ВОСКРЕСЕНИЕ (разные издания)


ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВОСКРЕСЕНЬЕ - одна из легенд советского рока. В первом составе (1978 г.) играли Алексей Макаревич и Алексей Романов - гитара, Евгений Маргулис - бас-гитара, Сергей Кавагоэ - ударные. А вот и последний состав (лето 1983 г.): Роман и Вадим Голутвины - гитара, Петр Подгородецкий - клавишные, Игорь Кленов - бас-гитара, Александр Воронов - барабаны. Художественным руководителем все время оставался Ованес Мелик-Пашаев (теперь московский режиссер и продюсер). Исключительно мощный состав ВОСКРЕСЕНЬЯ имел свой изъян: музыканты откликались на соблазнительные предложения и уходили в другие коллективы.

В конце концов группа распалась. ВОСКРЕСЕНЬЕ вошло в историю рока как "кузница кадров". В настоящее время Кавагоэ и Маргулис играют в группе ШАНХАЙ (первоначально она называлась НАУТИЛУС, что приводило к путанице с НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ), причем Маргулис успел поиграть в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ и АРАКСЕ. Алексей Романов сотрудничает с группой СВ (СНОВА ВМЕСТЕ).

"Парус" №10'1988


Пока на нашей улице играют рок, не зови меня домой...

Наверное, нынешним рок-фэнам мало что говорит название группы ВОСКРЕСЕНИЕ. Зато тем, кому, как пишут в афишах клубов, "за тридцать", это название знакомо и, смею предположить, любимо. Группа ВОСКРЕСЕНИЕ практически моментально обрела огромное количество поклонников, сравнимое разве что с фэнами МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. А затем вдруг исчезла...

...Все началось с того, что в 1979 году из МАШИНЫ ВРЕМЕНИ ушли бас-гитарист Евгений Маргулис и барабанщик Сергей Кавагоэ. Не будем сейчас гадать, почему это произошло, но можно с уверенностью сказать, что ни Женя, ни Сергей не собирались ставить крест на занятии неблагодарным в ту пору рок-н-ролльным ремеслом. Дело было за авторами, поэтом-песенником... И вот тогда друзья вспомнили о неудавшемся архитекторе Алексее Романове, который когда-то, году в семьдесят четвертом, некоторое время пел с МАШИНОЙ.

На предложение бывших коллег Романов откликнулся с пониманием. В рекордно короткие сроки - где-то за месяц - была отрепетирована в домашних условиях программа из десяти песен, и новоиспеченный коллектив приступил к записи дебютной "пленки" (примечание - такого понятия как "магнитоальбом" тогда просто не существовало). Запись происходила в учебной студии ГИТИСа, месте, прекрасно известном тогдашней столичной рок-богеме: здесь базировалось ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, потом МАШИНА ВРЕМЕНИ и ВОСКРЕСЕНИЕ (так была названа группа) продолжили традиции.

Что ж, начало было положено. Вставал вопрос о распространении записанных песен. Сейчас эта проблема решается практически моментально - любая студия звукозаписи с удовольствием примет оригинал записи, при желании можно пробиться на радио и телевидение... А тогда об этом не могло быть и речи - на радио и телевидении к рок-группам относились примерно так же, как в средние века церковники к Джордано и Галилею. Единственным исключением было радиовещание на зарубежные страны, а конкретнее - "Радио Москоу Уорлд Сервис", круглосуточно вещавшее на английском языке. Во время подготовки московской Олимпиады все средства массовой информации, работавшие на внешний рынок, старались произвести на зарубежную аудиторию хорошее впечатление, поэтому на волнах "Рэдио Москоу" находили приют рок-записи, для внутреннего употребления запрещенные. Звучали там песни МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, АВТОГРАФА, ДИАЛОГА. Если принять к тому же во внимание, что передачи "Рэдио Москоу" прекрасно принимались в черте Москвы на средних волнах, то смею утверждать, что в одной Москве у этой радиостанции было гораздо больше слушателей, чем в большинстве англоязычных стран мира...

Вот туда-то и была передана пленка ВОСКРЕСЕНИЯ. После этого Романов и его друзья уехали отдыхать в Пицунду, а домой вернулись уже знаменитостями. Несколько песен, в том числе "хит" ВОСКРЕСЕНИЯ "Кто Виноват?", были переданы с англоязычным комментарием, и можете не сомневаться - все, кто должен был слышать, услышали.

После этого пленка неведомыми путями проникла в коллекции меломанов и была воспринята как откровение. Спору нет, семена упали на благодатную почву, которую подготовил Андрей Макаревич. Нет смысла отрицать, что тексты Романова и Макаревича того времени лежат в русле одной традиции - назовите ее бард-рок, текстовой рок или как-то еще. Но бесспорно и то, что подход Романова и Макаревича к отражению реальности не одинаков. Если и у МАШИНЫ и у ВОСКРЕСЕНИЯ речь шла о неких общечеловеческих ценностях и идеалах, то разница состоит в следующем. Песни Макаревича пронизывала уверенность в победе сил добра и вообще надежда на лучший исход. Романов же ронял в души слушателей ноты сомнения.

Не все так однозначно, утверждали его песни, и подчас нет смысла бороться за лучший мир. Все это суммировалось в уже упоминавшейся песне "Кто Виноват?":

...и чья вина, что ты один,
и жизнь одна, и так длинна,
и так скучна. А ты все ждешь,
что ты когда-нибудь умрешь...


Вообще говоря, песни Романова очень индивидуальны. В них практически нет понятия "мы", но всегда - "Я". Все проблемы и реалии бытия, о которых шла речь в этих песнях, были пропущены через восприятие конкретного Алексея Романова с конкретными же взглядами и конкретным же состоянием души.

Так или иначе ВОСКРЕСЕНИЕ стало потрясающе популярно. И для группы наступило странное время: с одной стороны, всенародная любовь (сам могу подтвердить - лет десять назад около месяца потратил, чтобы выучить на гитаре Шиховского завода аккорды все той же песни "Кто Виноват?"), а с другой стороны - абсолютная невозможность работать как-то открыто. Естественно, возвращаться к профессии архитектора уже не имело смысла - жребий брошен. Рубикон перейден. Началась стадия "сейшенов".

Что такое "сейшен", наверное, объяснять никому не нужно. Сколько их было тогда, замаскированных под эвфемизмами типа "комсомольско-молодежный вечер отдыха", "вечер песни и танца" и т. д.! На самом же деле это были обычные рок-концерты, на которых и зарабатывались средства для существования.

Первый состав ВОСКРЕСЕНИЯ приказал долго жить в августе восьмидесятого. Романов рассчитывал проникнуть в филармонию в качестве уже сольного исполнители, когда ему позвонил Константин Никольский.

Этот человек заслуживает отдельного материала. Талантливый гитарист, певец и автор песен, он работал в одном из первых составов ГРУППЫ СТАСА НАМИНА (наверняка многие помнят его песенку "Старый Рояль", которую болгарская фирма грамзаписи "Балкантон" включила в сборник с лучшими песнями года наряду с вещами ИГЛЗ, Донны Саммер, Элтона Джона и БОНИ М). Когда вошел в состав ВОСКРЕСЕНИЯ, выяснилось, что его песни прекрасно вписываются в концепцию группы, более того, несколько песен было написано совместно с Романовым.

В этом составе на бас-гитаре играл Андрей Сапунов (как и Никольский, студент музучилища им. Гнесиных), обладатель прекрасного голоса, а за ударными сидел Шевяков.

На мой взгляд, за всю историю ВОСКРЕСЕНИЯ второй состав был лучшим. Но это вопрос дискуссионный, и многие со мной наверняка не согласятся.

Новый состав изредка концертировал и строил планы по окончании Никольским и Сапуновым училища пробиваться в филармонию. А тем временем оставивший МАШИНУ ВРЕМЕНИ Ованес Мелик-Пашаев решил выступить в роли менеджера и продюсера нового коллектива и с этим предложением вышел на Романова. Поскольку Никольский и Сапунов бросать училище не собирались, то принявший предложение Романов набирает новый состав, который стал называться ГРУППОЙ ОВАНЕСА МЕЛИК-ПАШАЕВА и которому была суждена самая короткая жизнь... В него вошли бывший клавишник МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Петр Подгородецкий, бывший звукорежиссер все той же МАШИНЫ Игорь Кленов, сменивший пульт на бас-гитару (можно подметить некую закономерность в постоянном пересечении МАШИНЫ и ВОСКРЕСЕНИЯ), и оставшийся не у дел после разваленного внешними и внутренними неурядицами АРАКСА гитарист Вадим Голутвин.

Казалось бы, все позади. Начались гастроли, концерты - самые настоящие, легальные, с афишами по всему городу, причем практически все - на аншлагах...

...Но тут было возбуждено уголовное дело против Алексея Романова. Его обвиняли в незаконном присвоении денег за те самые старые "сейшена".

Процесс Романова открыл мрачную эпоху самой настоящей войны с рок-музыкой, которая пришлась на 1983-1984 годы. Именно тогда составлялись ходившие по управлениям культуры запретительные списки, один из которых не так давно был опубликован в журнале "Радуга", уже потом состоялся тот памятный концерт группы БРАВО, завершившийся появлением блюстителей порядка... Романову "приделали" три года с конфискацией имущества, с отсрочкой, правда, приговора. И ровно три года о нем ничего не было слышно.

Сейчас у Алексея нет чувства социальной ущемленности. "Все рассосалось", - говорит он. Вновь имя Алексея Романова появляется в прессе лишь в 1986 году. Он начал работать в Марийской филармонии у Ованеса Мелик-Пашаева в программе "В едином ритме" как сольный исполнитель. Потом возникает группа СВ (СНОВА ВМЕСТЕ, или СНОВА ВОСКРЕСЕНИЕ, или СПАЛЬНЫЙ ВАГОН, или СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ, - по мнению участников группы, правомерны любые расшифровки этой аббревиатуры), в состав которой после многих перемен приходит Романов.

Состав ее - путеводитель по истории "московской школы рок-н-ролла". Бас-гитарист Евгений Казанцев - участник самого первого состава кузьминско-барыкинского КАРНАВАЛА. Имя Вадима Голутвина уже упоминалось выше, на барабанах играет участник "лучшей ритм-секции СССР 1983 года" Юрий Китаев (экс-ДИНАМИК), клавишные - Сергей Нефедов (экс-ФАНТАЗИЯ). И бессменный руководитель, автор музыки и песен, естественно, Алексей Романов.

И вроде бы все нормально. Романов пишет новые песни, группа их играет. Проходят концерты, вышел дебютный миньон СВ на фирме "Мелодия".

А Леша Романов тем временем пишет и поет новые песни,

Пусть они делают свое дело. Алексей Романов будет делать свое.

А именно 17 и 18 февраля приглашает всех в УСЗ "Дружба" на юбилейные концерты, посвященные 10-летию группы ВОСКРЕСЕНИЕ.

Леонид АРТЕМОВ
"Московский Комсомолец" 15.02.1990



СВ, или Воскресение ВОСКРЕСЕНЬЯ

Загадочная аббревиатура группы СВ расшифровывается самыми различными способами. Тут и СНОВА ВМЕСТЕ, и СПАЛЬНЫЙ ВАГОН, и СТЕПНОЙ ВОЛК, и СТАРОЕ ВРЕМЯ. Всяк был волен на свое прочтение. И когда музыкальный редактор программы "Взгляд" Лена Карпова ничтоже сумняшеся расшифровала СВ как СНОВА ВОСКРЕСЕНЬЕ, все, кажется, стало на свои места.

В самом деле, среди рок-фэнов бытует мнение, что СВ - преемник ВОСКРЕСЕНЬЯ, легендарной некогда московской группы.

Тогда несостоявшийся архитектор Алексей Романов организовал ВОСКРЕСЕНЬЕ вместе с единомышленниками - музыкантами из МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Евгением Маргулисом (бас-гитара) и Сергеем Кавагоэ (ударные). Первая же их запись, прозвучавшая на волнах английской службы "Радио Москва", быстро завоевала сердца поклонников нашего рока. Может быть, потому что творчество ВОСКРЕСЕНЬЯ, стиль и манера исполнения напоминали песни Андрея Макаревича. Вот только у Романова было меньше отвлеченности, обобщений, больше личного взгляда на то, что происходило вокруг. Если Макаревич абсолютно и безоговорочно верил в победу добра, то Романов допускал возможность того, что победа может и задержаться где то в пути.

И чья вина, что ты один,
И ночь одна, и так длинна
И так скучна, а ты все ждешь,
Что ты когда-нибудь умрешь... -

говорилось в первом хите ВОСКРЕСЕНЬЯ - в песне "Кто виноват?", ставшей визитной карточкой группы.

В новоявленной группе вскоре появились замечательный гитарист и певец Константин Никольский, автор песен, удачно вписавшихся в репертуар группы, обладатель сильного и красивого голоса Андрей Сапунов и барабанщик Михаил Шевяков. В этом, на мой взгляд, лучшем составе группа обрела воистину массовую популярность. Но известность известностью, а музыкантам пришлось испить горькую чашу: безуспешные попытки прорваться на профессиональную сцену, отсутствие помещений для репетиций и мало-мальски приличной аппаратуры, редкие концерты в захолустных ДК, большей частью под дымовой завесой молодежных вечеров отдыха. Донимало их и неприятие, оборачивающееся преследованиями со стороны разного рода ведомств с недремлющим оком - от комсомольских оперотрядов до ОБХСС.

В 1984 году сия чаша была испита до дна, и судьба ВОСКРЕСЕНЬЯ повисла на волоске. Но тут явилось спасение в лице бывшего директора МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Ованеса Мелик-Пашаева, который решил заняться менеджментом и взял группу под свое крыло.

Начались гастроли от областной филармонии, концерты, афиши... Казалось, можно перевести дух и спокойно трудиться. Но... покой нам только снится. На дворе стоял не доброй памяти восемьдесят четвертый год, к счастью, не сбывшихся до конца оруэлловских пророчеств, год расцвета застоя (словосочетание-то какое!), время наиболее жестких репрессий в истории советского рока. Под их неумолимое колесо попал и Романов. Против него было возбуждено уголовное дело о незаконном присвоении денег - аукнулись "молодежные вечера".

Это сейчас нам понятно, что любой труд должен оплачиваться, а шесть лет назад такая "привилегия" распространялась только на обладателей всевозможных бумаг с массой печатей, продравшихся, как евангельский верблюд, сквозь игольное ушко тарификаций и прослушиваний...

Романову, отсидевшему ни за что ни про что в камере предварительного заключения восемь месяцев, наша полуслепая Фемида, прозрев, отвалила три года с отсрочкой исполнения приговора и конфискацией имущества. Воевать в то время повального беззакония за справедливость значило уподобиться Дон-Кихоту - власть была в руках беззастенчивых ревнителей "идеологической чистоты" советской эстрады.

Перестройка вернула имя Алексея Романова на концертные афиши и страницы газет. Он выступал как автор-исполнитель в программах Мелик-Пашаева, не гнушался работать на танцах в Сокольниках. Вскоре он возглавил организованную Вадимом Голутвиным группу СВ - СНОВА ВМЕСТЕ, под "крышей" которой собрались и вправду снова вместе музыканты, составляющие гордость московской школы рок-н-ролла.

Группа эпизодически появлялась в радио- и телепрограммах, концертировала по стране. Но в эпоху бурного ренессанса рок-н-ролла, казалось, негромкий голос, динамичные, как говорится, "не колбасные" тексты Романова могли затеряться в потоке истошных протестов и анархических ниспровергателей всего и вся... Однако на этот раз судьба не изменила им.

В феврале 1990 года группа ВОСКРЕСЕНЬЕ отмечала 10 летний юбилей. Два дня подряд зал "Дружба" был переполнен теми, кто хотел снова услышать кумиров своей юности. Можно, конечно, списать все на входящую ныне в моду тотальную ностальгию, но как объяснить ею толпы совсем юных девочек и мальчиков, слово в слово повторявших вместе с артистами все песни ВОСКРЕСЕНЬЯ?

Леша Романов на коне. Наконец-то на "Мелодии" вышел диск-гигант группы СВ, но для них это уже не так важно, хотя и приятно. Романов "возделывает свой сад", не оглядываясь на обстоятельства и политическую конъюнктуру.

Научи меня жить, научи меня что-нибудь делать,
сочтены мои ночи, а дни, точно сны коротки,
а то, что любим, сквозь сон, дышит от имени тела -
это только сон на горячем песке у ленивой реки.

На шестой звуковой странице - песни Алексея Романова "По Дороге Разочарований" и "Спешит Моя Радость" в исполнении группы СВ.

Артем ЛИПАТОВ
"Кругозор" №4'1991



ВОСКРЕСЕНЬЕ - "Воскресенье. 1981"
FeeLee

В списках пластинок-бестселлеров за август 1992-го в "ЗД-чартах" этот альбом оттеснил и ТЕХНОЛОГИЮ, и КОРРОЗИЮ. Редкий случай, особенно если учесть, что запись его была сделана за четыре летних дня в 1981 (!) году, и, как водилось в те времена, в подвале (правда, в подвале приемной комиссии козырного МГИМО). Впервые широкие массы любителей рока услышали ВОСКРЕСЕНЬЕ на волнах "Всемирной службы Московского радио" в преддверии московской Олимпиады. Тогда это было очень круто - наши начальники демонстрировали Западу наличие присутствия настоящего советского рока, то бишь нечто совсем иное, чем бодрячие "добронравные" марши или производственная гимнастика Союза композиторов. Золотое было времечко - расцвет застоя, когда рок-н-ролл был запрещенным, а портвейн, напротив, общедоступным.

ВОСКРЕСЕНЬЕ сразу завоевало колоссальную популярность у длинноволосого народа, обогнав даже МАШИНУ ВРЕМЕНИ (кстати, некоторые музыканты ВОСКРЕСЕНЬЯ играли в разные годы в рядах MB). Coстав команды постоянно менялся. На данном диске представлен один из самых сильных: Константин Никольский и Алексей Романов - гитары, Андрей Сапунов - бас-гитара, Михаил Шевяков - ударные. Все участники группы поют, кроме барабанщика. Зато Миша Шевяков компенсировал отсутствие вокала классным шаржем на команду - рисунок помещен на лицевой стороне конверта.

Две трети песен написаны Романовым, остальные - Никольским. Почти все лучшие номера из репертуара группы есть на этом диске: "По Дороге Разочарований", "В Жизни, Как В Темной Чаще", "В Моей Душе Осадок Зла" и, разумеется, главный вопрос русской рок-интеллигенции: "Кто Виноват". О последнем надо сказать особо: это один из самых популярных хитов на рубеже 70-80-х, гимн пессимистов и нонконформистов, надтреснутое зеркало российского постхиппизма. Сегодня романтический пафос текстов песен может показаться наивным, аранжировки - простыми и незатейливыми, а исполнение - самодеятельным, но ощущение внутреннего душевного кайфа налицо.

Когда человек поет не горлом, а душой, всегда есть сбивки и прочая лажа. Душе ведь не прикажешь, чтобы она верно выпевала ноты. А когда с душой стучишь по барабанам, то часто лупишь мимо, - как говорят музыканты: "по соседям". Это неизбежно, а посему приходится мириться с непрофессионализмом наших лучших рок-групп.

Этот альбом - один из самых заметных в субкультуре "времени колокольчиков", и его выход в свет на виниле порадовал всех поклонников классического русского рока.

Василий ГАВРИЛОВ
"Московский Комсомолец" 25.09.1992



Фотографии из личного архива Старого Пионэра:





Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 февраля 2005, 18:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Московский Комсомолец" 16.10.1987 (НАУТИЛУС)Старый Пионэр30.12.2005

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.007