянул мне плей-лист ближайшего выступления. У меня было время тщательно его изучить. Концерт был разбит на два отделения.

Начало было заявлено на 19:00, но в это время только-только стали запускать народ в клуб. Таким образом, концерт стартовал с 40-минутной задержкой. Инструментальное интро, построенное на теме одной из старых композиций, название которой затрудняюсь вспомнить, незаметно перетекло в песенку "Вітайци!" ("Приветствуйте!"). В первом отделении к ND присоединялись бывшие участники группы и исполняли старые хиты. В зале клуба яблоку негде было упасть; помещение превратилось сначала в танцпол, а затем - в парилку. Публика, включая вашего покорного слугу, вместе с Куллинковичем пела "Переехала Комбайном" "4 Женщины", "Убийство Монтировкой", "Охотник и Сайгак", "Ехали Уроды", "Полцарства", "Пидарасы", "Один Дома", "Гагарин", "Гуси-Лебеди"... Куллинкович вспомнил две свои ранние песни - "Битва На Мотоциклах", давшую название магнитоальбому 1994 года, и "Имитация". После чего пригласил на сцену супружескую пару - Анатолия и Оксану Вечер. Они в середине 90-х вели на Белорусском ТВ еженедельную музыкальную программу "Акколада", в которой состоялся теледебют ND.

И снова не обошлось без каверов. Мне очень понравился "Бухаст": получилось по-раммштайновски мрачно и по-дюбелевски весело. А "Вологду" Бориса Мокроусова/Михаила Матусовского группа подготовила для участия в проекте "ПесняРок".

Первое отделение Куллинкович закончил песенкой "С Праздником!" Воистину, праздник получился на славу. Было с чем поздравлять.

После довольно продолжительного антракта началось второе отделение. На сцену выходили известные белорусские музыканты: Александр Помидоров (POMIDOR/OFF), Олег Хоменко (ПАЛАЦ), Зоя Сахончик (ЗЬМЯЯ) поздравляли NEURO DUBEL с юбилеем и пели с Куллинковичем дуэтом. Правда, их голосов практически не было слышно. Мне запомнилось исполнение разве что "Гузіка" с Олегом Хоменко, который в качестве сессионного музыканта участвовал в записи альбома ND "Tanki" (2004).

Если первое отделение состояло преимущественно из старых хитов, во втором преобладали песенки поновее: "1, 2, 3", "Бифидокефир", "Манту", "Ольга Сергеевна", "Das Fisch", "Лучшая Девушка", "Полноте", кавер "Притяжения Земли"... И, конечно, "Резиновый Дом", без которого не обходится ни один концерт...

Правда, отделение группе пришлось несколько подсократить: в 22:00 в клубе должна была начаться дискотека. Поэтому Александр Куллинкович предупредил: "Сейчас прозвучат последние песни. Никаких бисов не будет!" Публика отнеслась к ситуации с пониманием и отреагировала спокойно.

А ND практически без перерыва сыграли "Песенку Бременских Музыкантов", "Время Распрощаться", "Belarus Über Alles" и "Петрову".

Что можно сказать о музыке? Было, как всегда, драйвово, зажигательно и сногсшибательно. По-моему, у ND по-другому и быть не может.

Пользуюсь случаем и от себя лично и от имени Нашего НеФормата поздравляю группу NEURO DUBEL с 25-летием и желаю долго-долго жить, творить и радовать нас своими замечательными песнями.

Фото: Dara WIND (Брест), Александр КОВАЛЕВИЧ (Минск)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 октября 2014, 20:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииNEURO DUBEL - "На Марс!"Геннадий Шостак11.04.2016
СтатьиБольшое космическое путешествие (NEURO DUBEL в клубе "Re:Public", Минск, 10.04.2015)Геннадий Шостак15.04.2015
СтатьиПопели, потанцевали, поругались (NEURO DUBEL в баре "Beer & Wine", Минск, 31.03.2016)Геннадий Шостак12.04.2016
АрхивНЕЙРО ДЮБЕЛЬ (разные издания)Екатерина Борисова16.09.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.004