к/ф "Трагедия в стиле рок" (разные издания)


Трагедия в стиле "рок"

На киностудии "Мосфильм" режиссер Савва Кулиш завершил работу над фильмом по собственному сценарию "Трагедия в стиле "Рок". В фильме снимались Ю. Лазарев, А. Филозов, Б. Хмельницкий, Т. Лаврова. В. Шаповалов, А. Дмитриева. В. Никулин, молодые актеры А. Шкатов, О. Алешина, С. Карленков. В работе над картиной участвовали рок-группы ПОП-МЕХАНИКА и БРИГАДА С.

"Советский Экран" №24'1988


Трагедия в стиле рок

"Мосфильм", цветной
Автор сценария и режиссер - Савва Кулиш
Операторы - Владимир Климов, Владимир Фастенко
В ролях: Алексей Шкатов, Ольга Алешина, Алексей Маслов, Сергей Карленков, Юрий Лазарев


"На твоих широких улицах, юго-западный район..."

Фильм Саввы Кулиша начинается с продолжительной панорамы новых городских районов. Оператор снял их так, что выглядят они красиво: белоснежные здания на фоне голубого неба в окружении все облагораживающей зелени.

На какие же чувства должна настроить зрителей эта предваряющая картину выставка достижений заводов железо-бетонных конструкций?

Может быть, глядя на нее, кто- то подумает: если бы не появились в наших городах многочисленные "Черемушки", то не приобрела бы зримых очертаний мечта об отдельной квартире для каждой семьи, и очень многие из нас закончили бы жизненный путь в подвалах и коммуналках.

Можно посмотреть на панельный пейзаж и другими глазами, как на унылые, одинаковые, протянувшиеся на километры кварталы, которые своим казенным неуютом вызывают в человеке подавленность и тоску по утраченной красоте, по другой жизни.

Нет, я не собираюсь включаться в дискуссию о путях развития отечественной архитектуры. Я только хотел бы обратить внимание на двойственность восприятия этих кадров. И такую же двойственность - "с одной стороны", но "с другой стороны" - рождают многие эпизоды "Трагедии"...



Перед нами фильм о взаимоотношениях отцов и детей, о степени вины старшего поколения перед младшим, о тех катастрофических последствиях, которые вызвала у значительной части молодежи утрата идеалов, растерянность перед обнаружившимися сложностями окружающей их действительности. Наверно, вы обратили внимание: даже в пределах месячного репертуара появилась не одна подобная картина. И о наркотиках - она не единственная.

Этой долго замалчиваемой беды в кинематографе легче всего коснуться с помощью детективных схем, приводящих в финале к разоблачению зловещих мафиози - торговцев белой смертью. Отчасти против такого соблазна не устоял и С. Кулиш. Но в главном он поставил перед собой более трудную задачу - показать, как и почему молодые люди становятся наркоманами.

А уж внутри этой задачи самое трудное - не демонстрация результатов: рук, испещренных шрамами от уколов, изуверских радений, полной потери воли, и тупика в итоге, выход из которого можно найти только в самоубийстве. Самое трудное - вникнуть в психологию подростка, делающего шаг в пропасть. Да, наверно, первыми срываются молодые люди, попавшие в тяжелые жизненные переделки и готовые на все, чтобы забыться хотя бы на время. Таков Виктор, паренек, раздавленный внезапно обрушившимся на него несчастьем - арестом отца по обвинению в хищениях. Но этот ответ будет, конечно, неполным. То, что произошло с Виктором - трагедия, нет сомнения, но, пожалуй, еще большая трагедия происходит с юношами и девушками, у которых жизнь складывается вполне благополучно и вроде бы нет видимых оснований добровольно совать голову в петлю. Объяснить их поведение куда мудренее, но, может быть, и важней, чем очевидные случаи.

Такие персонажи тоже есть в фильме - приятели Виктора Генрих и Лена. Но вот их-то истории фильм не объясняет. Почему они, не задумавшись и не сопротивляясь, пошли, как слепые котята, за негодяем-соблазнителем? Должны же быть внутренние причины этой покорности, И только ли отцы, не понимающие своих детей, виновны в случившихся трагедиях, как это настойчиво утверждается в фильме.

И еще одно "с другой стороны". Не слишком ли зрелищно вся эта мрачная мистерия подана, не возникла ли здесь известная эстетика ужаса, кичевая живописность дьявольского наваждения. В принципе кино ужасов существует, хотя и не у нас. Должно быть, возникает у людей временами потребность посодрогаться, попугать самих себя в темной кинокомнате, но тот ли это случай, когда речь идет о столь горьких и отнюдь не романтических материях.

Впрочем, я уверен, что именно зрелищность фильма привлечет к нему зрителей. "Трагедия в стиле рок" вряд ли будет нуждаться в рекламе, но это как раз тот самый случай, когда мнение критики и мнение зрителей, скорее всего, разойдутся достаточно кардинально. Но как бы там ни было, если фильм отвратит колеблющихся и укрепит стойких - режиссерские усилия не были потрачены даром.

Всеволод РЕВИЧ
"Спутник Кинозрителя" №04'1989




Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 26 мая 2016, 15:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.003