АГАТА КРИСТИ (разные издания)


Рок и детективы АГАТЫ КРИСТИ

Нынче трудно удивить экстравагантностью названия рок-группы. Ну, а английская писательница, автор детективных романов, при чем? Впрочем, свердловская рок-группа АГАТА КРИСТИ делала ставку не на притягательную силу загадочного названия. И уж никак не этим объясняется то, что она заняла место в сердцах молодежи, осиротевшее после распада популярнейшего НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА.

А чем покорял HAУ молодежную аудиторию? Глубиной и злободневностью поэзии, выразительными мелодиями, звучавшими не без развлекательных ухищрений. И, конечно, актерской эмоциональностью солиста. В музыке АГАТЫ КРИСТИ все это звучит, пожалуй, еще откровеннее. Пока московские и ленинградские рок-музыканты ведут споры между собой и с официозной эстрадой, таким городам как Свердловск попросту невдомек, что следовать песенным традициям считается чуть ли не позором для рокера. Но одним отрицанием сыт не будешь. Урал занялся возрождением демократичного, близкого молодым душам рока.

Путь АГАТЫ КРИСТИ сродни становлению многих рок-групп. Ребята начинали в одной из школ города Асбеста, что в Свердловской области. Вадим Самойлов (вокалист, гитарист, автор текстов и музыки нынешней АГАТЫ) и Александр Козлов (клавишник) организовали музыкальный ансамбль. Не оставили занятий музыкой и потом, когда продолжали учиться, как, например, Самойлов, на радиотехническом факультете Уральского политехнического института. Все участники, включая окончившего медицинский институт Козлова, получили крепкое музыкальное образование. Младший брат Вадима Самойлова, Глеб (бас-гитара, вокал, тексты, музыка),- выпускник Свердловского музыкального училища. Как, впрочем, и барабанщик Альберт Потапкин, и второй клавишник Лев Шутылев.

С 1984 года группа начала выпускать магнитофонные альбомы. Интерес вызвала работа 1985 года "Если", где музыканты попытались совместить традиционные хард-рок, арт-рок и "новую волну", избежав эклектичности за счет академичной гармонии и аранжировки. В альбоме 1987 года "Свет" - сочетание направлений, заимствованных из западного рока, хотя это скорее было синтезом. Следующий альбом - "Второй Фронт" - приобретает социальную заряженность отечественного рока. И, наконец, "Коварство и Любовь" приносит широкую популярность ансамблю.

Признаться, поначалу я задавалась вопросом: чем, собственно, привлекают такие композиции как, например, "Вива Кальман!"? Не достаточно ли было бы одного Кальмана, без Вадима Самойлова? Вслушалась, но цыганского барона в мелодии, как ни разыскивала, не оказалось. Это мастерская стилизация в духе австро-венгерской оперетты, проступающая как краска, эмоция, намек на прообраз - не более. То же самое с узнаваемой румбой в "Африканке", с танго в "Танго с Дельтапланом" и даже с маршем в финале номера "Крысы в Белых Перчатках", который, кажется, мог бы звучать в репертуаре духовых оркестров начала века.

АГАТА КРИСТИ восстанавливает связь времен и в текстах. В песне "Вива Кальман!" группа размышляет над старинной легендой о клоунах, оплачивающих трагедией право быть веселыми на людях. Сегодня вариант этой истории, предложенный АГАТОЙ, пронизан нервностью, замороченностью, жестокостью и в то же время страстью некой романтики нынешних времен.

Страстность... Это качество отличает лучших артистов, помогает преодолеть языковые барьеры, компенсирует недочеты, затрудняющие прорыв отечественного рока на международный рынок. Искусство АГАТЫ КРИСТИ оказалось понятно зрителям Глазго на фестивале "Новые начинания", в Болгарии - на фестивале "Рок за демократию". Им поступило предложение гастролировать в ФРГ. Начало обещающее.

Итак, при чем это название группы - АГАТА КРИСТИ? Ответы у рокеров такие же незамысловатые, как и вопросы журналистов. Да ни при чем! Впрочем, можно попытаться и "пофилософствовать" на эту тему. Эффектность, мол, тематики, увлекательность сюжетов, напряженность повествования роднят рок и детектив. АГАТА КРИСТИ обращается к общечеловеческим проблемам, особенно остро дающим о себе знать в экстремальных ситуациях. И не забывает извечную мудрость - преподносить поучение в увлекательной форме.

На девятой звуковой странице слушайте песни В. Самойлова "Вива Кальман!" и "Пантера".

Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
Фото А. КОШКИНА

"Кругозор" №6'1990



Праздник советской семьи

После прослушивания последнего альбома АГАТЫ КРИСТИ "Коварство и Любовь" (новая версия) я еще раз перечитал сделанную до этого заметку о группе и решил, что она никуда не годится. Прослушал запись еще - точно: плохо. Решил переписать все заново, тоже в новой версии.

Чуть истории. В 1986 году "третья волна" свердловского рока вынесла в массы АГАТУ КРИСТИ. Вынесла с некоторым багажом: магнитоальбомами "Если...", "Голос", "Свет". Материал записывался с 1985 года и принадлежал коллективу с названием ВИА РТФ УПИ (по названию факультета Уральского политехнического института). По уверениям современников, музыка была сырая и потому осталась замечена только небольшим кругом любителей.

С выходом альбома "Второй Фронт" (1986 г.) группу услышали по-новому. Я, например, до сих пор помню "Коммунальный Блюз", "Черные Волки".

Потом был "Коварство и Любовь" (1989 г.), более отточенный и цельный, с цепляющими текстами по-хорошему, отличными аранжировками, который и принес группе известность, и не только в родном крае.

Ребята играли что-то около "жесткой волны", и народу нравилось. Было весело, вызывала умиление атмосфера незримого присутствия на сцене АЛИСЫ и HAУ. Однако слишком рьяная пропаганда наших махров породила в среде рокеров злопыхания: неоригинальные, но исчерпывающие - "попс". Поползновения, кстати, начались именно среди земляков. И кое-какие основания для этого были.

Концерт за концертом. "Наша Правда" за нашей правдой. И "Пантера", и "Сытая Свинья". Неплохо. Но эксплуатация наработанного продолжалась, и на представлениях АК, несмотря на всегда мощную отдачу музыкантов, стало скучнее. Время шло. Избитый материал перетекал из остросоциальности в слащавость, потом легко усваивался попсующимся контингентом и в конечном итоге вызывал вполне адекватную реакцию рокеров. Хотя...

Для меня в первую очередь "попс-с-с", как и "порнография", отождествляется с плохим вкусом, а вовсе не с легко воспринимаемой музыкой или актом. А о помпезности?! Ну что, было дело. И скорее не помпезность, опять дело вкуса, а академизм, чем проникнута вся музыка и образ АГАТЫ.

Но объективности ради - группа узнаваема, и не только потому, что много хитов. Живая, энергичная музыка, эксцентричный, полностью выкладывающийся вокал В. Самойлова. Группу отличает запоминающийся специфически танго-опереточный саунд.

Последним альбомом стал "Коварство и Любовь" (новая версия), состоящий из заново обработанных известных вещей плюс четырех относительно новых песен.

В записи альбома принимали участие Вадим Самойлов (вокал, гитара), Глеб Самойлов (бас, вокал), Лев Шутылев и Александр Козлов (клавишные), Альберт Потапкин (барабаны).

Обычно копия хуже оригинала, и потому слушать повтор если не скучно, то во всяком случае не в кайф. Первый вариант накатан, уложен в мозгу. К последующему надо привыкать, напрягаться, и нередко только поэтому он отвергается.

У АК я не испытал ничего подобного. Все интересно - альбом сделан не зря. Программно очень цельно. Исчезла напыщенность, четко ощущается романтическая стилистика группы. Звук стал жестче, "роковее", что ли. Радует, что музыка от этого не проиграла. Такая же плотно сбитая, отлично аранжированная, заставляющая "что-то делать". Но опять же, не знаю, плохо это или хорошо, - АГАТА КРИСТИ продолжает осваивать творческое наследие В. Бутусова. Что говорить, свердловская школа.

Безусловный хит - "Bessame...". Настрой на танго не оставляет равнодушным вокал. "Бессамемучо", в общем.

"Собачье Сердце". Душевная вещь, если не сказать большего и не повториться. Булгакова и я люблю.

Кроме того, я бы выделил знакомую, но совсем по-новому ощущаемую, очень-очень понятную "Праздник Семьи". Что значит доработать текст.

Дедушка был тих и мил,
Он до сих пор бомбил Берлин,
Но от этого грома сошел с ума,
И бегал по комнате с радостным криком "ура!"


Нет, без "...вперед за Сталина!" слушается куда лучше. Но почему уже "нормальная семья", а не "советская", как было раньше? Подстраховка? Напрасно, именно "советская".

Хорошо сработан "Канкан". Правда, эротика не всеми ощущается ("Канкан" все-таки...). Подумал - и сам себе: но ведь и не "Ламбада", слава Богу.

Заканчиваю в миноре. Ребята обсасывают знакомую тему. Хотя, с другой стороны, если переработка будет всегда такой (я про новую версию) - пусть будет. Я - за. К тому же со дня на день обещается совершенно новое. Будем ждать, слушать и делать выводы.

Пока же недоброжелателям кажется, что группа зациклилась и буксует на месте. Так вот... Надо что-то ответить. Э-э-х, пристали. Ну и буксует - не назад в конце концов едет. Да!

А последнюю АГАТУ я себе все равно записал.

Сергей ЛЕГОТИН
Фотоколлаж С. ЗАЙЦЕВА

"Вечерний Челябинск" 14.01.1991



АГАТА КРИСТИ - "Декаданс"

Итак, в то время как большинство "зубров" Свердловской рок-сцены "затаилось" в 1990 году (возможно, к очередному фестивалю?), АГАТА КРИСТИ успела "выстрелить" в конце года своим альбомом "Декаданс".

Отдав дань в "Коварстве и Любви" остросоциальной тематике, группа предстала в новом альбоме более разноликой.

Изящная, легкая и вместе с тем экспрессивная манера В. Самойлова (от "Щекотно", "Мотоциклетки" до "Кошки"), безусловного лидера группы, "разбавлена" мрачноватым "панковым" стилем его младшего брата ("Эксперимент", "Эпидемия"), от чего музыкальная палитра АГАТЫ КРИСТИ только выигрывает.

Эпизодические обращения к музыкальной классике сменяются все более устойчивым интересом. Нет, большинство песен альбома по-прежнему выдержаны в новейшем волновом стиле, и все же его музыкальным стержнем является "Декаданс".

В целом слушателей ждет приятный сюрприз. Далеко не всем и не всегда удается прогрессировать от альбома к альбому. Пока у АГАТЫ КРИСТИ это получается.

В. СОЛДАТЕНКОВ
"Рок-Хроника" (Свердловск - Екатеринбург) №1(4)'1991



АГАТА КРИСТИ без загадок

Группа АГАТА КРИСТИ
С 1-03-С-6. Редактор О. Глушкова

У Агаты Кристи больше сотни романов. У группы АГАТА КРИСТИ - пять магнитоальбомов, последний из которых - "Коварство и Любовь" - наконец-то, к радости многочисленных фанов Самойлова и К°, вышел в грамзаписи. АГАТА КРИСТИ - группа третьего поколения свердловского рока, которая оказалась в фокусе зрительских симпатий, протиснувшись сквозь монолитную стену ленинградско-московского рока по тропиночке, намеченной НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ.

В рок-музыке, пожалуй, как нигде резко сказывается возрастная разница музыкантов. "Перворокеры" стремились разрешить проблемы никак не меньше глобальных. Их последователи больше были заняты реальными бытовыми проблемами, часто разделяя мир на черное и белое, сделав своим символом заплеванные коридоры коммуналок и вонючие подъезды. Находясь под традиционно сильным для Свердловска влиянием "арт-рока", группы нового поколения взяли на вооружение смех сквозь слезы - наиболее характерная и национальная черта наших "волновиков" с ее пародийностью и странным для непосвященных абсурдистским гротеском.

История АГАТЫ КРИСТИ началась в 1978 году в одной из школ города Асбеста, где учились Вадим Самойлов, Александр Козлов и Петр Май. В 1984 году Вадику и Пете стали узки рамки стройотрядной и факультетской самодеятельности. Новый проект назвали РТФ. Совершенствованию помешали распределение и призыв клавишника в армию. Последним приветом стал альбом "Если". В обновленном составе на клавиши встал новоиспеченный сотрудник мединститута - Александр Козлов, за бас-гитару взялся младший брат Вадима Глеб. Записали альбом "Голос".

Выход группы РТФ на публику произошел на фестивале Свердловского рок-клуба в декабре 1986 года. Там же к ним присоединился нынешний барабанщик Альберт Потапкин (экс-ФЛАГ, экс-НАУТИЛУС). Запись третьего альбома "Свет" омрачилась уходом Потапкина в армию.

На первых магнитоальбомах группы можно встретить все стили, особенно густо были замешаны "арт", "хард" и "нью-вэйв". Общим было одно - попытка академизма, то есть подход к обработке материала через переосмысление опыта классики. Музыка неплохая, но не совсем своя. Альбом "Второй Фронт", записанный в 1988 году, стал не просто находкой своего стиля, но качественно новой работой, развитой в альбоме "Коварство и Любовь".

Кредо АГАТЫ КРИСТИ (так стала называться группа с 20 февраля 1987 года) выражено достаточно наглядно на двух последних альбомах. Поначалу их постоянно сравнивали с НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ. Скорее всего, это шло оттого, что по мелодизму АГАТА КРИСТИ как никакая другая команда были близки к НАУТИЛУСУ. Но!

Если НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС - прежде всего рефлексирующий вокал Славы Бутусова, то у АГАТЫ КРИСТИ на переднем плане - энергия, часто неожиданные и всегда очень к месту резкие клавишные Саши Козлова, которые на пару с жесткой ритм-группой просто выталкивают на передний план нервную, яростную гитару Вадима Самойлова.

Отличен от НАУТИЛУСА и сам подход к текстам песен. У Кормильцева это зачастую сентиментальная дидактика с чернушным оттенком, констатация факта: одиночество, манекенность бытия, непонимание. Подобные настроения есть и в текстах Вадима Самойлова - в одном жизненном котле варимся, но подход к развитию темы принципиально иной. В песнях АГАТЫ КРИСТИ тема и настроение находятся в постоянном развитии. Это разной степени гротеск: от злой сатиры до беззлобной ехидинки. Следует, правда, отметить, что чисто "лирические" композиции группе удаются явно меньше, порой сентиментальность отдает слезливостью.

АГАТА КРИСТИ играет свою музыку, непохожую ни на какую другую - и поэтому ее успех закономерен. Парадоксальность группы в том, что, неся в текстах и музыке достаточно тонкую эстетику и выражая ее в сложных формах, она пользуется широкой популярностью в самых разных кругах слушателей. Они - победители III фестиваля Свердловского рок-клуба, международного фестиваля в Москве "Ступень к Парнасу" (1989 г.), лидеры международного фестиваля "Опен дю рок" (1990 г.) в Бьюне. Счет только начат. Хочется верить, что и эта пластинка - не последняя.

АГАТА КРИСТИ сегодня - это: Вадим Самойлов (вокал, гитара), Александр Козлов (клавишные), Глеб Самойлов (бас-гитара) и Альберт Потапкин (барабаны).

И в заключение вопрос к Вадиму Самойлову: "А почему АГАТА КРИСТИ?"

- Эффектность тем, увлекательность сюжетов, напряженность повествования роднят рок и детектив. Нас интересует духовный мир человека, остро проявляющийся в экстремальных ситуациях. Порой в такой ситуации человек обнаруживает в себе полную противоположность тому, что делал в обыденной жизни. Так происходит и в детективе, и в жизни, и в роке тоже.

Михаил ОРЛОВ
"Мелодия" №03-04, июль-декабрь 1991



Новый альбом АГАТЫ КРИСТИ

Свердловская рок-группа АГАТА КРИСТИ вышла в звезды вскоре после раскола НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. Специально не планируя такой последовательности восхождения, АГАТА стала подтверждением, что свято место музыкального кумира пусто не бывает.

Мне уже доводилось высказывать свое суждение о том, что взлет свердловского рока предопределился провинциальной незашоренностью уральцев. Они живут вдалеке от столичных споров о соотношении рока и эстрады, в котором московско-ленинградские тусовки порой держатся чопорного сектантства, вовсе отрицая развлекательность рока (да и собственно принадлежность его к искусству тоже). Свердловчане раскрепощеннее начали применять в своих композициях элементы попса, что немало украсило музыку и НАУ, и АГАТЫ.

Прежде чем представить премьеру АГАТЫ КРИСТИ, напомню историю создания и развития группы.

Путь АГАТЫ начался в 1978 году в одной из средних школ города Асбеста, совсем уж глубокой провинции, промышленном поселении в Свердловской области. Там вместе учились и создали ансамбль Вадим Самойлов (гитарист) и Александр Козлов (клавишник).

Впрочем, группа тогда еще не носила нынешнего названия. В 1985 году Самойлов вновь собрал команду в Уральском политехническом институте, где учился на радиотехническом факультете. Группа именовалась РТФ - аббревиатура названия факультета. В нее снова вошел Козлов, учившийся тогда в мединституте. И все активнее стал подключаться, да так и закрепился в составе младший брат Самойлова - Глеб (бас-гитарист).

Все участники АГАТЫ окончили в свое время музыкальную школу. Весной 1989 года сменился барабанщик: вместо начинавшего в РТФ Петра Мая пришел Альберт Потапкин, до этого игравший в НАУ, а после служивший в армии. Образовательный уровень группы не пострадал, барабанщики в АГАТЕ по традиции имеют диплом Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского. (Тогда же ненадолго в составе мелькнул второй клавишник Лев Шутылев).

Примерно в это же время группа переходит из самодеятельного статуса в разряд относительно самостоятельных свободных художников. Дает 8-10 концертов в месяц. Любит (как ни странно) бывать за границей. В 1989 году выступила на фестивале в Глазго (Англия). Весной следующего года - в Болгарии. Летом... Впрочем, вот строки из письма АГАТЫ того периода ко мне: "В июне мы участвовали в очень крутом фестивале в Ксантене (ФРГ). "Фирмачи" отметили необычную для Запада симфоничность нашего звучания, мелодичность, энергетику. "Gimes" заметила, что наш стиль напоминает "hot bed" - "горячую постель". Затем мы проследовали во Францию, в город Бён (что рядом с Лионом), где участвовали в фестивале-конкурсе. Этот конкурс длится полгода. Каждую неделю в клубе на 300-400 мест выступают 2 группы, молодые, начинающие из всей Западной Европы. Восток представляли только мы. Оценивает жюри. Пока мы на первом месте (конкурсу длиться еще 1,5 месяца). Если победим, нас ожидает большое призовое турне по Западной Европе".

В недавнем письме АГАТЫ подтвердилось - группа получила официальное приглашение на финал конкурса во Франции. Вообще музыканты АГАТЫ говорят, что получают предложения на заключение контрактов с иностранными импресарио. Подробности об этом, вероятно, в будущих письмах. С собой для более достоверных впечатлений, как это делают зарубежные артисты, отечественные музыканты журналистов не зовут. Сувениров не привозят. А потому снова экскурс в историю.

Ребята рассказывали: "Мы начинали тогда, когда дискотеки стали вытеснять "живую" музыку с танцплощадок, но в результате она же и выиграла. Если под музыку не танцуют, нужно, чтобы ее слушали. А слушать - значит думать. Слушая Ричи Блэкмора, Дэвида Гилмора, Маккартни, Фрэди Меркури, мы учились мыслить категориями, которые не преподают в музыкальных школах. Мы узнали, что, кроме правильной красивой мелодии и академического вокала, существуют мощные выразительные средства: интонация, дыхание, саунд, динамика, индивидуальность исполнителя. Благодаря лидерам отечественного рока того времени, а ныне ветеранам - АКВАРИУМУ, МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЮ - мы прониклись убеждением, что рок нечто большее, чем музыка, это - мировоззрение.

С 1984 года АГАТА КРИСТИ выпускает по одному альбому ежегодно. Программы 1984-го и 1986 года носили промежуточно-экспериментальный характер, в них просматривается процесс "притирки" артистов друг к другу.

Определенный интерес представляет альбом 1985 года "Если". В нем можно найти по крайней мере три стиля, "вытащенных" из европейского рока. Это композиции в духе традиционного харда, несколько помпезный арт-рок и миниатюры во вкусе "новой волны". Достижением можно считать то, что такое разнообразие не воспринимается излишне эклектично. Ребята старались придать общему строю музыкального языка конкретность и выдержать единый принцип в гармонии и аранжировке - выполнить все достаточно академично, на основе опыта классической музыки. Хотя почти для каждой тогдашней композиции можно подобрать аналог из зарубежного рока.

Стиль альбома 1987 года "Свет" ребята назвали "хард". Здесь они задались целью слить в сплав хард и арт-рок на основе лаконичности языка "новой волны".

Однако своим полноправным дебютом сочли следующий альбом - "Второй Фронт". "Только тогда мы осознали, - признавались артисты АГАТЫ, - что рок- музыка европейского образца хоть и хороша сама по себе, но не обладает особенностями, характерными для отечественного рока".

"В чем сегодня проявляется причастность АГАТЫ КРИСТИ к свердловской школе рока? - продолжали рассуждать артисты. - В нашей музыке есть некоторая угловатость, свойственная также КАБИНЕТУ, потому что мы знали и любили ТРЕК. Мы драматичны и раскованны в формах, потому что воспитаны на балладах УРФИНА ДЖЮСА. Мы стараемся быть чувственными и искренними, как и НАСТЯ, потому что нам нравятся чувственность и искренность НАУТИЛУСА. Но вместе с тем мы более динамичны и любим гротеск, как и АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, потому что мы группа нового поколения свердловского рока".

Мои пристрастия по-прежнему сохраняются за альбомом АГАТЫ 1989 года "Коварство и Любовь". За шлягером "Вива, Кальман!" с его мастерской стилизацией под "Цыганского барона", аранжирующей вековую притчу о шуте-убийце, платящем трагедией за внешнюю улыбчивость.

В новом, 1991 года, альбоме АГАТЫ - "Декаданс", на мой взгляд, скромнее мелодическая изобретательность. Хотя стиль, пожалуй, еще более попсовый, с отчетливым креном в "приблатненное", "шафутинское" направление.

Кстати, как это часто бывает в роке, авторство песен АГАТЫ КРИСТИ установить непросто - и музыку, и тексты сочиняют практически все участники группы. Тексты всех песен "Декаданса" принадлежат Глебу Самойлову. Песню из этого альбома "Эпидемия" сочинил Саша Козлов. Исполнение вокальных партий тоже не закреплено за единственным солистом, хотя мне более других близки тембр голоса, темперамент и фантазия "бенефицианта" предыдущего альбома - Вадима Самойлова.

По-прежнему удивляет равнодушие "Мелодии" к творчеству АГАТЫ КРИСТИ. Покуда фирма грамзаписи может похвастаться лишь тем, что давным-давно выпустила пластинку со стройотрядовскими песнями Вадима Самойлова.

Эдак нетрудно усугубить общий спад интереса к року - явление в принципе нормальное в отличие от патологического ажиотажа. Безусловно, внедряясь за рубеж, группа и сама не успевает поддерживать собственную популярность на Родине. Однако и в ситуации затишья АГАТА - команда достойная.

Итак, чем же характеризовать "Декаданс" - полным слиянием рока с попсой? Нет. Хотя, повторяю, взаимопроникновение этих двух направлений в музыке может быть весьма продуктивным.

Усомниться в том, что рокеры сложили оружие, подсказывает само название альбома - музыканты не без сарказма сопоставляют нынешний период с эпохой сладкого загнивания в искусстве и жизни. В рокерских традициях окрашивать нехитрые песенки интонационным разнообразием, колоритностью каждого песенного персонажа. Выразительность подкрепляют музыкальные аранжировки, как бы дающие подтекст, объемность первому смысловому плану. И наконец, как всегда, восхищают эпизоды " оркестрового" звучания АГАТЫ.

По-прежнему часты в альбоме псевдоцитаты. Только это уже не румба, как в "Африканке", не танго, как в "Танго с Дельтапланом", не марш, как в "Крысах в Белых Перчатках", - шлягерах "Коварства и Любви". Странно, весь этот стиль ретро вроде бы напрашивается в "Декаданс". Но музыканты делают иной ход - играют на узнаваемых клише советских и народных песен, не упуская подтрунить и над материалом, и над собственной эксцентричностью его использования.

Суперхитом, на мой взгляд, в "Декадансе" является песня с того же названия - "Декаданс". Мне, если кто потрудился заметить логику моих вкусов, естественно, понравилось то, что в песне звучит вальс. Но особенно он впечатляет потому, что трехчастная форма композиции построена на острейшем ироничнейшем контрасте. Не только в музыке, но и в текстовом сюжете. Не стану пересказывать, хотя не надеюсь, будто средства массовой информации не убоятся той остроты. А потому постарайтесь разыскать в магнитофонном варианте новый альбом АГАТЫ КРИСТИ - не пожалеете.

Нина ТИХОНОВА
"Мы" №06'1991



"У нас все будет в порядке"

"На Урале потому так много "выдающихся", - утверждают люди, - что из-за вашей неблагоприятной экологической остановки рождаются одни мутанты". Даешь всем странам СНГ такую неблагоприятность...
Мы хотим рассказать вам об одном из "экологических недоразумений" - рок-группе АГАТА КРИСТИ. Тем более что есть повод: не так давно в столице Урала при большом скоплении народа группа АГАТА КРИСТИ "завязала" с первой трудовой "пятилеткой".


Давным-давно, а может быть, и недавно, в те времена, когда авторы этих строк не то что слушать музыку, говорить-то еще толком не умели, в ВИА одной из школ города Асбеста встретилась троица - Вадим Самойлов (тогда еще просто шестиклассник Вадик), Александр Козлов и Петр Май. И никто тогда (а шел 1977 год) не мог предположить, что в нынешнем, 1993 году, спустя шестнадцать лет, все и вся города Екатеринбурга будут отмечать первый юбилей команды, созданной бывшими асбестовскими школьниками - Вадимом Самойловым и Александром Козловым.

АГАТА КРИСТИ вошла в неписаную историю рок-музыки в 1988 году. Именно тогда был записан первый, принесший группе некоторую известность альбом "Второй Фронт". Кто-то умиротворенно улыбался, а кто-то яростно плевался, но все сходились в одном: проект АГАТА КРИСТИ признавался состоявшимся.

- У меня остались совершенно жуткие воспоминания о детстве, - рассказывает Вадим Самойлов, - например о том, как я учился в музыкальной школе, где со сломанным голосом должен был петь в хоре какое-то сопрано; я убегал на репетиции, приходила моя мама и устраивала скандалы: "А, ты опять!" Это потому, что все было тайком. До третьего курса института (когда я студентом приезжал в Асбест на побывку) мама спрашивала: ''Вадик, ответь мне, в каком ресторане ты играешь?" Она боялась страшно, что начнутся гулянки, пьянки... И вот только тогда, когда в 1988 году у нас прошли концерты в самом фешенебельном зале Екатеринбурга - в "Космосе", мама первый раз приехала, посмотрела на нас и поняла, что ничем страшным мы не занимаемся.

"Что-то больно на НАУ смахивает..." - пытались охладить восторг редких фэнов скептики. Но эти слова уже мало кто слышал. Группа АГАТА КРИСТИ начала котироваться. Глеб Самойлов (младшенький, мобилизованный брат Вадима) к тому времени уже вылетел из "Чайника" (Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского), где он немного "почислился" для того, чтобы "успокоить маму", чтобы она знала, что Глеб будет куда-нибудь пристроен! Тем не менее гастроли команды становились все более и более продолжительными. И вскоре группа в полном составе "зависла" в свободном, профессиональном творческом полете...

Всякое было в той истории. Но не любят ребята рассказывать об этом. С журналистами предпочитают разговаривать исключительно о своем творчестве. "С музыкантами надо говорить о музыке", - считают они. Что ж, в этом мы, пожалуй, с ними согласимся.

- Вадим, ты как-то сказал, что в группе собрались совершенно разные люди. Как им удается приходить к согласию? Это легко?
- Нет, это не просто. Мы знакомы друг с другом очень давно и уже знаем, каким образом надо строить взаимоотношения, чтобы было минимальное количество конфликтов и максимальный результат. Каждый понимает, что напротив сидит человек, который тоже обладает вкусом, и этот вкус надо так или иначе уважать. И если есть взаимоуважение, то, я думаю, можно договориться.

- Но в конце концов это выливается в стиль?
- Ну да, именно так. Исторически сложилось, что мы и музыку разную любим. Вот Александр слушает популярную музыку. Глеб - совершенно противоположную: "индепендент", такое все замороченное. Я люблю музыку достаточно пышную, с огромным количеством нюансов. Я называю ее тонкой (с точки зрения профессионального музыканта). И когда все эти три компонента удается в пределах одной песни как-то совместить, тогда и получается такой конгломерат интересный. Когда и духовность есть, и атрибуты популярной музыки. И все это сделано еще и изящно. Вот тогда нас всех это устраивает.

- Можно ли сказать, что все ваши последние, наиболее известные работы - "Коварство и Любовь", "Декаданс", "Позорная Звезда" - написаны в совершенно разных стилях? Насколько я помню, вы говорили, что ваш стиль - "горячая постель".
- Ну, "хот бэд" - это сочетание не совсем правильно переведено. В переводе с английского оно означает "свежий", можно сказать, "только что со сковородки". А то, что нам удается делать альбомы, не похожие один на другой, я считаю одним из наших плюсов. Я даже не знаю, по каким причинам альбомы получаются разными. В принципе, они пишутся где-то через полтора года. Может быть, мы успеваем пресытиться предыдущим материалом, и хочется чего-то принципиально нового?

- Некоторые говорят, что "Позорная Звезда" - это смесь классической АГАТЫ, попсы и Виктора Цоя?

А. К.: Я спокойно отнесусь к этому. Мы хотели сделать альбом, который слушался бы широкими массами народа и не был бы рассчитан на какую-то узкую возрастную или социальную группу, который смог бы понравиться и быть принятым достаточно большим количеством народа. А влияние Виктора Цоя... Два- три года назад некоторые считали, что мы попадаем под влияние НАУ. Это была ошибка. Мы как к НАУ спокойно относились (конечно, с уважением, но спокойно), так и к Цою относимся. Выскажу банальную мысль, но я думаю, что музыкальные идеи достаточно космополитичны и не привязаны ни к одному из наших "совковых" исполнителей. Я вам могу назвать массу западных групп, у которых Цой черпал свои идеи. Это прежде всего СМИТС и ДЖОЙ ДИВИЖН. Поэтому не Цой на нас повлиял, а именно та западная гитарная рок-музыка, которая существует уже на протяжении десяти-пятнадцати лет и которая дала миру прекрасные группы. Может быть, я пафосно скажу, но мы достаточно грамотны в этом смысле, чтобы слепо не копировать какого-то исполнителя в надежде на то, что под его сенью мы увеличим свою популярность.

- А верно ли то, что АГАТА - это чисто студийная группа?
А. К.: Ну, может быть. Потому что мы всегда требовательны в студии к звуку, и добиваемся такого звука, которого нам хотелось бы добиться. А на концертах пока... Мы не снимаем с себя чисто исполнительской ответственности, но на концертах, при нашем уровне технической обеспеченности, невозможно добиться всего того, что мы вкладываем в запись. А с другой стороны, в противовес твоему вопросу, я могу сказать, что к нам в разных городах, где мы были, особенно за рубежом, подходят люди и говорят: "Ваши концертные версии более интересные, более живые, более притягивающие к себе, нежели студийные".

- Вадим, интересно, какие чувства ты испытываешь, когда в пятидесятый раз исполняешь пусть даже свою, пусть даже очень хорошую песню? По-моему, должно быть нечто вроде отвращения...
- Да нет, отвращения как такового нет. Есть, безусловно, песни, которые интересней или неинтересней играть... Но ведь вы понимаете, что мы все-таки работаем! Мы приезжаем в город, мы работаем для людей, которые приходят в зал, которые платят за это деньги. И поэтому здесь нельзя говорить о своих амбициях.

- Но слушателю хочется, чтобы музыкант играл как в первый раз...
- Это дело мастерства. Нужно уметь играть даже, может быть, в двухсотый раз. Но уметь играть так, чтобы человек тебе верил. Как актер. Ведь чем занимается актер? Он заново переживает ситуацию. Даже не переживает, а играет переживание ситуации. Мы именно этим и занимаемся.

Спокойные и даже несколько инертные в жизни, на сцене "агатовцы" предельно эмоциональны и подвижны. Публику они "заводят", как говорится, с пол-оборота, и почти каждый их концерт превращается в маленький праздник для любителей "детективной" музыки. А то, что АГАТУ КРИСТИ любят многие екатеринбуржцы, это несомненно. Любят и верят, что их земляки еще немалого достигнут. Да и сами музыканты. в общем-то, в этом не сомневаются. "Я настроен оптимистически, - говорит Вадим Самойлов, - народ от фанерной-то музыки уже устал и стал требовательнее к качеству исполнения. Спасибо Богдану Титомиру за то, что он эту исполнительскую планку поднял... Если умеешь сочинять хорошо, то, будь добр - сочиняй. Тебя полюбят. Думаю, что у нас все будет в порядке".

Елена КОБЯКОВА, Олег ДУЛЕНИН, Станислав ЧЕРНЫЙ, Екатеринбург
"Я - Молодой", 1993



АГАТА КРИСТИ - "Майн Кайф"
www.records

Лет пять назад один известный критик бил себя пяткой в грудь, доказывая, что творчество группы АГАТА КРИСТИ не подвластно времени. Он был прав. Пожалуй, для АГАТЫ за эти пять лет ничего не изменилось. Такое ощущение, будто все эти годы их где-то держали. Можно даже догадываться, где.

И вот спустя пять лет они взяли гитары и, стряхнув пыль с животов, с удвоенной силой заиграли свой излюбленный садо-мазо-роко-попс. Прибавили электроники, но суть от этого не изменилась. Все тот же истеричный угар братьев Самойловых, брыкающихся в запутанной сетке электрических узлов. Братья даже придумали своему сатанинскому альбому некий композиционный план, согласно которому от первой к последней песне грешная душа должна живо представить себе все прелести, творящиеся в преисподней. Словом, недобрые они, депрессивно-жестокие. Всегда так выглядели, но раньше это смотрелось как виртуозный фарс, а теперь - уж больно напоминает бессовестную правду. По крайней мере, им самим это явно в кайф.

Юля РАБКИНА
"Свистопляс" (Москва) №2, июнь-июль 2000


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 27 февраля 2015, 06:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЁПРСТ. Том 1 (БОРЩ, АГАТА КРИСТИ, НЕБО ЗДЕСЬ, ТАРАКАНЫ!, FAQ, DAS MACHINE, ДИАГНОЗ 27, Горшок)Naftalin25.04.2005
РецензииАГАТА КРИСТИ - "Эпилог"Виктория Андреева18.08.2010
СтатьиАГАТА КРИСТИ: "Наш бренд - наша музыка"Марина Анохина06.09.2005
СтатьиМежду декадансом, юмором и философией (Глеб Самойлов в клубе "Re:Public", Минск, 15.04.2015)Геннадий Шостак20.04.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.031