MUSTELIDE - "Secret" & "SPI"


(c) MUSTELIDE, 2014
(p) Темные Лошадки/Soyuz Music, 2014
9 tks./T.t. 36:18

(c) MUSTELIDE, 2016
(p) SunWoofer/Soyuz Music, 2016
9 tks./T.t. 38:35


У минчанки Натальи Куницкой, несмотря на молодость (сейчас ей 29), богатый опыт работы в разных группах - ULIS, ZOMBIE ZOO, TAXI, CLOVER CLUB... С 2014 года Наталья - клавишница кабаре-бэнда СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА. В этом же году она пришла к созданию собственного сольного проекта.

Название детища Натальи Куницкой содержит двоякий смысл: "mustelidae" переводится с латыни как "семейство куньих" и намекает на фамилию музыканта. В то же время титул проекта содержит словосочетание "must elide", что переводится с английского как "должно исчезнуть". Но не стоит воспринимать такую интерпретацию буквально: исчезать Наталья никуда не собирается.

Основательница MUSTELIDE всю жизнь мечтала заняться электронной музыкой. Мечту она реализует в собственном проекте, где является автором музыки и текстов, певицей (до MUSTELIDE Наталья не пела), клавишницей, аранжировщиком, звукорежиссером и продюсером. "Secret" - self-made-альбом Натальи Куницкой: ей принадлежит авторство не только песен, но и обложки. А вот к созданию "SPI" были привлечены еще три человека: в одном из треков Наталье подпел Егор Яворский (экс-HUM FLYING BULLETPROOF NOODLE), мастеринг альбома сделан музыкантом и звукорежиссером Виталием Кулевским (экс-БЕЛЫЕ ЛИЦА), а к обложке приложила руку фотохудожник и дизайнер Алена Ходор.

"Secret" - дебютный альбом MUSTELIDE. Этимологию заглавия и концепцию обложки Наталья Куницкая раскрывает в интервью белорусскому молодежному журналу "34mag.net" (привожу в переводе на русский): "Помните, были такие "секретики", когда ты что-то дорогое прятал в ямку, накрывал стеклом и засыпал песочком? А потом аккуратно откапывал, и появлялась картинка. И вот такое ощущение ностальгическое меня охватило, что я сделала "секретик", сфотографировала, и получилась обложка альбома. И название появилось само собой".

Альбом записывался в домашних условиях методом проб и ошибок. Стилистику "Secret" можно общо и условно определить как инди-поп или синтипоп с элементами различных направлений электронной музыки - от техно и хауса до диско.

В "Secret" композиции с точки зрения музыкального языка строятся преимущественно по принципу минимализма. Почти все песни написаны от первого лица. В одних текстах ощутимо влияние русских народных сказок, другие навеяны фэнтези, третьи, очевидно, создавались по прочтении трудов философов и психоаналитиков. При желании можно нащупать цитаты из известных произведений. Сама Наталья называет свои песни рефлексиями на близкие ей темы.

Альбом открывает "Ushnoy Wor". Это аллюзия на "earworm", что переводится с английского как "навязчивая мелодия". В роли таковой выступает "Ламбада": сначала Наталья наигрывает ее на синтезаторе, затем вставляет фрагмент в исполнении группы KAOMA. "Ptiza Ruh" родилась в воображении автора. Наталья касается темы взаимоотношений между некогда любившими друг друга - или, быть может, все еще любящими - молодыми людьми. В словах героини слышны одновременно мольба и надежда, а во вступлении и коде птица Рух материализуется и издает отчаянные крики. Мне кажется, эта песня отсылает к знаменитой балладе Владимира Мулявина на стихи Юрия Рыбчинского "Крик Птицы", которая также посвящена утраченной (вернее - убитой) любви. Но, в отличие от композиции ПЕСНЯРОВ, у MUSTELIDE нет истерики и надрыва.

Иное преломление эта тема получает в песне "Golden Pool". Взаимоотношения между влюбленными остались в безвозвратном прошлом, за которое память героини продолжает судорожно цепляться. Но и здесь никаких истерик не наблюдается. "Golden Pool" отличается от остальных композиций сложностью музыкального языка и предвосхищает второй альбом.

"Smisl" (быть может, правильнее все-таки "Smysl"?) и "Ne Speshi" составляют своеобразную дилогию. Быть может, нам всем иногда следует остановиться, оглянуться, подумать, в чем смысл? Для автора же он состоит в умении радоваться жизни и принимать окружающую действительность такой, какая она есть. Но бывает, когда реальность давит, и хочется куда-нибудь спрятаться или, следуя призыву Жана-Жака Руссо, искать единения с природой. Об этом песни "Na Derevo" и "Lipa". Запах липы оказывает на героиню столь благотворное воздействие, что она, позабыв обо всем, пускается в пляс. А маскированная дверь - аллюзия на летовскую "секретную калитку в пустоте"...

Слово "lzhevid" ("лжевид") для названия своей песни Наталья Куницкая, очевидно, нашла в "Романе о Розе". Такое имя одному из персонажей - "сомнительному" рыцарю царства Амура - дал автор второй части французской аллегорической поэмы XIII века Жан де Мён (Клапинель). Правда, сама песня к сюжету этого литературного произведения никакого отношения не имеет. Речь в ней идет о лжевиде как поведенческой особенности.

"Samaya Bezumnaya" - лучший номер альбома. Героиня песни сходит с ума и вовлекает в свое безумие окружающих. Но особенно у нее заразителен смех...

Название второго альбома заключает в себе, как минимум, два значения: во-первых, "SPI" может прочитываться, как аббревиатура, которая расшифровывается как "Sensitive Personal Information" - "персональные данные" или "частная информация". В песнях, составивших альбом, ярко проявляется склонность Натальи Куницкой к самокопанию, а также к наблюдению над другими людьми, над разными ситуациями. Во-вторых, это и глагол "spi" ("спи") в повелительном наклонении: по словам автора, альбом представляет собой своеобразное путешествие по подсознанию. Центральной в нем является тема сновидения.

Оформление выдержано в жанре современного фото-арта. На стене мелом нарисован глаз и написано название альбома. У стены стоит Наталья, прикрыв правый глаз ладонью. На ней продолжение глаза дорисовано краской. Глаз, по сути, - "окошко", через которое слушатель попадает в мир снов.

"SPI" музыкально более сложен, чем "Secret": во-первых, Наталья Куницкая много экспериментирует с разными звучаниями. В первом альбоме двух-, трех- и многоголосие и так называемый эффект pichshifter (понижение или повышение строя) встречались эпизодически, а аккомпанемент был минималистичен. Во втором альбоме Наталья, как может, изгаляется над собственным голосом: поет сама с собой дуэтом, трио, квартетом, квинтетом, а в припеве "Addiction" звучит целый хор Наталий Куницких; многоканально записанные вокалы имеют самостоятельные партии. Фактура всех композиций инструментально насыщена, аранжировки более плотные, звучание объемно. Наталья отказалась от виртуальных инструментов в пользу аналоговых синтезаторов. Наряду с музыкальными звуками широко применяются шумовые: голоса сов, эхо пустой комнаты, звук пульверизатора, запись шагов по городу... Разные звуки комбинируются и сэмплируются, на основе уже существующих создаются некие новые... Во-вторых, оригинальность проявилась и в стилистике: так, если в "Secret" упомянутые стили встречаются в отдельности, в "SPI" они смешиваются, взаимодействуют, вновь образуют нечто неожиданное. Появляются и новые, актуальные на сегодняшний день стили, которые пока можно услышать разве что в клубах европейских столиц. Наталья специально приобретает на iTunes свежие релизы, чтобы поспевать за временем. В ряде композиций остро ощутимо влияние джаза. В итоге саунд MUSTELADE оказался несколько непривычным и, я бы сказал, местами сложноватым для восприятия.

"Salut" - своеобразное послание персонажу из сновидений:

Ты никогда не догадаешься,
Что мы встречались у меня во сне.
Ты никогда не догадаешься,
Что эта песня посвящается тебе.


"Rahat Lukum" - апофеоз гедонизма, символом которого и выступает восточная сладость. А "rahat" переводится с турецкого как "удовольствие", "удобство", "комфорт", "счастье". В песне на короткое время появляется экзюперианский Маленький Принц.

"Pustota" навеяна фильмом Кристофера Нолана "Interstellar", который вдохновил автора на погружение в тему космоса. Затем Наталья просмотрела документальный научно-популярный телесериал "Through the wormhole with Morgan Freeman", в котором затрагиваются волнующие тайны современной науки. В итоге сложилась целостная картина, которая и была положена в основу песни. Отдельный респект Егору Яворскому за подпевки!

Название "Synth & Puh" подарил Наталье случай: шла она через двор камвольного комбината и прочитала объявление о продаже материалов - синтепона и синтепуха. Последнее слово очень понравилось. Вскоре написалась песня о поглощении человека новейшими информационными технологиями, который под их воздействием превращается в синтепух. В названии и многократном повторении ключевого слова прочитывается ирония над синтипопом. А ритмический рисунок так и побуждает к неистовым танцам...

"Opushka" продолжает тематическую линию песен "Na Derevo" и "Lipa". Но написана по реальным событиям. Опушка, о которой здесь идет речь, на самом деле существует. В детстве Наталья Куницкая приходила на нее вместе с матерью. И сейчас, когда становится тяжело и грустно, мысленно возвращается на родную опушку... Наталья проявила изобретательность, засэмплировав голоса 30 разных видов сов и на их основе создала драм-партию. Это самый лучший номер в альбоме, реальный хит!

Заглавную композицию помогает понять авторский комментарий: "Сон - это судьба. И мой личный эликсир бессмертия, так как он дает бонус-лайф и бонус-уровень к стандартному жизненному набору. Когда начинаешь больше понимать и чувствовать природу сна, то вплетаешь это естественным образом в свою обычную жизнь, и она начинает играть новыми красками, ее становится больше. В песне "Spi" моему герою тесно в рамках привычного измерения. Выбирая между несколькими состояниями, он отдает предпочтение уже ясно, какому. Можно сказать, что эта история о расширении сознания". Главное в композиции - даже не текст, а звуковая концепция, максимально отражающая состояние сна. В звуковой коллаж из аналоговых синтезаторов и запитченных вокализов вплетаются сэмплы сигнализаций, строек, прогулок по городу и домашних посиделок, а в основу ритм-секции положена запись шагов. Версия альбома, расположенная на iTunes, дополняется клипом на заглавный трек за авторством известного белорусского мультипликатора Виталия Сидорука. Арт-хаус-анимация с элементами триллера, сюжет которой строится на детских страхах; сам автор стиль своей работы описывает термином "арт-торч"...

"Telepatia" - результат длительных экспериментов со звуком: во вступлении засэмплирована запись хора, в котором пела сестра Натальи. А для того, чтобы глубже вникнуть в текст, советую запастись психологическим словарем. К слову, это первая белорусская вокальная композиция в стиле juke.

"Addiction" - песня о любви, переходящей в патологическую привязанность. Но героиня чувствует в себе силы справиться с аддикцией.

Завершает альбом "Vremenem" - одна из первых песен, написанных Натальей Куницкой для проекта MUSTELIDE. Она исполнялась на концертах и изначально для записи не предназначалась, поскольку была рассчитана на живую импровизацию. В итоге Наталья ее записала, "идя навстречу пожеланиям трудящихся". И, надо сказать, ей удалось сохранить импровизационную манеру - где-то с "грязью", где-то с непонятными вибрациями и странными звуками...

В одном из последних интервью Наталья Куницкая рассказала, что ее поклонники разбились на два лагеря: одним нравится "Secret", другим - "SPI". Лично я не могу присоединиться ни к первому, ни ко второму, ибо мне нравятся оба альбома. Есть у них одна общая черта - способность поднимать физический и эмоциональный тонус. А потому я слушаю "Secret" и "SPI" подряд. Чего и всем желаю.

Слушать альбомы
Скачать альбомы (скачивание платное):
"Sicret"
iTunes
GooglePlay
"SPI"
iTunes
GooglePlay

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 21 июля 2016, 13:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.011