Вечер в опере ("Narodny albom. 20 год" в театре Подляшской оперы, Белосток, 4.09.2016)


Есть одно явление, отличающее рок-н-ролльную сцену Беларуси от сцен других республик бывшего СССР: это так называемые "супольныя проекты" ("совместные проекты"), объединяющие ведущих рок-музыкантов страны.

Конечно, нельзя сказать, что, например, в Советском Союзе не было ничего подобного. Достаточно вспомнить сюиту "По Волне Моей Памяти", в записи которой, наряду с автором музыки, Давидом Тухмановым, участвовали тогдашние звезды эстрады, будущие звезды рок-н-ролла, инструменталисты известных советских ВИА. Но композитор вряд ли ставил перед собой задачу создания совместного проекта. Это был просто состав, исполнивший и записавший циклическое произведение.

В Беларуси же совместные проекты появлялись со второй половины 90-х годов: "Narodny albom" ("Народный альбом"), "Я нарадзіўся тут" ("Я родился здесь"), "Сьвяты вечар-2000" ("Святой вечер-2000")... И каждый из проектов ориентировался на определенную тематику.

Сегодня речь пойдет о самом первом совместном проекте, который получает свое продолжение и развитие. А для того, чтобы ввести в курс дела читателя, проживающего за пределами Беларуси, мне придется сделать экскурс в прошлое - лет на 20 с лишним назад.

В 1994 году известный белорусский художник-график, дизайнер, оформитель альбомов группы ULIS, переводчик, поэт, автор некоторых текстов песен группы БОНДА Михаил Анемподистов написал несколько стихов, далеких от стилистики, которой тогда занимался... А два года спустя неожиданно нашел им применение.

В 1996 году родился "Narodny Albom", в реализации которого участвовали шесть звезд белорусского рока: Лявон Вольский (в то время - N.R.M.), Змитер Войтюшкевич (KRIWI), Вероника Круглова (KRIWI), Кася Камоцкая (NOVAJE NIEBA), Александр Помидоров и Сяржук Ахрамович. В общей же сложности в записи "Народного Альбома" было задействовано 26 человек. В 1997 году благодаря лейблу "Каўчэг" ("Ковчег") "Narodny Albom" увидел свет на кассете; в 2000-м и 2002 годах переиздавался на CD соответственно лейблами "Bulba Records" и "БМАgroup".

В 1999 году Михаил Анемподистов и Лявон Вольский совместно написали пьесу "Narodny albom", которая выдержала несколько постановок в Польше. Белорусскому же читателю она стала доступна в печатном виде лишь в 2008 году.

И вот, спустя 20 лет после написания "Народного альбома", белорусскоязычный оппозиционный телеканал "БелСаТ" ("Белорусское Сателитарное Телевидение") инициировал постановку спектакля по этой пьесе. В Беларуси поставить пьесу в настоящее время не представляется возможным: в нынешнем году властями были составлены новые "черные списки", в которые попали Лявон Вольский и Змитер Войтюшкевич. Посему местом действия была избрана сцена Подляшской оперы.

Спектакль "Narodny albom. 20 год" ("Narodny albom. 20 лет") предварила директор телеканала "БелСаТ" Агнешка Ромашевска-Гузы. В кратком вступительном слове она поблагодарила всех его участников и выразила надежду, что "Narodny albom" рано или поздно будет поставлен в Беларуси, где он нужнее.

"Narodny Albom" был задуман как экспедиция в городок Раков на пограничье Польши и Белорусской СССР. Идея цикла принадлежит Михаилу Анемподистову, а за концепцию он разделяет ответственность с Лявоном Вольским, Касей Камоцкой и Анатолием Додзем. События происходят в 1920-х - 1930-х годах. Тексты песен, составивших цикл, развенчивают советский миф о белорусах, угнетенных польскими панами, которым Красная армия 17 сентября 1939 года якобы принесла долгожданное освобождение.

Сцена Подляшской оперы была оборудована в виде небольшой корчмы на бывшей белорусско-польской границе. Артисты играли людей, оказавшихся в этом месте перед самым началом Второй мировой войны. Перед зрителями появились польские контрабандисты, шпионы Лёлек и Болек, профессор Рагойша, студентка из Варшавы Алиция, лесоруб Юзик, ожидающий танков из Советского Союза, приверженец идеи "Польши от моря до моря" Казик Песецкий, девушка Надя, которую соблазнил красноармеец, самодовольный артист Мельхиор Вилк-Медведский...

"Narodny Albom" не поддается жанровому определению. Есть в нем что-то от кабаре. А белорусский филолог Мария Мартысевич в своей замечательной статье "„Тут на памежжы": музычны праект „Narodny albom" Міхала Анемпадыстава як фенамен літаратуры" ("„Здесь на пограничье": музыкальный проект „Narodny albom" Михаила Анемподистова как феномен литературы"), опубликованной в журнале "Полилог" №01'2008, находит сходства с рок-оперой. Конечно, с одной стороны, автор слегка преувеличивает: музыкальный материал для оперы - даже с приставкой "рок" - слишком прост. А музыка различных номеров принадлежит разным авторам. С другой - у Марии Мартысевич для таких суждений достаточно оснований: во-первых, "Narodny Albom" имеет свой сюжет, свою драматургию; во-вторых, почти все действующие лица наделяются индивидуальными музыкальными характеристиками. А особенности драматургии и музыкальные характеристики, в свою очередь, определяют стиль каждого из 27 номеров: романс "Мой Паляўнічы" ("Мой Охотник"), псевдо-романс "Ja Špiewam Po-Polsku" ("Я Пою По-Польски"), марши (Ать-Два Левой", "Ать-Два Правой"), вальс "Аліцыя", полька "Крэўская Полька" ("Кревская Полька"), танго "Кантрабандыст" ("Контрабандист") и "Аргентынскае Танга"... Михаил Анемподистов вводит в цикл белорусскую народную песню "Надзенька" ("Наденька") и еврейскую "Lomir Zich Iberbetn" ("Давай Помиримся")...

...По дороге в Белосток я переслушивал "Narodny Albom" в оригинале: во-первых, хотел освежить в памяти любимое произведение, во-вторых, для того, чтобы сравнить, как эти песни звучали 20 лет назад и как прозвучат сейчас. И могу не без категоричности заявить: в каждом из двух исполнений есть своя прелесть.

Разница - в аранжировочном решении: первое исполнение отличал преимущественно роковый инструментарий. В записи материала участвовали музыканты групп N.R.M., KRIWI и ULIS. На сцене же Подляшской оперы располагался ансамбль, который своим звучанием напоминал то рок-группу, то джаз-бэнд, то даже малый симфонический оркестр. К слову, в него входили сильные музыканты - участники APPLE TEA и AQUARELLE QUARTET. Цитата из "Smoke On The Water" в песне "Настаўнік Рагойша" ("Учитель Рагойша") была сыграна даже более хардово, чем в оригинале. В песне "Казік" цитируется знаменитая "La Bamba", причем в новой аранжировке основной рифф более зажигателен. А в песню "Край Ты Мой Край" "вмонтирована" мелодия "El Condor Pasa", которой в оригинальном исполнении не было... Новыми красками засверкала и финальная песня "Простыя Словы" за счет многоголосия в припеве. Она повторялась на бис и пелась всем залом.

Если вы не побывали на спектакле "Narodny Albom. 20 год", особо огорчаться не стоит. Во-первых, в ночь на 1 января 2017 года он будет показан на "БелСаТ". А смотреть этот телеканал можно в любой точке земного шара, где есть Интернет. Во-вторых, как сказала Агнешка Ромашевска-Гузы, запись спектакля в ближайшие месяцы будет издана на DVD.

В заключение выскажу сердечную благодарность Дмитрию Безкоровайному за аккредитацию, Марии Мартысевич - за неоценимую помощь в поиске информации.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 сентября 2016, 17:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002