Сергей Курёхин/ПОП-МЕХАНИКА, часть 2 (разные издания)


ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Второго такого оркестра не было, нет и быть не может. Там играли или играют Виктор Цой и Юрий Каспарян из КИНО, Игорь Тихомиров (ДЖУНГЛИ), Олег Гаркуша (АУКЦИОН), Борис Гребенщиков, Билли Брэгг, Крис Кросс (АЛТРАВОКС), джазмены Сергей Летов, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, Валентина Пономарева, кинорежиссер Сергей Соловьев (на пионерском барабане), ансамбли камерной, классической музыки, духовные хоры, гарнизонные духовые оркестры, а также живописцы (полотна создаются тут же, на сцене), повара ("исполняют" приготовление шашлыков), грузовики с солдатами, куры, кошки, козы... Ну, вы поняли, какую музыку исполняет ПОП-МЕХАНИКА? Правильно! Нечто плавно переходящее от придворной японской музыки десятого века к фри-джазу и "тяжелому металлу". Командует этой задушевной компанией Сергей Курёхин, пианист с репутацией одного из самых ярких в мире исполнителей джазового авангарда, автор музыки к фильму "Господин оформитель" (за которую получил премию), музыкант, выпустивший 10 пластинок в разных странах мира (и недавно одиннадцатую - на "Мелодии").

"Парус" №3'1990


Механика свободного человека

Сергей Курёхин - свободный человек. У меня такое впечатление. Мне кажется, что он всегда жил и сейчас живет так, как ему хочется. А хочется, судя по всему, жить неожиданно. Вообще-то он начинал как концертмейстер художественной гимнастики. Не понравилось - стал джазистом, первоклассным, надо сказать. Но есть, однако, такие люди, которым хочется быть не первыми среди лучших, а единственными. Он стал. Создал некий коллектив, который называется ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА. Некоторые склонны называть ПОП-МЕХАНИКУ - оркестром. Их дело. Желание все назвать понятными терминами - непреодолимо. Что до меня, то я не знаю, как называется коллектив людей, которые приходят на сцену получать удовольствие от музыки, от того, что в этот именно момент ими самими рождается звук. Музыка Курёхина.

Еще он пишет для кино. Хочется ему. К фильмам Олега Тепцова. Еще захотелось поучаствовать в создании картины "Музыкальные игры" Виталия Аксенова, что, по-моему, сделал напрасно - лента получилась не только пошловатой, но и - что уж совсем печально для картины музыкальной - скучноватой. А ведь Курёхин - соавтор сценария. Обидно, конечно, но захотелось человеку попробовать - пусть. Талант должен быть свободен. Должен пробовать разное. Что Курёхин и доказывает своей личной судьбой. От многих ли деятелей современной музыки мы ждем неожиданностей? А от него - ждем.

Андрей АНТОНИНОВ
"Собеседник" №15'1990



ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА
Ученые беседы с Сергеем Курёхиным

К истории вопроса

Что же это происходило со мной и несколькими моими приятелями, устроившими лет десять назад в стенах одного солидного учреждения некую экологическую нишу, в которой мы и предавались весьма странной игре? Вовсе не от избытка творческой энергии, которую якобы не успевали истратить на рабочих местах, как полагали некоторые наблюдатели, вовсе нет. Чтобы не подохнуть в безвоздушном окружающем пространстве. Мы жили как бы в пузырьке кислорода, веселящее действие которого начинало сказываться на надышавшихся уже само по себе. Здесь мы, как джинны, выбравшиеся из горлышка бутылки, возносили и рушили дворцы и замки, в химерических сплетениях которых зарождались великие прожекты, полные маленьких хитростей и утешений, здесь пелись баллады и принимались постановления. Ситуация всеобщего отупения, помню, настоятельно потребовала новых организационных решений, в результате которых возникло Всероссийское общество тупых, замечательная организация, вскормившая многих. Совет тупейших работал над созданием гимна, ритуалов посвящения в тупые, две симпатичные тупышки изготовляли флаг и прочую атрибутику. Цель общества была высока и благородна: борьба за независимость маленького, но гордого народа пермяков. К сожалению, средства на осуществление цели, регулярно собираемые, столь же регулярно растрачивались, что и помешало осуществлению цели. Полагаю, что отсутствие действий помешало и государственным органам обнаружить новое общество и сгромоздить из него чудное дельце.

Теперь-то я знаю, что это такое с нами было. С нами происходила поп-механика. Те, кто сегодня играет в такие игры, научились сочинять музыку, ее играть, петь, плясать, дрессировать животных и весь этот винегрет разом вываливать на головы очумевших зрителей. Не таясь, у всех на виду, на подмостках и площадях.

Впрочем, мы уже рассказывали о ПОП-МЕХАНИКЕ в материале "Пикник на лужайке" кандидата искусствоведения Сергея Шолохова (№29, июль 1988): "ПОП-МЕХАНИКА - музыкальный театр, возникший под началом композитора Сергея Курёхина... Музыка у Курехина всегда носит импровизационный характер, импровизацию он сделал основой и своей режиссуры... Курёхин называет свои концерты то "праздничной народной галлюцинацией", то "пикником на лужайке"... Прелесть ПОП-МЕХАНИКИ в том, что она рождается сейчас, на ваших глазах совершает безумства, взрослеет и умирает, не вызывая жалости, а сообщая чувство интенсивно прожитой жизни..."

Им, конечно, повезло: расширилась кислородная зона. Но плюс к тому они постигли и теорию этих игр. Вот и преуспели.

Предлагаемые сегодня читателям Ученые беседы - лишь одна из игр их ума. Мой приятель, в прошлом член Общества тупых, ныне известный писатель, прочитав кусочек бесед, сказал одобрительно, смахивая непрошеную слезу: "До чего умный парень, этот Курёхин. Как дурака валяет, а?!".

Но он вовсе не валяет дурака. Это мы его валяли. Он - нет.

Владимир ЧЕРНОВ


К биографической справке

Сергей Курёхин широко известен в стране и за рубежом как композитор, актер, шоумен. На самом же деле он, по собственному внутреннему убеждению, ученый и политический обозреватель.

На Западе у него вышло более двадцати пластинок, а москвичи и ленинградцы до сих пор ностальгически вспоминают грандиозные шоу ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ, которые сегодня, к сожалению, как многое в нашей стране, перекочевывают за кордон.

ПОП-МЕХАНИКА когда-то скрашивала нашу убогую действительность, помогая расслабиться, поскольку воспринималась, как глоток свежего воздуха. Сегодня поклонники Сергея Курёхина рванули в кинотеатры - это последняя возможность послушать его музыку, написанную к фильмам "Господин оформитель", "Посвященные", "Трагедия в стиле рок", "Оно", "Переход товарища Чкалова через Северный полюс" и многим другим.

Самому Сергею это уже неинтересно. Он решил сам посниматься в кино и тут же сыграл главную роль в картине "Лох - победитель воды". Это советский Джеймс Бонд. Курехина иногда уговаривает выступить по телевизору его приятель Сергей Шолохов, и тогда в передаче "Пятое колесо" он знакомит зрителей со своими "научными и политическими открытиями", а также успехами на пути поисков новых форм существования.

Последнее выступление Сергея Курёхина по телевидению - о новых его "открытиях" в жизни и биографии В. И. Ленина - произвело на слушателей неизгладимое впечатление... Пересказать его невозможно. Ошеломляло, как из различных высказываний, воспоминаний очевидцев, предположений, неожиданных деталей биографии, фотографий, схем и диаграмм, через ряд силлогизмов и умозаключений неопровержимо рождался вывод, что Ленин, по всей очевидности,- это... гриб. И в то же время - управляемая из Мексики радиоволна. Кто-то воспринял это как пародию на засушенные научные трактаты, кто-то - как иронию по поводу логики "единственного в мире" учения, которое всесильно, потому что оно верно и поэтому готово раз и навсегда растолковать все и вся. Кому-то увиденное и услышанное показалось сатирой типа оруэлловской. А кто-то все принял всерьез до буквы и был шокирован и потрясен...

Пока Курёхин еще не успел никуда уехать или увлечься чем-то таким, что исключило бы возможность общения, я обратилась к нему с рядом вопросов.



- Сергей, почему вы перестали выступать с концертами у нас в стране?
- Все очень просто. ПОП-МЕХАНИКА - это довольно большой... оркестр, который составляют множество приглашаемых отдельных групп, как музыкальных, так и немузыкальных. Основной принцип построения программы заключается в том, что каждая группа абсолютно не представляет, что происходило на сцене до ее появления, что будет происходить во время выступления и. естественно, после ухода ее со сцены. Поэтому некоторые уверены, что выступают на классическом концерте. Другие думают, что участвуют в концерте рок-музыки. Третьи считают, что это конкурс красоты или военный парад и т. д. Представление построено по логическому принципу, разработанному мной много лет назад, и отчасти напоминает сумасшедший дом. Тихий или буйный. Как пойдет. Поскольку я постоянно увеличивал масштаб представления, то выходило, что в идеале полем моей деятельности неизбежно должна была стать вся страна. Что, собственно, наконец, и случилось. Я добился того, чего хотел. Поэтому необходимость таких концертов у нас в стране для меня полностью отпала. Видите ли, в последнее время меня интересуют различные научные изыскания.

- Вы решили заняться научной деятельностью? Это ведь не очень распространенное явление среди деятелей искусства!
- Современное искусство переживает очередной серьезный кризис. Оно сможет развиваться только по направлению смыкания с наукой. Я имею в виду любые отрасли науки - биологию, палеонтологию, астрономию, геологию, филологию, медицину и т. д. Сегодня любые исследования кишечных заболеваний могут дать искусству гораздо больше, чем изучение творчества Толстого или рассмотрение феномена свинга в джазе.

- Теперь я понимаю, почему вы решились вынести на суд телезрителей свои многолетние исследования о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина. Были ли какие-нибудь цензурные вмешательства в эту программу?
- Практически нет. Правда, редакцию "Пятого колеса" смутила фраза: "Коран разрешает евреям есть грибы по субботам". Они сочли эту фразу абсурдной. Я же исходил из того, что Коран не может ничего запретить евреям. А то. что не запрещено, разрешено. Простейший силлогизм! И еще я очень жалею, что мы не успели заснять интервью с Генрихом Боровиком. Это было бы очень к месту. Я даже представил себе хитрющую физиономию Сергея Шолохова, который говорит: "Был ли Ленин грибом? Давайте узнаем, что думает по этому поводу Боровик!".

(От публикаторов: Те из зрителей передачи, кто воспринял ее на полном серьезе, позже, поостыв, посчитали, что над ними здорово поиздевались, и пришли в бешенство. Откровенно говоря, их можно понять...)

- Собираетесь ли вы продолжить исследования в зтой области?
- Мне кажется, что тема уже исчерпана. Меня интересуют сейчас абсолютно другие вопросы. Вместе с фольклористом Сергеем Бугаевым и еще с некоторыми учеными мы организовали группу "Новые генетики", которая занимается исследованием пограничной области между растениями и животными. Нас подтолкнула к этому статья в ленинградской газете "Смена" от 6 февраля 1991 года, в которой, в частности, говорится, что Ленин не может быть грибом, потому что млекопитающее не может быть растением.
Мы сделали несколько очень важных открытий. Например, мы обратили внимание на загадочное исчезновение из оптовой и розничной продажи в Ленинграде кур. Затем последовали гигантские закупки куриных лапок в США и ряде европейских стран. Все это сначала не вызвало никаких подозрений, хотя интерес Ленсовета к курам был несколько необычным. Зачем депутатам Ленсовета понадобилось такое огромное количество куриных лапок?
Давайте обратимся к данным науки. Всем хорошо известно, что куриные лапки являются важнейшим компонентом кровавого ритуала вуду, приверженцами которого были некоторые племена пигмеев Центральной Африки. Гаити и некоторых других регионов. У нас небезосновательно возникло подозрение, что некоторые депутаты Ленсовета имеют к этому ритуалу прямое отношение. Если в ближайшее время в Ленинграде произойдет закупка за рубежом козлиных голов, также являющихся компонентом этого ритуала, то наша версия о принадлежности части депутатов к племени африканских пигмеев полностью подтвердится. Думаю, что пролить свет на эту проблему мог бы депутат Болтянский, но он почему- то предпочитает отмалчиваться. Кстати, генерал Калугин, раскрывая множество тайн КГБ, тоже обходит молчанием эту насущную тему. Создается впечатление. что созревает какой-то заговор. Мне еще не совсем понятна роль Невзорова в этой истории.

- Кстати, о Невзорове. Как вы к нему относитесь?
- Я думаю, у Невзорова ярко выраженный комплекс Клары Цеткин. А вообще-то я считаю его Менделеевым современной журналистики, хотя он. конечно же, гандон.

- Бог с вами! Что вы имеете в виду?
- Дело в том (и на это многие обратили внимание), что он хочет казаться крупнее и вместить в себя больше, чем может на самом деле. Отсюда его любовь к лошадям. Если рассмотреть Невзорова в поперечном сечении, то мы ясно увидим структуру, которую можно выразить формулой N...x∫e - mv2x/(2kT)...
Собственно, поэтому разговор о нем продолжать бессмысленно.

- Так что же с кровавым ритуалом вуду?..
А вот давайте перенесемся в Германию накануне Второй Мировой войны. Всем хорошо известно, что Гитлер прошел мощную эзотерическую и мистическую подготовку. В частности, утверждается, что через Розенберга он осуществлял связь с Тибетом и получал указания непосредственно от тибетских махатм. Однако исследования нашей группы "Новые генетики" полностью опровергли эту лжетеорию. Мы беремся утверждать, что он получал указания не из Тибета, а из Центральной Африки. И не через Розенберга, а через Риббентропа. А пресловутый "тибетский батальон", который защищал бункер в конце войны, состоял не из тибетских лам, а из обесцвеченных негров. Мы имеем также данные о том, что Сталин знал об этом еще в 1940 году. Его предупреждал об этом Рихард Зорге из Туниса. Но, к сожалению, Сталин не придал этому значения, иначе судьбы мира сложились бы иначе. Нас натолкнуло на эту мысль сделанное нами открытие - поразительное сходство свастики и растопыренной куриной лапки. Растопыренная куриная лапка является у вудуистов космологическим символом власти. Похожий знак мы можем наблюдать на гробнице фараона Тутанхамона. А если еще принять во внимание. что Тутанхамон был сыном Эхнатона. то многое становится понятным. Кстати, тема "Тутзнхамон - ОМОН" еще ждет своего исследования. Водь тайна египетских мумий до сих пор еще не раскрыта, хотя недавно найденная забальзамированная мумия пингвина дает нам основания предполагать, что между Древним Египтом и Антарктикой существовали торговые отношения.

- Действительно, поразительное открытие. Но я хотела бы вернуться к началу нашего разговора. Правда ли, что вы противник демонтажа памятников Ленину?
- Я не скрываю того, что Ленин - моя слабость. Некоторые коллекционируют марки, значки, собирают гербарии. Мое увлечение - Ленин, и. конечно же. я категорический противник уничтожения памятников Ленину. Я берусь утверждать, что их было не слишком много, а слишком мало. Просто их устанавливали не там, где нужно.

- Это увлечение - главное в вашей жизни?
- Нет. Самое главное - эволюция. Именно эволюцию я сделал основным принципом своей жизни. Она необходима как гарант постоянного развития. Например, я принимаю что-то на веру. И сегодня верю в это "что-то" совершенно искренне и с энтузиазмом, но изначально знаю, что завтра я от этой веры откажусь.
Любое позитивное высказывание верно только на сегодняшний момент. Завтра оно будет лишено малейшего смысла. Многие люди останавливаются в своем интеллектуальном развитии на разных этапах своей жизни. Создается впечатление, что подсознательно многие до сих пор считают "Незнайку на Луне" или "Приключения Буратино" вершинами мировой литературы. Поговорив с человеком о художественном творчестве, можно сразу понять, в каком возрасте прекратилось его развитие. Эти люди, как правило, называют остановку в своем развитии убеждениями или верой. Обычно остановка происходит к тридцатым-сороковым годам, реже - к пятидесятым. Человеку начинает казаться, что он уже все познал, все изучил, все знает и прикладывает усвоенные им псевдоистины ко всем жизненным ситуациям. Я же считаю, что процесс эволюции может остановить только смерть.

- Насколько я понимаю, занятие политической деятельностью для вас - это следствие того, что вы находитесь в процессе эволюции?
- Конечно. Но не только. Наша страна тоже все время развивается, но совершенно особо - в ней не действует ни один из существующих законов развития человеческого общества. Наша жизнь напоминает карикатуру на естественный процесс развития, Не сознавая этого, мы стараемся жить так, как живут люди во всем мире. Если на Западе происходят забастовки как средство экономического урегулирования, то у нас тоже стали проводить забастовки, только без какого-либо эффекта. Ни одна из наших экономических реформ не дает никакого результата. Более того, результат всегда обратный. Надо что-то делать.

- Что же?
- Я пришел к убеждению, что самое важное сегодня - это умение из определенных посылок вывести совершенно иное заключение, нежели то, что напрашивается. Например, сегодня, слушая выступления того или иного политического лидера, мы наперед знаем, что именно он нам скажет. Все существующие лидеры - от Горбачева до Ельцина, и прочие правые, левые, экстремисты, центристы, сионисты и проч. - говорят банальности. Они не понимают, что народ сегодня с большей готовностью примет на веру любые глупости, любой бред, нежели будет слушать то, что давно всем осточертело и стало общим местом. Поэтому лидеры и перестали быть лидерами. Народ хочет увидеть наконец человека неожиданного. Только неожиданный человек способен стать сегодня действительным лидером.
Я убежден, что если бы Горбачев или Ельцин внимательно изучили структуры моих выступлений и приняли бы их во внимание, у них был бы шанс выступить с речью, которая потрясла бы мир и вернула утраченный престиж. Главное - потрясти слушателей. Если однажды Горбачев вместо слов "Ельцин не прав в своих суждениях по поводу Союзного договора" - скажет, например: "Ельцин - млекопитающее!" - эффект будет потрясающим.

- Поделитесь, каким образом вы строите свою систему доказательств?
Довольно сложно объяснять все это на пальцах. Я думаю, было бы правильнее, если бы наши политические деятели серьезно занялись изучением новой логики и ознакомились с работами группы "Новые генетики". Это. бесспорно, даст позитивный толчок в развитии политической жизни нашей страны. По силе он будет приблизительно равняться результату денежной реформы, горячим приверженцем которой я, кстати, являюсь.

- ?
- Да. Да. Мне нравятся голландские деньги. Во всех странах на этих важных бумажках изображают сумрачные лица великих людей. А в Голландии - зайчики, кошечки, собачки. И цвет у голландских денег - желтенький, розовый, голубенький. Деньги словно игрушечные. Если бы по всей стране наши деньги с Лениным обменяли на голландские с собачками и зайчиками или в крайнем случае изобразили на наших деньгах, например, трех поросят, то отношение к деньгам сразу бы изменилось. У нас деньги олицетворяют силу, а должны олицетворять жизнь. Это формирует психологию народа, иной принцип мышления.

- Может, не стоит все же подвергать такому испытанию, как денежная реформа, всю страну. Может, все же легче вас одного отправить в Голландию?
- Ни в коем случае. Мне здесь гораздо интереснее. Во-первых, какая-никакая, а все-таки Родина. Во-вторых, сейчас вся история делается у нас. А потом, в жизни очень важно чередовать порядок и хаос. Жизнь у нас в стране приобретает ярко выраженный фрагментарный характер - что-то все время происходит, все хочется увидеть, всюду успеть. На Западе же долго и серьезно делаешь одну работу. Потом отдыхаешь. Потом так же долго и упорно делаешь другую работу. От этой размеренности я очень устаю. Мне хочется вернуться обратно домой, в хаос, в родной дурдом. Я чувствую себя здесь как рыба в воде. Но иногда, конечно же, этот хаос нужно структурировать, чтобы не сойти с ума. Тогда я еду на Запад и работаю.

- Сергей, странно, что в списке профессий, которыми вы владеете, нет слова "поэт". Вы никогда не писали стихи?
- Писал. Один раз. Шесть лет назад для одной из программ моего оркестра ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА понадобились стихи. Что было делать? Я уговорил Виктора Цоя, тогда постоянного участника ПОП-МЕХАНИКИ, и мы вместе с ним написали длинный текст. Цой сдерживал мои особо циничные шуточки. Слова песни вы прочтете в этом же номере.

Анастасия НИТОЧКИНА
Фото Валерия ПЛОТНИКОВА (1) и Анатолия СЯГИНА (2, 3)



Однажды...

Однажды ночью в городе Одесса,
В шалмане Мойши возле Молдаванки,
Сидел известный всем налетчик Жора.
И там была его подруга Лара.
Тут мимо проходил французский боцман,
Увидев Лару, он упал с каштана.
А Жора, вмиг достав перо с кармана.
Сказал, что что-то стало слишком душно.

А в это время в славном Ленинграде
Грузины отмечали День Победы.
И среди них была одна особа,
Участница войны против японцев.
Тут мимо проходил французский боцман.
Ее увидев, он пошел на Зимний.
А в это время выстрелом Авроры
До основанья был разрушен Медный всадник.

А в это время молча по этапу
Шли декабристы в ссылку из Ирана.
И среди них шел гордый князь Волконский,
Продукт религиозного экстаза.
Тут мимо проходил французский боцман.
Увидев князя, он упал с жандарма.
А Пушкин шел за ним, ломая руки,
Держа в руках кровавый символ мести.

А в это время в Рио-де-Жанейро
Кишел пираньями залив Лос-Панчос.
Не знав об этом, юная креолка
Пошла купаться. Звали ее Флора.
Тут мимо проходил французский боцман.
Увидев Флору, он упал с лианы.
При перестрелке был убит Фернандо,
Хозяин местной мафии китайцев.

А в это время в Африке далекой
Пигмеи двух слонов загнали в яму.
И среди них красивая туземка,
Которая была женой шамана.
Тут мимо проходил французский боцман.
Ее увидев, он свалился с пальмы.
Шаман решил, что это Дух Кокоса,
Культурный атташе из Гондураса.

А в это время в праздничном Мадриде
Два гранда развлекались кастаньедой.
И среди них был гордый кабальеро,
Известный всей Севилье слабоумьем.
Тут мимо проходил французский боцман.
Увидев грандов, он упал с дуэньи,
Которая несла ему записку
О том, что встреча будет среди мулов.

А в это время в знойных Каракумах
Вели киргизы караван верблюдов.
И среди них одна авангардистка,
Обмотанная полиэтиленом.
Тут мимо проходил французский боцман.
Ее увидев, он упал с варана.
Варан плодился посреди жасмина
И весь пропах вонючими цветами.

А в это время где-то на Чукотке
Охотились все чукчи на тюленей.
И среди них была одна чукотка,
Которую все звали просто чука.
Тут мимо проходил французский боцман,
Увидев чуку, он упал с оленя.
И чукчи все попадали на землю
По древнему обычаю туземцев.

А в это время в лагере апачей
Индейцы пили огненную водку.
К столбу была привязана красотка,
Обвешанная скальпами бельгийцев.
Тут мимо проходил французский боцман.
Увидев скальпы, он упал с вигвама.
Индейцы закурили трубку мира,
Набитую картинами Гогена.

А в это время в городе Стамбуле
Вся армия турецких янычаров
Сидела рядом на блатной малине,
Разрушенной Тунгусским метеором.
Тут мимо проходил французский боцман,
Увидев турок, он решил сдаваться.
Но тут пришли связные от тунгусов.
Прося вернуть им метеор обратно.

А в это время в Тихом океане
Пираты захватили остров Пасхи.
Там находилась русская шпионка,
Пропитанная нитроглицерином.
Тут мимо проходил французский боцман.
Ее увидев, он упал с коралла
И проявил завидную сноровку,
Добытую при чтении Корана.

А в это время в Северной Пальмире
Две шайки озверевших демократов
Пытались изнасиловать корову,
Прибывшую на Игры доброй воли.
Тут мимо проходил французский боцман.
Увидев вымя, он покрылся потом,
Все детские и юношеские грезы
Слились в едином образе коровьем.

И т. д., и т. д., и т. д.

Виктор ЦОЙ, Сергей КУРЁХИН
Рисунки: Виктор КОВАЛЬ

"Огонек" №14'1991



Гребенщиков и Курёхин закатили
добрый вечер!

30 декабря над Питером развиднелось, занималась заря новой жизни, пилоты довольно жмурились. Они не знали, но догадывались, что первопричиной всему - два монаха нового типа: Борис Гребенщиков и Сергей Курёхин. Да и кто еще в этом городе может быть первопричиной?

Вторая волна объединения гуманитариев и чиновничества - не всех со всеми, а по интересам, кружком, - началась с Северной Пальмиры: отсчет нового времени можно смело вести с Ассамблеи Курёхина и Гребенщикова в Санкт-Петербургском клубе кинематографистов с целью оздоровления генофонда, обновления нации и глобального единения народов в преддверии надвигающейся катастрофы. От первой вторая волна отличается тем, что происходит за столиками со скатертью под дружную песню "Хочу лежать с любимой рядом, а с нелюбимой не хочу" - в то время как первая протекала в конференц-залах Московского союза кинематографистов под дружную песню "Не падайте духом, поручик Голицын, ваше дело не умрет".

Девяносто шестая проба собравшихся на вторую волну гостей была гарантирована гениальным условием - либо друзья, либо добрые знакомые. Столь изысканного общества не знала даже годовщина ВиДа - пожалуй, первая после августовских событий знатная гулянка. Глубинный демократизм ТВ собрал тогда под сводами "Олимпийского" очень большое количество разнопланового народу. На этот раз приглашения были сугубо персональными, ажиотаж у входа исключился сам собой, и лишь сотая часть не совсем приглашенных проникла внутрь под именем уважаемых господ Губенко, Соломина и им подобных - знатных и занятых. Сами понимаете, чтобы получить такие билеты, нужно было быть "самых честных правил" плюс протекция видных друзей. Стать господином Соломиным мне позволило лишь личное поручительство члена штаба праздника Сергея Соловьева.

Также на Ассамблее присутствовали господа Прыгуновы, Собчаки, Басилашвили, Германы, Лунгины, Орловы, Тодоровские, Пежемские, Шукшины, госпожа Ахеджакова, госпожа Терехова, госпожа Полищук, госпожа Мирошниченко, госпожа Глаголева, госпожа Кабо, госпожа Смехова, господа Костолевский, Мамин, Адабашьян, Месхиев, Гаркуша, Хвостенко, Учанейшвили, Панкратов-Черный. Митькам выделили квоту в 4 человека, опасаясь особенного митьковского темперамента. Господа Шагин, Флоренский и двое других вели себя хорошо.

У входа швыряли адские устройства эсеровские бомбисты, казачья полурота скакала галоп, фейерверк поднимался до небес. На пороге зазывно махали руками оба разгуляя: "К нам! К нам!"

Кучера уходили в парк складывать костры.

Заведомая непринужденность была задана подписями под каждым приглашением: "Целуем. Боря. Сережа". Сами встречали в дверях после гардероба и парадной лестницы с. юнкерами. Жали руки и целовали ручки - справа их превосходительство Сережа в белом смокинге с блестящими пуговицами, слева их высокопреосвященство Боря в свежеотпущенной бороде, которой полтора месяца назад еще не было.

Семен Фурман во фраке зычно объявлял новоприбывших: "Лидия Шукшина! С дочерью!", "Анатолий Собчак! С супрр-угой!", "Маргарита Терехова! Са-авер-шенно одна!".

С потолка свисали ленты, дождь, хвоя, оркестр играл полонезы и котильоны, гости занимали места за столиками, вольно разбросанными вокруг микрофонов в эстетике "Голубого огонька". Официанты сновали. "Юстасы" на входе (питерский филиал "Алекса") к товарищу милели людскою лаской, к самозванцу вставали железа тверже. Велено было Невзорова и его людей гнать взашей (люди подсылались - как же можно пройти мимо такой исключительной пирушки!). Так был развеян миф о всепроникаемости невского секундомэра. Отныне его потолок - мясокомбинат и КПЗ, дальше уже не зовут.

Ассамблею открыл Курёхин с бокалом. Он поведал, что пришло им с Борис Борисычем время постригаться в монахи, настолько они стали чисты, без плоти и без всего. И это, разумеется, требует нового качества бытия. Но поскольку возобновление старинной российской традиции совмещения святости и порока - дело не менее важное, монастырь будет нового типа. В основание лягут три кита - тотальная святость, предпринимательство и порок.

Олег Гаркуша (АУКЦЫОН) познакомился с Павлом Лунгиным ("Такси-блюз") и задал ему острый конфиденциальный вопрос: "Почему я у тебя до сих пор не снимаюсь?" Лунгин от горя вырвал у себя клок бороды, он и сам не мог ответить: почему?!

Громко поддержав идею объединения, светский лев Собчак в одиннадцать ровно засобирался домой: усталость сковала члены. Накануне, вручая приз актрисе года, он заинтриговал всех признанием, что в течение последних двадцати лет тайно влюблен в одну из претенденток. Сказал А - говори Б, мимо пройти я не мог. Петербургский Парис сперва пококетничал: все-то этим газетчикам надо знать! - но спустя минуту заметил, что его предпочтения полностью совпали с выбором профессионального жюри (обладателем яблочка - "Ники", - стала Наталья Гундарева, кто не в курсе).

На удаляющемся городничем развевались стильное драповое пальто и аквамариновый шарф. Вообще, внешний вид собравшихся соответствовал духу чинного торжества с налетом легкомыслия.

Подали поросят.

Ближе к полуночи господа Лунгин (в черном), Полищук (в белом), Адабашьян (опять в черном) и Гаркуша (опять в белом) принялись чудить, в результате чего актриса осталась без голоса, художник дважды грохнулся со стула, почувствовав ушибы лишь наутро, а зачинщики - режиссер и рок-музыкант - громко смеялись, В отличие от прочей публики, которая от хохота уже пять минут как охрипла.

Тем временем недовольный штаб подводил итоги - почему веселье задумывалось по нарастающей, а пошло наоборот. По словам очевидцев, совет носил строго мусульманский характер: женщин не пускали. Жены главных хоть и сидели рядом, но говорили шепотом и между собой - о своем, о женском. И ни одна из них не пыталась встрять и доказывать, что танки нужно было пускать сразу, а вот с авиацией чуть погодить.

Постановили: прав был один знакомый премьер-министр - система хорошая, а с народом как-то не сложилось. С таким народом генофонд не улучшишь. Вывод был как в ноябрьском "Кинокурьере": лиц старше тридцати следует тихо и гуманно усыплять. Кроме, конечно, Лунгина - Полищук - Гаркуши - Адабашьяна, всей вот этой компании. Они еще могут пригодиться, принести пользу обновленной нации.

В 1992 году клуб монастырского типа продолжит работу.

Денис ГОРЕЛОВ

P. S. В предновогоднем выпуске "МК" о славном почине БГ и СК сообщила рубрика "Срочно в номер". Однако по вине набитой под завязку праздничной первой полосы из заголовка "Курёхин и Гребенщиков приняли постриг" вылетела первая часть - отчего создалось впечатление, что в монахи подались все перечисленные в заметке персонажи. Только дойдя до фамилии "Панкратов-Черный", читатели почуяли неладное. А. Панкратов-Черный в монастыре - такого и в новогоднюю ночь не привидится.

"Московский Комсомолец" 06.01.1992


Синие озера Курёхина

10 октября в БКЗ с вызывающим ассоциации названием "Октябрьский" состоялось шоу знаменитого русского экспериментатора Сергея Курёхина. Шоу нашло традиционное для прошлых лет название "Гляжу в озера синие..." и состояло из двух частей: презентации новой картины Сергея Соловьева "Три сестры" (по русскому классику начала XX века) и "эпохального полотна" (не поворачивается язык назвать это словом "концерт") Сергея Курёхина под одноименным всей программе названием. На пресс-конференции, посвященной предстоящему шоу, бывший грибовед и поп-механик объяснил неслучайность выбора заглавия. "Мы пошли от темы еврейства и постепенно пришли к теме любви к Родине..."

В итоге программу можно назвать традиционной, но традиционно-курехинской (плюс традиционно-соловьевской). Представленную в первой части картину можно с большим успехом назвать "Три сестры" Соловьева, чем "Три сестры" Чехова - манера съемки, музыка (написанная Сергеем Курёхиным специально для фильма), видеоэффекты, и белым по черному комментарии ("примечание") в середине картины (на этот раз цитата из Солженицына) вызвали непроизвольные ассоциации с "Ассой" и "Черной розой".

Перед началом всей программы Курёхин долго рассказывал о том, что все это действо можно назвать исключительно актом садо-мазохизма - с его стороны садо-мазохизм показывать все это, со стороны зрителей - все это смотреть. То же, что происходило на сцене во второй половине программы, описать словами крайне трудно (да и не стоит - "лучше один раз увидеть").

Кроме виновника торжества в шоу принимали участие многие известные личности: "классик русской глубинки" Дмитрий Пригов декламировал со сцены свои стихи, по сцене в образе Мересьева (а может, партизана Германа) ползал психоаналитик Евгений Раппопорт, в подвешенной между "небом и землей" инвалидной коляске большую часть программы покачивался Александр Ляпин в черной шляпе и с неизменной гитарой в обнимку, сольный танец исполнил Олег Гаркуша.

Финал поверг зрителей в состояние шокового экстаза - на сцену завернутая в полиэтилен вышла некая фигура, при распеленании оказавшаяся знаменитым и любимым в свое время Эдуардом Хилем. Под его супер-шлягер "Это Было Недавно, Это Было Давно", на сцену было выпущено некоторое количество традиционных курёхинских живых кроликов (на пресс-конференции он утверждал, что их будет сто, на деле их оказалось значительно меньше), после чего шоу завершилось и озадаченные, но не разочарованные зрители благополучно разошлись, а участники остались разбирать сложные декорации и отлавливать испуганных животных.

Фото В. ГУРЕЦКОГО
"Rock Fuzz" №17, декабрь 1994



Сергей Курёхин. ПОП-МЕХАНИКА - "Ибливый Опоссум. Live in France"
Курицца Records (CD)

Коварноликий фавн Сергей Курёхин тешит своего Иблиса (он же Шайтан, см. энциклопедию), посвящая ему живую звукозапись французского действа ПОП-МЕХАНИКИ, записанную в 1991 году от Рождества Христова. Творению было подарено название "Ибливый Опоссум".

Ценители, собственно, уже смогли насладиться очередным бессмертным шедевром маэстро, и теперь, видимо, бережно хранят его в своих фонотеках (иблиотеках?), изредка прослушивая полюбившиеся места. Дело здесь совсем не в музицировании. Хотя не совсем ясно, как нормальный человек (не спит, не пьян, не под наркозом) может прослушать все эти концептуальные звуки, заботливо уложенные в виде "цифирок" в небольшой, почти пластмассовый кружок? Очевидно, все зависит от степени одержимости этим самым Иблисом - большим любителем музыки, вина и танцев (все еще смотри в энциклопедию)! Следовательно, чем больше человек человеку опоссум, маструбант и хлорофил (в равных пропорциях), тем больше вероятность к приобретению им стойкого иммунитета к грибам, аркадным играм и вампирам гомо- и бисексуального толка. Компакт-диск также неоценим при заваривании чая по-самурайски и фигурном онанизме.

Иса и Махди НЕУСТРАШИМЫЙ
"Rock Fuzz" №22, июнь 1995



ПОП-МЕХАНИКА в ДК Ленсовета

23 сентября состоялась очередная, 418-я по счету, ПОП-МЕХАНИКА. Сергей Курёхин открыл пресс-конференцию по этому поводу следующим образом: "Этот концерт начинает новую линию в творчестве ПОП-МЕХАНИКИ, в том, что я делаю... Линия эта связана, грубо говоря, с религиозной пропагандой. Под религиозной пропагандой я понимаю пропаганду Религии с большой буквы. Это исследование в области, пограничной между жизнью и смертью, потому что религия, по большому счету, может говорить только об этом - это единственная и, может быть, основная ее область... Сейчас наступило такое время, когда кризис искусства настолько очевиден (да и не только искусства - кризис религии, этики, морали!) - это завершается огромная длительная эпоха в жизни людей. Понять это - одно, а декларировать - совершенно другое. И все, что буду делать я в ближайшее время и, надеюсь, в дальнейшем, это как раз и будет связано с декларацией моего представления о том, что это такое и какие могут быть намечены пути выхода из создавшегося положения. Еще раз подчеркиваю, это не пропаганда религиозных идей, а пропаганда всех видов религии, которые существуют в природе (не конкретизируя никаких нюансов) и на основе их формирование определенного мировоззрения, поиск путей движении развитии искусства в дальнейшем... По моему глубокому убеждению, сейчас искусство уже не в состоянии самостоятельно справляться с теми идеями, которые оно декларировало на протяжении огромного количества лет. Это связано с кризисом христианства, мусульманства я вообще всех существующих религий..." И так далее... "Великий комбинатор чувствовал вдохновение, его несло". Он говорил о недавнем концерте в Хельсинки (1 сентября), о "жестком пророке" Алистере Кроули (умер в 1947 году), которому было посвящено шоу, о гибели старых богов и явлении новых, об антихристах-самураях, о переходе из аналогового кода в цифровой. В общем, все сводилось к тому, что акция должна приблизить Новое время, и самая верная к тому дорога - тотальная ПОП-МЕХАНИКА.

Так или иначе, но само выступление было, как всегда, со вкусом смоделировано и блестяще материализовано на сцене ДК Ленсовета. Четырехрукий (две из папье-маше) Курёхин в течении двух часов самозабвенно манипулировал целой армией хрестоматийных персонажей в масках (престарелыми балеринами, полуголыми воинами, картонными мужиками), вовсю резвившимися сряди гидрозондов, атомных взрывов и др. легкой пиротехники в сопровождении упорядоченной какофонии звуков (от техно до Р. Штрауса и Г. Малера). Рок-н-ролл как таковой был представлен более чем внушительной командой: Сергей Курёхин (рояль), Александр Ляпин (соло-гитара), Игорь Тихомиров (бас) и Дядя Миша Чернов (флейта, саксофон). Еще были Африка, Тимур Новиков и проч. И все инкогнито.

Не обошлось и без..., ну, как бы сказать, не то чтобы "ложки дегтя", но... Звучали, так сказать, политические нотки. Во-первых, действие было обращено (судя по афише) к нынешнему соратнику Курёхина, депутату по 210-му Северо-Западному избирательному округу Александру Дугину, а во-вторых, в ПОП-МЕХАНИКЕ принял участие лидер национал-большевистского движения Эдуард Лимонов. В связи с этим в фойе распространялась небезызвестная газета "Лимонка" и прочая "красная" макулатура: "Приходите все недовольные, радикальные, неистовые, несломленные, и мы дадим вам дело". Что это за дело такое? И какое отношение оно имеет к музыке? Воплощение в жизнь параноидальных идей, или заигрывание участников со "светлым будущим", или явление московских комедиантов на питерской предвыборной арене??? Курёхину виднее.

Лучше не смешивать несовместимое. "Двум богам служить нельзя!" (проф. Преображенский).

Александр ПОЛИЩУК
Фото Д. ВЫШИНСКОГО


От редакции: в журнале "Бит?" №1 Владислав Бачуров изложил свое мнение по поводу отношений между С. Курёхиным и политиками. RF к этому мнению присоединяется.

"Rock Fuzz" №26, октябрь 1995


Сергей Курёхин - "Ранние Фортепианные Произведения"
(c) Сергей Курёхин, 1980, 1981
(p) Manchester Files, 1998
3tks/64mins


Первые две дорожки - это и есть фортепианные импровизации Сергея Курёхина, которые записаны им в апреле 1981 года в студии ленинградского театрального института и о которых идет речь в названии альбома. Третью ("Долгожданное Письмо") Сергею помогли записать там же в марте годом раньше И. Бутман (саксофон) и А Пумпян (гитара)... Если мастерство хэви-гитаристов зачастую определяют по тому, с какой скоростью бегают их пальцы по грифу, то я не слышал никого, кто бы мог быстрее Курёхина замешать в аккорды белые и черные клавиши. Только в отличие от "кузнецов метала" скорость никогда у Сергея не превалировала над концепцией, вкладываемой им в произведение. Полет мысли, спонтанно рождающиеся идеи, странные, фантастические, нереальные звуки, извлекаемые Курёхиным из фортепиано (если вот так?.. А теперь вот это... Сейчас попробую так...), в конце концов всегда образовывали нечто цельное и не распадались на куски без начала и конца. Его импровизации захватывали настолько, что зачастую ты начинал соревноваться с ними, пытаясь отгадать, что же последует дальше. Это уже не было чисто музыкой, это становилось тем, что музыку окружало и вовлекало в массированное извержение экспромта за экспромтом. Постоянное движение, постоянный поиск, даже в паузах твоя мысль продолжала полет по инерции; потом тебя настигала новая волна и гнала, и гнала, и толкала в спину, и бросала во все стороны сразу...

О'К
"Музыкальная Газета" (Минск) №16-17(80-81), 6-13 мая 1998 г.


Сергей Курёхин - "Поп-Механика №17"
[size=9](c) 1981, 1984 Сергей Курёхин
(p) 1998 Manchester Files
3tks/58mins


Вы встретитесь с двумя темами одного из многочисленных вариантов знаменитой ПОП-МЕХАНИКИ в составе Курёхина (пианино, орган, альт-саксофон, голос), Валентины Пономаревой (голос), Игоря Бутмана (альт-, тенор-, баритон-саксофон), Сергея Беличенко (ударные, виолончель, виброфон), Сергея Панасенко (туба, бас), записанными в октябре 1984-го в Новосибирске, и прослушаете "Оперу" от биг-бэнда Владимира Чекасина (Сергей Курёхин - пианино, аккордеон, голос; В. Чекасин - саксофон, голос; Эльвира Шлыкова - аккордеон, голос), очутившись в Ярославле в 1981 году... ПМ - это... Это... кто в лес, кто по дрова, встречаемся на точке с инструментами. Классика, одно слово! Классик Бутман, Пономарева со своим удивительным, глубоким, мощным, с широченным диапазоном в энное количество октав голосищем, страшным и хрупким, яростным, озорным - каким угодно... И чекасинская банда, свингующая до умопомрачения и звукоиссячения под курёхинское сумасшествие, под выкрик; и пропевание каких-то диких фраз на известных и неизвестных миру языках... Какофония в гармонии.

О'К
"Музыкальная Газета" (Минск) №16-17(80-81), 6-13 мая 1998 г.





<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 11 декабря 2008, 18:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииО. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак28.04.2010
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 1. Течения и Земли"Геннадий Шостак24.08.2012
РецензииЕ. М. Ерёмин - "Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак21.03.2013
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 2" и "Аэростат 4"Геннадий Шостак29.05.2013
РецензииБГ - "Соль"Юлия Боровинская24.01.2015
СтатьиЗвезданули... (к 50-летию БГ)Алекс Драйвер27.11.2003
СтатьиБорис Гребенщиков и Андрей Макаревич: Долгий разговор в поездеДмитрий Румянцев06.06.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 05.05.1994 (неизвестная песня Б. Гребенщикова)Старый Пионэр25.07.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.08.1993 (П. Подгородецкий, БГ, К. Кинчев, Ю. Шевчук)Старый Пионэр16.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
ПоэзияПародия на БГМаксилла Кузнецов24.01.2005
ФорумГребенщиков награжден орденомАлекс Драйвер19.11.2003
ФорумБ.Б.Гребенщиков и ПлантСлучайный попутчик03.03.2007
РецензииАлександр Кан - "Курёхин: Шкипер о Капитане"Геннадий Шостак15.06.2015
РецензииАлександр Кушнир - "Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока"Геннадий Шостак09.07.2015
АрхивСергей Курёхин/ПОП-МЕХАНИКА, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр27.04.2006
Архив"Музыкальная Жизнь" №06'1987 (Ленинградский Рок-клуб)Старый Пионэр14.03.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 8 / 0.007