АРАКС (разные издания)


Группа АРАКС многим была знакома лишь по студийным записям. Но вот началась филармоническая деятельность ансамбля, и любители эстрадной музыки смогли увидеть этот коллектив и на сцене. Совсем недавно прошли концерты АРАКСА в Москве, затем в Перми. В октябре этого года намечены гастроли в Ленинграде, где группа покажет новую программу.

Мы уже говорили, что на Всесоюзной фирме "Мелодия" готовится к выпуску большая пластинка этого ансамбля под названием "Колокол Тревоги". Одну ее сторону составят песни Юрия Антонова. Вот уже несколько лет творческая дружба объединяет этого автора и ансамбль. Ну, а на второй стороне пластинки - сочинения участников группы. В числе этих записей - инструментальная композиция музыканта ансамбля Тимура Марданишвили и песня "Шумят Дожди" также участника ансамбля Анатолия Алёшина, стихи Олега Жукова.

Александр ДИК
"Мелодии советской эстрады", радио "Маяк", выпуск от 09.08.1981



Лазер "выходит" на сцену

Отзвучал последний номер концерта вокально-инструментального ансамбля АРАКС, и его солист Анатолий Алешин представил зрителям своих друзей-музыкантов. Шестым участником ансамбля он назвал... оператора лазерной установки Дмитрия Михалевского.

Да, АРАКС выступал вместе с ним, инженером Государственного оптического института имени С. И. Вавилова, в буквальном смысле слова - на сцене. А это означало, что лазерная установка стала полноправным инструментом ансамбля, а ее "хозяин" - артистом.

Альберт Асадуллин исполнял "Синие Крылья". И вдруг на "горизонте" (так Михалевский называет экран за сценой) появились, засверкали, переливаясь, голубые и синие фантастические крылья".

А потом зрители оказались в космическом корабле с Ксенией Георгиади. Горизонт манил, двигался, проплывали галактики и, возвращая к реальности, прямо в зал устремлялись ясные лучи. И все оказались во власти песни "Ищу Тебя". Тонкий луч лазера попадал в софит, и начинался "снег"...

"Волшебник на сцене" - так отозвался о Д. Михалевском художник по свету Ленинградского академического Большого театра имени М. Горького Н. Кутиков и... предложил использовать его эффекты в одном из спектаклей театра.

Почему же все-таки лазер? Обыкновенный свет менее "живой", чем музыка. И в этом его большой недостаток. Для создания более гармоничного зрелища свет должен стать "живым" и нести такую же эмоциональную нагрузку, как и партитура музыкального произведения. Причем свет должен иметь свою "мелодию" - на это как раз и способны лазерные установки.

И совсем не случайно Д. Михалевский работал с лазером во время концертов АРАКСА именно на сцене - ему было очень важно иметь непосредственный контакт с музыкантами. Каждый новый концерт благодаря такому сотрудничеству был не похож на предыдущий.

В. ОРЛОВ, Ленинград
"Советская Культура". 11.09.1981



Сюрпризы АРАКСА

Удивить АРАКС умеет. Причем даже не внешними эффектами, хотя на их концертах увидишь и чудеса пиротехники, и световые "аккорды" лазерной установки. Однако АРАКС способен преподнести сюрпризы посерьезнее.

Многие зрители шли на группу, широко известную по шлягерам с пластинок "Ю. Антонов и АРАКС", полагая, что и на концерте прозвучат эти обаятельные, простенькие номера. Однако группа показала совсем иные композиции, ни одна из которых в шлягеры не годится! Об этом можно судить уже по прохладным аплодисментам зала. Для шлягера такой прием был бы крушением - чтобы стать популярной, мелодия обязана "ложиться на слух" сразу. Жанр таков! Новые же песни АРАКСА рассчитаны на совсем иное восприятие.

- Диски Антонова вышли громадными тиражами и сослужили нам недобрую службу. Зрители стали умолять, просить, требовать, чтобы мы и на концертах "пели только Антонова", - сказали музыканты АРАКСА.

Ситуация - знакомая серьезным ансамблям. ПЕСНЯРЫ, например, как плохой сон, вспоминают времена, когда были вынуждены годами исполнять "по заявкам" все ту же "Вологду".

Однако АРАКС сейчас дерзнул сломать печальную традицию петь мелодии, надоевшие самим музыкантам, однако бисируемые невзыскательной публикой. Теперь ребята пишут песни сами. И новые мелодии, придуманные и аранжированные Сергеем Рудницким, Евгением Маргулисом, Тимуром Мардалейшвили, оставляют приятное впечатление вдумчивостью.

Посерьезнели и стихи. Их пишет Алексей Романов - он архитектор по профессии, пел и играл в группах МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, но талантливее всего выразил себя в песенной поэзии. Вообще-то музыканты АРАКСА от сочинителей текстов не знают как спасаться - те все несут стихи, где штамп на штампе. (При мне зашел один "поэт" со строчками "Милый, не грусти, и я не стану"), А Романов предложил образную, свежую поэзию. Его стихи "Солнцем освещенная дорога", "Жаль, но это только снилось мне", "Мне достаточно просто удачи", "Мой древний мир" уже стали песнями, другие - вот-вот станут.

- На публике они "проходят" не сразу и, пожалуй, лучше воспринимались бы с пластинок - тут важно вслушаться, почувствовать настроение, последить за стихами, - сказал вокалист Анатолий Алешин, - но когда еще новые мелодии выйдут на пластинках! Полтора года назад (!) АРАКС записал фонограмму диска-гиганта "Колокол Тревоги", а альбома все нет.

Действительно, фирма "Мелодия" записи серьезной рок-музыки вниманием не балует, тогда как шлягеры тиражируются без проволочек. Так что иного, чем концерт, способа познакомить слушателей с новинками у АРАКСА пока не предвидится. И все же воздадим должное смелости музыкантов, которые не побоялись вынести на огромную аудиторию стадиона свои самые серьезные, экспериментальные композиции. Что и говорить, рисковали. И каков же результат? Он неоднозначен. Это был один из самых "тихих" концертов рок-групп на моей памяти. Может быть, к лучшему, что обошлось без оглушительного свиста, нелепых выкриков, бездумных оваций. Пусть кто-то "заскучал" от непривычной сложности, но ведь кто - то - задумался! Пускай одни больше никогда не появятся на АРАКСЕ, зато другим, тем, кто воспринимает рок-музыку всерьез, захочется прийти еще и еще.

Год назад в Москве мне довелось побывать на творческом вечере Евгения Евтушенко. В конце встречи поэт ответил на самые разные вопросы. В том числе и на мой: "Как вы относитесь к рок-музыке?". Евтушенко сказал следующее: "В рок-музыке скрыты огромные лирические и гражданственные возможности, однако они пока слабо реализуются, потому что многими эта музыка воспринимается лишь как танцевальная. Поэтому сплошь и рядом звучат песни, где на современный ритм накладывается поэтическая бессмыслица, пошлость. Нельзя оставлять рок- музыку на растерзание подрифмовщикам!"

Тогда уже показалось, что эта позиция поэта сходна с творческим воззрениями АРАКСА. И вот недавно выясняется, что Евтушенко принял участие в записи рок-поэтории "Исповедь" на свои стихи (композитор - Глеб Май). А исполнить поэторию авторы пригласили АРАКС, одну из немногих групп на эстраде, которая обладает вкусом, "чувством слова". Анатолий Алешин спел главную партию, а другие музыканты ансамбля вместе со струнной группой оркестра Большого театра записали инструментальную фонограмму. Пластинка еще не вышла, но музыканты АРАКСА уже получили интереснейшее предложение - перенести "Исповедь" на сцену, причем на какую - концертного зала имени Чайковского!

М. САДЧИКОВ
"Смена" (Ленинград), 25.10.1981



Концерт без гарантии (отрывок)

...Нынешним летом - а в летние месяцы, как известно, концертная жизнь идет на убыль - прибывшим на гастроли в Пермь группам СЛАЙДЫ и АРАКС филармония отдала самый большой зал города цирк, вмещающий 2 тысячи зрителей. Но первые же концерты вызвали столь резкие нарекания, что поневоле привлекли внимание филармонии. Тут еще в Пермь приехал представитель Росконцерта (впервые за много лет) и, просмотрев программу, согласился, что она "не лишена недостатков". Но билеты проданы, группам осталось доработать два дня, и потому филармония и Росконцсрт пришли к соглашению - пусть коллективы доработают оставшиеся концерты, а затем к ним будут приняты самые строгие меры. Гастроли благополучно закончились, но не прошло и месяца, как афиши АРАКСА появились в Одессе. Вот так все и движется по кругу: у Одесской филармонии тоже план, а билеты нарасхват, так стоит ли осложнять жизнь?

Почему же мы не задумываемся о нравственном воздействии сегодняшней эстрады? Взять тот же АРАКС. За этим коллективом в кругах молодежи утвердился титул одной из интереснейших рок-групп страны. Рок-группы значительно потеснили вокально-инструментальные ансамбли прежде всего своим репертуаром, ибо он, пусть еще не всегда совершенный, подкупает искренностью выражения, остротой мысли, публицистичностью. Борьба с пошлостью, обывательщиной привлекает сегодня к ним юные души. Но вот АРАКС в своих концертах предложил нам поэзию такого масштаба:

Я думал, что же будет,
если станут пить
чуть больше наши люди?
И какой ущерб огромный
понесет страна
от этой водки и вина...

И мы должны понять,
что надо нам стремиться
к тому, чтоб твердо знать,
когда остановиться.
Если понял, подставляй стакан,
но только не напейся пьян.


Право же, "Блюз о Пьянстве", который когда-то начал свою "жизнь" в репертуаре МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, может быть уместен в узком дружеском кругу в качестве шуточного тоста, но уж никак не на сцене. А ведь кто-то из молодых людей в зале примет все это за поэзию, а ложную многозначительность - за подлинное откровение. Эта подмена поэзии ремесленными поделками оборачивается спекуляцией на интересе молодежи к рок-музыке и, более того, дискредитирует сам жанр в глазах тех, кто с ним недостаточно знаком.

Возникает вопрос: ведь худсовет принимал эту программу, выдавал ей гастрольное удостоверение. Уверена, что не было на этом просмотре рычаний и криков солиста, не падал он на одно колено и не посылал худсовету воздушные поцелуи после каждой песни, не дергался нервно на сцене, выражая, очевидно, экстаз, как он его понимает, не поддерживали его музыканты в середине песни возгласами "давай, давай". Всего этого не будет и на очередном просмотре, а проявится в концерте...

Рассматриваю план гастролей, утвержденный Росконцертом на 1982 год для Пермской филармонии.. Почему же жители миллионного города лишены встреч с любимыми артистами? Директор филармонии В. И. Матвеев разводит руками: "Восемь лет я работаю, каждый год поднимаю этот вопрос и никогда не получаю на него ответа. До сих пор не знаю, как, по какому принципу распределяют концерты известных артистов..."

А. ЛАВРОВА, музыковед, Пермь
"Советская Россия", 09.12.1981



Вторая встреча

Семь лет назад журнал предъявлял своим читателям автора и исполнителя песен Юрия Антонова. Начал он путь к эстраде с класса аккордеона в музыкальном училище города Молодечно. К этому времени Антонов уже стал известен среди молодежи своими песнями "Если Ты Любишь", "Гармошка", "Твоя Судьба" и другими. Чем же занят Юрий Антонов сегодня?" - спрашивают нас читатели "Кругозора".

Ю. Антонов: Сейчас я работаю над записями песен с ансамблем Театра имени Ленинского комсомола АРАКС. Это группа музыкантов высокой квалификации. Ведут они запись великолепно. Знают, чего хотят и как этого добиться. Одна из трех записанных нами композиции длится более шести минут и рассчитана для звучания в молодежных дискотеках, которые приобретают все большую и большую популярность.
Я не считаю, что композитор может полностью выразить себя в стиле "диско" - рамки жанра для этого узковаты, но нельзя на таком основании пренебрегать этим стилем вообще, молодежь его любит. Нельзя, на мой взгляд, и преувеличивать в современной песне роль аранжировки в ущерб мелодии. Я не побоюсь здесь показаться несовременным. По-моему, главное в песне - мелодия и никакие суперсовременные ухищрения в разработке, никакие технические возможности звукозаписи не помогут. Началом всех начал является мелодия.

На седьмой звуковой странице вы услышите две песни из новых записей Ю. Антонова и ансамбля АРАКС: "Анастасия" (стихи Л. Фадеева) и "Тебе" (стихи Л. Ошанина).

"Кругозор" №3'1980


АРАКС

Ансамбль родился в 1971 году как самодеятельный коллектив экономического факультета Московского университета. Постепенно музыканты менялись, некоторые по окончании МГУ разъезжались, в результате через несколько лет из первоначального состава остался лишь руководитель ансамбля, бас-гитарист Юрий Шахназаров. Осталось и экзотическое название - к нему привыкли, оно стало популярной у студенчества "фирменной маркой".

Конец 1973-го. АРАКС является сильной любительской группой, ориентирующейся на традиции БИТЛС и Сантаны и уже пробующей писать собственные композиции. Профессионализм его музыкантов ни у кого не вызывал сомнений, и вскоре некоторых исполнителей пригласили к себе известные профессиональные ВИА - САМОЦВЕТЫ, ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, ДОБРЫ МОЛОДЦЫ. Обстановка становилась кризисной, и тогда АРАКС решает принять приглашение главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола Марка Анатольевича Захарова стать штатным коллективом театра. Формально АРАКС превращался в профессиональный состав. Он принимал участие в очень интересной, новой для себя работе - спектаклях театра, приближавшихся по жанру к мюзиклу, во всяком случае, насквозь "омузыкаленных": "Автограде-XXI" и "Тиле". В "Автограде" ансамбль, одетый в стройотрядовские комбинезоны, лишь время от времени выходил на свою площадку - помост, вознесенный высоко над уровнем сцены, - чтобы спеть свои "зонги" или проаккомпанировать актерам. В "Тиле" группа, одетая в монашеские рясы с капюшонами, открывала спектакль исполнением негромкого псалма, после чего спускалась в партер, откуда, сидя в первом ряду, аккомпанировала и пела. Все это было очень необычно, требовалось умение двигаться, носить специальные костюмы, в какой-то степени подключаться к действию - привыкать к режиссуре, законам театра, сцены.

Стиль группы тех лет - жесткий, агрессивно-атакующий, в духе популярных тогда ансамблей. Но уже появляется тяготение к лирике, появляется сложный, многоголосный вокал, жесткость постепенно сглаживается. Сама жизнь вводит свои коррективы: с годами все меньше желания ошеломить внешними приемами, громкостью, все больше красоты, гармонии, все выше исполнительская культура. АРАКС постепенно становится мастером нюанса, тончайшего оттенка, нежного полутона.

Переломным моментом в жизни ансамбля становится его участие в постановке третьего музыкального спектакля Театра имени Ленинского комсомола - рок-оперы Алексея Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" по сценарию П. Грушко. Здесь музыканты впервые выступили не просто как квалифицированные исполнители, но и как соавторы композитора. Они предложили свою редакцию всех сцен, придумали свой рисунок ударных в аккомпанементе (первоначально Рыбников планировал вообще отказаться от постоянного ритма барабанов, которые должны были лишь разражаться время от времени ритмотембровыми "взрывами" или "вспышками"). Работали над каждым эпизодом совместно, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Вместе искали, вместе экспериментировали. Причем, важно было, чтобы все это подходило к конкретной акустике Ленкома: скажем, придуман очередной фрагмент, но, будучи перенесенным в зал, становится неярким, перестает "звучать". В результате новые переделки. Меняли не только музыку, но и текст. Павел Грушко, будучи музыкально чутким драматургом, часто шел именно от музыки - добавлял необходимые строки, дописывал целые эпизоды. Спектакль был показан широкому зрителю осенью 1976 года.

Вскоре после премьеры Всесоюзная студия грамзаписи решила записать спектакль на пластинку. Сначала, не мудрствуя лукаво, попытались сделать монтаж спектакля, записав около 90 минут музыки и диалогов. Но вне театра спектакль слушался уже иначе - пришлось идти по другому пути, перерабатывая драматургию в соответствии с законами восприятия пластинки. Так театральный мюзикл оказался превращен в диск-оперу.

В 1977-1978 годах в АРАКСЕ происходит ряд персональных перемен. Уходит из группы ее многолетний руководитель Юрий Шахназаров. Его заменили сразу два гитариста - музыканты, играющие в совсем разных манерах. Первый - Тимур Мардалейшвили - пришел из группы ВИКТОРИЯ и был блестящим солистом в стиле хард-рок. Второй - Вадим Голутвин - из ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ; он хорошо играл в любой манере, специализировавшись, однако, в "кантри" и "фолке" (и, кстати, неплохо владея банджо). Вскоре в АРАКСЕ появился еще один бывший участник ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ - певец Анатолий Алешин.

Осенью 1979 года часть труппы Театра имени Ленинского комсомола отправилась на гастроли в Португалию. Везли один-единственный спектакль - рок-оперу "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты". Рассказ о судьбе чилийцев-эмигрантов середины прошлого века, о борьбе Хоакина Мурьеты против американских "рейнджеров", трагическая судьба главных героев оперы - все это захватило португальских слушателей.

Спектакли проходили в Лиссабоне, Коимбре, Сетубале. Аудитория была разной - актеры, писатели, интеллигенция, много рабочих. В зале были не только люди, сочувствующие левым партиям, "Здесь публика и из богатых, и из бедных кварталов, - сказал поэту Павлу Грушко один из руководителей португальских профсоюзов. - Но, смотрите, как единодушно они реагируют. Вы привезли современный спектакль с отличной музыкой, прекрасным рок-ансамблем и революционной тематикой".

Было еще много интересных встреч, концертов. В Сетубале во время приема, устроенного португальскими профсоюзными активистами в честь московских гостей, выступали известные, очень популярные в стране народные певцы. АРАКС ответил своими песнями... Это был язык, понятный без перевода.

Все последние годы АРАКС много и интенсивно работал в студии звукозаписи. Он участвовал в создании музыки А. Зацепина к фильмам "Узнай меня" и "31 июня", трех пластинок с песнями композитора и певца Ю. Антонова. Записал для "Мелодии" ряд собственных композиций. По сути дела, АРАКС в конце 70-х годов превратился в лучший "студийный" коллектив Москвы, отлично понимающий, как надо записывать современную эстраду. Именно АРАКСУ обязаны своим успехом диски Зацепина и Антонова - сегодня, когда так высоко ценится точная проработка всех "этажей" инструментов, многослойность ритмического аккомпанемента, насыщенность электронными эффектами. АРАКС дает высочайшее качество, уровень лучших групп мира.

Почувствовав оригинальность звучания ансамбля, к нему стали обращаться композиторы, аранжировщики: сыграть аккомпанемент на пластинке, записать музыку к фильму. Но музыканты решились к этому времени на рискованный поступок - оторваться от привычного существования в театре и попытать счастья в "свободном плавании", став концертирующим ансамблем. Разумеется, отрыв этот был болезненным. Но необходимым.

Отвечая на вопрос корреспондента о причинах, побудивших группу уйти из театра, руководитель АРАКСА Сергей Рудницкий сказал:

- Театр имени Ленинского комсомола считали и считаем своим родным домом, которому мы многим обязаны. Он дал нам многое в плане профессионализма, здесь мы многому научились в лоне театра, во время его спектаклей, созрели и наши собственные творческие планы. Их надо было реализовывать. Поэтому мы перешли на концертную деятельность. Но театр остался нашей школой.
В чем мы видим свое творческое кредо? Однажды во время гастролей нам задали вопрос: "Почему вы ничего не поете из репертуара БОНИ М?" Конечно, у нас в программе есть развлекательные песни - концерт есть концерт, и без этого нельзя. Но это наши собственные, "араксовские" песни. И не они определяют общее настроение программы. Мы хотим, чтобы наши выступления не только развлекали слушателей, но и несли в себе тот заряд информации, те чувства, которые не оставляют зрителей с пустой головой и холодным сердцем.
Вот почему мы строго относимся к подбору репертуара, к средствам музыкального выражения, к чистоте стиля. Все, чем мы сейчас живем, мы попытались воплотить в записанном нами сольном диске "Колокол Тревоги". Своеобразным "камертоном" этого гиганта является песня того же названия:

...А где-то выбросит прибой
на берег мертвых чаек,
покрытых пленкой нефтяной,
как смертною печатью!


Жизнь молодого современника, его раздумья о мире, тревожном и прекрасном, весна, любовь, радость и грусть - вот о чем рассказывает АРАКС на своей пластинке.

Аркадий ПЕТРОВ
"Сельская Молодежь" №1'1982



Соло для ударных с конфискацией

Пять лет назад прекратила свое существование рок-группа АРАКС, снискавшая популярность музыкальным сопровождением ряда спектаклей в Московском театре им. Ленинского комсомола, пластинками, а также гастрольными выступлениями. В 1982 году против организатора гастролей и участника ансамбля Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело. В качестве его соучастников привлекались также В. Чагмавели и Т. Андреева, занимавшие административные должности.

Сам Андреев после полутора лет следствия был взят под стражу. Другие музыканты ансамбля тоже оказались в угрожающем положении. На принадлежащую им дорогостоящую аппаратуру был наложен арест. Тут уж всем стало не до песен.

В чем же состояла суть обвинения? Прокуратура инкриминировала Андрееву хищение и обращение в свою пользу и в пользу других участников ансамбля более полутораста тысяч рублей из государственной казны. Чтобы понять, как появилась в обвинительном заключении эта сумма, нам придется в самых общих чертах познакомиться с весьма мудреными правилами, регулирующими оплату труда артистов-исполнителей.

В соответствии с инструкциями Министерства культуры СССР артистам различных жанров устанавливаются категории, каждой из которых соответствует определенная концертная ставка. Диапазон велик. Например, за сольный концерт в одном отделении артист камерно-инструментального ансамбля высшей категории получает 26 рублей, а артист вокально-инструментального ансамбля низшей категории - всего 5 рублей 50 копеек (до 1986 года - 5 рублей ровно).

Музыканты рок-группы АРАКС консерваторий не кончали и в установленном порядке аттестованы не были. Приказом по Московской областной филармонии ведущим артистам ансамбля была установлена поконцертная оплата 25 рублей 50 копеек за сольное выступление в одном отделении плюс аккомпанирование во втором. Однако такой приказ был издан дирекцией в обход существующих сложных правил о тарификации.

Отсутствие формального решения тарификационной комиссии дало повод следствию заключить, что оплата участников АРАКСА должна была производиться по самой низкой категории, то есть по 5 рублей за отделение в концерте. Теперь, чтобы определить сумму хищения, следствию оставалось произвести несложные арифметические расчеты. С сентября 1980 по апрель 1982 года АРАКС под флагом Московской областной филармонии и других концертных и общественных организаций дал 876 гастрольных концертов в различных областях РСФСР, Украины и Узбекистана. Все, что было получено участниками сверх минимальных ставок, следствие посчитало наживой.

А как объясняют свои действия по изданию незаконных приказов директора филармонии К. Т. Кравченко и Г. А. Ефимов? Выступая в суде свидетелями, они пояснили, что АРАКС был для них подарком судьбы. Если до прихода рок-группы в 1980 году филармония из-за хронически пустующих залов сидела в безвылазных долгах, то популярный рок за короткое время буквально спас организацию от банкротства. Но музыканты, прекрасно понимая, что их искусство ценится дороже, не согласились бы работать по 5 рублей за отделение, это смехотворно. В хозрасчетных интересах филармонии директора пошли им навстречу.

Об этом же говорили в зале суда и руководители других концертных организаций, рассыпавшиеся в благодарностях АРАКСУ, например, директор "Укрконцерта" А. В. Компаниец. АРАКС вызывали как спасательную команду для залатывания финансовых дыр. И платили соответственно.

Да, инструкция в очередной раз была попрана. И аплодировать тут, конечно, нечему. Но одного я не мог взять в толк, листая толстенный "кирпич" обвинительного заключения: а кто же потерпевший? Люди хотят слушать музыку, причем именно такую, какую они хотят слушать. И они за свои деньги это законное удовольствие получили. Десятки концертных организаций с помощью АРАКСА избежали финансового банкротства. По подсчетам экспертизы, за полтора года выручка от концертов ансамбля за вычетом расходов на его содержание составила 4 млн. 612 тыс. 775 рублей. Так кто же пострадал? Нельзя не учитывать и тот факт, что ни инструментами, ни аппаратурой, ни костюмами музыкантов никто не обеспечивал. А это все денег стоит. Деньги нужны были и на ремонт капризной аппаратуры, на ее погрузку-разгрузку (общий вес более 5 тонн), на оплату купейных мест для всей этой мудреной электроники - не кантовать же ее в багажном вагоне!

Специальным решением амортизационной комиссии филармонии в 1981 году было установлено, что в счет амортизации аппаратуры за каждый концерт АРАКСУ причитается 30 рублей. По мнению следствия, это тоже переплата и хищение, поскольку согласно циркулярному письму Минкультуры 1960 года компенсация за амортизацию инструментов выплачивается не свыше 15 рублей в месяц. Даже как-то неудобно читать такие ссылки в официальном документе следственного дела. Ведь в АРАКСЕ играли не на гармошке, что, возможно, подразумевалось в 1960 году. Стоимость принадлежавшей участникам ансамбля электронной аппаратуры превышала 100 тыс. рублей.

В вину В. Андрееву поставили и то, что часть денег за концерты он якобы присваивал, обирая товарищей. Но никто из товарищей на суде никаких претензий к нему не высказал. По существу АРАКС был дружной, сплотившейся вокруг любимого дела группой единомышленников, которые работали бригадным методом, пока слабо изученным Министерством культуры. Оплата шла в общий котел, откуда за вычетом общих трат с общего же согласия перераспределялась по личному вкладу каждого в общую музыку.

Первое заседание Московского областного суда по делу ансамбля АРАКС продолжалось пять месяцев. Опросив более полутораста свидетелей, суд отправил дело на доследование, освободив (под подписку о невыезде) Андреева из Бутырок, где он к тому времени провел без малого два года. Во второе заседание Мособлсуда, уже в другом составе, снова было вызвано из разных концов страны почти двести свидетелей, на этот раз заседание продолжалось ровно год. Ближе к завершению судебного разбирательства адвокаты Е. А. Копачев, И. В. Силина и С. А. Галичев заявили ходатайство об отводе представителя прокуратуры, в чьих не всегда корректных вопросах к свидетелям сквозил явственный обвинительный уклон. Суд не стал спорить с этим доводом защиты, но ходатайство отклонил, отнеся чрезмерную агрессивность прокурора за счет сугубо личных качеств Т. А. Шульган. Думается, тут еще сыграло свою роль укоренившееся неприязненное отношение "солидных людей" к року. Но судья С. М. Лебедева, не в пример тем, кто поддерживал обвинение, сумела подняться над этой субъективной точкой зрения. Мы не будем обсуждать незаконные методы, которыми проводилось следствие и которые затем получили осуждение в приговоре Мособлсуда. Это другая тема. Давайте, не вдаваясь в процессуальные детали, поставим вопрос проще и резче: а к чему все это? Люди делали свое дело и делали хорошо. Если кто музыку делом считать не привык, пусть примет в расчет аргумент весом в 4,6 миллиона. За что ж осудить Андреева к 10 годам лишения свободы, как требовала Т. А. Шульган в своей обвинительной речи?

Сегодня, когда общество озабочено расширением сфер хозрасчета и делаются первые робкие шаги к внедрению этого метода в концертное дело, позиция обвинения выглядит как-то по-вчерашнему. Это было прямо подчеркнуто в приговоре Московского областного суда, оглашенном 20 августа 1987 года. В конце второго дня чтения детальнейшего приговора, на написание которого ушло два месяца, подсудимые узнали свою судьбу: все трое были полностью оправданы.

Справедливость восторжествовала во многом благодаря личному мужеству члена Мособлсуда С. М. Лебедевой. Вполне допускаю, что другой судья пошел бы по издавна проторенной дорожке и раздал бы наказания "по фактически отбытому", чтобы волки были сыты и овцы целы.

Ну вот, а теперь давайте считать. За АРАКСОМ внушительная сумма принесенной государству прибыли - это не считая полученного людьми удовольствия. Что за Московской областной прокуратурой? Триста пятьдесят повесток свидетелям (мы считаем оба судебных заседания) означают астрономическую сумму, которая сложилась из оплаты их проезда и сохранения среднего заработка за время вынужденного безделья. Это уж не говоря о том, что трое подсудимых годами были лишены возможности работать. И о том уж не говоря, что главный из них - В. Андреев на два года был незаконно лишен свободы.

Вот и давайте считать, кто реально принес пользу, а кто ущерб. Нет, не возвратом народных денег обернулась позиция Московской областной прокуратуры, а их бессмысленным расточительством.

Сказать, что закрытием инцидента с АРАКСОМ проблема исчерпывается, значило бы погрешить против истины. При существующих ныне инструкциях - о которых и шла речь в материале - на скамье подсудимых запросто может оказаться административный персонал киностудий, филармоний, театральных и цирковых трупп и прочая и прочая.

Возникает вопрос, на который мы и будем ждать ответа: долго ли будут все они ходить в заложниках у инструкции?

Л. НИКИТИНСКИЙ, кандидат юридических наук
"Комсомольская Правда" 11.10.1987


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 02 декабря 2004, 18:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв | Купить диски

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 6 / 0.046