Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

О. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 28 Апр 2010, 09:25 - О. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика Ответить с цитатой

(c) О. Р. Темиршина, 2009
(p) Москва, Изд-во МНЭПУ, 2009
Тираж 1000 экз., 180 с.


Рассмотрение поэзии Бориса Гребенщикова на фоне больших художественных явлений прошлого и настоящего - дело сколь рискованное, столь и привлекательное для литературоведов. В мои руки попадали академические исследования, в которых БГ не без оснований относили то к импрессионистам, то к акмеистам. В числе встречающихся научных работ есть достойные внимания и интереса со стороны взыскательного читателя.

Олеся Темиршина избрала объектом литературоведческого анализа поэтику Гребенщикова и сегодня является одним из лучших в России специалистов в области БГведения. Результаты ее исследований воплотились в нескольких статьях, опубликованных на страницах сборников "Русская рок-поэзия: текст и контекст" и "8 1/2", в диссертации "Поэтическая семантика Б. Гребенщикова" на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности "Русская литература". А "по мотивам" диссертации написана предлагаемая книга.

Любителей легкого чтива аннотация к книге, скорее всего, отпугнет. Судите сами: "Особое внимание уделено типологическим корреляциям, возникающим между хронологически разведенными поэтическими дискурсами, предлагается методология типологического анализа. Выявляются соответствия между инвариантной структурой поэтики символа и структурой общесимволистской модели мира". Но издание и не претендует на внимание широкой аудитории. На кого же оно ориентировано? Ответ находим в той же аннотации: "Книга адресована специалистам, занимающимся семиотическими проблемами теории и методологии анализа сложных смысловых систем, преподавателям, аспирантам, студентам. Она будет интересна также тем вдумчивым любителям русской словесности, кто интересуется теоретическими проблемами русской поэзии XX века и, в частности, поэтикой Бориса Гребенщикова". Что же должно заинтересовать в ней вдумчивого читателя? Прежде всего - возможные интерпретации текстов БГ, комментарии, выстраиваемые с учетом историко-литературного и - шире - общекультурного контекста. Работа мыслилась автором как попытка опровергнуть устоявшееся мнение о Гребенщикове как абсурдисте, чьи стихи-песни - не более чем произвольный набор слов. Главная мысль монографии заключается в том, что БГ надо слушать обязательно всего, поскольку у него, перефразируя Умберто Эко, все тексты говорят о других текстах.

Первая глава "Символизм: миромоделирующие универсалии" - ключевая для понимания всей книги. В ней излагаются универсалии (мировоззренческие ориентиры) символизма как литературного течения. Сопоставляя поэтику символа и поэтические приемы в творчестве Гребенщикова и русских символистов начала XX века, Темиршина оговаривается, что символистские универсалии у БГ воплощаются в иной культурно-философской картине мира. Тем не менее, по мнению исследовательницы, у этих поэтических систем есть общая установка на абсолютную смысловую медиацию, понимаемую как снятие любого противопоставления. Чтение главы требует максимального терпения и концентрации внимания: Дабы не ускользал смысл, необходимо сосредоточиться, вчитываться - иногда по нескольку раз - в каждое предложение, в каждое слово, в каждую букву; очень желательно вооружиться культурологическим, философским и эстетическим словарями (которых, впрочем, может оказаться недостаточно).

Пристальное прочтение гребенщиковских стихотворений позволило автору очертить круг образов, характерных для его поэтики. Их рассмотрению посвящена вторая глава - "Символ как «единораздельная цельность»". В свое время русский философ А. Ф. Лосев, анализируя символическую структуру слова, обратился к химическому термину "валентность", определив его как "способность языкового элемента получать то или иное значение (функцию) в связи со своим контекстом". Исходя из приведенного определения, Темиршина прибегает к принципу контекстного анализа, когда тот или иной образ интерпретируется через соседние образы. Интересно вместе с автором понаблюдать на примере стихов БГ, как тот или иной образный элемент изменяет смысловое наполнение, будучи помещенным в разные контексты. Намеренно не привожу здесь предлагаемые исследовательницей структуру символа и классификацию образов - всех заинтересованных отсылаю к книге.

В третьей главе "Символ как смыслопорождающая модель" вскрывается генезис символических смыслов в поэзии Гребенщикова. Отталкиваясь от учения об антиномичности (противоречивости) структуры символа, Темиршина рассматривает его как сложнейшее, иерархически организованное семантическое (смысловое) единство, обусловливающее принципы организации системы смысла на текстовом и музыкальном уровнях. Символ как смыслопорождающая модель способен генерировать образы, мотивы и сюжеты. Но, несмотря на чрезвычайную усложненность образной системы, Гребенщиков остается демократичным не только в выборе музыкальных стилей - он синтезирует различные культурные явления: религиозные течения, философские системы, литературно-художественные направления, воплощая, таким образом, идею о всеединстве окружающего мира. Тем самым лишний раз подтверждается вывод о БГ как о самом гармоничном рок-поэте России. И все-таки, мне кажется, в своем тяготении к гармонии и красоте Гребенщиков ближе к старшим символистам (В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб). Хотя и младосимволисты (в первую очередь, А. Блок) оказали на него безусловное влияние.

Хочется искренне порадоваться. За БГ как первого русского рок-поэта, чье творчество удостоилось столь глубокого научного анализа. За Олесю Темиршину, проделавшую такую серьезную работу на высоком профессиональном уровне. За всех интересующихся гребенщиковской поэзией и отыскивающих в ней всевозможные смыслы, подсмыслы и сверхсмыслы. Будь моя воля, объявил бы книгу Олеси Темиршиной интеллектуальным бестселлером минувшего года. Поверьте, она того стоит.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oldman
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 29.04.2010
Сообщения: 20

Сообщение 29 Апр 2010, 03:57 - Всем Привет. Ответить с цитатой

Против БГ ничего не имею - почти всё творчество имею и играю на акустике. . . Но его переоценивают немного а Башлачева недооценивают с Летовым и Янкой. . . Гребенщиков много читает - и морочит нам голову Smile о музыке говорить не буду раз о текстах речь-читаю сейчас Мифы древнего Китая - нахожу сюжеты песен БГ. . .
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
toman
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 22.09.2013
Сообщения: 1

Сообщение 22 Сен 2013, 21:17 - Ответить с цитатой

Книгу "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова" можно скачать на сайте автора вот здесь.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006