Добрые peace'юны (краткое жизнеописание группы ПЕРКАЛАБА)


На сцене появляется человек в образе слегка повредившегося умом сельского интеллигента, дует в пастуший рожок, обводит замерший зал растерянным взглядом и спрашивает: "Коровки моєй нє відєлі?" Следом за ним на поиски заблудившейся коровы выходят не менее колоритно выглядящие музыканты, с первых нот погружая публику в атмосферу буколического панка. Так начинается выступление группы ПЕРКАЛАБА.

Образованная в Ивано-Франковске в 1998 году, то есть в разгар всеевропейской балканомании, инспирированной фильмами Кустурицы, группа часто становится жертвой не устоявших перед таксономическим соблазном критиков, вмещающих ПЕРКАЛАБУ в один с экс-югославами контекст. На самом деле, типологическое сходство заканчивается, не успев начаться: ПЕРКАЛАБА куда многограннее, чем может показаться при поверхностном знакомстве, и, пожалуй, слишком самобытна для поиска аналогий. Даже сугубо формально: группа существенно расширила выведенную Гораном Бреговичем формулу ансамбля, играющего на свадьбах и похоронах, - в послужном списке ПЕРКАЛАБЫ есть концерт, сыгранный при рождении сына одного из участников.

Один из наименьших областных центров страны (240 тысяч человек населения), Ивано-Франковск со своими окрестностями вот уже два десятка лет - основной поставщик талантов для украинской неформатной сцены (т. н. "станиславский феномен"). Корни ПЕРКАЛАБЫ уходят в эту землю очень глубоко. В маленьком горном селе Перкалаба, давшем название коллективу, ими были даны два уличных концерта. Для ПЕРКАЛАБЫ этот регион - нечто большее, чем просто среда обитания. (Глубокая) Гуцулия - это мифологическое пространство, ставшее метатекстом; затерянный в горах оазис сакральной синергетики:

А ти гулєй, гулєй, гулєй
Сині гори - це не місто.
А ти гулєй, гулєй, гулєй
В синіх горах іще чисто.


Гуцулия - психоделическая область, где даже злоупотребление идёт на пользу ("Дружок! Покуштуй з нами мухомори і ходімо в Горри!"). Гуцулия - как живое приложение к учебнику по антропогенезу: тотемизм ("Я буду любити велику смереку"), потлач ("Свято грибів і форелів") и культ карго ("Прилітають шишки з неба, світ веселий так, як треба") процветают на этой земле.

Жизненная философия ПЕРКАЛАБЫ раскрывается участниками группы через мотто "попускаймоси, набуваймоси, покаймоси", выражающее одновременно крайнюю степень раскрепощённости, сопричастность ежедневному чуду бытия и глубокую почтительность к Демиургу без лицемерного религиозного пафоса. В творчестве ПЕРКАЛАБЫ наблюдается весьма трогательная смесь протохристианской морали и хорошего, неагрессивного пацанства. Возможно, с вершины Говерлы, находясь на два километра ближе к богу, наша жизнь видится несколько иной. Впрочем, не мне, атеисту, об этом судить, пожалуй.

Тексты ПЕРКАЛАБЫ предельно натуралистичны, чтобы не сказать рустикальны:

А той баран круторогий
Пальнув бабу межи ноги
А те теля хвостом меля
А бугай летить у гай бугай
Гай-гай-гай
Бугай
Ти не моргай мені бугай
Я знаю гори справжній рай
Цап-цап-цап.


Казалось бы, мне, человеку XXI века, жителю мегаполиса, должны быть концептуально непонятны вещи, о которых говорит ПЕРКАЛАБА (я и живой коровы-то в жизни не видел, прости господи). Но в этом и заключается магия группы - она умудряется вскрывать в слушателе некие резервные ресурсы восприятия, апеллирует к его предыдущим инкарнациям (если, конечно, верить в сансару). ПЕРКАЛАБА - это не этно, не фолк, не аутентика; ПЕРКАЛАБА - это хтоническая музыка. Довольно неоднозначным видится мне вопрос соотношения репертуара группы с фольклорной традицией; несмотря на некоторые очевидные параллели, я склонен считать песни ПЕРКАЛАБЫ "фольклором собственного сочинения".

Как и любое честное творчество, тексты ПЕРКАЛАБЫ подчас не чуждаются откровенной физиологичности. Пожалуй, нет надобности выступать адвокатом срамных мотивов лирики; группа сама максимально просто объясняется по этому поводу со слушателем:

А ми пердим ти-ти-ри
І всі пердять ти-ти-ри
І там пердять ти-ти-ри
А ти перда-та-та-ра
О є!


Группа выпустила три студийных альбома: "Горрри!" (2005; также встречается под названием "Свято Грибів І Форелів"), "Говорить Івано-Франківськ" (2007; двухдисковое делюкс-издание. Хозяйственная ПЕРКАЛАБА, помимо компакт-диска с музыкой, вложила в коробку абразивный диск для пилы-болгарки) и "Чидро!" (2009; название принято расшифровывать путём перестановки слогов местами).

На сегодняшний день в ПЕРКАЛАБЕ играют: Андрей Федотов - вокал; Виктор Новожилов - гитара; Игорь Шургот - бас; Игорь Рымык - барабаны; Владимир Шотурма - цимбалы; Сергей Шваюк - труба; Виктор Степанюк - тромбон. Следует заметить, что состав группы нестабилен: буквально перед декабрьским концертом в Киеве к группе примкнула танцовщица-бэк-вокалистка Руслана Хазипова.

Отдельно хотелось бы упомянуть Олега Гнатива, которого язык не поворачивается назвать менеджером группы. Человек с внешностью Бахуса (читатели Нашего НеФормата наверняка помнят его в роли Сеньки-Мосгаза с постера одноимённого альбома группы НОМ), без которого не обходится практически ни одно контркультурное начинание Гуцулии (начиная с группы конца 80-х МИНУЛА ЮНЬ и того же времени самиздатовского журнала "Гей-Гоп"), часто появляется с группой на сцене в роли исполнителя юморесок и застольных песен. В далёкие перестроечные времена Гнатив (известный также под псевдонимом Товарищ М), по свидетельствам очевидцев, индоктринировал митьковскую философскую на западноукраинских землях. Не оттуда ли родом ключевые для понимания мировоззрения ПЕРКАЛАБЫ строки:

Пісюни погуляти рішили
Пішли гуляти три або цілих чотири
Ми з пісюнами гуляли, любили
Горя не знали, нікого не били.


Именно Олегу Гнативу, чаще всего выступающему спикером коллектива, и были адресованы мои вопросы.

Сергей Гарагуля: Интересно узнать, кем работали/работают участники группы вне ПЕРКАЛАБЫ? Повлияло ли это как-то на их музыкальную деятельность?
Олег Гнатив: Сейчас работают только трое: барабанщик - на радиостанции, цимбалист учительствует в школе, а гитарист - звукорежиссёр кукольного театра. Как это может повлиять? Разве что на концерты им отпрашиваться несложно.

СГ: Объясните ваши идеологические установки "попускаймоси, набуваймоси, покаймоси". Это основы позитивного мировоззрения?
Олег: Это не установки. Это своеобразные мантры, несущие в себе позитивную информацию, позитивную энергию, что, собственно, очевидно. Что до нашего фундамента, то мы стоим на том, как нас вырастили и воспитали родители. А воспитали нас хорошо, одним из доказательств чему - такой факт: за 12 лет существования ПЕРКАЛАБЫ у нас не было ни единого серьёзного конфликта внутри группы. Все мы очень разные и уважаем при этом инаковость друг друга. Как, собственно, и любые отличия всех людей в этом мире.

СГ: Что такое гуцульская идентичность? Из творчества группы следует, что (Глубокая) Гуцулия - это весьма психоделический регион. Насколько достоверно это впечатление?
Олег: Одназначно, Гуцулия ближе к небу. Как культурная, так и природная герметичность создают эту психоделию. Гуцульская идентичность базируется на определённых кодах, понятиях, кодексах. Гуцулы - крайне индивидуалистичный и острый народ. Пришлых людей они воспринимают как гостей, но можно очень долго безвылазно прожить здесь и так и не стать своим. Современные веяния, конечно, губительно действуют даже здесь, хоть, на мой взгляд, и не катастрофично. Горы - это не равнина, а значит - не коммуна. Я мало где на равнине видел такую чистоту в хатах, как в Гуцулии. А здесь это естественно.

СГ: ПЕРКАЛАБЕ, кажется, не чужд хиппистский пафос ("Скільки бачить зір - все добро і мир"), не так ли? Вы сами в своё время разделяли убеждения "митьков". Легко ли жить с таким видением мира?
Олег: Чужд абсолютно. ПЕРКАЛАБА - группа не злая, но и не добренькая. Гуцулия - это очень мужское самоощущение. Всегда один на один. Совершенство - это когда ты один на один с миром и понимаешь, что твоих дел никто за тебя не доделает. А философия "митьков" - это очень русская, на самом деле, вещь, и она совсем не свойственна гуцульскому характеру. Хотя там есть, безусловно, радостные моменты.

СГ: Очевидно, что вы не типичный менеджер, поскольку ваше влияние на творчество группы сложно не заметить. Какой вы видите свою роль в группе?
Олег: Я - один из её участников. У каждого своя функция, которую необходимо выполнять перфектно. Кто-то - мастер цимбал, кто-то - логистики и расслабления. Не более того.

СГ: Каким образом эволюционирует ПЕРКАЛАБА? Насколько вообще творцу важно попадать под внешние влияния; или стоит ограничиваться сигналом изнутри?
Олег: ПЕРКАЛАБА эволюционирует, как и любой живой организм. Слава Богу, ПЕРКАЛАБА невероятно живой организм, и потому эволюция эта радостная. Слава Богу, мы ещё и близко не достигли своего пика. А что до влияний, то, по-моему, самое главное - научиться слушать своё сердце.

СГ: Кто ментально близок группе? Есть ли у участников ПЕРКАЛАБЫ мечта о совместном выступлении с кем-либо?
Олег: Мечты ПЕРКАЛАБЫ как коллектива выражены в том, что она делает. А наиболее ментально близкими по подходу к музыке я бы назвал, наверное, GOGOL BORDELLO и Ману Чао. Или вот Трики - какой он концерт дал (речь идёт о киевском выступлении 12 сентября 2010 года - С. Г.), а потом мы ещё некоторое время пробыли вместе; вот он - настоящий брат по духу. Но это не касается разговора о влияниях, поскольку мы между собой вообще мало разговариваем о не-перкалабской музыке, так что больше всего влияет на ПЕРКАЛАБУ сама жизнь.

СГ: Насколько отличается восприятие творчества ПЕРКАЛАБЫ в Украине и за границей? Конечно, вас сложно назвать текстоцентричной группой, но, по вашему мнению, как много теряет публика, не понимающая слова песен?
Олег: У нас тексты всё-таки формируются с ощущением того, что слово обладает магической энергией, потому у нас нигде и никогда не было проблемы непонимания, слава Богу.

СГ: Концерты ПЕРКАЛАБЫ сопровождаются мощным выбросом энергии. Каким образом держите себя в тонусе? "Ружні грибочки"?
Олег: Нет, на самом деле. Грибочки или подобные вещи несут в себе, конечно, много радости, но если внутри тебя живут черти, не помогут ни грибочки, ни что-либо другое. Самый лучший допинг - чистое сердце.

Официальный сайт, на котором можно приобрести или скачать альбомы ПЕРКАЛАБЫ

Фото: dapix (1), Ростислав ШПУК (2, 4), Василий ПОВИДЛО (3)

Автор: Сергей Гарагуля
опубликовано 13 января 2011, 17:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПЕРКАЛАБА - "Дідо"Геннадий Шостак09.08.2013
РецензииПЕРКАЛАБА - "Джєрґа"Геннадий Шостак15.01.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003