Борис Гребенщиков - "Аэростат 2" и "Аэростат 4"


(c) Б. Гребенщиков, 2012
(c) М. Решетина (сост.), 2012
(p) СПб, "Амфора", 2012

423 с.; ил. - 3000 экз. (2)
347 с.; ил. - 3000 экз. (4)


Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Питерское издательство "Амфора", одно из самых крупных, самых авторитетных и самых лучших в России, сделало очень многое, в том числе для пропаганды отечественной и мировой рок-музыки. Но при подготовке второго издания авторской музыкальной энциклопедии БГ "Аэростат", очевидно, что-то пошло не так... В результате четвертый том вышел в свет раньше третьего. Впрочем, ничего страшного в этом нет: тексты гребенщиковских радиопередач можно читать в любой последовательности - от перестановки слагаемых сумма не меняется.

В отличие от первого тома "Течения и Земли", во втором составитель стремится к структурной упорядоченности, а в четвертом достигает её на все 100%. Второй том - "Воздухоплаватели и Артефакты" - подразделяется на две части. Дабы не прерывать и не запутывать нить повествования, мне придется начать со второго раздела - с "Артефактов".

Несмотря на сравнительно небольшой объем, этот раздел можно условно разбить на три неравных подраздела. Первый (и, на мой взгляд, самый важный) содержит рассказы об альбомах, которые автор считает наиболее значимыми в истории мировой музыкальной культуры - ведь они оказывали безусловное влияние и на отечественных музыкантов. Список действительно впечатляет: "Are You Experienced?" Джими Хендрикса, "Rock Bottom" Роберта Уайятта, "King Of Blue" Майлза Дэвиса, "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" THE BEATLES и "Smile" THE BEACH BOYS.

Из второго подраздела пытливый меломан почерпнет информацию о музыкальных инструментах - как известных всем и каждому, так и распространенных в разных странах или регионах. Впрочем, сегодня, в эпоху неизбежной глобализации и стирания границ, национальные музыкальные инструменты становятся достоянием всего человечества. И в этом нет ничего странного. Исторический процесс повторяется: ведь когда-то гитара считалась испанским народным инструментом, а гобой своим рождением обязан греческому авлосу... Лично у меня большой интерес вызвала статья "Экзотические инструменты". Гребенщиков представляет музыкальные инструменты стран Востока и Запада: индийские - духовой шеннай, щипковый сантур и смычковую дилрубу, японскую бамбуковую флейту сякухачи, польскую скрипку суку... Особое внимание автор уделил армянскому дудуку - дудочке из абрикосового дерева. Это один из древнейших музыкальных инструментов Армении, история которого насчитывает около трех тысячелетий... Порой название инструмента неразрывно связывается с именем того или иного исполнители: мы говорим дудук - подразумеваем Дживана Гаспаряна, и наоборот. Как известно, Гаспарян участвовал в записи одного из альбомов АКВАРИУМА в качестве сессионного музыканта, чем Гребенщиков очень гордится.

А вот третий подраздел состоит всего лишь из одной-единственной статьи - "Дао дэ цзин" и выглядит в томе чужеродным телом: тексты передач о религиозно-философских учениях и основополагающих для этих учений трактатах правильнее было бы объединить в самостоятельный раздел - благо, выбрать есть из чего.

Первый раздел второго тома "Воздухоплаватели" и весь четвертый том "Вариации на тему Адама и Евы" составляют иллюстрированные рассказы о представителях самых разнообразных жанров и стилей. Отбор в энциклопедию происходил на основании личных вкусов автора. В неё вошли композиторы-классики, а также исполнители и рок-группы, на чьей музыке росло и воспитывалось не одно поколение; есть, правда, и персонажи, известные лишь узкому кругу читателей-слушателей. Статьи о Воздухоплавателях располагаются в алфавитном порядке: во втором томе от "b" до "z", в четвертом - от "b" до "t".

Оговорюсь: герои "Вариаций на тему Адама и Евы" вполне могли бы вписаться в "Воздухоплаватели". Но, во-первых, если бы составитель собрал всех воедино, второй том потолстел бы как минимум вдвое; во-вторых, четвертый том состоит из текстов передач, вышедших в эфир в основном в 2009-2012 годах, когда второй том был уже составлен (напомню: первое издание увидело свет в 2009 году).

Легкости чтения способствует свободная форма изложения материала. Быть может, кому-то покажется, что не все сведения и факты из биографии того или иного героя попали в орбиту внимания автора. Есть и такая буква. Но претензии не принимаются, ибо к составлению передач Гребенщиков подходит крайне субъективно и рассказывает только и исключительно о том, о чём сам сочтет нужным. Можно выделить более и менее удачные передачи-статьи, но и в тех и в других присутствует личность автора. Лучше всего ему удались творческие портреты Иоганна Себастьяна Баха, Иоганнеса Брамса, Георга Фридриха Генделя, Клода Ашиля Дебюсси, Франца Йозефа Гайдна, Франца Шуберта, Дэвида Боуи, Санди Денни, Ника Дрейка, Фрэнка Заппы, Брайана Ино, Джеффа Линна, Гленна Миллера, Роя Орбисона, Элвиса Пресли, Кита Ричардса, Кэта Стивенса, THE BEATLES, THE WHO, THE DOORS, CREAM, CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, EMERSON LAKE & PALMER, EURYTHMICS, GENTLE GIANT, JETHRO TULL, JULUKA, KING CRIMSON, KRAFTWERK, MADNESS, PINK FLOYD, ROXY MUSIC, ЗВУКОВ МУ (да простит меня читатель за огромное количество наименований - тома-то два)... Автор говорит с большой любовью обо всех своих героях. Но когда речь заходит о кельтах, любовь приобретает поистине вселенские масштабы. Прочитайте статьи о Ване Моррисоне, BELL X1, FLOOK, SILLY WIZARD - и убедитесь в этом сами.

Живости в повествование добавляет привнесение нашего родного контекста. Ведь было время, когда увлечение западной музыкой граничило с нарушением закона. Позволю себе процитировать полтора абзаца из одной статьи:

"Как положено любому нормальному человеку, я провел большую часть своей юности, занимаясь противоправной деятельностью. Я любил музыку, которая не продавалась в обычных магазинах, и чтобы иметь возможность любить её ещё больше, я слушал запрещенные западные радиостанции и обменивался с такими же, как я, любителями запрещенными западными пластинками.
Любители эти собирались в Петербурге один-два раза в неделю в маленьких садиках или дворах, место сбора менялось каждые два-три месяца. Конспирация соблюдалась строго - укрывались как от милиции, так и от налетчиков. Внутри этого пёстрого сообщества царила атмосфера безудержного эпикурейства. Даже если ты приходил с какой-нибудь одной жалкой пластинкой, сам факт твоего присутствия говорил о принадлежности к братству меломанов, и солидные мужчины в шляпах, хоть и улыбались иронически, но всё равно по первой твоей просьбе раскрывали свои портфели с сокровищами..."


Допускаю, что нынешнему читательскому поколению эти строки покажутся более чем странными. А многие из тех, кому сегодня сорок лет и больше, читая эти абзацы, вспомнят свою шальную молодость...

Напоследок вернусь к фразе, с которой начал: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Однако далеко не все ошибки можно оправдать и простить, особенно те, которые совершаются по небрежности. Понятно желание составителя сохранить оригинальный текст. Но в таких случаях тот же составитель в специальных сносках или примечаниях может (и должен!) указать на допущенную автором неточность. Так, Борис Гребенщиков, между прочим, математик по профессии, в передаче о Леонарде Коэне ошибается прямо-таки непростительно: если выдающийся канадский музыкант, поэт, писатель родился в 1934 году, в 2001-м, когда после продолжительный паузы он вернулся на сцену с альбомом "Ten New Songs", ему исполнилось 67 лет, но никак не 65. Напутал автор и в передаче о THE KINKS, назвав Пита Куэйфа барабанщиком, а Мика Эйвори - бас-гитаристом. Содержание четвертого тома "Аэростата" при всей его структурной выверенности никак не вяжется с названием. И, между прочим, текст радиопередачи "Вариации на тему Адама и Евы", по которой был озаглавлен том, в него не вошел, - очевидно, по недогляду составителя...

И всё же, несмотря на высказанные критические замечания, "Аэростат" на сегодня остается, пожалуй, едва ли не единственным русскоязычным источником информации об исполнителях и коллективах, чье творчество на постсоветском пространстве остается малоизвестным. У меня по прочтении обоих томов появилось острое желание прослушать аудиозаписи "Аэростатов". Что я немедленно и сделал. И настоятельно, в категорической форме, рекомендую сделать это всем остальным.

Читать тексты и слушать аудио всех передач
Скачать все передачи

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 29 мая 2013, 00:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииО. Р. Темиршина - "Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: случай Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак28.04.2010
РецензииБорис Гребенщиков - "Аэростат 1. Течения и Земли"Геннадий Шостак24.08.2012
РецензииЕ. М. Ерёмин - "Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова"Геннадий Шостак21.03.2013
РецензииБГ - "Соль"Юлия Боровинская24.01.2015
СтатьиЗвезданули... (к 50-летию БГ)Алекс Драйвер27.11.2003
СтатьиБорис Гребенщиков и Андрей Макаревич: Долгий разговор в поездеДмитрий Румянцев06.06.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 05.05.1994 (неизвестная песня Б. Гребенщикова)Старый Пионэр25.07.2006
Архив"Московский Комсомолец" 27.08.1993 (П. Подгородецкий, БГ, К. Кинчев, Ю. Шевчук)Старый Пионэр16.01.2007
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
АрхивСергей Курёхин/ПОП-МЕХАНИКА, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр11.12.2008
ПоэзияПародия на БГМаксилла Кузнецов24.01.2005
ФорумГребенщиков награжден орденомАлекс Драйвер19.11.2003
ФорумБ.Б.Гребенщиков и ПлантСлучайный попутчик03.03.2007

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003