У нас хорошая музыка, но... (встреча с А. Троицким в отеле "Double Tree by Hilton", Минск, 04.09.2019)


Еще летом в соцсетях стали появляться сообщения о приезде в Минск мэтра российской журналистики Артемия Троицкого. Мне было интересно встретиться с человеком, чьи книги я читал запоем, чьи газетно-журнальные статьи хранил в вырезках как зеницу ока, чьи радио- и телеинтервью воспринимал, затаив дыхание и жадно ловя каждое слово.

Встреча проходила в бальном зале столичного отеля "Double Tree by Hilton" вместимостью более 600 человек. Правда, найти это место было не так просто. Пользователи соцсетей, которые предварительно зарегистрировались на мероприятие, получили электронное письмо с подробным описанием маршрута. Впрочем, те, кто на встречу не попал, могли смотреть прямую трансляцию в Facebook.

Общение продолжалось более двух с половиной часов. В первой части вопросы задавал ведущий по имени Александр, во второй обратиться к Артемию Кивовичу могли зрители.

Заявленная тема встречи - "У вас хорошая музыка, но..." Мне, моим друзьям и коллегам было интересно услышать, что же думает ветеран российской (рок)журналистики о белорусской музыке. Однако этой темой общение не ограничивалось: Троицкий рассказывал о себе, о том, каким репрессиям подвергался из-за рок-музыки, как стал антисоветчиком, как начал писать для журнала "Ровесник", как участвовал в жюри российской литературной премии "Национальный бестселлер", как однажды его чуть не "заказал" Иосиф Кобзон... Очень много говорил о Башлачеве и Цое. А еще презентовал свою новую книгу "Субкультура", выпущенную московским издательством "Белое яблоко". Те, кто купил книгу в фойе отеля, могли получить автограф.

Была и своя "раздача слонов": предварительно зарегистрированные пользователи соцсетей задавали вопросы. Артемий выбирал наиболее каверзные и награждал их авторов дисками с автографами.

Приведу фрагмент стенограммы встречи, в котором Артемий Троицкий говорит о белорусской музыке. Я решил воспроизвести высказывания Артемия Кивовича почти дословно, сохранив нюансы живой речи.

Александр: Давайте теперь поговорим о заявленной теме: "Музыка у вас хорошая, но..." Как вы видите белорусскую музыку?
Артемий Троицкий: А что касается белорусской музыки - она у вас хорошая, но... Ну смотрите, если говорить о белорусской музыке, я начну издалека.
Мы начинали со школы, а я начну с семейной жизни. Беларусь и город Минск занимают в моей жизни большое место, потому что я женат на гражданке Республики Беларусь, уроженке города Минска (аплодисменты). И до сих пор тут живет наша бабушка - моя теща! Алина Андреевна ее зовут. Живет она, конечно, не в Троицком предместье, как ей следовало бы, а на Тракторном заводе. Она женщина уже очень пожилая, поэтому на такие благородные собрания ей было бы нелегко прийти.
В общем-то, Беларусь я немножко знаю и люблю, Минск я посещаю. Но! Там было "но", да, в заявленной теме... Белорусскую музыку я знаю не очень хорошо. Из того, что я знаю... Я сюда приезжал несколько раз, еще был на одном-двух фестивалях. Даже был экспертом в комиссии Experty.by и там оценивал белорусскую музыку. Тут сидит прямо напротив меня Дмитрий Безкоровайный. Он меня в это дело втянул. Но это было давно. По-моему, этих "Экспертов" уже нет. Жизнь разметала, так сказать.
Главный для меня человек был в белорусской музыке - к сожалению, его убили - это Вася Шугалей, группа Ы.Ы.Ы.. Может быть, вы даже и не знаете про такого человека и про такую группу. Но Вася - это был настоящий талант, это был просто мощный, масштабный талант, очень своеобразный, энергичный, сумасшедший и так далее. Вот человек, я таких люблю больше всего. Очень он мне нравился. К сожалению, трагическая судьба.
А вторая белорусская музыка, которая мне издавна очень нравится - это группа ТРОІЦА (аплодисменты). Очень нравится группа ТРОІЦА. И я могу сказать - вообще, может, это покажется громким заявлением - что, на мой взгляд, вообще среди музыкальных восточных славян - я имею в виду и белорусов, и русских, и украинцев - в общем-то, это лучший музыкальный коллектив, на мой вкус. Потому что в России, скажем, обычно это или какая-нибудь чистая этнография, типа ансамбля Мити Покровского, тоже покойного, которая, конечно, ценна сама по себе, но это не этнография, это все архаично, это странновато, так скажем. Или, если они пытаются это как-то осовременить, это обязательно сваливается в какую-то попсу, там, типа, ИВАН КУПАЛА, Пелагея и так далее. Уже слушать, в общем-то, неохота. А вот ТРОІЦА - я считаю, у них идеальный баланс между таким true, таким истинным народным и в то же время - что не всегда есть - очень актуальным и неожиданным. Я считаю, что группа ТРОІЦА - это просто... просто белорусское культурное достояние (аплодисменты).
Еще один парень, который мне всегда очень нравился - это Сергей Михалок. (аплодисменты). Надо сказать, что он мне понравился задолго до того, как он стал писать политрок, все эти "Капитал", "Манифест", "бей буржуев" и так далее. То есть, мой любимый альбом ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО - это "Тяжкий". Ну, такой относительно ранний альбом, чистый, как слеза гопника. Изумительный, изумительный альбом, просто энциклопедия жизни на корточках. Очень хороший альбом. Ну и вообще, Михалок своеобразный [нрзб.], чем он мне всегда нравился.
Сейчас мне не нравится то, что он делает. Я послушал записи группы BRUTTO, я послушал записи группы DREZDEN. Ни то, ни другое меня не впечатлило. По-моему, BRUTTO - даже просто тупизм какой-то. DREZDEN - ну, в принципе... в принципе, музыка, которую я люблю - это такой семидесятнический синти-поп какой-то. Но чё-то я вообще не понял, про что эти песни. Альбом довольно однообразный. Мне показалось, что Михалок решил попробовать какие-то иные пути. Надоело ему, наверно, и в марксизме, и в гебизме. Попробовал куда-то сунуться, но и там, и там уперся в тупик. Очень надеюсь, что он - как человек, на мой взгляд, очень талантливый - что-нибудь еще новое интересненькое придумает.
Вот, собственно говоря, этим... А, да, еще мне нравилась группа PORT MONE. Как раз с "Экспертами" я эту группу рассматривал и обсуждал. К сожалению, последние, более поздние записи PORT MONE, которые мне попадались, - а попадается мне все крайне нерегулярно, в последние годы не снабжают меня материалами - последние записи PORT MONE показались мне слишком академичными и довольно скучными. Куда-то их потянуло в какой-то такой контемпорари-минимализм, чего-то такое, я такую музыку не очень люблю.
Последние две свои жизни я занимался тем, что очень добросовестно прослушивал белорусскую музыку самую разную. И впечатлений от белорусской музыки у меня много. В частности, мне очень понравился артист по имени Лявон Вольский (аплодисменты). А у Лявона Вольского мне особенно понравилась единственная русскоязычная песня на его последнем альбоме, которая называется... песня называется "Русская Песня". А еще... (смотрит в шпаргалку). Я хочу... У меня шпаргалка. Мелким-мелким шрифтом. Всё про белорусскую музыку. "Гравитация" называется последний альбом Лявона Вольского. И там есть песня, она называется "Русская Песня", на русском языке. Отличная песня! Если не слышали, то послушайте. Песня поется, естественно, от лица Лявона Вольского, простого талантливого белорусского парня, который, в общем-то, пишет о том, как его затрахала русская тема: вот русское то, русское се... А нафига русское? Вы - белорусы. Вы - белорусы! И никакие русские для вас не авторитет, не старший брат и никто (аплодисменты).
И с чего, и с какой стати вообще... Я не считаю себя каким-то советчиком, и говорить, что вот так вот надо, эти... младшие белорусские друзья, а вот так не надо, это хорошо, а это плохо - ни фига подобного! Вы сами без русских прекрасно во всем разберетесь, с музыкой в том числе.
Так что очень хорошие песни Лявона Вольского. И я прошу сразу свою критику в адрес белорусской музыки не воспринимать как какое-то послание свыше от какого-то русского дяди-эксперта, который всё лучше понимает, что и как. Я просто высказываю свое личное мнение и не более того. Лявон Вольский мне очень понравился. Я не знаю, кто это такой, также ничего не знаю о его происхождении. Я так думаю, что он... он какой-то бывший панк, наверно, я думаю, он был в какой-нибудь панк-группе, а потом стал таким уже чуточку более остепенившимся типом. Сейчас вот записывает эти альбомы. Может быть, нет, может быть, я ошибаюсь.

Голос из зала: Хэви-метал.
Артемий: А?

Голос из зала: Хэви-метал.
Артемий: Хэви-метал, да? Ну, значит, еще круче. Да. Ну, в общем, хороший парень, хорошие песни, хорошие тексты, мне нравится. Насколько я могу понимать белорусский, там всё в порядке. А "Русская Песня" меня просто порадовала. Я бы хотел заиметь этот альбом, чтобы крутануть его в своей передаче на радио "Свобода". Вот конкретно эту песню.

Александр: Худшие представители?
Артемий: Саш, я начал с хороших. Я начал с прекрасного Васи Шугалея, с ТРОІЦЫ. Я продолжу хорошими и закончу вот этими... худшими.

Александр: Для этого вас и пригласили.
Артемий: Всё, прекрасно. Значит, мне понравились некоторые белорусские новые артисты, о которых я вообще до сих пор ничего не слышал. Это две девушки. Одну зовут Полина (аплодисменты).
Полина - это вообще интересная такая довольно штука. Она мне немного напомнила - у нас сейчас в России популярна такая девчонка по кличке Монеточка... Эта Монеточка - она на самом деле пишет симпатичные тексты, такие довольно депрессивные, в стиле Билли Айлиш. Депрессивные тексты, поет их тоже таким упадническим каким-то голосом сломанной куклы. И вот Полина - примерно то же самое. Что-то вроде бардовской песни, но с актуальными такими электронными аранжировочками. Вот, в принципе, очень так мило, современно, и мне понравилась Полина.
Вторая девушка, которая мне очень понравилась - MUSTELIDE, есть такая? (аплодисменты). Альбом "Женщина Жень-Шень", альбом "Спи" и так далее. Наталья Куницкая - вот так ее зовут на самом деле. Она, я так понимаю, сама себе продюсер, музыкант, звукорежиссер, то есть, у нее компьютер... Там она, конечно, создает всяческую электронную музыку и поет свои песенки на белорусском* языке. Музыка более жесткая, чем, скажем, у Полины. Но тоже вполне актуальная. Мне понравилось то, что последний ее альбом "Женщина Жень-Шень" весь записан на сломанных электромузыкальных инструментах. Какая-то такая симпатичная концепция сама по себе, она как-то меня порадовала. Значит, MUSTELIDE тоже хорошая.
Из тех сильных групп, которые я, в общем-то, знал все эти годы, поскольку она очень популярна в России - это группа ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА... Не ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА - ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ. Но, кстати говоря, оговорочка вышла весьма красноречивая. ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА - это была известная культовая группа в Ленинградском рок-клубе. А вот эта ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ - группа, которая как раз очень в духе Ленинградского рок-клуба. Тоже играет пост-панк такой с хорошими текстами и так далее. В общем, хорошая группа. В России ее, кстати, очень любят, она очень прижилась на российской подпольной сцене. У них есть новый альбом "Гул". Послушал - очень мне понравился.
Затем, еще одна симпатичная группа - это группа ŠUMA (аплодисменты). Я, оказывается, ее знал раньше, но как-то позабыл. Но освежил в памяти ее записи, в частности, последний альбом, он называется "Sonca". Это очень хорошая группа, ну, то, что называется фолкотроника, то есть, в общем-то, электроника, но с таким дамским околонародным вокалом. Вот. И все сделано со вкусом, тоже очень не по́шло. Вот что у белорусов - в отличие от русских и даже украинцев, кстати говоря, многих - хорошо получается, так это вот то, что не опошляете вы народную музыку, как это у нас очень любят. Как-то относитесь к ней деликатно и в то же время творчески, это здорово. Мне это очень нравится.
Ну, в общем-то... так, Лявона Вольского я упомянул тоже со знаком плюс... И последнее, что я бы хотел упомянуть со знаком плюс - это, я даже не знаю, кто этот человек, или это дуэт, или это ансамбль - я просто... Хип-хоп - это вообще не моя музыка. Не вникаю я в эти дела. Но у вас есть нечто под названием ЛСП. Вот эти ЛСП мне тоже понравились. То есть из всего белорусского хип-хопа, что мне попадался, это единственное, что мне понравилось. Веселая группа, ну, может быть, с некоторым перебором по части матерных слов и выражений, но, тем не менее, они с хорошим юмором, они очень искренние... или он. Я не знаю, что такое ЛСП - Леонид Семенович Петров или там ЛЕПРОЗОРИЙ СОЛНЦЕЛИКИХ ПИДОРАСОВ. Я не знаю. Короче говоря, вот они мне понравились.
Потом есть некоторое количество средних. Средние. Так, пошел по средним, которые как бы ничего, но ничего такого.
SUPER BESSE. Группа, где до последнего времени - я так понимаю, по крайней мере, - играл младший Михалок. Ну, группа играет то ли средневзвешенный такой псевдоевропейский пост-панк, то ли альтернативный рок. Но, в общем, она достаточно актуальная, но не интересная. Эта группа - она выступала в Таллинне у нас на "Tallinn Music Week", по-моему, даже не один раз. Но попытка сделать какой-то актуальный белорусский рок не слишком убедительная.
EGOR ZABELOV TRIO. Это опять же баянист-гармонист**. Инструментальная музыка симпатичная, немного напомнили мне PORT MONE, какими они были где-то 10-15 лет тому назад, то есть более драйвовая. В принципе, тоже такой пост-рок, что ли.
МОЛЧАТ ДОМА. МОЛЧАТ ДОМА́ или МОЛЧАТ ДО́МА - как правильно говорить?

Голоса из зала: МОЛЧАТ ДОМА́.
Артемий: МОЛЧАТ ДОМА́. Ну, это тоже привет Ленинградскому рок-клубу, Московской рок-лаборатории и так далее. Восьмидесятнический такой звук, синти-поп, обязательно самодельный мрачный вокал, технологические стихи. Музыка теоретически симпатичная, но очень привычная, банальная, надоевшая. То есть тем, кто слушает "новую волну", как я, уже 40 лет, это уже как-то не катит совсем.
Что там? J:МОРС. Это такой поп-рок с неплохой лирикой. Но тоже очень средний.
NAVIBAND. Альбом "Одной Дорогой". Это какой-то взять между рок, поп... Голос у девушки задорный, но совершенно меня это дело не увлекло. Какие-то они излишне позитивные.
Дальше. Нет, ну, это уже скорее к худшим - группа ДАЙ ДАРОГУ! . Значит, у нас в России имеется такое омерзительное явление под названием говнорок. Наверное, слышали это слово, которое символизируется еще более омерзительным явлением под названием "Наше Радио". "Наше Радио" - такое отформатированное русское рок-радио. Таким образцом стиля являются группы типа ЧАЙФ. В моем представлении это говнорок. Вот эти люди - эти люди - позорят наш рок своим говном! И группа ДАЙ ДАРОГУ! - им прямая дорога на "Наше Радио". Может, они там и крутятся, я не знаю. То есть я скорее застрелюсь, чем стану слушать "Наше Радио". Но если группа ДАЙ ДАРОГУ! до сих пор не нашла дорогу на "Наше Радио", это их огромное упущение. Они просто созданы друг для друга.
Так, чего там еще среднее? NIZKIZ, "Синоптик". Это какое-то... У меня просто написано... Я не помню, что это такое, у меня написано лаконично: "Вялый инди-рок".
Вот, собственно говоря, это то, что касается средних.
А, я забыл, еще хорошая группа. Одна хорошая группа тут. СОЮЗ. Группа СОЮЗ (аплодисменты). Группа СОЮЗ - это очень странная группа. Самое странное - не то, что там кто-то поет. Я не знаю. То есть они должны были бы играть инструментальную музыку, и тогда бы это был какой-то лаундж, downtempo довольно милый, интересный, такой космополитичный. Они при этом еще поют, причем на русском языке вроде бы. Точно на славянском каком-то. По-моему, неважно, что они поют. И вот этот вокал - он как бы переводит их в другое измерение, что мне почувствовалось там... даже SIGUR RÓS какой-то, что-то такое странное. Странная группа, которая в моем слуховом сознании не сфокусировалась, что само по себе очень хорошо. Потому что слушательский опыт мой настолько велик, что я очень быстро все раскидываю по полочкам, что к чему. А группа СОЮЗ мне как-то вот так с ходу ни на одну полочку не легла. Я считаю, это их огромное достоинство.
Да, ну и теперь, конечно, да! У меня осталось два персонажа. И я знаю, какой из них хуже. Хуже будет тот, кого я назову последним.
А предпоследним я назову человека по имени - не знаю, может, это кличка - Макс Корж (аплодисменты). Макс Корж более популярен в России, чтоб вы знали. И это, наверное, хорошо. То есть очень приятно. Вы знаете, что иногда бывает так, и лично меня как последовательного антиимпериалиста это радует, это греет мне душу, когда в метрополии вдруг становятся невероятно популярными какие-то артисты из регионов, с окраин. Это было, когда, скажем, ПЕСНЯРЫ стали популярны или тот же ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ и так далее. То, что Макс Корж очень популярен в России - это очень хорошо. А то, что он делает, мне совершенно не интересно. Я так понимаю, что он, по крайней мере, артист довольно искренний. То есть я послушал эти его стенания. Я понял, что это какая-то искренняя... искренние такие жалобы современного молодого человека, у которого есть... ну, естественно, в общем, все мы живем в той или иной степени несчастливо. Но некоторые живут особо переживательским таким образом, как Макс Корж, например. Я ему сочувствую, но влезть в его штаны я никак не могу, поэтому мне пофигу, конечно, на что там жалуется Макс Корж. В музыкальном отношении слушать мне его неинтересно. Если он страшно популярен среди сотен тысяч миллионов мальчиков и девочек, это значит, что его переживания созвучны этим миллионам. Наверное, они искренне цепляют - это здорово. Но просто абсолютно не моя история. То есть, в принципе, я... Часто говорят: Троицкий - музыкальный сноб, мизантроп и так далее. Все, что людям нравится, он говном поливает. Это не обязательно так. То есть, очень часто бывают сугубо попсовые...

Александр: Примером может быть Киркоров.
Артемий: Киркоров?

Александр: Да, вы отзывались о нем вполне себе лояльно.
Артемий: Ну, к Филе я лоялен просто по-человечески. Дело в том, что Филипп мой сосед был. Я долгое время жил на Таганке. И я жил через подъезд от Филиппа Киркорова. И Филиппа Киркорова я иногда навещал, а он меня. Я его музыкально просвещал, он был очень трогательный. Потом, за что я горячо уважаю Филиппа Киркорова - так это за то, что он самостоятельный человек. Самые жалкие создания - это вот эти вот продюсерские марионетки. Артисты, которые вообще никто и ничто, и которыми целиком и полностью управляют все эти кукловоды - продюсеры какие-то, упыри попсовые. Вот это да! Вот эти люди заслуживают жалости, презрения, негодования - чего угодно. Филипп Киркоров при всем своем, может быть, не самом лучшем вкусе... Киркоров сам по себе, сам себе хозяин. Очень редкий случай в этом самом замороченном попсовом мирке. <...>
...Я не обязательно против попсы - я против фальшивки. Вот типичная фальшивка - это Тима Белорусских (аплодисменты). Это полный стопроцентный циничный продюсерский проект, заточенный под самых тупых девочек лет, я так думаю, 13-14-ти. И этих девочек мне заранее жаль, потому что все равно, конечно, Тиму Белорусских они никогда не изнасилуют... Вы знаете, он тоже очень популярен в России. Не до такой степени, как Макс Корж, по-моему, но тоже довольно популярен. Уже отметился на каких-то штрейкбрехерских концертах во время политических протестов. Должно быть все в порядке, я думаю. Первым, вторым и прочими каналами, я думаю, будет продвигаться. Вот Тима Белорусских - это самое худшее, что я услышал из актуальной белорусской музыки.


* Артемий Троицкий ошибся: MUSTELIDE пишет песни на русском и английском языках.
** Егор Забелов, лидер EGOR ZABELOV TRIO - аккордеонист.

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 17 сентября 2019, 19:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003