KOZAK SYSTEM - "Шабля", "Живи І Люби", KOZAK SYSTEM, Тарас Чубай - "Пісні Самонаведення"


(c) KOZAK SYSTEM, 2012-2013
(p) Комп М'юзік, 2013
17 tks./T.t. 65:39

(c) KOZAK SYSTEM, 2015
(P) Комп М'юзік, 2015
11 tks./T.t. 44:29

(c) KOZAK SYSTEM, Тарас Чубай, 2014
(p) Комп М'юзік, 2014
10 tks./T.t. 48:20


Для начала оглянемся на четверть века назад.

В феврале 1991 года в Киеве появилась группа АКТУС. Сегодня о ней мало кто помнит. Между тем, именно эта группа была пионером и законодателем нового направления - так называемого козак-рока, сочетающего рок-н-ролл, ярко выраженную ритмическую основу и мелодику украинских козацких песен. В составе АКТУСА начинали свою деятельность Иван Леньо и Владимир Шерстюк. В 2001 году АКТУС трансформировался в группу ГАЙДАМАКИ. Изменился состав и концепция коллектива. Музыканты хранят верность козак-року, однако стиль этот подвергся модификациям...

В начале 2012 года творческие и личные разногласия между фронтменом ГАЙДАМАКОВ Александром Ярмолой и остальными участниками коллектива повлекли за собой уход последних. Вскоре образовалась новая группа под названием KOZAK SYSTEM. Ее костяк составили: Иван Леньо - синтезатор, аккордеон; Александр Демьяненко - гитара; Владимир Шерстюк - бас; Сергей Борисенко - барабаны; Сергей Соловий - труба, синтезаторы; Александр Чаркин - тромбон. Почти все участники группы - за исключением Чаркина - поющие, благодаря чему им удается воссоздавать звучание мужского хора. С KS постоянно сотрудничает большое количество сессионных музыкантов, но об этом ниже.

Участники группы также определяют свой стиль как козак-рок. Однако у KS он разбавлен панк-роком, ска-панком, реггеем, балканщиной и еще многим и многим.

KS создают композиции на стихи поэтов, придерживающихся разных эстетических устремлений. Но, как ни странно, при этом альбомы группы отличаются редкой концептуальной целостностью и органичным единством. Уж чего-чего, а концептуальности KOZAK SYSTEM не занимать. Судя по оформлению трех альбомов, участники коллектива имеют четкие культурные убеждения, которыми должен обладать каждый уважающий себя украинец. Вероятно, кто-то увидит в нем склонность к воинственности и агрессивный национализм и поспешит причислить Ивана Леньо с сотоварищами к пресловутым "бандеровцам". И в данном случае я не стану ни соглашаться, ни спорить: если под национализмом понимать уважение к прошлому своей страны, своего народа, любовь к своей нации, в нем ничего плохого нет. Равно, как и в готовности защищать свою землю от внешних посягательств с оружием в руках. Лично я обеими руками - за такой национализм.

Первоначально альбом "Шабля" ("Сабля") вышел в 2012 году, а в 2013-м состоялось его переиздание. В записи, наряду с основным составом, участвовали сессионные музыканты: Мышко Адамчук - сопилка; Владимир Шолохов - сопилка; Владимир Шатурма (ПЕРКАЛАБА) - цимбалы; Владимир Полёвчик (ДНІПРО) - цимбалы; Васыль Гекер (Национальный академический оркестр народных инструментов Украины) - скрипка; Иван Ткаленко - бандура; Марина Богун - бэк-вокал; а также вокалисты Андрей Середа (КОМУ ВНИЗ) и Катя Chilly.

Заглавная песня написана на стихи Дмытра Лазуткина. Собственно, ее название можно толковать двояко: и как "шабля" ("сабля"), и как "ша, бля!". Песенка заражает одновременно безудержным весельем и здоровой яростью. Здесь KS звучат как ансамбль народных инструментов, играющий на козацких забавах. "Гайдамацька" ("Гайдамацкая") создана на стихи Тараса Шевченко. Поразительное сочетание строк классика украинской поэзии, народного мелоса и ритмики реггей! "Ми Боги" ("Мы Боги") на стихи Юрка Издрика - философские размышления о нашей жизни в эпоху высоких скоростей. Песня выдержана в ритме латино. В финальном проигрыше темп ускоряется, становится все более стремительным... "Партія Снайперів" на стихи Сашка Положинского (ТАРТАК) - исполненный острой сатиры монолог простого выходца из народа, в котором тот исчерпывающе высказывает свое отношение к президентам, министрам и депутатам, противопоставляя им всем Партию снайперов. По музыке - укро-ска-панк, в последнем куплете ритм меняется на реггейный... "Сніг" ("Снег") на стихи Сергея Жадана (СОБАКИ В КОСМОСІ) - любовная лирика, ни больше, ни меньше. Минорная тональность. Ускоренный реггей. А припев вызывает в памяти украинские ВИА 70-х... "Така Спокуслива" ("Такая Соблазнительная") на стихи Дмытра Лазуткина - антитеза предыдущей песне: здесь бушуют ничем не сдерживаемые страсти. KS на несколько минут представили, что бы было, если бы, например, Горан Брегович начал играть реггей. В последнем куплете порыв чувств изображается посредством темпераментного соло акустической гитары и синкопированных звуков у ритм-секции. Песни "Ворон" написана по мотивам романа Васыля Шкляра "Залишенець. Чорний Ворон" ("Лишенец. Черный Ворон"). Авторство музыки и стихов принадлежит участникам KS. Если бы я не взглянул на трек-лист на диджипаке, считал бы эту песню украинской народной. Название "Emigrant Song" вряд ли нуждается в комментариях. Автор стихов - Сергей Жадан. Это - гуцул-фолк в чистом виде. В проигрышах духовая секция и аккордеон развернулись во всю мощь...

Отдельного внимания заслуживают обработки украинских народных песен и композиции на народные слова. Первые от вторых отличить весьма сложно, так как мелодии, авторами которых являются участники группы, очень близки подлинно народным. "А Вже Тому 7 Рік Буде" ("А Уже С Тех Пор Прошло 7 Лет") исполняет украинская этническая певица Катя Chilly, а "Пісню Про Андрія" - Андрей Середа. "Я Ворота Запираю" наполнена мощнейшим драйвом. Отдельное спасибо за соло аккордеона и скрипки в проигрыше, которые звучат в унисон. В обработке песни "Їхав Козак Містом" ("Ехал Козак Городом") на традиционное хоровое народное пение накладывается хардовая гитара. И получается весьма органично и красиво!

Нельзя обойти вниманием и каверы. Их в альбоме четыре. "ҐетАп, СтенАп" музыкально весьма далек от первоисточника - "Get Up, Stand Up" Боба Марли: во-первых, ритмический рисунок изменен до неузнаваемости; во-вторых, в версии KS в припеве используется подлинная мелодия украинского народного танца. Перевод Аллы Вербовой близок к первоисточнику и выполнен на высоком художественном уровне. Три кавера перекочевали из репертуара ГАЙДАМАКОВ. "Die, Die, My Darling" THE MISFITS благодаря Сергею Жадану превратилась в "Бай, Бай, Кохана" ("Бай, Бай, Любимая") и зазвучала по-украински не только вербально, но и музыкально. Безусловная удача - кавер-версия композиции MOTORHEAD "Ace Of Spades", исполненная на языке оригинала. Здесь проявила активность духовая секция, а проигрыш построен на теме украинской народной песни "Ой На Горі Та Й Женці Жнуть". Потрясающий дуэт трубы и сопилки! "Гей, Іване" ("Эй, Иван") - ска-панк-версия хита БРАТІВ ГАДЮКІНИХ. К слову, трек записывался в студии "Гадюкіни Records", очевидно, для воссоздания соответствующей атмосферы. Очень-очень неплохо! Но все же я предпочитаю оригинал.

Завершает альбом проникнутая гражданским звучанием песня "Брат За Брата" на стихи Сашка Положинского, которая предвосхитила известные события в Украине. В основу вступления вновь положена тема "Ой На Горі Та Й Женці Жнуть", сыгранная на бандуре. В музыке присутствие Бреговича ощущается физически.

Записывая свой второй номерной альбом "Живи І Люби", KS расширили состав за счет сессионных музыкантов. Страна должна знать своих героев! Это: Васыль Попадюк (PAPA DUKE BAND) - скрипка; Снейк (АРОМОТЕРАПІЯ) - речитатив; вокалисты Оксана Бут (БУТТЯ), Stacey Yerofeyeva (DOVIRA), Марьяна Садовская (BORDERLAND) и Эльвира Сарыхалил.

"Живи І Люби" строится по тому же принципу, что и "Шабля": композиции написаны участниками KS на стихи разных поэтов. Есть и отличия: во-первых, стилистически материал более разнообразен. Во-вторых, в подходе к аранжировкам KS проявили куда большую изобретательность: в частности, по саунду он стал более электронным. В-третьих, здесь в два раза меньше обработок народных песен и совсем нет каверов: упор сделан главным образом на собственное творчество. Наконец, в-четвертых, усилилось гражданское звучание: многие песни были написаны под влиянием Майдана.

Альбом открывают две песни на стихи Юрка Издрика: "Живи І Люби" - гимн жизнелюбию и оптимизму. Как бы тяжело ни было, живи, люби и иди вперед. Ускоренный реггей с электронными эффектами в вокале и духовыми в проигрышах. "Не Було І От" ("Не Было И Вот") - просто песня о любви. "Криза Середнього Віку" ("Кризис Среднего Возраста") на стихи Артема Полежаки (ПОЛЕЖАКА +БАРАБАС) автобиографична: музыканты группы - далеко не мальчики, у каждого за спиной - рок-н-ролльное прошлое со всеми pro et contra. Пунктирный ритм в запевах и реггейный в припевах. В финале - красивый проигрыш в ритме зажигательного танца. "Коли Вона" ("Когда Она") на стихи Сергея Жадана - посвящение Женщине. Проникновенная песня, лишенная драматических контрастов. О композиции "Битим Склом" ("Битым Стеклом") следует сказать более пространно. Сашко Положинский написал текст задолго до Евромайдана, предвосхитив аннексию Крыма Россией. Музыку сочинили KS к годовщине печальной даты. В композицию органично вписался Гимн крымскотатарского народа на стихи Номана Челебыджихана в исполнении этно-певицы Эльвиры Сарыхалил. Колорит дополняет партия бузука - крымскотатарского духового инструмента, который блестяще сымитировал Иван Леньо на MIDI-клавиатуре (убедительная просьба - не путать со струнным щипковым инструментом бузуки, распространенным в Греции, Турции, Ирландии и ряде других стран). А все вместе звучит как реквием... "Сни Ранньої Весни" ("Сны Ранней Весны") на стихи Дмытра Лазуткина - песня об утраченной любви. Реггей по-украински или укро-реггей. В начале трека - прикольная фишка в виде цитаты из песни Игоря Поклада/Игоря Бараха "Кохана" ("Любимая") в исполнении оперно-эстрадного певца Константина Огневого. В песенке "Читати Тебе" ("Читать Тебя") на стихи Артема Полежаки любовная тема получает совершенно иное преломление: любимого человека можно читать, как книгу. Немножко ска, немножко латино... И веселье, бьющее через край. Композиция "Мамо, Нащо?" ("Мама, Зачем?") состоит из двух равнозначных и в то же время контрастных друг другу частей: Иван Леньо поет украинскую народную песню "Ой Летіли Журавлі". Рэппер Снейк произносит монолог от лица младенца из неблагополучной семьи, брошенного и матерью, и отцом, и отчимом, которые вечно то пьяны, то обкурены... Вот такой кусочек нашей реальности. Украинскую народную песню "Зродилися Терки" Иван Леньо исполняет дуэтом с Марьяной Садовской. Огромное спасибо Васылю Попадюку за солирующую скрипку! Это лучший номер на диске! Абсурдистская "Колискова" ("Колыбельная") на стихи Олега "Моха" Гнатива (ПЕРКАЛАБА) несет на себе печать самоиронии. Припев состоит из двух слов "Спи давай!" и поддерживается проигрышем трубы, тромбона и аккордеона. Завершает альбом "Наш Маніфест" на стихи Сергея Соловия - обращение украинцев к россиянам. Во вступлении известный украинский художник, поэт и драматург Лесь Подервянский специально для русских кратко формулирует украинскую национальную идею: "Від'їбіться від нас нахуй!" ("Отъебитесь от нас нахуй!"). Жанр вербальной составляющей я бы охарактеризовал как инвективу. Вместе с тем, песня направлена не столько против русской нации, сколько против внутреннего москаля, который сегодня еще живет в украинцах. С точки зрения музыки - ска-панк, перерастающий в разудалую пляску. Заканчивается песня попевкой, содержание которой известно даже начинающему музыканту. Не совсем понятно, зачем надо было в CD-версии запикивать матерные слова в куплетах, если они прозвучали во вступлении. Кстати, в Интернете эту песню можно найти без бипов.

Полноты картины ради следует сказать, что альбом был переиздан польским лейблом "Lou & Rocked Boys" под названием "Kochaj I Żyj" ("Люби И Живи"). Что же, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Песни расположены в иной последовательности, добавлено несколько треков; названия, хоть и слегка изменены, вполне узнаваемы.

Еще со времени своего основания KS сотрудничали с различными украинскими музыкантами. В их числе - Тарас Чубай, основатель и лидер группы ПЛАЧ ЄРЕМІЇ. Результатом их творческого взаимодействия стал альбом "Пісні Самонаведення" ("Песни Самонаведения"). Идея проекта принадлежит Владимиру Шерстюку. Хоровые партии напели Тарас Чубай (также синтезаторы, программирование, гитары, альт, перкуссия) и Александр Демьяненко (также гитара); на бандуре сыграл Иван Ткаленко, который в состав KS не входит, но часто записывается и выступает с группой. Стилистика - синтез украинского фольклора и ямайских ритмов.

Большую часть альбома составили обработки украинских народных песен разных жанров и тематики, сделанные Тарасом Чубаем. Но есть и авторский материал.

В основу песни "Гомін" ("Гомон" или "Шум") положен диалог между матерью и сыном. Злая мать прогоняет от себя сына и, проклиная, желает ему попасть в плен к орде, туркам или москалям. Но сын проявляет бесстрашие. И лишь когда отвечает (цитирую в собственном переводе): "Меня, мама, и москаль знает, жить под себя подбивает", мать смягчается и просит сына вернуться домой. Но поздно: сын героически погибает. Исполнение песни являет собой своеобразный театр одного актера: Тарас с рельефной точностью воспроизводит эмоциональные состояния повествователя и участников диалога. Каждая фраза сына повторяется в хоровом изложении. Таким образом подчеркивается значимость его ответов. "Ой, Гук, Мати, Гук" ("Ой, Звук, Мама, Звук"), "Ой, З-за Гір" ("Ой, Из-за Гор") и "Приїхали З-за Дунаю" ("Приехали Из-за Дуная") - козацкие песни. К ним примыкает баллада на стихи Анатолия Свидницкого "А Вже Років Триста" ("А Уже Лет Триста"). Она также входила в репертуар ГАЙДАМАКОВ с другим числительным в названии: не триста, а двести. Любовная тематика по-разному отразилась в народных песнях "Ой, Там, На Горі" ("Ой, Там, На Горе") и "До Тернополя", а также в композиции Тараса Чубая на стихи Костя Москальца "Рана-Любов". Мажорную ноту вносит в альбом песня Тараса Чубая на стихи Богдана-Игоря Антоныча под двойным названием - "Росте Антонич" ("Растет Антоныч") и "Весна", она о единении человека и природы. А венчает альбом обработка рождественской песни "В Глибокій Долині" ("В Глубокой Долине").

По прослушивании трех альбомов можно сделать вывод: , KS остаются верны себе - музыкально, концептуально, идейно. Лично я уже не представляю себе украинскую рок-н-ролльную сцену без этой группы. Чего и всем желаю.

Скачать альбомы (скачивание платное):
KOZAK SYSTEM - "Шабля"
KOZAK SYSTEM - "Живи І Люби"
KOZAK SYSTEM, Тарас Чубай - "Пісні Самонаведення"

Заказать диски:
KOZAK SYSTEM - "Шабля" (2013)
KOZAK SYSTEM - "Живи І Люби"
KOZAK SYSTEM, Тарас Чубай - "Пісні Самонаведення"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 17 ноября 2015, 08:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиРебрендинг по-казацки (KOZAK SYSTEM в клубе "Бочка", Киев, 31.05.2012)Валерия Соколовская04.06.2012
СтатьиКозацкие забавы (KOZAK SYSTEM в клубе "Show Basilic", Луцк, 12.11.2015)Геннадий Шостак16.11.2015
СтатьиВладимир Шерстюк (KOZAK SYSTEM): "Мы развиваем современную украинскую музыку"Геннадий Шостак09.12.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 6 / 0.035