О. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова"


(c) О. Р. Темиршина, 2009
(p) Москва, Изд-во МНЭПУ, 2009
Тираж 1000 экз., 180 с.


Рассмотрение поэзии Бориса Гребенщикова на фоне больших художественных явлений прошлого и настоящего - дело сколь рискованное, столь и привлекательное для литературоведов. В мои руки попадали академические исследования, в которых БГ не без оснований относили то к импрессионистам, то к акмеистам. В числе встречающихся научных работ есть достойные внимания и интереса со стороны взыскательного читателя.

Олеся Темиршина избрала объектом литературоведческого анализа поэтику Гребенщикова и сегодня является одним из лучших в России специалистов в области БГведения. Результаты ее исследований воплотились в нескольких статьях, опубликованных на страницах сборников "Русская рок-поэзия: текст и контекст" и "8 1/2", в диссертации "Поэтическая семантика Б. Гребенщикова" на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности "Русская литература". А "по мотивам" диссертации написана предлагаемая книга.

Любителей легкого чтива аннотация к книге, скорее всего, отпугнет. Судите сами: "Особое внимание уделено типологическим корреляциям, возникающим между хронологически разведенными поэтическими дискурсами, предлагается методология типологического анализа. Выявляются соответствия между инвариантной структурой поэтики символа и структурой общесимволистской модели мира". Но издание и не претендует на внимание широкой аудитории. На кого же оно ориентировано? Ответ находим в той же аннотации: "Книга адресована специалистам, занимающимся семиотическими проблемами теории и методологии анализа сложных смысловых систем, преподавателям, аспирантам, студентам. Она будет интересна также тем вдумчивым любителям русской словесности, кто интересуется теоретическими проблемами русской поэзии XX века и, в частности, поэтикой Бориса Гребенщикова". Что же должно заинтересовать в ней вдумчивого читателя? Прежде всего - возможные интерпретации текстов БГ, комментарии, выстраиваемые с учетом историко-литературного и - шире - общекультурного контекста. Работа мыслилась автором как попытка опровергнуть устоявшееся мнение о Гребенщикове как абсурдисте, чьи стихи-песни - не более чем произвольный набор слов. Главная мысль монографии заключается в том, что БГ надо слушать обязательно всего, поскольку у него, перефразируя Умберто Эко, все тексты говорят о других текстах.

Первая глава "Символизм: миромоделирующие универсалии" - ключевая для понимания всей книги. В ней излагаются универсалии (мировоззренческие ориентиры) символизма как литературного течения. Сопоставляя поэтику символа и поэтические приемы в творчестве Гребенщикова и русских символистов начала XX века, Темиршина оговаривается, что символистские универсалии у БГ воплощаются в иной культурно-философской картине мира. Тем не менее, по мнению исследовательницы, у этих поэтических систем есть общая установка на абсолютную смысловую медиацию, понимаемую как снятие любого противопоставления. Чтение главы требует максимального терпения и концентрации внимания: Дабы не ускользал смысл, необходимо сосредоточиться, вчитываться - иногда по нескольку раз - в каждое предложение, в каждое слово, в каждую букву; очень желательно вооружиться культурологическим, философским и эстетическим словарями (которых, впрочем, может оказаться недостаточно).

Пристальное прочтение гребенщиковских стихотворений позволило автору очертить круг образов, характерных для его поэтики. Их рассмотрению посвящена вторая глава - "Символ как «единораздельная цельность»". В свое время русский философ А. Ф. Лосев, анализируя символическую структуру слова, обратился к химическому термину "валентность", определив его как "способность языкового элемента получать то или иное значение (функцию) в связи со своим контекстом". Исходя из приведенного определения, Темиршина прибегает к принципу контекстного анализа, когда тот или иной образ интерпретируется через соседние образы. Интересно вместе с автором понаблюдать на примере стихов БГ, как тот или иной образный элемент изменяет смысловое наполнение, будучи помещенным в разные контексты. Намеренно не привожу здесь предлагаемые исследовательницей структуру символа и классификацию образов - всех заинтересованных отсылаю к книге.

В третьей главе "Символ как смыслопорождающая модель" вскрывается генезис символических смыслов в поэзии Гребенщикова. Отталкиваясь от учения об антиномичности (противоречивости) структуры символа, Темиршина рассматривает его как сложнейшее, иерархически организованное семантическое (смысловое) единство, обусловливающее принципы организации системы смысла на текстовом и музыкальном уровнях. Символ как смыслопорождающая модель способен генерировать образы, мотивы и сюжеты. Но, несмотря на чрезвычайную усложненность образной системы, Гребенщиков остается демократичным не только в выборе музыкальных стилей - он синтезирует различные культурные явления: религиозные течения, философские системы, литературно-художественные направления, воплощая, таким образом, идею о всеединстве окружающего мира. Тем самым лишний раз подтверждается вывод о БГ как о самом гармоничном рок-поэте России. И все-таки, мне кажется, в своем тяготении к гармонии и красоте Гребенщиков ближе к старшим символистам (В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб). Хотя и младосимволисты (в первую очередь, А. Блок) оказали на него безусловное влияние.

Хочется искренне порадоваться. За БГ как первого русского рок-поэта, чье творчество удостоилось столь глубокого научного анализа. За Олесю Темиршину, проделавшую такую серьезную работу на высоком профессиональном уровне. За всех интересующихся гребенщиковской поэзией и отыскивающих в ней всевозможные смыслы, подсмыслы и сверхсмыслы. Будь моя воля, объявил бы книгу Олеси Темиршиной интеллектуальным бестселлером минувшего года. Поверьте, она того стоит.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 апреля 2010, 09:25
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 1. Течения и Земли"Геннадий Шостак24.08.2012
РецензииЕ. М. Ерёмин - "Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак21.03.2013
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 2" и "Аэростат 4"Геннадий Шостак29.05.2013
РецензииБГ - "Соль"Юлия Боровинская24.01.2015
СтатьиЗвезданули... (к 50-летию БГ)Алекс Драйвер27.11.2003
СтатьиБорис Гребенщиков и Андрей Макаревич: Долгий разговор в поездеДмитрий Румянцев06.06.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 05.05.1994 (неизвестная песня Б. Гребенщикова)Старый Пионэр25.07.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.08.1993 (П. Подгородецкий, БГ, К. Кинчев, Ю. Шевчук)Старый Пионэр16.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
АрхивСергей Курёхин/ПОП-МЕХАНИКА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр11.12.2008
ПоэзияПародия на БГМаксилла Кузнецов24.01.2005
ФорумГребенщиков награжден орденомАлекс Драйвер19.11.2003
ФорумБ.Б.Гребенщиков и ПлантСлучайный попутчик03.03.2007

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004