"Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 15"


(c) авторы, 2014
(p) Екатеринбург, УРГПУ - Тверь, ТвГУ, 2014
346 с. - 150 экз.


В наше экономически не самое благополучное время для сборника научных статей дожить до 15-го выпуска - уже подвиг. "Русская рок-поэзия: текст и контекст" - первое и на сегодня единственное продолжающееся издание, посвященное молодой отрасли филологии, которая разными авторами определяется по-разному: "рокология", "рок-литературоведение", "филологическое роковедение". Да и сама отрасль, пока не имеющая единого терминологического обозначения, развивается семимильными шагами, активно взаимодействует с различными науками - от философии, культурологии и музыкознания до социологии, политологии и религиоведения.

Судя по всему, для редколлегии сборника выход пятнадцатой книжки стал настоящим праздником. По такому случаю было решено внести в дизайн некое разнообразие: обложка выпуска стилизована под советские газеты. Но изменения коснулись не только внешнего вида: в 2013 году сборник "Русская рок-поэзия: текст и контекст" был включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Начиная с 15-го выпуска каждая статья снабжается краткой аннотацией (abstract) на русском и английском языках, а также сведениями об авторе, включая домашний и электронный адрес. Отныне любой читатель имеет возможность связаться с авторами статей, обменяться информацией и раритетными материалами. Такой взаимообмен идет развитию науки только на пользу. Сегодня на страницах сборника наряду с кандидатами и докторами филологических (и не только) наук имеют возможность публиковаться и начинающие исследователи - аспиранты, магистранты, студенты.

Как и предыдущие, рассматриваемый выпуск не имеет четкого деления на рубрики и разделы. Но это только на первый взгляд: сборник сам собой структурируется по мере внимательного чтения.

Общетеоретический раздел открывается статьей В. А. Гаврикова "Переосмысляя аксиомы "рокологии": циклизация". До сих пор в филологическом роковедении единственным способом бытования рок-композиции считался рок-альбом, который уподоблялся лирическому циклу в поэзии. Гавриков же опровергает эту аксиому. Он дает циклу собственное определение: "цикл - набор песен, прямо или имплицитно сгруппированный автором". А следовательно, циклообразующие связи действуют не только в альбоме, но и в концерте. Автор - по невнимательности ли, по забывчивости ли - допускает маленькую неточность: инициалы филолога Дарвина, на которого он ссылается - М. Н., а не М. И.

Статья А. Ю. Конкиной "Перспективы использования "акустического" метода в исследовании русской рок-поэзии" демонстрирует еще один подход к изучению звучащего рок-текста. А. В. Лексина в статье "Время без имени, эпоха без героя, жизнь без цели: телеологический аспект рассмотрения русской рок-поэзии на современном этапе" углубляется в эволюционно-аксиологические и социокультурно-филологические аспекты развития русской рок-поэзии.

М. А. Бердникова в статье "Гендерная инверсия исполнения рок-песен" останавливается на изменениях в специфике рок-песен, вызванной сменой мужского исполнения женским или женского мужским. При этом новое исполнения может порождать иные смыслы, отличные от первоначального. Интерпретируемые песни автор подразделяет на два типа: 1) песни с одним исполнителем; 2) песни, которые исполняются разными голосами. Первый тип рассмотрен на примере сопоставления оригинальных исполнений и кавер-версий песен "На Небе Вороны" (ДДТ и НАСТЯ), "Колеса Любви" и "Звери" (НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ), "Да. Теперь Решено. Без Возврата" на стихи Сергея Есенина (МОНГОЛ ШУУДАН и Земфира), "Кукушка" и "Легенда" (КИНО и Земфира). Примерами для второго типа послужили "Улица Роз" (АРИЯ и СЛОТ), "Синоптики" (НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и Диана Арбенина с группой Ю-ПИТЕР), а также кавер-версия Жанны Агузаровой песни Александра Башлачёва "Мельница" (второй вокал принадлежит клавишнику, чье имя в статье не указано). По наблюдению Бердниковой, в обоих случаях могут изменяться поэтический текст (вербальный субтекст), лирический субъект, инструментальные партии, продолжительность композиций и т. п.

Статья Ю. В. Доманского носит название "Рок-поэзия: исполнительский визуальный субтекст". Автор приводит и систематизирует некоторые примеры визуального исполнительского субтекста в формате рок-концерта (оформление сцены, расположение исполнителей на сцене, их внешний вид) и приходит к выводу о возможности его филологического изучения.

Особенно мне хочется выделить статью О. Э. Никитиной "Почему забытый Гектор-один, или Введение в текстологию заблуждений". В результате ошибочного восприятия слушателем звучащего текста возникает феномен, который автор называет "альтернативным вербальным субтекстом рок-произведения". Название статье дала неправильно расслышанная строчка из песни Бориса Гребенщикова "Брат Никотин": "У каждого в сердце разбитый Гектор-один" (вместо "гетеродин"). Именно в таком виде строчка попала в научную статью М. А. Янушкевича "Проблема изучения античных реминисценций в русской рок-бард-поэзии" и пошла "в народ". Вот еще несколько примеров заблуждений, найденных Ольгой Эдуардовной: "А тот, кто не верил, упав, превращался в восход" (вместо "в посуду") в песне Евгения Чикишева "Вальс"; "Был уверен в ушах - стал слепым" (вместо "уверенным шаг") в песне Михаила Борзыкина "День Михаила"; "Вот электрогриль электрогриль" (вместо "и нет любви и нет любви") в песне АГАТЫ КРИСТИ "Холодная Любовь"... Вот здесь я вынужден поставить многоточие. Интересующихся отсылаю к статье, более того, настоятельно рекомендую ее прочитать и понаблюдать вместе с О. Э. Никитиной над трансформацией смыслов песен, возникающих в результате неправильного восприятия. Есть над чем и посмеяться!

Интересна статья В.В. Шадурского "„Охота на волков": песни В. С. Высоцкого у истоков русского рока". Автор связывает мироощущение поэта, написавшего дилогию "Охота На Волков" и "Конец Охоты На Волков", с протестной тенденцией свободолюбивого русского рока. Название статьи А. Н. Ярко "К вопросу о взаимодействии рока и театра: спектакль театра На Таганке "Владимир Высоцкий" и спектакль Большого театра кукол "Башлачёв. Человек поющий" исчерпывающе отражает ее содержание.

А. И. Бойков в статье "Приложение как признак мифологического сознания Александра Башлачёва" останавливается на особенностях употребления оппозитивных конструкций в текстах автора "Времени Колокольчиков" с точки зрения мифологического сознания. Работа адресована прежде всего филологам. Читается крайне тяжело. Но при глубоком погружении лучше понимаешь стихи-песни СашБаша, открываешь в них новые смыслы.

Н. М. Матвеева в статье "Лирика Иосифа Бродского в современной песенной культуре" сосредотачивается на примерах обращения рок-музыкантов к лирике одного из самых значимых поэтов XX века. Автор дает классификацию песен на стихи Бродского, подробно рассматривая каждый из представленных типов.

Статья А. Э. Скворцова "Песни Михаила Науменко и их западные образцы" продолжает и дополняет опубликованную в предыдущем выпуске работу Э. Дж. Куэлина "Майк Науменко и английские рок-тексты". По наблюдению автора, песни Майка текстуально и музыкально (а иногда и то и другое вместе) восходят к западным образцам. В числе первоисточников упоминаются Боб Дилан, Лу Рид, Дэвид Боуи, Леонард Коэн и THE ROLLING STONES. Скворцов находит влияние на творчество Майка русской поэзии XVIII - XX веков.

Цоеведческий раздел представлен пятью работами. Статья Е. И. Ивановой называется "Система концептов в структуре языковой личности В. Цоя". Методом сплошной выборки на основе частотности употребления автор выделяет концепты герой, воин, романтика, ночь (черный цвет), солнце (желтый цвет), война, звезда, день. Иванова предпринимает попытку комплексного подхода, основанного на выявлении качественных особенностей языковой личности Виктора Цоя. З. Г. Харитонова в статье "Песня Виктора Цоя "Атаман": проблема включения в мини-циклы" осмысляет ранее неизвестную песню в контексте позднего творчества лидера КИНО. "Образ поезда в творчестве В. Цоя" - тема статьи С. А. Петровой. Д. И. Иванов и Пу Жун в рамках статьи "Путь дракона: личность и творчество Виктора Цоя (система восточных кодов)" обозначают и рассматривают основные зоны активизации функционирования системы восточных кодов на уровнях биографической личности В. Цоя; понимания Цоем общей концепции творчества; "текста смерти" и "текста жизни" Цоя; конкретных поэтических текстов, образов и мотивов. "Звезда: Цой и кинематограф" А. Д. Фадеевой - продолжение почти одноименной статьи "Эрзац-звезда: Цой и кинематограф", опубликованной в 14-м выпуске. Автор прослеживает трансформацию мотива Цоя как знака новой эпохи на рубеже XX - XXI веков.

В орбиту исследовательского внимания попали и различные аспекты творчества Андрея Макаревича. Е. Драздаускайте в статье "Метафорические способы экспликации концепта время в текстах песен российской рок-группы МАШИНА ВРЕМЕНИ" соотносит заявленный в заглавии концепт с другими концептуальными единицами - дом, жизнь, пространство. Статья М. Б. Ворошиловой "Люди - вещи, вещи - люди, или "Неволшебные сказки" А. Макаревича: опыт анализа креолизованной метафоры" представляет собой фрагмент комплексного исследования последней книги лидера МАШИНЫ ВРЕМЕНИ.

В предыдущем выпуске сборника были опубликованы две статьи, посвященные альбому группы АЛИСА "20/12". Тему продолжает статья Е. Э. Никитиной "Апокалипсис сознания: альбом "20/12" группы АЛИСА".

Большой познавательный интерес представляет статья В. А. Курской "„Мир как будто надвое расколот": предварительные замечания по поводу дуализма художественного мира Эдмунда Шклярского", автор которой касается философии лидера ПИКНИКА. Некоторые авторы исследуют под тем или иным углом зрения отдельные альбомы. Такова статья Ю.Э. Пилюте "Перерождение лирического героя в альбоме "Певец декаданса" группы ПИКНИК".

Н. К. Данилова в статье "Художественные взаимодействия рок-поэзии с классикой и современностью" анализирует рок-композиции Юрия Шевчука на тему осени во взаимосвязи с русской поэзией XIX века. В последние десятилетия в литературоведение вводятся понятие "святочный рассказ", "пасхальный текст", "рождественский текст". Филологическое роковедение - не исключение. "„Рождественский текст" в поэзии Ю. Шевчука" - тема еще одной статьи Н. К. Даниловой.

А. В. Пугачева в статье "„Эти реки" Ильи Кормильцева: опыт интерпретации" проводит параллели между ключевыми образами заявленного в заглавии произведения и евангельскими образами. В их контексте кормильцевское стихотворение интерпретируется как текст об искажении божественной природы человека, а художественный мир произведения - как антимир.

"„Чудеса" АГАТЫ КРИСТИ: попытка анализа абсурдного текста" Д. Г. Скорлупкиной - достойный пример глубочайшего анализа. Как будто статья написана не студенткой, а ученым, как минимум, кандидатом филологических наук...

Объем сборника чрезвычайно большой и, к сожалению, обозреть его полностью, несмотря на сильный соблазн, не представляется возможным. Посему мне придется перечислить имена авторов-исполнителей и посвященные им материалы, достойные читательского интереса.

Янка Дягилева: "Принцип монтажа в песенной лирике Янки Дягилевой" М. К. Мюллер, "Специфика репрезентации концепта "страх" в русском языковом пространстве (на примере произведений Я. Дягилевой)" Н. В. Ройтберг.

Егор Летов: "Идиостиль Егора Летова с точки зрения глубины текста" М. В. Пихаревой, "Кто сказал "Хой"? (специфика летовского интертекста)" Е. С. Шерстнёвой, "„Тошнота" Егора Летова. Анализ одного текста" А. С. Новицкой.

Дмитрий Ревякин: "Мифология голоса. Поэтологические метафоры в творчестве Д. Ревякина" О. Р. Темиршиной.

В числе других героев сборника - Ермен Анти, группы МЕЛЬНИЦА и ЛИХОЛЕСЬЕ.

Мне бы также хотелось обратить внимание читателя на две работы, посвященные зарубежной рок-музыке. Первая - статья И. В. Кумичева "Специфика взаимоотношений Я и Другого в рок-балладе 60-70-х годов", материалом для которой послужили композиции THE DOORS, LED ZEPPELIN и PINK FLOYD. Вторая - небольшое исследование Д. И. Иванова и Чжан Юй Тин "Специфика развития китайской рок-культуры". Лично мне по прочтении сего труда захотелось всерьез и надолго погрузиться в Интернет и заняться поисками в целях пополнения знаний о роке Поднебесной...

Скачать сборник

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 16 мая 2016, 17:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.004