Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич: Долгий разговор в поезде


General message отечественной рок-поэзии

Каких бы языковых экспериментов, опираясь на авангардную, постмодернистскую и другие поэтические традиции, ни ставила русская рок-поэзия, ее главная задача изначально заключается не в том, как сказать, а в том, что сказать. Наиболее важную роль играет в ней именно мировоззренческое сообщение.

Представим, что творчество поэта развивается линейно. В этом случае предполагается какая-то конечная точка, куда поэт должен прийти. Некий индивидуальный итог - цель всего пути. Русский рок не особенно радует нас долгими биографиями. Многие рок-поэты гибли совсем молодыми: Цой, Башлачев, Майк, Янка Дягилева... Все ли они успели сказать, достигли ли этой конечной точки? Или, будь удача на их стороне, они рассказали бы нам самое главное? Этого уже не узнать.

Борис Гребенщиков и Андрей МакаревичТем ценнее опыт тех, чье творчество отражает всю историю отечественного рока - от ее начала до наших дней. И здесь среди прочих героических фигур возвышаются два гигантских столпа, две легенды русского рока - Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. На примере их песен можно проследить эволюцию рок-поэтики, разумеется, еще не завершившуюся. Вполне вероятно, что вектор их развития еще не раз поменяется. Но, на мой взгляд, в их последних альбомах все-таки сформировалась некая устойчивая мировоззренческая система координат, или, если говорить современным языком, общий мессидж, на который стоит обратить самое пристальное внимание.

Попробуем допустить, что в течение жизни поэт высекает какую-то одну единственную, только ему известную поэтическую "скульптуру", то есть постепенно, шаг за шагом идет к своей главной творческой цели, к своему самому главному художественному высказыванию, отсекая все второстепенное. Так вот, возможно, сейчас Макаревичу и Гребенщикову осталось убрать совсем немного. Скульптура уже угадывается.

БГ: "Концепция любви"

Есть много высоких материй, мама,
Но я их свожу в одно.


Пожалуй, среди наших рок-классиков Борис Борисович Гребенщиков - самый авторитетный и в то же время самый таинственный персонаж. Тексты его песен оставляют многих слушателей в недоумении: о чем он, собственно? Распутать противоречивые и (при поверхностном взгляде) слабо связанные между собой образы порой не под силу даже филологам. И вот поэзия БГ обрастает мифами о ее принципиальной непонятности и порождает странные (если не сказать нелепые) интерпретации. Сам же исполнитель придерживается противоположной точки зрения: "Каждая песня АКВАРИУМА не является бессмысленным набором слов, а содержит в себе ясную, твердую, абсолютно понятную информацию"1).

Боясь показаться нескромным, признаюсь, что мне его песни кажутся настолько понятными, что я вполне способен увидеть стоящую за ними картину мира.

Поэтические тексты Гребенщикова пронизаны религиозными аллюзиями. Его равно привлекают буддизм, христианство, ислам (в первую очередь суфизм), индуизм, даосизм и проч. До сих пор ведутся дискуссии о том, к какой конфессии можно причислить нашего "рок-гуру" (самый устойчивый слух: Гребенщиков буддист - не зря же он занимался переводами некоторых буддистских текстов!). Думаю, что БГ не придерживается конкретного вероучения, о чем он сам не раз говорил в интервью. Ему интересны все "не бытовые проявления жизни". Отсюда такая религиозная эклектика: "Я знаю, что Бог существует, а как разные культуры его интерпретируют, это их дело"2). То есть рок-музыкант давно вышел за конфессиональные пределы и выработал для себя универсальную концепцию, которая особенно ярко реализована в последних альбомах АКВАРИУМА. Именно эта идея - ключ к особому (во всяком случае, в контексте русского рока) мироощущению Гребенщикова. Я бы назвал ее "концепцией любви".

Я ранен светлой стрелой - меня не излечат.
Я ранен в сердце - чего мне желать еще?
Как будто бы ночь нежна, как будто бы есть еще путь -
Старый прямой путь нашей любви.


Однако, прежде чем рассмотреть ее детально, хочу отметить одну многое проясняющую особенность поэтики БГ. Она убедительно сформулирована в "аквариумоведческой" статье О. Темиршиной, утверждающей, что образная система у Гребенщикова опирается на "принципы мифопоэтической логики бриколажа, являющейся структурным воплощением "тотализующего" ("собирающего") мышления, которое выстраивает целостную картину мира через поиск разного рода соответствий"3). То есть существует некий смысловой стержень, на который нанизаны образы из различных культурных полей, какое-то одно общее значение (метазначение), собирающее эти разнородные образы в единое целое. Например, идея ложного состояния сознания или духовной подмены реализуется через образы вина, кокаина, никотина, льда, снега, сна и т.д. Истинная же духовность (святость) показана через образ воды (являющейся, в свою очередь, символом Дао) или рыбака (тут нельзя не вспомнить библейский образ "ловца человеков"). То есть в центре поэтической системы Гребенщикова лежит ряд неких сверхпринципов, каждый из которых актуализируется через свои образы.

Базовая идея его картины мира есть тезис о том, что Небесный град Иерусалим находится здесь, на земле, или, если говорить языком буддийской Махаяны, нирвана есть адекватно понятая сансара. "Мы живем в идеальном мире, - утверждает музыкант. - Просто его нужно видеть"4). Более того, это идея универсальна и объединяет все мировые религии: "Религия - это наука человеческого счастья, строго говоря. Хотя, конечно, трактуют ее часто не так, но на самом деле речь идет именно об этом"5).

Русской литературе вообще, а на данном этапе развития особенно свойствен трагический пафос: налицо постоянный конфликт с реальностью. Не обошла эта тенденция и рок-культуру. Она также насквозь минорна (к примеру, один из топосов русского рока - смерть). Лидер АКВАРИУМА, пожалуй, первый из отечественных рок-музыкантов, кто эту "древнерусскую тоску" в своем творчестве преодолел (в недавнем альбоме "Zoom Zoom Zoom" он заявляет: "Не спрашивай меня, я не знаю, как испытывать грусть").

Однако некоторые слушатели воспринимают его тексты по-прежнему, исходя из нашей минорно-трагической парадигмы. Если русское сердце не слышит плача, оно чувствует дискомфорт. Как известно, песня - зеркало, в которое мы смотримся. А весь новый Гребенщиков - позитивен. Это песни счастливого человека. Хвала Богу и мирозданию, постоянное объяснение в любви к этому миру. Хотя слова в этом случае - плохой инструмент, чтобы адекватно выразить свои чувства: "Серебро Господа моего... Серебро Господа... Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?"
Почему я делаю акцент именно на альбомах последних десяти лет? Во-первых, прежде идея "рая на земле" была не так точно сформулирована. Скорее, происходил поиск истины: "с той стороны стекла я искал то, чего с этой нет". Существовало разграничение идеального и реального миров. Понимание того, что нет никакого "стекла", приходит именно сейчас. Во-вторых, в нынешних альбомах появилась ярко выраженная тема духового пробуждения лирического героя, перехода на другую ступень осознания реальности после длительного этапа блужданий и "сна". Герой сбрасывает ненужный груз и начинает все с чистого листа. Он еще никому не принадлежит, и даже имени у него пока нет. На фоне наступающей весны происходит полное возрождение:

Я проснулся после долгого сна,
Небритый, без имени, совсем ничей.
Моя кровь говорит, что скоро весна,
Может быть, в одну из этих ночей.


Отныне лирический герой не конфликтует с реальностью, а принимает ее такой, какая она есть. Ибо все от Бога: "любая весть изначально благая - просто ты к этому еще не привык". (Тут вспоминается молитва Оптинских старцев: "Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя". Строки БГ именно об этом.) Гребенщиков становится созерцателем, всей душой принявшим Всевышнего и его творение. Он восхищен красотой окружающего мира, убежден в его идеальном устройстве:

Я родился сегодня утром
Еще до первого света зари
Молчанье у меня снаружи
Молчанье у меня внутри
Я кланяюсь гаснущим звездам
Кланяюсь свету луны
Но внутри у меня никому не слышный звук
Поднимающийся из глубины.


БГ не пытается в этом мире ничего изменить, "сидя на высоком холме", он с восточным спокойствием наблюдает, как все идет своим чередом: "Я редкоземелен, как литий, я не сопротивляюсь ходу событий". Ибо кто мы такие, чтобы менять творение Бога и вмешиваться в естественный ход вещей? Все и так совершенно и достойно восхищения:

Я сижу на пустынной скале
Наблюдаю, как плывут облака
Сердце, как старый пепел
Глаза, как у полного дурака
Я ничего не начинаю, пускай все
Течет само по себе, как Волга-река
Под лестницей сидит голодная кошка
Пойду-ка спущусь, выставлю ей молока.


Жизнь наша непредсказуема, а воля Создателя может завести совсем не туда, куда ты задумывал. Бессмысленно что-то планировать, бессмысленно жалеть о прошлом - "нет времени, кроме сейчас". Задача человека - "встроиться" в божественный миропорядок и исполнить свое предназначение.

К сожалению, несовершенное человеческое сознание, находящееся в плену ложных представлений, мешает эту простую мудрость понять. Люди сами сооружают неприступные стены между собой и миром, между собой и Творцом. Сооружают, а потом мучаются, не зная, как жить дальше:

Смотри, из труб нет дыма, и на воротах печать
И ни из одной трубы нет дыма, и на каждых воротах печать
Здесь каждый украл себе железную дверь
Сидит и не знает, что делать теперь
У всех есть алиби, но не перед кем отвечать.


Возводя в абсолют чувство собственной значимости, люди становятся глухи друг к другу. Именно поэтому вместо любви на сцену современной цивилизации выходит секс. Когда человек чувствует свое отчуждение, свою отдельность, ему остается пользоваться тем, что не требует больших душевных затрат - телесным наслаждением. Совершается подмена понятий: любовью начинают именовать инстинкт, страсть.

Ты скажешь "How much?"
Я скажу "Fuck you!"
Каждый хочет чужую,
Никто не хочет свою.
Тем, кто младше меня,
Не выбраться из колеи;
Хей, поднимите мне веки -
Слишком много любви.


Отсутствие "настройки" на Бога приводит к искаженному пониманию действительности. Однако всегда есть выход. По Гребенщикову, один из способов избавиться от "замусоренного сознания" - смотреть на мир глазами ребенка. Это один из тех компасов, который может привести человека к гармонии и свету: "Пускай я в темноте, но я вижу, где свет, моему сердцу четырнадцать лет" (ср. с евангельским: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное"). Эту мысль БГ подчеркивает и в своих интервью: "Правда жизни намного прекраснее, чем мы думаем. Но из-за замусоренного сознания она скрыта от нас. У детей - ясное восприятие мира, они способны радоваться красоте так, как мы, более взрослые люди, радоваться ей уже не способны"6).

Впрочем, при всей "непробужденности" социума, музыкант все равно ощущает свою общность с ним. Гребенщиков скорее испытывает сожаление, что люди не понимают того, что он давно осознал: "Мы с ними одной крови, лицом к одной и той же стене, единственная разница между нами - я понял, что дело во мне", и пытается указать путь к истине.

"Если бы не ты..."

Во времена, когда "слишком много любви", а развод - обычное дело, лирический герой Гребенщикова под любовью понимает совсем другое - духовную близость мужчины и женщины, их энергетическое совпадение. Древнейший принцип Ин-Янь. Единство душ. Такая любовь не подвластна времени, ибо не материальна. Это не мимолетное непрочное чувство, но неразрывная целостность. Для нынешней ситуации подобная позиция автора уникальна. И, как мне кажется, не только для русского рока, но и для современной поэзии.


Но будь ты хоть "роллс-ройс", все равно стоять в пробке;
Даже в Русском музее не забаррикадироваться от красоты -
Знаешь, это неважно, если кто-то завладел твоим сердцем.
В моем случае, мне кажется, что это ты.
Мне до сих пор кажется, что это ты.


Это та любовь, когда "увидел тебя и подумал, как редко встречаешь своих". Она выводит из любой беды, становится маяком, спасательным кругом, великой опорой: "Когда каждый пароход, сходящий с этой верфи, - "Титаник", когда команда - медведи, а капитаны - шуты, и порт назначенья нигде, я сошел и иду по воде, но я бы не ушел далеко, если бы не ты". Когда любят не за что-то, а "в точности такой, как ты есть".

Философия единства

Каким словом можно характеризовать позднее творчество БГ? Ответ: словом "целостность". Оно явно противостоит современной установке на фрагментарность, дробление. Клиповое сознание, борьба малых народов за независимость, феминизм и т.д. - все это приметы нынешнего стремления к отдельности, к разрыву связей. Гребенщиков же, напротив, пытается собрать. На этом строятся и его поэтическая система (логика бриколажа), и его философия. Соединить мужчину и женщину, даосизм и православие, культуры различных стран, Бога и человека. Соединить единственно возможным способом - любовью.

В альбоме "Песни Рыбака" есть песня "Туман Над Янцзы". Идея всеобщего единства в ней сконцентрирована максимально. Великая китайская река на своих берегах уравнивает всех людей, все религии, "верхи" и "низы". В ее тумане "бродит Католик и бродит Шаман". Здесь нет место гордыне, потому что "все вокруг Бог", а мы его дети.

Другими словами это называется - Рай, Нирвана.


Андрей Макаревич: "Мне холодно жить в этом мире, мой друг"

Макаревич - безусловно, самый неизученный автор русского рока. За десять лет существования уникального в своем роде филологического ежегодника "Русская рок-поэзия. Текст и контекст", в его девяти выпусках Макаревичу было посвящено всего три отдельных материала7). В остальных он только упоминается наряду с другими. Для оценки творчества музыканта, "открывшего" в нашей стране рок-культуру, это ничтожно мало! (Возможно, так происходит оттого, что "московскую школу" некоторые критики до сих пор не относят к року, с чем лично я категорически не согласен.) Побродив неделю по Интернету, я наткнулся в основном на публикации 80-х годов в "Литературной учебе", "Литературной России" и "Литературной газете". Такое ощущение, что не "желтые" издания забыли о существовании "предтечи" русской рок-поэзии.

В творчестве Андрея Макаревича в последние десять лет чувствуется тотальное разочарование в реальности, лишь иногда оживляемое проблесками надежды на лучшее. От многих песен веет удивительным одиночеством и отсутствием веры в человечество.

Песня "Место, Где Свет", пожалуй, наиболее ярко характеризует все позднее (и не только позднее, но об этом ниже) творчество рок-классика. Отсутствие общего языка с окружающим миром здесь проявляется на всех уровнях бытия: личном, социальном и духовном. Каждый куплет песни выражает свой:

Что же мы все кричим невпопад и молчим не про то
И все считаем чужое, и ходим, как пони, по кругу?
Вы не поняли, сэр - я отнюдь не прошусь к вам за стол,
Мне вот только казалось - нам есть, что поведать друг другу.
.......
Хочешь, я расскажу тебе сказку про злую метель,
Про тропический зной, про полярную вьюгу?
Вы не поняли, мисс - я совсем не прошусь к вам в постель,
Мне вот только казалось - нам есть, что поведать друг другу.
....
Что казалось бы проще - вот Бог, вот порог,
Что же снова ты смотришь в пустынное небо с испугом?
Вы не поняли, лорд - я отнюдь не прошусь к вам в чертог,
Мне лишь только казалось - нам есть, что поведать друг другу.


Лирический герой везде натыкается на стену непонимания. Происходит столкновение людей, мыслящих исключительно материально, и человека, ищущего духовной взаимосвязи. Желание наладить контакт уходит в пустоту (вспоминается башлачевское: "И мне надоело протягивать вам свою открытую руку, чтоб снова пожать кулак"). До Творца, как и до людей, тоже не достучаться. Даже смотреть на небо боязно - не знаешь, чего ждать.

Герой Макаревича несет в себе черты, сформировавшиеся еще в 80-х, однако изменились декорации и некоторые свойства авторской поэтики. Бросается в глаза отход от канонов "московской школы" - в стихах появилась конкретика места и времени:

Мы сказочно рады - у нас гей-парады,
Танцуй, и на все наплевать.
Кто там из Ирана с карманным Кораном
Придет, чтоб тебя убивать?


В текстах встречаются сленговые выражения, а отдельные песни заставляют вспомнить эпоху отечественной контркультуры:

Пока еще держится мода говорить невпопад,
Но это свобода ухода от там, где едят,
Дозволено в "Бентли" разъезжать по тюрьме
По пояс в баксах, по горло в дерьме.
У власти добрый проницательный взгляд
Вчера разминка, сегодня полный контакт.


Изменения в поэтике немного деформировали образ лирического героя - он стал "трезвее" в оценках и жестче в формулировках. Однако не могу не согласиться с замечанием критиков: это все тот же "философствующий, страдающий и горько разочарованный интеллигент, ощущающий себя лишним человеком"8). Я бы только уточнил - не лишним, а чужим человеком.

К концу второго тысячелетия герой Макаревича, окончательно сжился со своим одиночеством, принял его как данность: "и я один, и мне легко, что сам себе я господин". Он рассчитывает только на свои силы, ему нет дела до мнения окружающих. Лимит попыток найти с "безмозглым" обществом взаимопонимание давно исчерпан:

И в миг, когда рухнет крыша над вашим домом безмозглым,
Из черной пасти Вселенной потянет вниз холодком,
Навряд ли я вас услышу - я верю рулю и веслам,
И южный ласковый ветер играет моим челноком.


Разграничение себя и социума очень интересно проявляется через образ дома: он всегда стоит вдалеке от людей. Это одно из немногих мест, где герой чувствует себя гармонично, куда всегда возвращается. Но если раньше в доме он был не один - места хватало всем, то теперь предпочитает отшельничество на "не самом высоком холме".

Когда нет точек соприкосновения с окружающими, и на все призывы откликнуться Господь отвечает молчанием, остается только одна связь - с собственным "я". Главная ценность героя - оставаться самим собой и следовать только своему пути. В этом свобода: "Я всегда был вольный стрелок - и свободен, и одинок". Восхождению к истине ничто не должно мешать, весь лишний груз - "за борт":

И всегда, если мог, избавлялся
От того, что мешало ходьбе,
И при этом собой оставался,
И гулял только сам по себе.


Путь одиночки редко предполагает разделенные чувства и тихую семейную гавань. Перечитав практически весь массив стихов Андрея Макаревича, я почти не нашел текстов о счастливой любви (и этим, кстати, он отличается от БГ). Макаревич говорит о недостижимости идеала. Его герой "был связан дружбой близкою с моделью да с артисткою", а вот той самой, единственной и неповторимой возлюбленной, "как ни пыжился, да так и не нашел". Кажется, счастье уже близко, только протяни руку, но... "встретиться с ней не получается - звезды не ездят в метро".

Мы равны перед небом

Недавно вышел в свет новый альбом Макаревича "Штандер", который, по словам автора, полностью отражает его отношение к жизни на сегодняшний день9). И действительно, определенные песни производят впечатление итоговых, кажутся неким философским обобщением. Хотя, на мой взгляд, "итоговость" относится не только к данному альбому. Похожие песни-резюме есть и на "И.Т.Д.". Эти две сольных работы, записанные с ОРКЕСТРОМ КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО, идут рука об руку.

Главный вывод, к которому приходит Макаревич, печален: человеческая жизнь, по сути, бессмысленна. Она мимолетна и ничего не стоит: "Что останется после меня? Ничего дружок, ничего". Смысл в ней если и есть, то известен только Богу, но он не собирается своей тайной делиться. Создатель в последнее время вообще не обращает внимания на свое творение: "Над Москвой круглый год облака, и не видит нас Боженька за облаками". Всевышний холоден, равнодушен и недостижим. Человеку же ввиду его незначительности божественный замысел не постичь.

Кем бы ты ни был, перед небом ты мальчик.
Так что вот тебе стенка, а вот тебе мячик
И чтобы ты не делал, убавь самооценку
Ты просто кидаешь мячик об стенку.


Людское сообщество до смешного ничтожно на фоне Вселенной, на фоне потока времени, на фоне совершенного мира природы: "Никогда я не верил в то, что Господь создал этот мир для людей, потому что без них он настолько хорош, что и не передать". Человечество - всего лишь пылинка, "след на песке", зыбкое "отражение в Патриарших прудах", "круги на воде". Оно обречено биться, "как рыбы в стекло", обречено на повторение одних и тех же ошибок, на хождение по кругу, на "бег на месте", на дальнейшее падение. Таков его удел. Предоставленное само себе, забытое Богом, возведшее в культ материальные, а не духовные ценности, оно продолжит погружение во мрак, и надежда только на то, что случится чудо: "однажды настанет день и сюда доберется свет".

Однако здесь нужно отметить важную деталь: герой, несмотря на то, что он одиночка, несмотря на то, что ему не удается найти общий язык с людьми, признает - он в одной лодке со всеми, ибо мы равны перед небом. Общее несовершенство - единственное, что сближает героя с обществом. Для Творца он так же греховен, расплата не обойдет стороной никого. Нет противостояния идеального "духовного" героя и "бездуховного" мира. Возможно, в этом и заключается трагедия: он такой же несовершенный, как и все, но взаимопонимания "со всеми" ему не обрести.

И все-таки где-то на глубине теплится уверенность, что люди - да и сам автор - в конце концов, пройдут все испытания:

И пусть испытанья сулит нам дорога,
Пусть новым прогнозом пугают умы,
Но дьявола все же чуть меньше, чем Бога,
И света на свете чуть больше, чем тьмы


Напоследок приведу одно высказывание Андрея Макаревича из автобиографической книги "Сам овца": "...можно рассматривать жизнь как последовательную цепь разочарований. Человек, только что родившийся, ничего еще не узнавший, не может быть ни в чем разочарован. Первое разочарование приходит вслед за первым знанием (хотя бы в его неабсолютности)"10). Может быть, нынешний этап творчества мастера - лишь очередная ступень на лестнице восхождения к истине?

Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков: "Разговор в поезде"

И оба сошли, где-то под Таганрогом,
Среда бескрайних полей,
И каждый пошел своей дорогой,
А поезд пошел своей.


Несмотря на то, что оба рок-музыканта сходятся в том, что человечество находится "в неведении", мир природы прекрасен и совершенен, а Бог велик, на самом деле Макаревич и Гребенщиков реализовывают два противоположных взгляда на мир, предлагают на выбор, два по сути разных жизненных пути. И это не просто взгляд оптимиста и пессимиста, как может сначала показаться. Более того, между их лирическими героями всего полшага, но он самый трудный.

С моей точки зрения, лирическому герою Макаревича не хватает только одного - любви. Именно в этом заключается главное отличие между героями двух отечественных рок-классиков. Заметьте - и тот и другой свободны, оба когда-то сделали выбор и ему следуют. Но свобода Макаревича, в отличие от Гребенщикова, это свобода без любви.
Да, человечество не ведает, что творит, но это не мешает БГ быть с ним в контакте, потому что любовь не требует ничего взамен и всегда прощает. Макаревич же в своем последнем альбоме пишет: "Нас учили прощать. Расскажи, как простить тех, кто предал тебя в пути? Не прощай дружок. Не прощай".

Вот, собственно, и вся разница.


Примечания:
1) АКВАРИУМ: 1972-1992. Сборник статей. М., 1992.
2) Цитируется по фонограмме, записанной на вечере Гребенщикова 25 декабря 2007 года в СПбГУ
3) Темиршина О. Р. БГ: Логика порождения смысла. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов [Выпуск 8]. Тверь, 2005.
4) Интервью с БГ в редакции "Комсомольской правды" в Калининграде 14 мая 2004 г.
5) Кирилл К. Разговор с Борисом Гребенщиковым в двух томах с приложениями и песнями 7 мая 2007 г. [Электронный ресурс] http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/05/07/20070507175311773.html
6) Интервью с БГ в газете "Аргументы и факты" 22 декабря 2004 г.
7) Толоконникова С. Ю. А может, и правда лучше не менять лицо, как пальто? Или нарисованные миры Андрея Макаревича. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов [Выпуск 5]. Тверь, 2001; Шигарева Ю. В. Путешествия во времени. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов [Выпуск 3]. Тверь, 2000; Шигарева Ю. В. Особенности циклизации в альбоме МАШИНЫ ВРЕМЕНИ "Место, Где Свет". Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов [Выпуск 7]. Тверь, 2003.
8) Кормильцев И., Сурова О. Указ. соч.
9) Информация с официального сайта Андрея Макаревича
10) Макаревич А.В. "Сам овца". Автобиографическая проза. М., "Захаров", 2001.

Автор: Дмитрий Румянцев
опубликовано 06 июня 2008, 12:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (11) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАндрей Макаревич - "Хроника Текущих Событий"Олег Гальченко03.04.2014
РецензииАндрей Макаревич - "Идиш-Джаз"Олег Гальченко19.11.2014
СтатьиПерья синей птицы (Метаморфозы Андрея Макаревича)Андрей Головкин07.05.2008
Архив"Московский Комсомолец" 12.04.1995 (А. Макаревич)Старый Пионэр25.03.2004
Архив"Московский Комсомолец" 25.01.1994 (А. Макаревич)Старый Пионэр28.07.2006
АрхивМАШИНА ВРЕМЕНИ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр25.08.2006
Архивк/ф "Начни сначала" (разные издания)Старый Пионэр20.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 17-23.12.1997 (А. Макаревич)Старый Пионэр25.10.2006
Архив"Аргументы и Факты" №13, 4-10.04.1987 (А. Макаревич, А. Ситковецкий, А. Градский)Старый Пионэр27.05.2008
ФорумМакаревич. Графика.Случайный попутчик27.07.2006
РецензииО. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак28.04.2010
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 1. Течения и Земли"Геннадий Шостак24.08.2012
РецензииЕ. М. Ерёмин - "Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак21.03.2013
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 2" и "Аэростат 4"Геннадий Шостак29.05.2013
РецензииБГ - "Соль"Юлия Боровинская24.01.2015
СтатьиЗвезданули... (к 50-летию БГ)Алекс Драйвер27.11.2003
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 05.05.1994 (неизвестная песня Б. Гребенщикова)Старый Пионэр25.07.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.08.1993 (П. Подгородецкий, БГ, К. Кинчев, Ю. Шевчук)Старый Пионэр16.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
АрхивСергей Курёхин/ПОП-МЕХАНИКА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр11.12.2008
ПоэзияПародия на БГМаксилла Кузнецов24.01.2005
ФорумГребенщиков награжден орденомАлекс Драйвер19.11.2003
ФорумБ.Б.Гребенщиков и ПлантСлучайный попутчик03.03.2007

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 7 / 0.015