Андрей Макаревич - "Идиш-Джаз"


(с) Мистерия Звука, 2013

Правильнее всего данный альбом было бы назвать "Машина С Евреями". Но поздно - название уже уплыло к Петру Подгородецкому, успевшему сделать и авторскую аудиоверсию своих скандальных мемуаров. Впрочем, и так неплохо, ибо точно отражает суть проекта. Да, как это ни удивительно, Андрей Вадимович обратился к корневой еврейской культуре и в соавторстве с ОРКЕСТРОМ КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО записал целый цикл песен, который недруги наверняка представят доказательством связи с мировым сионизмом. Насчет того, зачем понадобилось ввязываться в эту странную авантюру, мнения расходятся, но вряд ли справедливы те, кто считает, будто Макаревич решил пропиариться на еврейской теме. Скорее еврейская тема, интерес к которой, по большому счету, сейчас не так силен даже у сочинителей конспирологических теорий, решила пропиариться за счет Макаревича. Помнится, еще в 90-х в попсовом шоу-бизнесе сделалась популярной такая практика: на обложку кассеты ставится какое-нибудь громкое имя, помогающее впаривать не очень внимательным покупателям любой, даже самый нерентабельный материал. Скажем, написано крупными буквами: "DJ Грув представляет..." Купишь - и лишь дома заметишь, что это на самом деле дебютный альбом никому не известного дуэта ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО. А несколько лет спустя уже модного некогда ди-джея все подзабудут, зато открытая им Ева Польна будет героиней светской хроники. В роке подобных случаев почти не наблюдалось. Разве что наш герой регулярно подключается к разным совместным проектам, вовсе не раскрывающим новых граней его таланта. То побренчит немножко на единственном альбоме Юза Алешковского, никогда в жизни не державшего в руках гитару, то Горбачеву поможет спеть про темную ночь, то из андеграунда вытащит малоизвестного барда Марка Фрейдкина, чтобы всему миру продемонстрировать шрам на его любимой попе. Чисто из любви к искусству, с благотворительными или культурно-просветительскими целями.

Вот и с "Идиш-Джазом" та же история. Пресса растиражировала авторскую формулировку основной задачи проекта: "Андрею Макаревичу было важно привлечь внимание общественности к еврейской общине. Он считает, что его музыка для тех евреев, которые не придерживаются установленных традиций, не вкушают кошерной пищи, абсолютно не знакомы с порядком празднования еврейских праздников. Но эти люди, так или иначе, очень хотят быть настоящими евреями". Только и всего. Как в 90-х пел ПРИМУС в своем, возможно, самом дурацком шлягере: "Если ты еврей - с нами потанцуй, если не еврей - тоже не горюй!..". Откровенно заказная работа, что-то вроде маленькой фонохрестоматии, вовсе не претендующей на высокую художественность. Поэтому нелепо требовать от музыкантов глубокого проникновения в тему, каких-то неожиданных открытий насчет взаимного проникновения иудейских мотивов в американский джаз или наоборот. Не обратят на себя внимания даже вещи, как будто сами собой разумеющиеся - например, то, что значительное количество традиционных блюзов является ни чем иным как черными баптистскими гимнами, обыгрывающими ветхозаветные сюжеты. Глубокий философский смысл здесь искать просто негде - музыка имеет чисто фоновый характер. От слушателя никто не требует дословного понимания текстов и знания идиша, кстати, как и английского языка, явно кажущегося исполнителям более близким. Более того - никто даже не пытается разбивать существующих в головах большей части отечественных слушателей стереотипов относительно "настоящего идиша". Мы ведь знаем еврейскую музыку в основном в том виде, в каком более полувека назад ее сделали популярной Клэр и Мерна Берри. Именно ориентируясь на их манеру, в которой больше от Голливуда, чем от Ближнего Востока, работают отечественные вокалисты, исполняющие "Тумбалалайку", "Хава Нагилу" или что-нибудь еще в этом же роде.

Собравшаяся на записи "Идиш-Джаза" бригада девушек с приятными голосами тоже сохраняют верность традиции. И репертуар у них соответствующий - все те же мировые, проверенные временем хиты, пусть и отпугивающие незнакомыми названиями. "Bei Mir Bist Du Schon" на поверку оказывается ни чем иным как "Бароном фон дер Пшиком", известным нам в исполнении Утесова - плюс десятки более или менее удачных версий от Яна Табачника до Владимира Бажина и СТРАННЫХ ИГР. "Jozeph, Jozeph" в 1974 году Аркадий Северный спел на своем знаменитом "1-м Ленинградском Концерте" со словами: "Ах, Йозель, Йозель, старый добрый Йозель! Какие есть на свете имена!..". Такая классика, как "Minnie The Moocher" многим должна быть памятна хотя бы по первой части "Братьев Блюз" в исполнении Кэба Кэллуэя. Остальные треки у нас, может быть, и не так широко популярны, но тоже имеют свою биографию. Что же можно добавить ко всему этому собранию помимо уже сказанного предшественниками? Наверное, увеличить процент содержания джаза, изменить ритмику, добавить побольше лиризма - в общем, всеми имеющимися под рукой средствами отодвинуть как можно дальше от попсы. И тут за дело взялись настоящие мастера - братья Александр и Дмитрий Бриль, сделавшие аранжировку не то чтобы очень оригинальную, но идеально способствующую легкому восприятию столь специфического материала. Песни неожиданно приобрели яркий привкус латино - румбы, босса новы, - соединив вроде бы несовместимое: тропическую страсть и горькую печаль вечно гонимого народа. Слава богу, ни в одной из песен нет и намека на "Одессу-маму", на традиции русского шансона, на какую-нибудь еще банальщину, которая могла бы всплыть у любого другого коллектива с этим же самым репертуаром - видимо, халтурить и идти по пути наименьшего сопротивления все-таки совесть не позволила! Евгений Борец с его виртуозными фортепианными пассажами, ироничные, возвращающие нас в классическую диксилендовую древность брилевские саксофонные повизгивания и нежный, чувственный вокал Полины Касьяновой, Дианы Поленовой и особенно Ирины Родилес удачно дополнили общую картину.

Участие же самого Макаревича как музыканта вообще свелось к минимуму - к партии гитары, в очередной раз доказавшей, что он - далеко не Зинчук, да к не очень уверенному пению в "Mahzel". Голос маэстро в последнем случае звучит совсем деревянно, выпадая из остального музыкального контекста. В прежних записях сольных альбомов это был все-таки голос барда, пристроившегося к эстрадному оркестру, что в большинстве случаев получается плохо, но, по крайней мере, не внушает сомнений в искренности поющего. Тут же случай вообще безнадежный - хотя бы потому, что у нас мужики никогда не умели петь джаз (за исключением разве что Сергея Манукяна, который все равно в качестве клавишника гораздо интереснее!). А самое главное - человек явно взялся за дело, к которому у него душа не лежит. Он живет совсем в другом ритме, в нем звучит совсем другая музыка: Леннон, Дилан, Окуджава, Высоцкий, что угодно - только не это! Двадцать лет назад, на заре моды на "старые песни о главном" Андрей Макаревич выпустил альбом "Песни, Которые Я Люблю", где, несмотря на все ограниченные возможности вокала, пел весело и душевно советские шлягеры. Еще одним вариантом названия нового диска могло бы стать такое: "Песни, Которые Я Не Люблю"!

Что же мы имеем в результате? Группа хороших музыкантов записала профессиональный, но некоммерческий альбом в подарок членам московской еврейской общины, собравшейся в сентябре отметить свой очередной Новый год. Если даже запись и поступила бы в свободную продажу, круг ее слушателей не сильно бы расширился, ибо джаз у нас находится почти в андеграунде, пропагандируется телевидением еще хуже, чем в поздние советские годы. Джазмены крутятся как могут, готовы работать с любым репертуаром, лишь бы быть востребованными не только узкой прослойкой знатоков. Благо, жанр у них такой универсальный, что позволяет импровизировать на какую угодно тему (дай бог, китайцы еще что-нибудь закажут - они сейчас наши лучшие друзья, так почему бы им и к российскому шоу-бизнесу не подключиться?). Но тут к ним присоединился человек-легенда, человек, имя которого является брендом. Совершил благородный поступок - пометил как собачка, что когда-то была изображена на конверте одной из пластинок МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, и теперь "Идиш-джаз" слушают и спорят на форумах, джаз это или не джаз, клезмер или не клезмер и посещал ли Андрей Вадимыч синагогу перед тем, как отправиться в гости к бандеровцам. О чем угодно - кроме одного: при чем тут вообще Макаревич?!..

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 19 ноября 2014, 21:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАндрей Макаревич - "Хроника Текущих Событий"Олег Гальченко03.04.2014
СтатьиПерья синей птицы (Метаморфозы Андрея Макаревича)Андрей Головкин07.05.2008
СтатьиБорис Гребенщиков и Андрей Макаревич: Долгий разговор в поездеДмитрий Румянцев06.06.2008
Архив"Московский Комсомолец" 12.04.1995 (А. Макаревич)Старый Пионэр25.03.2004
Архив"Московский Комсомолец" 25.01.1994 (А. Макаревич)Старый Пионэр28.07.2006
АрхивМАШИНА ВРЕМЕНИ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр25.08.2006
Архивк/ф "Начни сначала" (разные издания)Старый Пионэр20.09.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 17-23.12.1997 (А. Макаревич)Старый Пионэр25.10.2006
Архив"Аргументы и Факты" №13, 4-10.04.1987 (А. Макаревич, А. Ситковецкий, А. Градский)Старый Пионэр27.05.2008
ФорумМакаревич. Графика.Случайный попутчик27.07.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.01