Новое звучание и вечные смыслы (Лявон Вольский в клубе "Loftas", Вильнюс, 03.12.2016)


Внезапно и по не зависящим от меня причинам моя запланированная поездка в Вильнюс на презентацию альбома Лявона Вольского сорвалась. И снова на помощь пришла Елена Жукова, которая поехала на концерт звезды белорусского рока как обычный зритель. Вкусу и профессионализму Елены я безгранично доверяю; к тому же, она очень любит творчество Лявона Вольского.
Предлагаю читателю статью, написанную Еленой Жуковой. Также приношу свои извинения за иллюстрации: фотографов от Нашего НеФормата на концерте не было, и приходится довольствоваться теми снимками, которые удалось найти в Интернете.


Хочется верить, что концерты, подобные тому, который состоялся в вильнюсском клубе "Loftas", уже отходят в историю: буквально за несколько дней до презентации в столице Литвы альбома "Psychasamatyka" Лявона Вольского в Минске был разрешен концерт к 20-летию "Народного Альбома". А значит, не за горами и сольное выступление на родине самого Лявона. Пока же сотни белорусских поклонников артиста вынуждены ездить в столицу соседнего государства, чтобы в непринужденной атмосфере свободы послушать кумира уже нескольких поколений.

В этот раз организаторы выбрали не самую большую площадку: клуб с говорящим названием "Loftas", перестроенный из старого промышленного здания, конечно, уступает "Teatro Arena", где музыкант выступал в предыдущий раз, и вмещает ощутимо меньше людей. Впрочем, это совершенно не значит, что здесь не место любителям отлично сыгранной и хорошо звучащей музыки. А то, что концерт Вольского будет именно таким, стало ясно еще задолго до начала выступления - звучавшие из динамиков рок-хиты подчеркивали качество аудиооборудования.

Примечательно, что в клубе практически полностью отсутствует антураж, а пиво предлагают по 2,5 евро за бокал. Также здесь очень низкая пропускная способность, из-за чего люди, съехавшиеся изо всех уголков Беларуси и проведшие немало времени в очереди на границе, вынуждены были еще около часа ждать начала выступления, хотя двери заведения открылись заблаговременно.

Лявон Вольский объявил со сцены, что концерт будет разделен на две части - спокойную акустическую и "тяжелую" драйвовую. Но даже когда только зазвучала первая песня "Эй! (Лес)", саунд не показался таким уж мягким и легким. Невольно возник вопрос: если это акустика, то каким же будет "электричество"?

Слушатели, уже успевшие оценить новый релиз Лявона, наверняка отметили плотное звучание пластинки. Сейчас песни Вольского, благодаря продюсеру Снорре Бергеруду, не только работавшему над альбомом и записавшему все партии гитары для него, но и выступавшему в качестве гитариста на концерте, звучат сочно, ярко и современно. Поверьте, такого качества до сего дня не удавалось достичь ни одному из белорусских рок-музыкантов - это какой-то совершенно новый уровень: чистый, мощный и совершенно непопсовый звук.

Вперемешку звучали композиции из "Psychasamatyka" и предыдущего альбома "Hramadaznaūstva" - "Шэрая Кроў" ("Серая Кровь"), "Чалавек Ніхто" ("Человек Никто"), "Цёплае Мінулае" ("Теплое Прошлое"), "Чужы" ("Чужой")... Хотя в Сети можно встретить неоднозначные отзывы о последних работах Вольского - есть те, кто скучает по старым добрым и простым для восприятия хитам - многие не только поддерживали музыканта аплодисментами, но и помогали петь, когда Лявон предупреждал о том, что может забыть слова. Хотя забыть их было нелегко, ведь тексты транслировались на экранах за спинами музыкантов в виде своеобразного видеоарта, причем написанные латиницей, которую Вольский активно популяризирует еще со времен раннего N.R.M.

Всегда ироничный, в этот раз Лявон Вольский показался мне более жестким, но одновременно и лиричным, твердым и в то же время философичным. Все-таки слушать песни в плеере и переживать их вместе с музыкантом на концерте - это совершенно разные ощущения. И это, мне кажется, добавляет альбому еще несколько баллов.

Что же сейчас представляет собой шоу Лявона Вольского? Помимо упомянутого выше Снорре, на презентации играли и другие норвежцы, участвовавшие в записи альбома, а также неизменный басист Алесь-Франтишек Мышкевич. Он то выкрикивал "Жыве Беларусь!", то поднимал руки, призывая зал хлопать - было заметно, что Алесь реально кайфует от того, что делает. Вместе с тем непривычно было видеть иностранцев, играющих белорусскую музыку (но наверняка мало улавливающих тонкости текстов), однако делающих это так, что дух захватывает.

После небольшого перерыва, во время которого слушатели активно покупали новый альбом, началось второе отделение, и в самом деле не сильно отличавшееся по тяжести от первого. Начав с композиции "Эй! (Горад)" ("Эй! (Город)"), Лявон и его музыканты снова играли по очереди треки из "Hramadaznaūstva" и "Psychasamatyka".

Во второй части концерта Вольский показал себя разудало-панковским, каким мы помним его в 90-х. Люди живо отреагировали на такую перемену: плясали, подпевали и приветствовали артиста значительно громче. Еще бы! Ведь на сладкое Лявон оставил самые любимые и яркие хиты N.R.M.: "Лёгкія-Лёгкія" ("Легкие-Легкие") и "Паветраны Шар" ("Воздушный Шар").

Вольский активно шутил, а в финале выступления сказал, что по законам белорусского шоу-бизнеса должен уйти со сцены и вернуться, чтобы сыграть несколько песен на бис. Однако этого не сделал. Но и отпускать его так просто публика не собиралась, поэтому напоследок Лявон сыграл суперхит "Тры Чарапахі".

Танцуют все.

Очевидно, что хотя музыкант давно не выступал в Беларуси, его песни, написанные более десяти лет назад, остались столь же популярными и желанными. В зале были и люди за сорок, и совсем молодые, даже дети. В общем, концерт в Вильнюсе очередной раз доказал: Вольский останется Вольским, что бы ни происходило в стране, и какие бы музыкальные эксперименты он над собой ни ставил. Он был и остается голосом Беларуси последние два десятилетия. И очень здорово, что огромное количество людей жило вместе с ним и менялось под его музыку.

После окончания концерта народ долгое время не расходился, хотя для всех было очевидно, что продолжения не будет. Впрочем, чего еще можно ждать от людей, которые поехали за любимым артистом через границу. К тому же, еще больше публики собралось у мониторов и смотрело прямую трансляцию концерта в Интернете - на сайтах телеканала "БелСат" и Белорусской службы "Радио Свобода". Хотя, конечно, подобные заменители пока не могут в полной мере передать атмосферу, царившую в тот вечер.

Так что милости просим на концерт "Народного Альбома" в минском "Прайм-холле" 24 февраля. Поверьте, Лявон Вольский и его коллеги-музыканты - как дорогое вино: с годами они становятся только лучше.

Елена ЖУКОВА
Фото: www.svаboda.org


Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 10 декабря 2016, 14:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛявон Вольскі - "Белая Яблыня Грому"Геннадий Шостак06.02.2012
СтатьиУроки и сюрпризы от папы белорусского рока (Лявон Вольский в ОКЦ, Брест, 28.04.2011)Геннадий Шостак10.05.2011
СтатьиДыхание эпохи (Лявон Вольский в "Teatro Arena", Вильнюс, 11.10.2014)Геннадий Шостак06.11.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009