Дыхание эпохи (Лявон Вольский в "Teatro Arena", Вильнюс, 11.10.2014)


25 марта, когда белорусы всего мира отмечали Дзень волі (День свободы), лидер группы KRAMBAMBULYA Лявон Вольский записал и выложил в Интернет сольный альбом "Hramadaznaŭstva" ("Обществоведение"). А полгода спустя в Вильнюсе состоялась презентация. Билеты на концерт, приобретенные белорусами, автоматически обеспечивались визовой поддержкой.

Почему презентация проходила в Литве? Ведь сегодня ни Лявона Вольского, ни КРАМБАМБУЛИ нет в пресловутых "черных списках". Но Беларусь - страна, в которой "не запрещено" еще не значит "разрешено". А минские (и не только) клубы по вполне понятным причинам предпочитают не связываться с музыкантами, которые считаются или когда-то считались фигурами одиозными. Да и сам Лявон убежден, что "Hramadaznaŭstva" необходимо представлять только и исключительно на фоне бело-красно-белого стяга. Использовать же национальную символику на территории Беларуси - значит вступить в конфликт с законом и белорусскими властями. А конфликтов в жизни Лявона было предостаточно.

И вот соседнее государство в очередной раз гостеприимно распахнуло перед белорусами свои двери. Честно говоря, не подсчитывал, какова вместимость зала "Teatro Arena". Но могу с уверенностью сказать, что концерт прошел при полном аншлаге.

Мы приехали к началу мероприятия, которое было заявлено на 20:00. Публика нетерпеливо скандировала: "Ля-вон! Ля-вон!". В зале развевались белорусские и украинские флаги. Зрители время от времени выкрикивали: "Жыве Беларусь!" и "Слава Україні!" и эпизодически повторяли знаменитую кричалку в адрес одного политического лидера...

Лявон Вольский появился на сцене приблизительно в пятнадцать минут девятого. Он поприветствовал публику и пообещал праздничный вечер. И - не обманул.

У концерта было свое название - "Vilnia. Vola. Volski", что в переводе с белорусского означает "Вильня. Свобода. Вольский". Бросается в глаза игра слов на уровне корней: город Вільня (Вильно, Вильнюс) был столицей Великого Княжества Литовского. Слово "воля" есть и в белорусском, и в русском языках. Да и фамилия Вольского вызывает устойчивые ассоциации со свободой. Иначе говоря, Лявон Артурович на протяжении 20 лет целиком и полностью оправдывает свою фамилию.

Концерт состоял из двух не равных по времени отделений: в первом Лявон представил альбом "Hramadaznaŭstva", во втором исполнял хиты времен своих предыдущих групп - МРОЯ, N.R.M. и ZET.

В первом коротком отделении был сыгран материал нового альбома. Лявон начал выступление песней "Міліцыянты І Прастытуткі" ("Милиционеры И Проститутки"), вызвав восторг зрителей и сорвав бурные и продолжительные аплодисменты. Призывом к борьбе прозвучала песня "Ламай Сцэнар" ("Ломай Сценарий"). Казалось, публика была готова по мановению руки своего кумира идти на штурм президентского дворца... А Лявон подливал масла в огонь, спев "Краіны Няма" ("Страны Нет"), "Чужы" ("Чужой"), "Бульбашы"... В первом отделении с Вольским выступали норвежские музыканты, участвовавшие в записи альбома. Белорусского языка они, конечно же, не понимали, но содержание песен чувствовали на энергетическом уровне. И гитарист, и басист играли с такой самоотдачей, что инструменты не выдерживали и теряли строй. Пока музыканты подстраивались, Лявон предложил всем вместе покричать "Жыве Беларусь!". Затем исполнялись "МІРБЭ" ("Мэлёдыі І Рытмы Беларускай Эстрады"), "Шэрая Кроў" ("Серая Кровь"), "Ніхто Не Хацеў Паміраць" ("Никто Не Хотел Умирать"), "Маё Каханьне" ("Моя Любовь")... И снова - подстройка и кричалки, кричалки, кричалки... Песни "Мефіста", "А Хто Там Ідзе" ("А Кто Там Идет")...

Музыка здесь выполняет скорее прикладную функцию. Саунд максимально плотен, местами даже грубоват. Но в итоге музыка, тексты, исполнение и большой бело-красно-белый стяг на стене образуют нерасторжимое целое... Этим, пожалуй, и ограничусь. Остальное приберегу для грядущей рецензии на упомянутый альбом.

В заключение первого отделения Лявон в шутку поблагодарил зрителей за то, что пришли на его концерт, а не поехали с самого утра в Белосток за телевизорами.

Антракт продолжался минут 15-20. В "Teatro Arena" продавались не только прохладительные, но и горячительные напитки, и кое-кто из зрителей к концу второго отделения успел дойти до кондиции. А я, как заядлый кофеман, могу сказать: кофе там варят отменный!

Второе отделение по продолжительности раза в два превышало первое и, повторюсь, состояло из проверенных временем хитов. Лявон Вольский, которого мы знаем не только как музыканта и поэта, но и как художника, сам придумал видеоряд, который состоял либо из иллюстраций к песням, либо из абстрактных рисунков. Теперь с ним играли участники КРАМБАМБУЛИ.

Музыкальные критики не единодушны в определении стилистики Лявона Вольского. Кто-то безоговорочно относил его творчество к панку, кто-то - к гранджу. И те, и другие правы и неправы в одинаковой степени. Я бы уточнил: это панк и грандж с ярко выраженным белорусским акцентом.

Отделение открывалось песней времен МРОИ "Вось Мая Краіна" ("Вот Моя Страна"). Лявон пел настолько проникновенно, что ему нельзя было не верить: перед нами действительно был человек, безоглядно любящий свою родину. Припев "Паветранага Шара" ("Воздушного Шара") пели всем залом. Исполнив еще один "энэрэмовский" хит, Лявон спросил: "Чувствуете дыхание эпохи?" Ему отвечали утвердительно. Да, именно здесь, в столице страны, которую с чьей-то легкой руки стало принято относить к Дальнему Зарубежью, белорусы могли чувствовать себя белорусами, всячески проявлять свою белорусскость, выражать солидарность с украинским народом и не бояться быть за это задержанными, арестованными, оштрафованными, уволенными с работы или привлеченными к еще какой-нибудь форме ответственности... Зрители плясали не только на танцполе, но и между рядами. "Жыве Беларусь!" - бросил клич Лявон со сцены. "Жыве-е-е!" - хором отвечали зрительные ряды. Как нельзя кстати пришлись "Песьня Падземных Жыхароў" ("Песня Подземных Жителей") и "Партызанская". Публика стала неистово скандировать по-украински: "Хто не скаче, той москаль!". Спев "Лёгкія" (""Легкие"), "Фабрику" и "Дастала" ("Достало"), Лявон объявил песню, которую не исполнял давным-давно: это была "28-я Зорка" ("28-я Звезда"), давшая название альбому, который МРОЯ записала в 1989 году, а в 1990-м выпустила на "Мелодии" на виниле. "Слава Україні!" - "Героям слава!" - скандировали ряды. "Слава Украине! - повторил Лявон. - Давайте поддержим братский украинский народ!". И преподнес своим поклонникам сюрприз, заранее извинившись за возможный акцент. Мы услышали кавер-версию песни ОКЕАНА ЕЛЬЗИ "Вставай". Я много лет жил в Украине, и произношение Лявона могу оценить на пять с плюсом.

"Геадэзія І Картаграфія" - песня из репертуара проекта ZET, которую также можно услышать на концертах крайне редко. В исполнении еще нескольких хитов - "Твая Айчына" ("Твоя Отчизна"), "Беларускія Дарогі", "Бывай" ("Прощай"), "Мінск - Менск", "Тры Чарапахі 2" ("Три Черепахи 2"), "Песьня Пра Каханьне" ("Песня О Любви"), - участвовал весь зал, то подпевая, то включая подсветки мобильников... "Белую Яблыню Грому" ("Белую Яблоню Грома") на стихи Григория Бородулина Лявон спел под акустическую гитару, только в конце присоединились остальные инструменты. Честно говоря, без многоголосия в припеве песня во многом теряет.

Все свои концерты Лявон Вольский заканчивает боевиком "Тры Чарапахі". И нынешний не стал исключением. В последнем куплете публика, как всегда, вторила певцу: "Гэй,ла-ла-ла-ла, ты не чакай, чаканьне дастала!" ("Эй, ла-ла-ла-ла, ты не жди, ожидание достало!"). Припев повторялся "эх, раз, еще раз, еще много-много раз".

Когда же Лявон попытался уйти со сцены, зрители начали орать вразнобой: "Ля-вон! Ля-вон! Я-шчэ! Я-шчэ!". Быть может, концерт продолжился бы. Но стрелки на часах показывали 22.50, а в 23.00 помещение "Teatro Arena" закрывалось. Поэтому Лявон согласился лишь на еще одну песню. И "Простыя Словы" ("Простые Слова") на стихи Михаила Анемподистова пел зрительский хор...

Получив положительный заряд от концерта, мы с фотографом Александром Ковалевичем покидали "Teatro Arena". Нас сопровождала белорусская речь. Кто-то вручил нам флаеры с анонсами грядущих фестивалей с участием белорусских коллективов и исполнителей.

Мы вышли на улицу. Было довольно тепло для середины октября, и мы отправились на железнодорожный вокзал пешком, обмениваясь по дороге свежими впечатлениями.

Огромное спасибо агентству "M.P.3.", посольству Литовской Республики в Беларуси, Лявону Вольскому, администрации "Teatro Arena" и всем, без чьего участия этот концерт не смог бы состояться. Отдельная благодарность Змицеру Безкоровайному и Анне Вольской за помощь в аккредитации.

P.S. На концерте разрешалась (и, более того, поощрялась Лявоном) фото- и видеосъемка выступления. Кто знает, быть может, скоро возможность виртуально побывать на описанном мероприятии появится у всех и каждого.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 ноября 2014, 07:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛявон Вольскі - "Белая Яблыня Грому"Геннадий Шостак06.02.2012
СтатьиУроки и сюрпризы от папы белорусского рока (Лявон Вольский в ОКЦ, Брест, 28.04.2011)Геннадий Шостак10.05.2011
СтатьиНовое звучание и вечные смыслы (Лявон Вольский в клубе "Loftas", Вильнюс, 03.12.2016)Геннадий Шостак10.12.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.005