Два вечера в басовом ключе (XXVII фестиваль музыки молодой Беларуси "БАСовішча" в Грудеке)


22 июля урочище "Baryk" в Грудеке или Городке (Польша) в очередной раз встречало любителей белорусской музыки. За хорошими впечатлениями приезжали люди из Польши, Беларуси, Украины. Говорят, в этом году фестиваль посетило около 5000 человек.

Название "БАСовішча" ("BASowiszcza") происходит от слова "бас", которое имеет разные значения: во-первых, разновидность певческого голоса или инструмента; во-вторых, аббревиатура, которая расшифровывается как "Беларускае Аб'яднанне Студэнтаў" ("Белорусское Объединение Студентов"). "БАС" является основателем и организатором мероприятия. Поэтому написание названия фестиваля часто встречается с тремя первыми прописными буквами.

Место действия было выбрано не случайно: в Белостоке, Гайновке, Грудеке и других населенных пунктах польского Подляшья проживает большое количество этнических белорусов, которые трепетно относятся к своей культуре, чтут родной язык. Думаю, не впаду в преувеличение, если скажу, что многие белорусы, живущие в Подляшье, говорят по-белорусски много лучше, чем белорусы, живущие в Беларуси.

Изначально "БАСовішча" задумывалось именно как белорусский национальный фестиваль: участвовать в нем могли только белорусскоязычные исполнители и группы. Правда, в последние годы и организаторы, и участники все чаще отходят от белорусскоязычия как основополагающего принципа. Сейчас со сцены "БАСовішча" все чаще можно услышать русский и английский языки.

Двадцать седьмое "БАСовішча" отличалось от всех предшествовавших: организаторы позиционировали мероприятие как фестиваль белорусской культуры. Наряду с музыкантами, в нем участвовали издатели, актеры, кинематографисты, спортсмены; на территории "БАСовішча" работал салон татуировки. Иначе говоря, белорусская культура была представлена во всех ее проявлениях. Но главный акцент в своем отчете я по понятным причинам сделаю на музыкальной составляющей.

К слову, изменения коснулись и музыкальной программы: расширилась палитра стилей и направлений. Но было бы еще лучше, если бы на фестивале, как в былые времена, присутствовала и авторская песня. Ведь в Беларуси много достойных представителей жанра.

Палаточный лагерь на территории "БАСовішча" подразделялся на две части: пребывание в платной обходилось посетителю в 30 злотых (по курсу - приблизительно $7,5). Он мог оставлять свои вещи в палатке и не беспокоиться за их сохранность. Были там и иные удобства, например, рядом располагалась душевая. Впрочем, выходцы из бывших союзных республик СССР, приученные экономить и обходиться без удобств, предпочитали бесплатную часть лагеря.

Фестиваль "БАСовішча" традиционно полностью транслирует белостокское белорусскоязычное радио "Рацыя". В этом же году мероприятие можно было не только слышать, но и видеть, зайдя на официальный сайт радиостанции. Вел фестиваль белорусский актер Александр Радковский.

День первый, 22 июля

Нам пришлось сильно задержаться на границе. К началу мероприятия мы опаздывали. Поэтому первых участников конкурсной программы слушали по радио "Рацыя" - благо, оно транслируется в FM-диапазоне на всей территории Подляшья. Впрочем, благодаря плееру в моем смартфоне, я использовал "Рацыю" и в дальнейшем: в передвижную студию радиостанции заходили музыканты и журналисты, из блиц-интервью с которыми я мог почерпнуть необходимую фактологическую информацию.

Перед началом фестиваля ведущие "Рацыи" объявили собственный конкурс. Тем, кто смотрел "БАСовішча" в Интернет-трансляции, предлагалось придумать слоган мероприятия, наподобие уже существующих: "BRUTTO - это круто!" или "IQ48 - здоровые лоси!" Что же, рифму к слову "БАСовішча" подобрать гораздо-гораздо сложнее - хоть по-белорусски, хоть по-русски, хоть по-польски. Но игра стоила свеч. Ибо в качестве призов предлагались майки с логотипом "БАСовішча" и диски участников фестиваля. Зрители же могли всё это приобрести на территории урочища "Baryk".

Конкурсную часть открывало инструментальное трио из Минска THE GLITCHHH. Очень красивая музыка в стиле гитарной волны. Названий композиций я не знаю, да и не хочу знать: они сковывают воображение и навязывают определенные образы. А так - слушаешь и думаешь о чем-нибудь хорошем...

M.G. - пожалуй, единственная во всей Беларуси (а, быть может, и во всем мире) группа, исповедующая стиль "бульба-трэш". Или - хард'н'хэви, пересаженный на белорусскую национальную почву. Все песни коллектива строятся по структуре: речитатив в запеве, пение под тяжелые риффы в припеве. На конкурсе "БАСовішча" гости из Новогрудка Гродненской области сыграли программу из новых и разных по характеру и настроению песен. "Слухай, Хлопец" ("Слушай, Парень"), которой открывалось выступление, запомнилась своей припанкованностью и припевом, в котором многократно повторялась фраза "Ідзі на..." ("Иди на..."). Понравились веселая "Каханачка" (в приблизительном переводе - нежное обращение к возлюбленной), навеянная либо фильмами, либо литературными первоисточниками "Спадар Цішы" ("Господин Тишины"), по-хорошему серьезная "У Сэрцы Плянэты" ("В Сердце Планеты"), имеющая все шансы стать хитом "Вандраваць" ("Путешествовать" или "Странствовать").

Короткое выступление HAINA стало для меня самым настоящим откровением. И жюри, и музыкальные критики отмечали нестандартный инструментарий трио: баян, скрипка, ударные. Не обошли вниманием и уникальную стилистику, которая не поддается определению. Я позволю себе повториться и условно обозначу ее как арт-рок с обилием различных, порой несовместимых влияний - от академических жанров до гранджа и бритпопа. Основу выступления составили уже ставшие хитами песни из позапрошлогоднего EP "Мішэні" и прошлогоднего альбома "Прыцягненне" ("Притяжение") - "Ціхі Акіян" ("Тихий Океан"), "Можна" ("Можно"), "Ты Абяцала" ("Ты Обещала"), "Разбураем І Тонем" ("Разрушаем И Тонем"). Эти песни в полной мере отражают творческий почерк трио. Напоследок Илья Поплёвка с сотоварищами проанонсировали грядущий альбом, сыграв композицию под символичным названием "Новыя" ("Новые"). На мой субъективный взгляд, выступление HAINA в конкурсной части "БАСовішча" было самым лучшим.

.K изначально создавалась как сольный проект гродненца Евгения Кучмейно (также ДЕМОНТАЖ ХАРАКТЕРА). Но год назад состав пополнился басистом и барабанщиком. Теперь .K - полноценная группа. Однако Евгению Кучмейно на конкурсе "БАСовішча" пришлось выступать одному: барабанщик не смог въехать на территорию Польши по причинам визового характера. Но Евгений как музыкант блестяще справился. Свое выступление он построил на материале позапрошлогоднего альбома "УніСон". Но, в отличие от студийного варианта, все композиции он намеренно исполнял без перерыва - как одну грандиозную песню продолжительностью около получаса, в которую объединил единственную белорусскоязычную композицию "Анёлам Гімн" ("Ангелам Гимн"), русскоязычные номера "Птица С", "Гражданин С" и монументальное психоделическое полотно "УніСон", "спаянное" со скрытым треком "А" из дебютного альбома "O'k" (2011). Евгений выступал с гитарой и процессором, который позволял записывать и обрабатывать короткие лупы. Со стороны он выглядел (вернее, звучал) как человек-оркестр.

Альтернативный арт-рок .K жюри оценило по достоинству, даже несмотря на то, что Евгений Кучмейно нарушил главное условие конкурса, согласно которому 70% исполняемого материала должны быть белорусскоязычными. Так, Виктор Семашко, давая блиц-интервью ведущим радио "Рацыя", отметил находки молодого гродненца в области музыки. Сам же Евгений, придя на "Рацыю" после выступления, признался, что сознательно пошел на принцип: по его твердому убеждению, песня должна звучать так, как она первоначально создавалась. Большая часть композиций писалась на русском, и он не считал нужным переводить их на белорусский.

Свое мнение о позиции жюри я выскажу в конце статьи. А пока движемся дальше.

Live electronic band INTELLIGENCY выступал в усеченном составе - без гитариста Евгения Мурашко. Правда, отсутствие его и струнного трио, которое часто поддерживает "интеллигентов" на минских концертах, компенсировалось подложками и сэмплами, запускаемыми с лэптопа. Как ни странно это прозвучит, INTELLIGENCY не стремились к выигрышу. Цель у них была совсем иная: запомниться зрителю. Именно поэтому они отыграли программу из англоязычных композиций, сделав упор на танцевальность: две вещи из прошлогоднего альбома "DoLoven" - заглавную и "No Music", несколько совершенно новых композиций, названия к которым еще не придуманы... И только ближе к концу прозвучала песня "Не 1" из вышедшего весной белорусскоязычного EP "Mova" ("Язык"). Что же, по крайней мере, честно! Но, мне кажется, INTELLIGENCY ждет европейское будущее, и очень большое!

Жюри очень быстро определило победителя: им стал проект .K. Я (равно, как и некоторые мои коллеги по перу) эту победу восприняли как гром среди ясного неба.

Фестивальную часть первого вечера открывала группа ҐОҐОДЗИ ҐАНСКІ. Свой стиль сами музыканты определяют как пост-клезмер; однако в музыке иванофранковской команды можно услышать и джаз, и фолк, и гуцул-ска-панк. На фестивале был сыгран почти весь материал первого и единственного на сегодняшний день альбома "В Тую Мить" ("В Тот Миг" или "В То Мгновение") - по-гуцульски драйвово и зажигательно. Мы вместе с Федотом ловили "тую мить", танцевали "Нездале Танґо" ("Неудачное Танго"), виртуально выпивали с героем-татусём (папой, то бишь), сочувствовали бухмену, страдающему от алкогольной зависимости, расслаблялись под "Добрі Ноти" ("Хорошие Ноты"), маршировали в рабочем отряде, встречали теплый май... Сильное впечатление на зрителей произвела баллада "Війна" ("Война"). Федот спел ее более пронзительно, чем в альбомной версии. По ее окончании раздались возгласы: "Слава Украине!" "Героям слава!" - отвечал Федот. А какой сет ҐОҐОДЗИ ҐАНСКІ может обойтись без кавера на песню GOGOL BORDELLO "Zina-Marina"?.. Мне кажется, все остались довольны выступлением гостей с братней Украины.

Белостокская группа ILO & FRIENDS примечательна тем, что не исполняет одинаково собственные композиции даже дважды, - все они существуют в бог знает каком количестве аранжировок. Я слушал выступление Илоны Карпюк с сотоварищами на прошлогоднем фестивале "Бардаўская Восень" ("Бардовская Осень") в Бельск-Подлясском, на апрельском совместном с группой STARSABOUT концерте в белостокском клубе "Zmiena Klimata" и сейчас, на фестивале "БАСовішча". И каждый раз как будто слышал новые песни.

Илона проникновенно спела романс на стихи польского поэта Рафаила Воячека "Kryż" ("Крест") на языке оригинала. Основную же часть выступления составил материал второго номерного альбома "Кола" ("Круг" или "Колесо") - "Кола" и "Свечкі" на стихи Анатолия Сыса, "На Гэтай Зямлі" ("На Этой Земле") на стихи Алеся Рязанова, "Досыць" ("Довольно" или "Достаточно"), "Паслухай" ("Послушай"), "Блякла-Сіняе Неба" ("Блекло-Синее Небо"), "Irgalom" на стихи Владимира Короткевича... Композиции ILO & FRIENDS выдержаны в стиле арт-рок, структурно весьма сложны, часто выходят за пределы куплетной формы. Но все же Илона обращалась к публике с просьбой многократно повторяемые эпизоды петь вместе...

NAVI выступили в полноценном составе: Ксения Жук - клавишные, вокал; Артем Лукьяненко - вокал; Александр Тобольский - гитара; Влад Чещевик (также AILLION) - бас; Владимир Бегер - ударные. Музыка представляет собой инди-поп с элементами традиционной эстрадной песни, фолка и КСП. Как всегда, группа излучала море позитива, которого с лихвой хватило бы на несколько "БАСовішч".

Основу программы составляли песни из альбомов "Лови" и "Сонцам Сагрэтыя" в новых аранжировках - "Далеко" (единственная вещь на русском), "Шчасце" ("Счастье"), "Пілігрым", "Выдумай", "Выберу Сам", "Абдымі Мяне" ("Обними Меня")... Несмотря на произошедшую метаморфозу, группу узнавали и с удовольствием подпевали. На ура были встречены и новая песня "Не Пакідай" ("Не Покидай"), и подготовленная специально для "Евровидения" "Гэта Зямля" ("Эта Земля"), и обработка белорусской народной песни "Рэчанька" ("Реченька").

Музыканты группы RE1IKT определяют свою стилистику как белорусский (хард-)рок с элементами фолка, современными звучаниями, сложными метрическими размерами и композициями (думаю, можно сказать короче и проще - хард-фолк-арт-рок). Алесь Демиденко шутя рекламировал прошлогодний альбом "Лекавыя Травы" ("Лекарственные Травы") и призывал всех его активно покупать. Был Алесь услышан или нет - сказать затрудняюсь. А композиции "Зрушаны Свет" ("Измененный Мир"), "Люцэрна", "Лекавыя Травы" и белорусские народные песни "Хадзіла Галота..." ("Ходила Нищета...") и "Дождж Ідзець" ("Дождь Идет") услышал каждый. Затем Владимир Козлов вместе со зрительским хором спели песню Игоря Лученка на стихи Алеся Ставера "Жураўлі На Палессе Ляцяць" ("Журавли На Полесье Летят"). "Разам" ("Вместе") - посвящение футбольным фанатам.

Обычно все свои выступления RE1IKT заканчивают обработкой белорусской народной песни "Ой Рана На Івана". "БАСовішча" стала исключением: на сцену поднялся лидер белостокской группы ZERO-85 Юрий "Сенька" Осенник, и они вместе исполнили обработку еще одной народной песни - "Вэлытай, Пэрэпылко!" ("Вылетай, Перепелка!"). Вот такой приятный сюрприз.

Надо сказать, что сюрприз был далеко не последний. Потому что на сцену вышли ветераны и флагманы белорусского рока - группа KRAMBAMBULA (они же - КРАМБАМБУЛЯ). Минувшей осенью Лявон Вольский официально заявил о роспуске своего детища. Но летом в память о покойной жене Анне возродил группу. Для начала был сыгран почти полностью "Чырвоны Штраль" - прошлогодний альбом, который я в своей рецензии назвал "в меру песенным, в меру рэповым, в меру фолковым, в меру джазовым, даже в меру гранджевым и хардкоровым". Собственно, в этой полистилистичности - главная прелесть альбома. А еще в нем реализовали себя как вокалисты клавишник и саксофонист Павел Аракелян и басист Алесь-Францишек Мышкевич. В песнях "То Ня Дудка" ("То Не Дудка"), "Франя", "Сэрца Паўстанца" ("Сердце Повстанца"), "Гэй, Ліцвіны, Бог Нам Радзіць" ("Эй, Лицвины, Бог На Нашей Стороне" или "...С Нами Бог"), "Чырвоны Штраль", "Мама, Не Журыся" ("Мама, Не Грусти"), "Ваенныя Песні" ("Военные Песни"), "Партызанская", "Каб Мы Калі Каму Чаго" ("Если Бы Мы Когда Кому Чего") и других поднята тема борьбы с большевизмом, которая еще получит свое развитие. А в песне "Я Страляў У Міліцыянта" ("Я Стрелял В Милиционера") Лявон Вольский признается в своей "любви" к блюстителям правопорядка.

Затем вспомнили предыдущий альбом "Drabadzi-Drabada" (2011), в котором были собраны традиционные песни Беларуси и стран Европы. И снова мы услышали сербскую песню, которая в переводе на белорусский получила название "Гэта Ня Ветразь" ("Это Не Парус"), белорусскую "Карчомка" (уменьшительно-ласкательное от слова "корчма"), словацкую "Konopa, Konopa" ("Конопля, Конопля"), два куплета которой Лявон спел на языке оригинала, третий - по-белорусски... Немецкая песня "Krambambuli", хиты "Абсэнт" и "Госці" ("Гости") сами собой сложились в "питейную" трилогию.

Группа Лявона Вольского играла больше часа, превысив все допустимые нормы и исчерпав все лимиты. Но организаторы не спешили ее останавливать. Да и кто бы им позволил! И как тут было не спеть "Турысты" и "Маму Дарагую"... А на закуску, по старой доброй традиции - хит всех времен и народов "Тры Чэрапахі" ("Три Черепахи") с непременным многократным скандированием фразы "Чаканне дастала" ("Ожидание достало"). Публика провожала КРАМБАМБУЛЮ возгласами "Жыве Беларусь!"

Еще одним приятным сюрпризом лично для меня стало выступление краковской группы HAŃBA! (ПОЗОР!). Ее участники создают собственную реальность: они живут в 1936 году, в эпоху кризиса демократии. В песнях преобладает антибольшевистская тематика. Одни лишь названия "Bij Bolszewika" ("Бей Большевика") и "Żydokomuna" ("Жидокоммуна") чего стоят! Большую часть текстов для группы пишет вокалист Адам Соболевский, при этом часто ссылаясь на литературные и исторические первоисточники 20-х - 30-х годов. Но бывают исключения: так, песня "Narutowicz", посвященная первому президенту Польши Габриэлю Нарутовичу, была написана на стихи Юлиана Тувима. Та же "Żydokomuna" создана на стихи Яна Брехвы... Общо музыкальное направление HAŃBA! критики характеризуют как фолк-панк. Если же вслушиваться в композиции, даже не понимая польского языка, можно наблюдать, как поочередно сменяют друг друга гротескный марш, саркастическая песня, ироничный вальс, зажигательная пляска... Инструментарий тоже вызывает интерес: аккордеон, банджо, туба (которая часто солирует), ударные... Мои друзья, которые хорошо знали польский, по окончании выступления не могли скрыть восторга.

Следующие участники "БАСовішча" - гродненская группа DZIECIUKI - также не горят особой любовью к большевикам. Оба их альбома - "Haradzienski Harmidar" ("Гродненский Беспорядок" или "Гродненский Беспредел", 2013) и "Recha" ("Эхо", 2016) посвящены исторической тематике. В песнях фигурируют такие персонажи как Давид Городенский, Станислав Август Понятовский, Витаут Великий, а также "лесные братья", боровшиеся против Красной армии... Наряду с посвященными им песнями, прозвучали ставшие хитами "Mużyckaja Praŭda" ("Мужицкая Правда"), "Pachodnaja" ("Походная"), "Častuchany" ("Частуханы"), "Pieśnia Pra Haradzienskaga Gestarbajtera" ("Песня О Гродненском Гастарбайтере"), "Epilog" ("Эпилог") и манифест "Prostyja Liudzi" ("Простые Люди"). А песня Захара Мая "Наши Танки" в вольном переводе Алеся Денисова не кажется кавером - настолько DZIECIUKI пропустили ее через себя.

Алесь произнес пространный спич в адрес охранников "БАСовішча", которые довольно грубо обращались с гостями фестиваля: одного избили, другому распылили в лицо газ. "За что же можно так ненавидеть людей?" - повисал в воздухе риторический вопрос...

Закономерным продолжением двух предыдущих выступлений стал выход на сцену совместного краковско-гродненского проекта HANBUKI. Для тех, кто не понял: HAŃBUKI = HAŃBA! + DZIECIUKI. Репертуар проекта составляют преимущественно песни обеих групп, исполняемые частично по-польски, частично по-белорусски. "Żandarm" ("Жандарм") на стихи Юлиана Тувима и "Korporancik" на стихи Люциана Шенвальда - композиции HAŃBA!. Алесь Денисов вспомнил песню группы ЛЮДЗІ НА БАЛОЦЕ (ЛЮДИ НА БОЛОТЕ) "Partyzan" ("Партизан"), которая давно не исполнялась. Песня "Czarne Chlieb I Herbata" ("Черный Хлеб И Чай") написана на стихи польского поэта Ежи Филаса; блестящий перевод ее на белорусский сделал Александр Помидоров. А заканчивалось короткое выступление песней DZIECIUKI "Tadevuš Kasciuška" ("Тадеуш Костюшко"), частично переведенной на польский.

Самых стойких ожидала ночная дискотека. Но мы, люди, как некогда говаривал Сева Новгородцев, недискотечные, побрели к своим палаткам.


День второй, 23 июля

В течение дня проходило большое количество мероприятий на разный вкус. А в 17 часов демонстрировался фильм об истории "БАСовішча", который интересно было посмотреть.

Музыкальную же программу второго дня открывал победитель конкурса. А им, как мы помним, стал проект .K. Евгений Кучмейно повторил конкурсный сет, дополнив его тремя композициями из "O'k" - "Фон", "Звук" и "Хроник". Мне кажется, выступление .K было на фестивале самым серьезным и самым сложным для восприятия.

Настроение "БАСовішча" изменилось с выходом на сцену березовско-минской группы :B:N:. Незадолго до фестиваля лидер и вокалист коллектива Алесь Лютыч сочетался браком с барабанщицей AKUTE Викторией Фэдс, принимал поздравления от друзей, коллег и поклонников и готов был делиться со всеми своим счастьем и своей музыкой.

Музыканты определяют свою стилистику как альтернативный рок, а критики и слушатели проводят аналогии в диапазоне от ранних N.R.M. до LIMP BIZKIT. Настроение выступлению задал хит "Цягнік" ("Поезд") из альбома 2006 года "Жыве Рок-н-Рол!" ("Да Здравствует Рок-н-Ролл!"). Затем :B:N: представили свой прошлогодний альбом "Шукай Сваё" ("Ищи Свое"), сыграв из него несколько песен - "Паралельны Свет" ("Параллельный Мир"), "Попел" ("Пепел"), "Вышыня" ("Высота"), "Вяртанне" ("Возвращение") и заглавную. Песня "Хвалі" ("Волны") еще не успела получить альбомную прописку, но уже любима поклонниками группы. Без нее не обходится ни один концерт. Хиты игрались в ретроспекции: "Жыве Рок-н-Рол!", "Табе Ўсё Мала" ("Тебе Всё Мало") из альбома 2004 года "Не Трывай" ("Не Терпи"), наконец, белорусская народная песня "Канюшня", которую вместе с Алесем Лютычем пели все зрители.

TONQIXOD - одна из немногих в Беларуси групп, играющих психоделический арт-рок на высочайшем профессиональном уровне. Владимир Ленкевич, Максим Субоч и Андрей Алексеенко представили великолепную программу из композиций разных лет. Иногда к ним присоединялся Виктор Семашко и подыгрывал в проигрышах на кларнете. Основу программы составил материал позапрошлогоднего альбома "Pradmova" ("Предисловие") - "Urbi", "Halasy" ("Голоса"), "Pieśnia Pra Futra" ("Песня О Шубе"), "Nasypać Hory" ("Насыпать Горы"), "Konrad Walenrod" ("Конрад Валенрод"), а также две композиции из вышедшего в апреле этого года EP "Лямант, Хаос І Вэрхал" ("Визг, Хаос И Кавардак") - "Marozna" ("Морозно") за авторством Сергея Пукста и "Камняпад" ("Камнепад").

Во время выступления TONQIXOD не обремененные чувством такта молодые люди скандировали: "BRUT-TO! BRUT-TO!"

Польская группа JAZZOMBIE играет разную музыку в диапазоне от джаза до реггей. Ее участники пишут песни в основном на стихи профессиональных польских поэтов - Юлиана Тувима, Яремы Пшиборы, Эмиля Зегвадовича и других, исполняют и каверы на песни из старых польских фильмов. Группа отыграла полностью свой последний альбом "Erotyki" ("Эротики"). Было что послушать. Было под что потанцевать. Мне трудно еще что-либо добавить. Ибо для того, чтобы глубже вникнуть в содержание песен, необходимо в совершенстве владеть польским.

ERIK & THE WORDLY SAVAGES позиционируют себя как сербская группа. Хотя состав коллектива интернационален. Его приезд в Грудек имеет маленькую предысторию: как-то задумали организаторы "БАСовішча" пригласить группу GOGOL BORDELLO. Но воплощение замысла в реальность оказалось невыполнимым. А ERIK & THE WORDLY SAVAGES и живут ближе, и играют, по мнению организаторов (которого я разделить не могу), сходную по стилю музыку. О ней пишут: "Это инфективный панк-фолк с этноклиматом". Ну что же, пусть будет такое определение стилистики. Главное - музыка хорошая. А как она называется - вопрос десятый...

Знаменательным событием "БАСовішча" стало возвращение на сцену белостокской группы ZERO-85. Ее лидер Юрий Осенник специально приехал из Испании, где в настоящее время постоянно проживает. Свою стилистику музыканты называют "гаражным роком". Группа представила свой пока еще не вышедший альбом "Turritopsis Nutricula", который, по словам Юрия, будет последним. Судя по композициям "Novy Śviet" ("Новый Мир"), "Maska" ("Маска"), "Dreva Iudzina" ("Древо Иудино"), "Leki" ("Лекарства"), "Klejmo" ("Клеймо"), Юрий Осенник не прочь порассуждать о высоких материях, о взаимоотношениях индивида с окружающим миром и самим собой.

Песня "Chuphut Kale" отсылает к истории средневекового города-крепости в Крыму. А завершалось выступление боевиком "Stračanaja Itaka" ("Потерянная Итака").

BRUTTO готовились к выступлению довольно долго и тщательно. А пока настраивались, из колонок доносились слоганы радио "Brutto", которые чередовались с музыкой. Как бы я сегодня ответил на вопрос, что такое BRUTTO? На мой взгляд, это "punk power lifting" плюс все то лучшее, что было у позднего ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО.

Продолжительность программы составляла полтора часа и состояла из песен, вошедших в альбомы "Underdog" и "Родны Край" ("Родной Край"), исполнялись и хиты ЛТ. К слову, в середине выступления к BRUTTO присоединилась бывшая духовая секция ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО - трубач Влад Сенкевич и тромбонист Иван Галушко. Это был поистине праздник! "Underdog" и "Священный Огонь", "Партизан-Рок" и "Гири", "Родны Край" и "Гарэза" ("озорник" или "шалун"), "Матрёшка" и "Железный", "Танцуй" и "Танк", "Реввоенсовет" и "Приказ Эрнесто", "Воины Света" и "Ты Ни При Чем", "Рамонкі" ("Ромашки") и "Грай" ("Играй"), "Капитал" и "Manifest", "Не Быць Скотам!" на стихи Янки Купалы и "Наша Возьме" ("Наша Возьмет") на стихи Якуба Коласа... А кавер на песню THE CLASH "London Calling", превратившийся в "Moscow Calling", стал настолько бруттовским, что уже как кавер не воспринимается.

Программа включала в себя около 30 песен. А в перерывах между ними Сергей Михалок читал стихи - собственные и Велимира Хлебникова. Таким образом, выступление BRUTTO, как всегда, превратилось в полуторачасовую музыкально-литературную композицию. Я очень хотел услышать украиноязычную песню "Вечірнє Сонце" ("Вечернее Солнце") - мою самую любимую из репертуара BRUTTO. Увы, не судьба...

Заканчивали фестиваль юбиляры - группа ZNICH, которой в этом году исполнилось 20 лет. Напомню: в июне у законодателей белорусского паган-фолк-метала вышел EP "Slova Ziamli". Тогда же он был впервые презентован на фестивале "Купальскае Кола-2016". А классный EP (я его предпочитаю называть мини-альбомом) можно презентовать много раз. ZNICH сыграли его целиком, включая и композицию на текст белорусской народной песни "Дунаю", в исполнении которой участвовал вокалист группы TROLLWALD Андрей "Апан" Апанович. Также лидер ZNICH пригласил на сцену свою жену Алесю. Уже начался новый день - 24 июля, и Алесь поздравил именинницу с днем рождения. Программу продолжила песня "Адвечный Край" ("Извечный Край")...

После непродолжительной паузы Алесь Таболич произнес голосом, в котором слышались одновременно раздражение и огорчение: "Играем только две песни. И всё это благодаря нашим BRUTTO! Потому что людьми надо быть. И людьми называться". Гнев Алеся был понятен: BRUTTO все-таки отобрали у ZNICH полчаса, а организаторы не нашли (или не сочли нужным найти) компромиссный вариант, который устроил бы все стороны. Прозвучала песня "Крыжы-Абярэгі" ("Кресты-Обереги"). Напоследок Алесь предложил всем вместе спеть песню "Беларусь". И добавил: "Потому что мы - белорусы, а не интернационалисты".

По окончании последнего выступления ведущий предложил желающим остаться на after party и послушать техно-музыку. Но, получив свою порцию музыки, мы предпочли отдохнуть: все-таки предстояла дорога домой.

XXVII фестиваль музыки молодой Беларуси "БАСовішча" вызвал у меня противоречивые ощущения.

Сначала - о том, что порадовало. Было очень интересно. Во-первых, главный и безусловный плюс фестиваля - музыка на разные вкусы. Во-вторых, многие группы (ILO & FRIENDS, RE1IKT, KRAMBAMBULA, DZIECIUKI, :B:N:, TONQIXOD, BRUTTO, ZNICH, ҐОҐОДЗИ ҐАНСКІ, JAZZOMBIE), включая конкурсантов (HAINA, INTELLIGENCY), представили свои свежие или относительно свежие релизы. В-третьих, молодые группы имели возможность выступить на одной сцене с ветеранами и, таким образом, обогатиться положительным опытом и быть увиденными/услышанными. Наконец, в-четвертых, "БАСовішча" наконец избавляется от политического налета. На фестивале я не услышал ни одного ни антилукашенковского, ни антипутинского выкрика. Все-таки деструкция есть деструкция. А культура - и музыка в том числе - должна существовать и развиваться в отрыве от политики.

Есть один веский повод для огорчения, который если не перечеркивает все достижения, то снижает их значимость: как это ни странно, на белорусском национальном фестивале "БАСовішча" белорусский язык становится все более необязательным. Победа .K на конкурсе - не иначе как нонсенс. Я очень хорошо и тепло отношусь к Евгению Кучмейно, мне очень близко его творчество. Как музыкант и поэт он многих заткнул за пояс. Но не могу не признать, что основатель .K - из принципиальных соображений - сознательно нарушил главное условие конкурса, и уже поэтому жюри не должно было присуждать ему победу. Я твердо убежден, что на нее абсолютное право имела группа HAINA.

На "БАСовішча" приглашаются группы из других стран, а, следовательно, на фестивале, наряду с белорусским, звучат украинский, русский, польский, сербский, английский и другие языки. И это замечательно. Но белорусы должны петь на родном языке.

Для примера сошлюсь на опыт наших ближайших соседей: с 1989 года в разных городах Украины традиционно проводится "Червона Рута" - биеннале, то есть фестиваль, устраиваемый раз в два года. И изначально он позиционирует себя как фестиваль украинской национальной популярной музыки. Участвовать в "Червоній Руті" могут рок-группы, поп-исполнители и барды, поющие только и исключительно на украинском языке. Ни русский, ни польский, ни даже английский язык на фестивале не допускается. И никому в голову не приходит обвинять организаторов "Руты" в антидемократизме или языковой дискриминации: на территории Украины проходило (и проходит) множество фестивалей, на которых нет языковых ограничений. А "Червона Рута", повторюсь, фестиваль украинской национальной музыки. За 27 лет своего существования он стимулировал многих русско- и англоязычных музыкантов переводить свои композиции на украинский, и это нормально и естественно. Чем же белорусы хуже? Я считаю, что на "БАСовішча" должно вернуться господство белорусского языка. При этом я не отношу себя к белорусским националистам - так уж вышло, что родной язык для меня русский. Но у каждой нации должна быть своя культура.

Будем с нетерпением ждать двадцать восьмого "БАСовішча"!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 13 августа 2016, 04:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004