Е. М. Ерёмин - "Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова"


(c) Е. М. Ерёмин, 2011
(p) Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2011
276 с. - 500 экз.


Поэзия Бориса Гребенщикова исследуется под разными, часто взаимоисключающими углами зрения. Её относят к далеким друг другу, порой даже противоположным направлениям, в ней находят всевозможные источники влияний, её истолковывают с различных точек зрения. И, наверное, каждый из интерпретаторов по-своему прав: образная система поэзии БГ отличается чрезвычайной усложненностью, Его творчество обращено ко всем явлениям культуры, оно синтезирует религиозные течения, философские системы, литературно-художественные направления; большая часть текстов БГ допускает множественность прочтений. Быть может, поэтому основатель и лидер АКВАРИУМА на сегодня остается самым изучаемым рок-поэтом.

Знаменательным событием в российском БГведении (да и, пожалуй, роковедении в целом) стал выход в свет монографии Е. М. Ерёмина "Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова". Хотелось бы сказать несколько слов об авторе.

Евгений Михайлович Ерёмин - кандидат филологических наук, литературовед, педагог, автор оригинальной методики обучения китайских студентов русскому языку как иностранному. В Харбинском университете (КНР) при поддержке фонда "Русский мир" им была открыта экспериментальная студия спонтанного стихосложения "Чайное дело", где студенты писали стихи на русском языке. Завсегдатаям литературных сайтов Ерёмин известен как поэт, а любителям минимализма - как создатель т. н. "столбовых романов" ("стрит-романов"), весь смысл которых заключается всего в одном предложении. Наконец, с его именем связана история рок-движения в Благовещенске. В конце 70-х - начале 80-х Евгений играл в коллективе, который в разное время назывался то DRY JET, то ВАТИКАН, то АУКЦИОН (надеюсь, никто ничего не спутает); также некоторое время сотрудничал с группой ЧЕСТНОЕ СЛОВО; одновременно основал собственную "анти-группу" СКВОЗНЯК, в которой играет до настоящего времени. Таким образом, и с поэзией, и с рок-культурой Ерёмин знаком "изнутри", что помогло ему в работе над избранной темой.

Монографии предшествовала кандидатская диссертация "Стратегия освоения библейского текста в творчестве Б. Гребенщикова" по специальности "Русская литература" (Благовещенск, БГПУ, 2010). Рецензируемое издание представляет собой дополненный, расширенный и исправленный её вариант.

Своеобразный тон книге задает её оформление. На обложке репродуцируется лицевая сторона конверта к миньону АКВАРИУМА "Жажда", выпущенного фирмой "Мелодия" в 1987 году. Наполовину вынутая из конверта пластинка напоминает о безвозвратно ушедших временах, когда мы слушали записи АКВАРИУМА (и других отечественных групп) не только на бобинах и кассетах, но и на виниле... По словам автора картины, репродуцированной на обложке миньона, художника-"митька" Александра Флоренского, изображенная на ней рыба имеет самое непосредственное отношение к христианству. Впрочем, как и первая часть названия книги: во-первых, рыба - раннехристианский символ Иисуса Христа; во-вторых, греческое слово "ichthus" являет собой акроним фразы "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель".

Лично у меня создалось устойчивое впечатление, что Ерёмин целенаправленно взращивал в себе нужную "линзу", сквозь которую долго, упорно и пристально разглядывал стихи-песни Бориса Гребенщикова. В чем состоит уникальность монографии? Прежде всего, автор, опираясь на огромный корпус текстов БГ, впервые в литературоведении пытается выявить особенности функционирования библеизмов в его творчестве на разных поэтических уровнях. Ерёмин сопоставляет стратегии освоения библейского текста у Гребенщикова и русских поэтов XIX - XX веков. Основную идею монографии я бы кратко сформулировал так: поэзия БГ строится на библейских аллюзиях и реминисценциях. Исследование, положенное в основу книги, включает в себя элементы литературоведения, лингвистики, истории, социологии, культурологии, философии, эстетики, искусствоведения, феноменологии, богословия и других дисциплин. При этом важно сделать оговорку: для многих литературоведов (о рок-критиках я уже не говорю) фигура Гребенщикова начиная с середины 90-х больше ассоциируется с восточными духовными практиками (буддизм, индуизм, йога), нежели с христианством. Тем не менее, вопрос о решающей важности библейского или буддийского кода при анализе его творчества остается дискуссионным.

Безусловная новизна монографии состоит также в том, что исследователь провел текстологическую сверку публикаций песен Гребенщикова в ранних (90-х - первой половины 2000-х) изданиях и в "Книге Песен БГ" (М., "Олма медиа груп", 2006). В монографии дан развернутый анализ архитектоники книги и её заголовочного комплекса, т. е. соотношения названий альбомов и входящих в них песен. Крайне редко приходится сталкиваться со столь глубоким погружением в исследуемый материал! Полное собрание песенных текстов Гребенщикова рассматривается как единое концептуально осмысленное произведение, "цикл циклов", уподобляется музыкальному альбому. Ерёмин подчеркивает связь заглавия с древнейшей традицией всемирной литературы и проводит аналогии с древнеегипетской "Книгой мертвых", древнекитайским Пятикнижием конфуцианского канона, Ветхим Заветом, собранием ирландского эпоса "Книга Талиесина", "Книгой о царях" Фирдоуси, "Книгой любви" Хорезми, поэтическими сборниками Петрарки и Гейне, озаглавленными "Книга песен", "Книгой снобов" Теккерея, "Книгой Джунглей" Киплинга, "Книгой отражения" Анненского, тем самым вписывая поэзию БГ в общекультурный контекст... Исследователь придает большое значение полиграфическому исполнению книги, которое, по его мнению, помогает лучше понять глубинный замысел автора.

В поисках библейских аллюзий Ерёмин подробно останавливается на заголовочном комплексе альбомов, а внутри альбомов - отдельных текстов. Так, заглавия альбомов "Ихтиология" и "Пси" исследуются во взаимосвязи с заглавиями входящих в них песен. Отдельные параграфы посвящены системному, комплексному анализу альбомов "Сестра Хаос" и "Лилит", детальному разбору песни "Электрический Пёс"... Сосредоточившись, главным образом, на вербальной составляющей текстов, автор в некоторых случаях обращается и к их музыкальному субтексту.

Монография снабжена несколькими "бонус"-текстами. Пламенная речь Олега Сакмарова (экс-АКВАРИУМ, САКМАРОВ-БЭНД, ПАТАПАН), присутствовавшего на защите диссертации Ерёмина, почти полностью воспроизводится под названием "Я шел по Усть-Илиму, но, кажется, пришел в Вифлеем"; фрагмент отзыва на диссертацию Ольги Меерсон, доктора филологии, профессора кафедры славистики Джорджтаунского университета (США), озаглавленный "И вперед - под мостом, как Чкалов"; её же послесловие "Мир, как мы его знали, подходит к концу", написанное специально для этой книги; целых два вступительных слова самого автора. А заднюю сторону обложки украсили лаконичное высказывание о Ерёмине его друга Анатолия Погодаева (экс-БУНТ ЗЁРЕН, ЗЁРНА, САКМАРОВ-БЭНД), краткие отзывы экс-редактора владивостокского самиздатовского журнала "Штучка" Лины Левицкой и докторов филологических наук, литературоведов Юрия Доманского и Олеси Темиршиной.

Издание дополняет post scriptorium roman "Листья снега" - или, как определяет его жанр сам Ерёмин, "роман-дневник" или "монороман". Он начал сочиняться одновременно с диссертацией и во многом с ней "рифмуется": в конце нулевых автор внутренне созрел и для диссертации, и для романа. "Листья..." начинались сентиментальными моностихами о снеге. Постепенно, переплетаясь с диссертацией, снег все меньше напоминал атмосферные осадки, след сезона, и превращался в нечто большее, внутреннее, сакральное... Сам по себе роман задумывался как бесконечный; работа над ним продолжается и по сей день.

В заключение хотелось бы вернуться к работе, давшей название книге, и в чем-то поправить Ерёмина, а за что-то ласково пожурить.

Я бы не стал однозначно записывать Илью Смирнова и Марину Тимашеву в исследователи рок-культуры. Безусловно, они много сделали для отечественного рок-движения; книги Смирнова "Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока" и "Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России", статьи обоих авторов, равно, как и многих других, составили методологическую основу для академического роковедения. Но, мне кажется, правильнее их называть музыкальными критиками или обозревателями, кем они и были на протяжении 80 - 90-х годов. Если же быть максимально точным, Смирнов по профессии историк, а Тимашева - театральный критик.

Местами Ерёмин грешит некорректными формулировками: так, вторая глава монографии называется "Я возьму своё там, где я увижу своё. Освоение библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова". Стало быть, в остальной части книги библейский текст БГ не осваивается? Не обошлось и без фактологических неточностей. Первую долгоиграющую (безымянную) пластинку АКВАРИУМА фирма "Мелодия" выпустила в 1986-м, а не в 1987 году. Автор положился на свою память, не перепроверив дату издания, и сослался на переиздание, которое находится в его коллекции виниловых пластинок.

Высказанные замечания не ставят под сомнение достоинства представляемой книги, которых, безусловно, гораздо больше, чем недостатков. Удача любой научной работы определяется богатством привлекаемого материала, умением ученого ясно и четко обосновать свою позицию, точностью и многогранностью наблюдений. Все это есть в монографии Еремина. Написанная доступным языком, книга проглатывается буквально залпом, а вдумчивого читателя побуждает к соразмышлению и сотворчеству.

:Скачать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 21 марта 2013, 15:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииО. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак28.04.2010
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 1. Течения и Земли"Геннадий Шостак24.08.2012
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 2" и "Аэростат 4"Геннадий Шостак29.05.2013
РецензииБГ - "Соль"Юлия Боровинская24.01.2015
СтатьиЗвезданули... (к 50-летию БГ)Алекс Драйвер27.11.2003
СтатьиБорис Гребенщиков и Андрей Макаревич: Долгий разговор в поездеДмитрий Румянцев06.06.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 05.05.1994 (неизвестная песня Б. Гребенщикова)Старый Пионэр25.07.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.08.1993 (П. Подгородецкий, БГ, К. Кинчев, Ю. Шевчук)Старый Пионэр16.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
АрхивСергей Курёхин/ПОП-МЕХАНИКА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр11.12.2008
ПоэзияПародия на БГМаксилла Кузнецов24.01.2005
ФорумГребенщиков награжден орденомАлекс Драйвер19.11.2003
ФорумБ.Б.Гребенщиков и ПлантСлучайный попутчик03.03.2007

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006