Уроки и сюрпризы от папы белорусского рока (Лявон Вольский в ОКЦ, Брест, 28.04.2011)


Лявон Вольский - человек-легенда. О нем можно очень долго писать и говорить. Певец, музыкант, композитор, поэт, прозаик, художник, журналист, радиоведущий... Позволю себе маленькую аналогию: если Александра Градского в свое время окрестили дедушкой русского рока, то Лявон Вольский безусловно годится в папы року белорусскому, вернее - белорусскоязычному.

В 1981 году в возрасте 16 лет Лявон создал свою первую группу МРОЯ (МЕЧТА). Поначалу музыканты играли рок-классику - DEEP PURPLE и LED ZEPPELIN, но постепенно пришли к осознанию необходимости создавать что-то свое.

Надо сказать, что в начале 80-х в Минской областной филармонии работала хард-роковая группа СУЗОР'Е (СОЗВЕЗДИЕ), исполнявшая композиции преимущественно на русском языке; иногда, впрочем, на музыку клались и стихи профессиональных белорусских поэтов. В 1981 году, к примеру, группа подготовила две сюиты на белорусском - "Полацкі Сшытак" ("Полоцкая Тетрадь") на стихи польско-белорусского поэта Миколая Гусовского и "Песня Пра Зубра" (в соавторстве с профессиональным композитором Владимиром Будником) на стихи белорусского советского поэта Максима Танка.

Лявон же Вольский стал пионером авторского национального рока: именно он сочинил первые собственные композиции на белорусском, т. е. был автором и музыки, и слов. Тогда же ему в голову впервые пришла идея воплотить в рок-звучании стихи с детства любимых поэтов - Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича и многих других... Эту идею он проводит в жизнь и сегодня.

В 1983 году МРОЯ подготовила первую полноценную белорусскоязычную программу - "Стары Храм". С первых лет перестройки о коллективе начали писать молодежные газеты, песни МРОИ звучали по республиканскому радио в популярной передаче "Белорусская молодежная". Лявон его группа завоевывали первые места на республиканских фестивалях и конкурсах... А в 1988 году на "Мелодии" вышел диск-гигант группы под названием "28-я Зорка".

Стиль, в котором работала МРОЯ, критики то обзывали хард-роком, то придумывали многоярусные обозначения наподобие "тяжелый панк-рок" или "пост-панк-хэви-метал"... Наконец с легкой руки журналиста Игоря Войнича за стилем группы закрепилось название "стод-рок". Вспомните навскидку, какая из групп бывшего СССР еще работала в этом стиле...

В 1994 году МРОЯ трансформировалась в N.R.M. (НАРОДНАЯ РЭСПУБЛІКА МРОЯ). Группа, благодаря ее лидеру, продолжала удерживать культовый статус. Стилистика стала еще шире и разнообразнее, концепция же менялась соответственно политической ситуации в независимой Белоруссии. В конце 90-х концерты группы нередко запрещались властями - просто так, "на всякий случай": за N.R.M. прочно утвердилась репутация "оппозиционной" группы, что по белорусским меркам само по себе - тягчайшее преступление и сулит многоступенчатые неприятности... Которых у Лявона всегда хватало.

Впрочем, на N.R.M. Вольский не зациклился. В конце 90-х - начале нулевых он (наряду с другими ведущими белорусскими рок-музыкантами) активно участвовал в создании различных проектов, в числе которых "Народны альбом", "Сьвяты вечар 2000", "Я нарадзіўся тут", а также сочинил несколько песен для группы НОВАЕ НЕБА.

С 1996 года в январе в Минске ежегодно проводится "Рок-коронация" - церемония награждения лучших белорусских рок-исполнителей и рок-групп. Хрустальные короны получают те музыканты, которые сыграли немалую роль в развитии шоу-бизнеса страны. Одним из первых белорусских "рок-королей" стал Лявон Вольский, который неоднократно удостаивался короны в номинациях "Песня года" (1996, 1999, 2000), "Альбом года" (1997, 2000), "Проект года" (1999), "Событие года" (2000), "Музыка года" (2000), "Лучшие тексты" (2000), "Исполнитель года" (2004, 2005).

В начале нового тысячелетия Лявон создал еще два проекта - КРАМБАМБУЛЯ и ZET. Первый специализируется на исполнении преимущественно застольных песен разных народов; второй, просуществовавший несколько лет, работал в хардкоровой стилистике.

В 2004 году N.R.M. вместе с другими белорусскими музыкантами участвовали в концерте-акции против продления президентских полномочий Александра Лукашенко, после чего группа оказалась под запретом. Правда, в составе КРАМБАМБУЛИ Лявон еще имел возможность выступать. В 2006 году запрет был снят, и N.R.M. какое-то время можно было видеть на концертных площадках белорусских городов.

19 декабря 2010 года в Белоруссии состоялись очередные президентские выборы. Оппозиционные кандидаты в президенты, не согласные с избранием Лукашенко на четвертый срок, вышли на площадь Независимости и призвали белорусов принять участие в акции протеста. Но были задержаны, помещены в следственный изолятор КГБ Белоруссии и обвинены в массовых беспорядках. Лявон Вольский в числе других белорусских деятелей культуры подписал письмо с требованием к властям освободить всех политзаключенных... В результате в нашумевшем "Черном списке деятелей искусства и творческих коллективов" оказались группа N.R.M. и проект КРАМБАМБУЛЯ. Правда, сам Вольский каким-то чудом умудрился туда не попасть...

Нынешней весной пути Лявона Вольского и N.R.M. разошлись. Лявон покинул группу, созданную им 17 лет назад. Сейчас он работает над разными проектами с музыкантами КРАМБАМБУЛИ.

Как ни странно, последний на сей момент концерт Лявона Вольского был организован... Брестской областной филармонией! Ее сотрудникам, принципиально далеким от рока, не было, к счастью, известно имя лидера двух из запрещенных коллективов. И только благодаря этому обстоятельству концерт состоялся.

Концерт состоял из двух отделений. В первом Лявон представил свой недавний проект БЕЛАЯ ЯБЛЫНЯ ГРОМУ, названный по первой строчке одноименного стихотворения Григория Бородулина. Во втором же отделении название коллектива объявлялось как ГРУППА НА БУКВУ К - и все всё понимали. Состав музыкантов был один и тот же, только к ГРУППЕ НА БУКВУ К добавилась духовая секция...

В начале статьи я провел параллель между Лявоном Вольским и Александром Градским. После знакомства с БЕЛОЙ ЯБЛОНЕЙ ГРОМА у меня возникла еще одна аналогия - с композитором Давидом Тухмановым и его сюитой "По Волне Моей Памяти" на стихи поэтов разных народов и эпох. В прошлом году Лявон Вольский вместе с музыкантами КРАМБАМБУЛИ записал альбом "Белая Яблыня Грому", концептуально и драматургически сходный с тухмановской сюитой. Правда, автор ограничился только и исключительно белорусской поэзией. Неискушенного слушателя удивит присутствие в списке поэтов Адама Мицкевича: ведь он - поляк. Но если углубиться в историю белорусской литературы, легко выяснить, что в культуру Белоруссии Мицкевич внес не меньший вклад, чем в польскую, и многие классики белорусской поэзии считали себя его учениками...

Итак, первое отделение представляло собой самый настоящий урок белорусской литературы. Правда, форма подачи материала была несколько необычной: Лявон предложил собственную интерпретацию классической и современной белорусской поэзии, которую просто обязан знать каждый уважающий себя белорус. Сам Лявон называет свой проект "высоким". И действительно, атмосфера в зале напоминала академическую. Лявон пел песни на стихи Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Максима Танка, Григория Бородулина, Адама Мицкевича; в перерывах между ними читал стихи Пимена Панченко и Анатолия Сыса; в записи прозвучали стихи Ларисы Гениуш и Григория Бородулина в авторском исполнении... Как это часто бывает на современных уроках эстетического цикла, новоявленный учитель родной литературы тщательно продумал видеоряд: на экран, расположенный позади сцены, проецировались картины великих живописцев прошлого и портреты белорусских поэтов, - тем самым подчеркивалась неразрывная связь проекта с высоким искусством. Поэтому никому не пришло в голову танцевать у сцены. Хотя публика реагировала довольно бурно.

Я затрудняюсь что-либо сказать о музыкальной стилистике, поскольку она была разной. Быть может, кто-то уловит связь с рок-н-роллом 60-х (хотя и это понятие весьма и весьма широкое), кто-то отыщет элементы арт-рока, и будет прав, кому-то удастся обнаружить некоторые признаки фолка, который, безусловно, присутствуют... Вообще Лявон Вольский - музыкант, чувствующий себя уютно в любом стиле, будь то хард-рок или рок-н-ролл, панк или фолк, хардкор или world music. Одно могу сказать точно - было замечательно и драйвово. Как всегда на концертах Вольского в любой ипостаси.

Мне очень понравились "Сон" на стихи Адама Мицкевича, "Скандынаўская Песня" на стихи Максима Богдановича (кстати, Лявон Вольский - мастер стилизации!), "Гэй, Наперад!" ("Эй, Вперед!") на стихи Янки Купалы и заглавная вещь программы на стихи Григория Бородулина. Запомнилась песня, которой нет на диске - "За Ворагаў!" ("За Врагов!") на стихи Владимира Короткевича. Предваряя ее, Лявон вспомнил библейский призыв любить своих врагов. В контексте текущих политических событий песня звучит очень даже актуально! Как и композиция на стихи Якуба Коласа "У Турме" ("В Тюрьме"). Если бы я не знал, кому принадлежит авторство слов, воспринял бы ее как манифест белорусской оппозиции... Впрочем, "белорусская оппозиция" - понятие весьма и весьма растяжимое. Поэтому позволю себе слегка переформулировать мысль: композиция может восприниматься как манифест противников существующей государственной власти.

Представление проекта БЕЛАЯ ЯБЛЫНЯ ГРОМУ возымело успех: 20 экземпляров одноименного альбома, который продавался в фойе, размели в считанные секунды. И не только этот альбом. Стоя возле прилавка, можно было воочию наблюдать неожиданный всплеск интереса пришедшей на концерт публики к белорусскоязычному року. Раскупались и альбомы КРАМБАМБУЛИ, и сборники белорусских групп.

Второе отделение предварила прозвучавшая в записи песня Джона Леннона "Imagine". Затем в кратком вступительном слове Лявон вспомнил о всех существующих "черных списках". У меня создалось впечатление, что он относится к ним абсолютно без злобы и обиды, скорее с оптимизмом и чувством здорового юмора. И все же название выступающей группы в целях конспирации пришлось скрыть.

А затем случился сюрприз, о котором Вольский объявил еще перед антрактом. Лявон вместе с ГРУППОЙ НА БУКВУ К представил брестчанам готовящийся альбом, в который войдут традиционные песни народов Европы, большая часть которых переведена на белорусский язык, и собственно белорусские народные песни в аранжировках проекта.

Отделение открывала хорватская песня, название которой на русский можно перевести как "Это Не Парус". Вольский сотоварищи с пол-оборота завели зал. А когда вступила духовая секция, в зале стало жарко. Саунд напоминал NO SMOKING ORCHESTRA. Очень порадовала версия немецкой песенки "Крамбамбули" (в названии которой заключено название проекта), итальянская песенка о макаронах, выдержанная в ритме тарантеллы (зажигательного итальянского народного танца), белорусские народные песни, из которых запомнились "Харчевенка", "Как Служил Же Я У Пана..." и "Ой, Чей То Конь Бежит?" Две песни прозвучали на языке оригинала: польская "Тиха Вода" была хорошо известна еще советскому слушателю в переработке композитора Игоря Поклада и поэта Юрия Рыбчинского. В начале 70-х ее исполнял украинский женский вокальный ансамбль МРІЯ (название которого по иронии судьбы также переводится как МЕЧТА). Вторая - словацкая народная песня "Конопля, Конопля..." Предваряя ее исполнение, Лявон предупредил, что не стоит искать в ней никаких посторонних смыслов: песня поется от лица девушки. Зацвела конопля, девушка созрела для замужества, а женихи всё не идут...

Также Лявон представил публике нового вокалиста Ольгерда Гаруса (известного по участию в КРАМБАМБУЛЕ) и сообщил, что скоро уйдет на пенсию. Никто не воспринял его слова всерьез: в свои 45 лет Лявон остается молодым и энергичным.

Программу заканчивала литовская песня про лицвинов, часть которой пелась по-белорусски, часть - по-литовски. Для тех, кто не в курсе: лицвинами или литвинами называли жителей Великого княжества Литовского и белорусов Речи Посполитой; теперь же это слово применимо и к современным литовцам.

По окончании основной программы Лявон Вольский вместе с залом спел знаменитый хит КРАМБАМБУЛИ "Госьці", после чего поблагодарил зрителей за внимание и попрощался. Но публика не желала отпускать своего кумира и настойчиво требовала продолжения. Лявону пришлось исполнить еще одну песню. Это был хит N.R.M. "Тры Чарапахі", за который Лявон в 2000 году был награжден рок-короной. Многократно повторяя в конце песни припев вместе с публикой, Вольский устроил маленькую провокацию, превратив два слова - "чаканьне дастала" ("ожидание достало") в ключевую фразу. До политической манифестации, конечно, дело не дошло, но если в зале находились люди в штатском, у них был повод обрадоваться.

Закончив выступление, Лявон пообещал приехать в Брест через полгода с новой программой, после чего удалился. А через несколько минут объявился в фойе ОКЦ, чтобы пообщаться с поклонниками и подписать только что купленные ими диски.

Фото (кроме 1, 2): Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 10 мая 2011, 06:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛявон Вольскі - "Белая Яблыня Грому"Геннадий Шостак06.02.2012
СтатьиДыхание эпохи (Лявон Вольский в "Teatro Arena", Вильнюс, 11.10.2014)Геннадий Шостак06.11.2014
СтатьиНовое звучание и вечные смыслы (Лявон Вольский в клубе "Loftas", Вильнюс, 03.12.2016)Геннадий Шостак10.12.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.005