"Галаs" (Киев) №01'1996 (аудиорынок на руинах "Мелодии")


На руинах "Мелодии"

Узловой компонент шоу-бизнеса - это аудиорынок. Мировую поп-музыку сегодня тиражируют на носителях трех типов: на обычных компакт-кассетах, на виниле и на лазерных дисках. Причем центр тяжести массового спроса неуклонно сдвигается в сторону компакт-диска. Его производство на Западе сегодня наиболее рентабельно. В 1994 году резко сократился выпуск винила, хотя традиционно почти любая новинка выходит в свет сразу на трех носителях. "Компактовый вал" - если можно так выразиться - все время нарастает за счет огромного количества "релизов" - то есть переизданий классики популярной музыки. Мировой аудиорынок контролирует несколько транснациональных компаний. Они задают тон, диктуют моду. Но их репертуарную политику корректирует деятельность небольших инди-фирм, то есть "независимых". Иными словами, "инди" открывают новые имена, ищут и находят новые таланты, выпускают небольшие тиражи, успешно их продают и... лишаются звезд. Ибо, как правило, их перекупают большие фирмы. Рок-н-ролл как новое направление в молодежной музыке 50-х годов открыли и "раскрутили" именно независимые фирмочки.

Однако вернемся к нашим баранам, так как вышесказанное имеет достаточно отдаленное отношение к нашим реалиям. С момента исчезновения СССР, а заодно и монополии на аудиорынок государственной фирмы "Мелодия" утекло достаточно времени для того, чтобы уже в рамках СНГ поделить этот рынок заново. Сразу предостережем: в достопамятные годы застоя работали народные умельцы, которые клепали самодельные тиражи, выпускали и отечественный рок, и того же Высоцкого, и весь "запрещенный Запад". Часто эти ребята являли собой в одном лице и звукорежиссера, и продюсера, и производителя. Их таскали по инстанциям, некоторых - сажали. На сегодня самые стойкие из них уже имеют собственное дело, свою фирму. Ни одна из них не прогорела, а совсем наоборот. Тот же Андрей Тропилло, которого именуют не иначе как "главный пират страны" за нелицензионные тиражи западной рок-классики, сегодня переживает подъем. А вместе с ним - и весь питерский аудиобизнес. Если вы обращали внимание на пестрые витрины с модной западной музыкой и слушали кассеты, где на вкладышах фигурируют такие надписи как "Made in Italy" или "Made in Germany" - не верьте глазам своим. Все это производят в братской Польше, а также и на Украине (Львов, Киев, Одесса) несколько пиратских аудиофирм. Кстати, недавно одобренный закон об авторских правах уже активно работает в Польше: поток нелиценззированной аудиопродукции резко сократился.

Но, в общем, до полной легализации отношений "Запад-Восток" еще довольно далеко. Пока еще в СНГ мы имеем лишь единичные примеры покупки лицензии или официального дистрибьюторства. Исключение составляют российские фирмы "B.S.A. Records" - дистрибьютор мощного концерна "Virgin" и "Полиграм-Россия", созданный совместно с концерном "Polygram". Также весомые лицензионные каталоги имеются у фирмы "S.N.C. Records".

Как бы там ни было, основная масса продукции российских аудиофирм - это записи отечественной и, как правило, прикладной музыки. То есть - диско, техно, блатняк. Издают то, что продается быстро и большими тиражами. Набор всего этого "добра", как зеркало, отражает уровень вкусов, и уровень этот, судя по всему, неуклонно падает.

Однако вернемся к владельцам киосков - аудиофирмы сейчас пребывают в состоянии динамичного дифференцирования. Иными словами - кто-то уже уверенно издает лазерные диски, кто-то продолжает печь "виниловые блины", а кто-то наращивает тиражи кассет.

Итак, по очереди. Крупнейшие производители музыки для самой невзыскательной публики - это ассоциация "Бекар", фирмы "Звук", "Гала Рекордс", "Союз", "Зеко". Это те, которые наполняют пределы СНГ сравнительно дешевыми кассетами и не менее дешевой попсой. А вот виниловые диски и компакты издают структуры, которые возникли на "обломках" покойной "Мелодии". Сегодня процветают те из них, кто получил в наследство архивы с записями академической и народной музыки, оборудование для изготовления матриц, профессиональную многоканальную студию ("Русский диск") и, собственно, сырье. Таким образом, фирма "Апрелевка" печатает на виниле самые коммерческие альбомы отечественной поп-музыки, московский опытный завод "Грамзапись" издает большими партиями нелегальные (нелицензионные) западные новинки. Кстати, недавно фирма "Philips" вскрыла обман. Грядет скандал? Непросто будет привлечь к ответственности вышеупомянутую "Грамзапись" по причине неподписания странами СНГ Бернской конвенции по авторским правам.

В звене фирм-производителей нельзя не вспомнить Уральский электромеханический завод - сейчас самый большой производитель компакт-дисков в России. Естественно, существует намного больше фирм, которые сами не производят диски, но готовят их к выпуску и проводят собственную репертуарную политику. В этом достигли успеха "ТАУ-продукт" и "Фили Рекордс". У "ТАУ-продукта" - разумный, взвешенный подход к рекламе и "промоушену", и достаточно интересный каталог, содержащий сильные в творческом плане имена: АУКЦЫОН, ДУБЫ-КОЛДУНЫ, НОГУ СВЕЛО. Что касается "Фили Рекордс", то это фирма уже имеет несколько подразделений, проводящих концерты, издательскую работу, рекламные кампании. Одновременно их каталог - содержательнейший и разнообразнейший. Именно "Фили" "продвинули в народ" ЧАЙФ, НОЛЬ, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, БРИГАДУ С, НЮАНС, Башлачёва и многое другое. Еще одна крупная фирма "B.S.A. Records" сочетает широкую дистрибьюцию ("BMG", "Virgin") и свои издания на компакт-дисках очень хорошего качества. С "B.S.A. Records" подписали контракты НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, АЛЬЯНС, ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК, ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА, Андрей Мисин, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, МЕГАПОЛИС и другие известные исполнители. Конечно, нельзя обойти вниманием такую известную компанию как "S.N.C. Records", которая уже пять лет насыщает рынок винилом и компактами. Выпустив на виниле около сотни наименований западной рок-классики, "S.N.C." перешла на выпуск компакт-дисков, причем, прослеживается весьма тщательный подход к репертуару. Иначе говоря, "S.N.C." пропагандирует музыку российских грандов рок-музыки, таких как АКВАРИУМ, ДДТ, КАЛИНОВ МОСТ и т. . Существует также целое звено фирм с весьма узкой специализацией. Это "Мороз Рекордс", издающая в основном тяжелый металл, а также полный архив отечественной рок-музыки, где есть КИНО, АЛИСА, НАУТИЛУС, АРИЯ, КРЕМАТОРИЙ. Собственно, "Мороз Рекордс" удачно компенсирует то, что в свое время прозевала "Мелодия".

Другая фирма, "Синтез-Рекордс", создана басистом МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Александром Кутиковым для издания продукции собственно МАШИНЫ, а также пограничных с ней коллективов и исполнителей (среди них - сольные работы Андрея Макаревича и Кутикова).

В общем, на российском аудиорынке сегодня работает не менее тридцати фирм, из них не менее десяти готовы перейти к европейской модели по схеме "продюсирование-производство". Иными словами - находить таланты, вкладывать в них средства и лишь потом иметь прибыль. Это - самый перспективный путь, по которому уже движутся "ТАУ-продукт", "Фили Рекордс" и некоторые другие фирмы.

Те, кто сегодня эксплуатирует старые мощности "Мелодии", определенное время еще будут оставаться в числе ведущих (за счет "вала"), но со временем и им придется перенаправлять свою деятельность. Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что аудиорынок в наше время - это отрасль и отечественного шоу-бизнеса, которая получает динамичное развитие.

P. S. В следующем выпуске мы рассмотрим положение на аудиорынке на Украине.

Александр ЕВТУШЕНКО
Перевод Геннадия ШОСТАКА

"Галаs" (Киев) №01'1996


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 15 августа 2016, 18:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.022