Дважды жарко! (фестиваль "Камяніца-2016" в Минской обл.)


Так получилось, что седьмую "Камяніцу" я пропустил по не зависящим от меня причинам. Зато на восьмой оторвался по полной. Хочу заранее попросить прощения у читателя за, быть может, излишнюю субъективность изложения, а у части музыкантов - за недостаточно подробное описание: что-то задело меня больше, что-то меньше, что-то - не задело совсем.

Итак, VIII фестиваль "Камяніца" состоялся 10 сентября в деревне Озерце, что в 6 километрах от Минска. Выполняя просьбу организаторов, назову генеральных партнеров "Камяніцы": это Музей народной архитектуры и быта, на территории которого и проходил фестиваль, банк "БелВэб", столовая "Камяніца", "Gray Café" и кафе "Agiński" ("Огиньский"). Без них фестиваль вряд ли смог бы состояться.

Что сразу хотелось бы отметить? Во-первых, торжественная часть была сведена к минимуму, а потому выступления официальных лиц совсем не запомнились. Во-вторых, на VIII "Камянице" большое значение придавалось реконструкции белорусских народных обрядов, в которых задействовались не только артисты, но и зрители.

На входе нас встречала суровая, но вежливая охрана. Тщательно проверялись сумки и одежда всяк сюда входящего. Запрещать проносить алкоголь на подобного рода мероприятия смысл, быть может, и есть. Но уж от пластиковых бутылок с минеральной водой какой вред?..

По доброй традиции пары, пришедшие в белорусских национальных костюмах, пропускались на "Камяніцу" бесплатно. Однако конкурс на лучшую пару в этом году почему-то не проводился.

Как и в предыдущие годы, на фестивале поочередно работали две сцены - большая (главная) и малая. Последняя открывала восьмую "Камяніцу".

На малой сцене в качестве ведущих работали Оксана Спрынчан и Илья Милашевский, а также их маленькая дочь Альшбета. Оксана Спрынчан, поэтесса и мастер слова, сделала акцент на том, что в белорусском языке слово "жыццё" ("жизнь") пишется с двумя буквами "ц": первая означает "цяжкасць" ("трудность"), вторая - "цуд" ("чудо"). В нашей жизни трудности и чудеса сплетаются в единое целое.

Но настало время объявлять первых участников - фольклорный ансамбль ВАРГАН из Полоцка Витебской области. Оксана и Илья подчеркнули, что варган как народный инструмент обладает магическим воздействием. Такая же магия ощущалась и в музыке группы. Полочане разыграли обряд белорусской жатвы, спели несколько осенних песен. К ним дважды присоединялись друзья - инструменталисты из Лепеля. Когда играли "Лявоніху", "Пастаўскую Польку" ("Поставскую Польку") и "Каханачку" (в полоцком варианте), ноги сами пускались в пляс.

Ансамбль МЯРЭЖА (СЕТЬ) также показал дожинковый и жнивный обряды, распространенные на витебско-псковском пограничье.

Эстафету на главной сцене подхватил еще один фольклорный ансамбль - ВЕТАХ, который специализируется на исполнении смыковой и дударской музыки. Такое впечатление, будто собрались в деревне музыканты, играют и поют на радость себе и людям, которые пришли их послушать. Песни разные по жанрам и настроению - "Базар", "Юрачка", "Валы Мае" ("Волы Мои"), "Верабей" ("Воробей"), "Дудар" ("Дударь")...

Принято считать, что гопак и краковяк - соответственно украинский и польский народные танцы. На самом деле это не совсем так. ВЕТАХ предложили их белорусские варианты - "Гапак" и "Кракавяк", не менее веселые и зажигательные, чем у наших соседей. А "Кракавяк" - не только танец, но и песня с оригинальным белорусским текстом.

На малой сцене тем временем настроился фольклорный коллектив МІЛАВІЦА (просьба не путать с одноименным вокальным ансамблем из Бреста). Мы увидели еще один жнивный обряд... Мне же запомнилась шуточная белорусская народная песня "Прадай, Бабушка, Бычка", разыгранная в лицах. Бабушка справилась со своей ролью блестяще. Бычка так и не продала.

На большой сцене появился ведущий - лидер группы ПАЛАЦ Олег Хоменко. В кратком вступительном слове он раскрыл концепцию восьмой "Камяніцы". Организаторы фестиваля решили начать программу с самых известных и любимых исполнителей (цитирую в собственном переводе с белорусского): "Мы хотим, чтобы сразу стало жарко!" И, уж поверьте, цель эта была достигнута. А поскольку столбик термометра в Минске в этот день достигал +26°C, было жарко вдвойне.

Кто-то из зрителей громко попенял организаторам "Камяніцы": могли бы на фестивале продавать пиво и разрешить его пить. Мол, что за фестиваль без пива? Олегу Хоменко пришлось сослаться на белорусское законодательство, запрещающее употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков в общественных местах. Впрочем, желающие могли сходить в корчму и заказать белорусские национальные спиртные напитки - медовуху и хреновуху.

Итак, на сцене - трио в составе: Полина Республика - тексты, музыка, вокал; Владимир Пыльченко (экс-HANDMADE и НЕЛЬГА ЗАБЫЦЬ, ныне - MARKUTS BAND) - акустическая гитара; Александра Алексюк (IRDORATH) - виолончель. Я очень люблю Полину Республику, с огромнейшим удовольствием при возможности посещаю концерты - как сольные, так и сборные - с ее участием. И, на мой взгляд, у Полины не было ни одного неудачного выступления. Во вступительном слове певица сказала, что ее песни - "не совсем фолк", а свое выступление сравнила с "тихим акустическим ветром". Современный городской романс, альтернативная авторская песня, балансирование на грани КСП и бард-рока, - да какая разница, как это все называть... Главное - прет, очень-очень. Автопортреты "Красавік" ("Апрель") и "Калыханка" ("Колыбельная"). Стилизация романса "Рибою" ("Рыбой") на стихи украинской поэтессы Галины Крук. Спиритический сеанс с Агнией Барто "Самба". Выдающуюся советскую поэтессу, автора стихов для детей, Полина заставила заговорить по-белорусски... Ну а какое выступление может обойтись без таких хитов как "Вышыня" ("Высота") и "Паміж" ("Между"), "Вышэй Неба" ("Выше Неба") и "Восеньская" ("Осенняя"), "Карты" и "Рассвет"?..

Предваряя последнюю песню "Як Ты" ("Как Ты"), Полина предположила: "Наверно, вам после моего выступления захочется потанцевать"...

А в это самое время на площадке неподалеку от сцен разыгрывалась самая настоящая белорусская свадьба. И я пожалел, что не могу вот сейчас разорваться и всюду поспеть. Очень хотелось побывать на свадьбе. Но выступление Полины Республики пропустить никак не мог.

Фольклорный ансамбль БАРАЎЛЯНСКІЯ КРЫНІЧКІ (БОРОВЛЯНСКИЕ КОЛОДЦЫ) напоминал советскую художественную самодеятельность худшего образца. Так что пока выступали боровлянцы, я слушал музыку, закачанную в плеер моего смартфона.

Этно-трио ТРОІЦА после восьмой "Камяніцы" мне хочется называть рок-группой. И хотя Иван Кирчук пять лет назад мне признавался, что белорусский рок не слушает принципиально, его коллектив прозвучал роково, как никогда. Эта роковость ощущалась и в хорошо известных песнях, и в новом материале, который белорусы слышали впервые. Русальная песня "На Гряной Нядзеле" ("На Гряной Неделе") существует во множестве вариантов. Один из них, мне ранее не знакомый, был представлен на фестивале. Песня "Плакаўся Адаме, Перед Богам Стоячы" ("Плакался Адам, Стоя Перед Богом") и фолк-роковая трилогия "Мядзьведзь" ("Медведь") войдут в новый альбом ТРОІЦЫ, который, как сказал Иван Кирчук, уже не за горами. В новых аранжировках были сыграны "Родзе" ("Род"), "Добра Тому, Хто Вячорак Ня Знае" ("Хорошо Тому, Кто Вечорок Не Знает"), "Ажаніла Мяне Маць, Ды Ня Знала, Каго Ўзяць" ("Женила Меня Мать, Да Не Знала, Кого Взять"), "Галубы" ("Голуби"), "Козка", "Коровайная", "Шчадроўка" ("Щедровка"), "Святы Вечар" ("Святой Вечер")... Иван Кирчук пел песню за песней, и хотелось, чтобы ТРОІЦА выступала еще и еще... Мне показалось, что все участники трио выложились на 100%. И, наконец, Иван Иванович объявил последний номер - могилевский корогод "Яблынь Мая" ("Яблоня Моя")...

Фольклорный ансамбль ЯВАР (ЯВОР) оставил меня равнодушным. Выступление напрочь стерлось из памяти.

Зато гости из Киева - группа TARUTA - порвали меня (думаю, не меня одного) на кусочки, а потом собрали заново. Драйвовый, отвязный, зажигательный фолк-рок, напоминающий горилку с перцем. В репертуаре группы очень много обработок украинских народных песен, часть которых была представлена белорусскому слушателю: "Ой, Бором, Бором" и "Пасла Дівка Лебедів" ("Пасла Девка Лебедей"), "Дай, Боже" и "Смутний Вечір" ("Смутный Вечер"), козацкая "Синя Хмара" ("Синяя Туча") и рыцарская "Зберемося, Роде" ("Соберемся, Род"), "Чумацька" ("Чумацкая"), она же - "Сосонка" ("Сосёнка")... И под каждую можно танцевать. Есть у TARUTA и авторские композиции. Вернее, как уточняет лидер коллектива Евгений Романенко, они представляют собой микс авторского и фольклорного материала. Так, в основу композиции "Ой, Гоп, Не Пила" на текст фрагмента из поэмы Тараса Шевченко "Мар'яна-Черниця" положена подлинная мелодия гопака. "Крок За Кроком" ("Шаг За Шагом") также обращена к украинскому фольклору.

Предваряя песню "Лелека" ("Аист"), Евгений попытался по-белорусски пересказать ее содержание: "В Беларуси детей приносит буська ("аист" по-белорусски "бусел". - Г. Ш.), мужского рода... А в Украине лелека - женского"... Припев новорожденного хита "Любов І Музика" ("Любовь И Музыка") Евгений разучил со зрителями. А под первые аккорды песни "Духовний Паровіз" ("Духовный Паровоз") попросил зрителей подойти к сцене, взяться за руки и водить "паровозный хоровод".

Евгений Романенко общался с публикой по-украински, но в переводе не было необходимости - все всё понимали. Кто-то из зрителей выкрикнул: "Слава Україні!" Но украинские гости не стали отвечать на реплику, чтобы не подводить организаторов. Всякому лозунгу - свое время и место.

Кто-то сосредоточил свое внимание на внешности вокалистки группы Елены Романенко, вернее - на прозрачных черных шароварах, придававших ей сексуальности. А мне больше понравился голос Елены. А еще мое внимание привлекла Ирина Товкайло, которая на практике доказала, что сопилка может быть не менее рок-н-ролльным инструментом, чем гитара или синтезатор. С пребольшим удовольствием продолжу знакомство с этой замечательной группой!

В паузе между выступлениями Сяржук Долгушев устроил очередной СЬПЕЎНЫ СХОД (ПЕВЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ) и разучил со зрителями белорусскую народную песню "Купалінка".

За СЬПЕЎНЫМ СХОДАМ пристально наблюдала Инна Желанная. Прежде, чем начать выступление, она высоко оценила работу Сяржука Долгушева и порадовалась, что белорусский народ такой певучий. Исполнив песню "Пьяная", сказала (привожу по памяти): "Есть у нас русские народные песни. Есть украинские. Есть белорусские. Но мы их петь сегодня не будем: они очень тяжелые...", - и, выдержав паузу, добавила: "Для моего голоса". Публика ответила взрывом смеха. Да нет же, это лукавство. Мне кажется, нет такой крепости, которую певица не смогла бы взять своим голосищем.

В соцсетях прошла информация, что на фестивале Инна Желанная будет презентовать белорусскому зрителю свой позапрошлогодний альбом "Изворот". Но она ограничилась только четырьмя песнями - заглавной, а также "Воробей", "Понаехали" и "Старый Муж". Во время исполнения последней Инна почему-то смеялась в микрофон, и мне хотелось смеяться вместе с ней. Услышали мы и более ранние вещи - "Бай-Бай", "Сама Садик Я Садила", "Вымыслы", "Иван Марью Звал На Купальню"...

Инна Желанная и саксофонист Олег Маряхин использовали дивайсы, позволяющие достигать многоголосия. В кульминационные моменты создавалось впечатление, будто поет хор Инн Желанных и играет квартет саксофонов... При этом меня неприятно удивило, что, несколько раз представляя музыкантов, Инна Желанная обходила молчанием гитариста, который старался не меньше других.

Накануне фестиваля я освежил в памяти "Изворот". Альбом очень большой по хронометражу и, самое главное, очень тяжелый для восприятия. Иначе говоря, для прослушивания альбома необходимо определенное настроение. А "живьем" Инна Желанная воспринимается гораздо-гораздо легче, чем в студийном варианте.

На малой сцене последней выступала Патриция Гарэза со своим этно-проектом, в который входят дударь Сяржук Ярук, барабанщик THE UNB Дмитрий Алейников и виолончельное (точнее - басольное) ONE STEP TRIO. Тяжело было выступать 15-летней девочке после звезды российского психоделик-фолка. Но Патриция взяла себя в руки и, надо отдать ей должное, не ударила лицом в грязь. Выступление ее этно-проекта было воспринято на ура. Но, увы, дитя "Камяніцы" - так принято называть Патрицию Гарэзу - успело исполнить только три композиции - рекрутскую "Зялёны Дубочак" ("Зеленый Дубочек"), лирическую "Хмарку" ("Тучку" или "Облачко") и симфо-этно-балладу "Сага Пра Каханне" ("Сага О Любви").

К слову, с белорусской дудой проект явно звучит лучше, чем без. А вот голоса в мониторах могло быть и побольше.

Главная сцена продолжала работать, и все устремились к ней. Потому что к выступлению уже была готова группа RE1IKT. Как и на фестивале "Лепельскі Цмок", Алесь Демиденко сотоварищи построили программу в основном на белорусских народных песнях - фестиваль-то фолковый. "Хадзіла Галота..." ("Ходила Нищета..."), "Чаго Ты, Лося..." ("Что Ты, Лось..."), "Дождж Ідзець" ("Дождь Идет"), "Дробненькі Дожджык" ("Мелкий Дождик") уже успели стать хитами. Вдруг Алесь предложил продолжить сьпеўны сход и всем вместе спеть песню Игоря Лученка на стихи Алеся Ставера "Жураўлі На Палессе Ляцяць" ("Журавли На Полесье Летят"). И еще позвучал "Зрушаны Свет" ("Перевернутый Мир") - единственная композиция "relikt'ового" сочинения.

Обычно группа завершает свое выступление обработкой песни "Ой Рана На Івана". Но нас ожидал приятный сюрприз: на сцену снова поднялся Сяржук Долгушев и вместе с Владимиром Козловым и почти всеми зрителями исполнили "Вэлытай, Пэрэпылко!" ("Вылетай, Перепелка!". Напоследок Алесь Демиденко проанонсировал большой концерт группы RE1IKT "„Лекавыя Травы" на бис" и выход нового альбома. Что же, ждем с нетерпением!

Завершали "Камяніцу" гости из Питера - группа ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Музыканты коллектива называют свой стиль биохэком, критики определяют как этно-транс... Мне тоже хочется вставить свои пять копеек в характеристику музыкальной составляющей. Я слышу здесь world music. Борис Бардаш как вокалист олицетворяет русское начало, а пятиструнная гитара, на которой он играет, напоминает скорее карельский кантеле (струнный щипковый инструмент, похожий на гусли), импро-вокал Несс Янушковской, построенный на фонемах и несуществующих словах, лежит в русле сибирской шаманской традиции... Композиции "Конь Тигр", "Дятлы", "Бел Камень", "Нет Дома", "Бела Дама" и "Ворон" игрались либо без перерыва, либо с едва заметными переходами. А может, я после семи часов работы (а восприятие музыки - это тоже работа) устал и упустил что-то существенное... С удовольствием послушал бы ОЛЕ ЛУКОЙЕ на свежую голову.

Последнюю композицию "Дети" Борис Бардаш посвятил всем, кто преждевременно ушел с фестиваля.

Олег Хоменко закончил восьмую "Камяніцу" пожеланием из белорусской популярной песни, которое не нуждается в переводе: "Бывайце здаровы! Жывіце багата!"

Итак, на восьмой "Камянице" белорусский фольклор был представлен как в традиционном изводе, так и в современных разновидностях. При этом зрители могли не только слушать музыку, но и петь сами. В то же время фестиваль продемонстрировал открытость фольклору других славянских стран - России и Украины. Имел здесь место и "не совсем фольклор": Полину Республику как автора-исполнительницу очень любят и приглашают. И это здорово!

Напоследок мне хочется выразить глубокую признательность Дмитрию Безкоровайному за аккредитацию, Маше Колесниковой ("Еврорадио") и Марине Савицкой (радио "Столица") - за помощь в сборе информации.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 сентября 2016, 00:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.003