К 55-летию со дня рождения Егора (Игоря Федоровича) Летова подоспел очередной трибьют. В него вошли версии песен, предложенные музыкантами из трех славянских стран бывшего СССР, представляющих разные стили и поколения. Трибьют вышел на цифровом лейбле "Universal music" при поддержке интернет-портала "Meduza" и "Нашего Радио".
Мне бы хотелось обратить внимание читателя на встречающиеся в Интернете разночтения по поводу количества песен, включенных в трибьют. Для издания было подготовлено 27 треков - 26 основных +1 бонус. Однако на некоторых цифровых площадках к трибьюту добавлено еще 2 бонуса, о каждом из которых я считаю возможным сказать по несколько слов.
Вместе с бонусами трибьют звучит более полутора часов. Есть что послушать. Есть чем восхититься. Есть от чего огорчиться. Ну и, так сказать, "середнячок" - то, что оставляет равнодушным.
Начну с восторгов, которых предостаточно.
PLOHO - "Мы - Лед"
Новосибирец Виктор Ужаков выбрал самую "новосибирскую" песню Егора Летова и интерпретировал ее очень-очень "по-plohому". Но результат превзошел все ожидания. Стиль с определенной долей условности можно назвать электронным пост-панком. Мелодия несколько видоизменена, точнее говоря - "минимизирована": Виктор интонирует под монотонный, холодный аккомпанемент. Создается образ майора - тупого, бездушного, лишенного способности к эмпатии.
ГРОМЫКА - "Слава Психонавтам"
Песня превратилась в тяжелый психоделический твист, а Максим Валерьевич Кошелев перевоплотился в этакого торжественного Муслима Магометовича Магомаева. И такое превращение-перевоплощение идет каверу только в плюс, несмотря на потерю одного куплета.
ГОЛОС ОМЕРИКИ, ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ - "И Снова Темно"
Обе группы - московская и минская - представили собственные версии в стилях соответственно панк-шансон и пост-панк. И Родион Лубенский, и Илья Черепко-Самохвалов выбрали второй, более "конкретный" вариант, входивший в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Русское Поле Экспериментов, в котором "Гитлер истерично вопил. Трумэн Хиросиму взрывал. Сталин миллионы давил. Ленин в мавзолее вонял". У "омериканцев" классная духовая секция. А ПЕТЛЯ меня восхитила своим, если можно так выразиться, музыкальным хулиганством, переходящим в беспредел. В итоге у обеих групп получилось не только темно, но и весело.
NIZKIZ - "Нечего Терять"
Версия в стиле, который я условно и приблизительно обозначил бы как инди-рок. Александру Ильину удалось соблюсти баланс между лирической и драматической составляющими, сохранив авторское настроение.
САНСАРА - "Отряд Не Заметил Потери Бойца"
Александр Гагарин спел песню вместе со своими дочерями Марго и Мирой, а Искандер Ханнанов сыграл на виолончели. Получилась трогательная колыбельная, более интимная, чем оригинал.
ГАРАЖИ - "Трамвай"
Молодцы киевляне! Очень красивый кавер, балансирующий на грани реггей и электропопа, с вокальной импровизацией в конце.
ANIMAL ДЖАZ - "Всё Как у Людей"
Песня входила во вторую часть трибьюта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Для рецензируемого издания она была переписана заново. Приджазованный запев вступает в контраст с гранджевым припевом. А заглавная фраза из уст Александра Красовицкого звучит еще более трагически, чем у Егора с Янкой.
Noize MC - "Всё Как у Людей"
Это не кавер, а самостоятельное музыкально-поэтическое произведение, для которого одноименная песня послужила своеобразной отправной точкой. Иван Алексеев написал и прочитал текст на актуальные общественно-политические темы под гармонию летовской песни и с обилием цитат из Игоря Федоровича. И только в припеве засэмплированы голоса Летова и Янки, пропевающие заглавную фразу.
LOUNA - "Моя Оборона"
Данный кавер записывался для альбома "Мы - это LOUNA" (2013). В музыкальную составляющую органично вписались цитаты из "Smells Like Teen Spirit" NIRVANA. Вот только не совсем понятно, зачем составителям сборника понадобилось вырезать из трека концовку. Причем, сделано это очень неаккуратно и грубо.
ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА - "Панк и Рок-н-Ролл"
Эта версия была записана в прошлом году для альбома "Мало" и специально пересведена для трибьюта. Получилась, по определению фронтмена группы Алексея "Пыльной Радуги" Румянцева, "грязная страшная тяжелая эстрадная песня". Как и все остальные, кавер выполнен с большой любовью и трепетным отношением к первоисточнику. Огромное спасибо Алексею и его команде за то, что дали песне вторую жизнь.
Псой Короленко - "Без Меня"
В основную версию трибьюта не входит. Очень красивая припанкованная эстрадная песня с великолепной оркестровкой.
Большая часть трибьюта тянет на "середнячок".
Гречка - "Все Идет По Плану"
Песня обрамляется переключением телеканалов, слышна заставка программы "Время" - фрагмент из музыки Георгия Свиридова к кинофильму "Время, вперед!" Текст Егора Летова, музыка Гречки. При желании Анастасия Иванова может хорошо петь. Но в данном кавере дикция отвратительная. Если бы я не знал первоисточник наизусть, половины слов не понял бы.
Найк Борзов - "Про Дурачка"
Неплохой indie с добавлением электроники. А дурачок получился так себе. В одно ухо влетел - из другого вылетел.
RSAC (RED SAMARA AUTOMOBILE CLUB) - "Долгая Счастливая Жизнь"
Очень грамотная аранжировка - не придерешься. После второго куплета нота в ноту воспроизводится оригинальный синтезаторный проигрыш. Вот только куда-то подевались трагизм, драматизм и глубина, присутствовавшие в оригинале.
ПСИХЕЯ - "На Хуй"
Казалось бы, здесь есть все: и панк с хардкором, и экспрессия в вокале, и качественная аранжировка... А Егора Летова нет от слова "совсем".
НАИВ - "Сияние"
Дмитрий "Snake" Хакимов причесал песню "под себя". Безупречная аранжировка. Но в целом как-то не убедительно.
НЕЙРОМОНАХ ФЕОФАН - "Без Меня"
Превращение песни Егора Летова в балалаечно-электронную скоморошину - явная неудача трибьюта.
КОБЫЛА И ТРУПОГЛАЗЫЕ ЖАБЫ ИСКАЛИ ЦЕЗИЮ, НАШЛИ ПОЗДНО УТРОМ СВИСТЯЩЕГО ХНА - "Солнцеворот"
Предложенная интерпретация выполнена в стиле "палеонтологический синти-поп". Увы, вокалу Антона "Кобылы" Вагина не хватает уверенности. По итогу московско-питерскому трио не удалось передать настроение песни.
Нонконформистка - "Наваждение"
Москвичка Маша Непорожняя - еще одна разгорающаяся звездочка подросткового инди-попа. Много энергетики (что хорошо) и мало глубины (что плохо). Вот так она могла бы исполнять какой-нибудь шлягер Вячеслава Добрынина или Юрия Антонова.
ДАЙТЕ ТАНК! - "Пошли Вы Все На Хуй"
Кавер в стиле реггей. Интерпретаторы лишили песню присущей ей злобы и превратили в эдакое дураковаляние. Спрашивается - зачем?
АРИЧИКААРИ - "Насрать На Мое Лицо"
Первоначально группа создавалась как кавер-бэнд для новых интерпретаций наследия ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. В версии Стаса Старовойтова и Руслана Баталова песня получилась несколько кабаретной и совсем далекой от первоисточника.
Билли Новик - "Мимикрия"
Для трибьюта была выбрана вещь, не входящая в альбом "Песни Егора Летова", но интерпретированная в той же стилистике. Первый куплет выдержан в бардовской манере, второй - в слегка приджазованной. Кавер надолго в памяти не задерживается.
POKAPRЁТ - "Зоопарк"
Участники группы создали собственную музыку на текст Егора Летова, и только в финале на акустической гитаре воспроизводится оригинальная гармония. По стилю напоминает утяжеленный блюз. Но не PRЁТ совсем - ни пока, ни когда-либо.
ЛЕНИНГРАД - "Винтовка - Это Праздник"
Снова-таки своя музыка на летовский текст. Смысловые акценты сместились, содержание песни сведено к двум ключевым фразам "Все летит в пизду" и "Сплошная поебень", причем каждое матерное слово едва ли не выкрикивается. Я не против мата как такового. Я против мата как самоцели.
Шиш Брянский - "Хороший Автобус"
В основную версию трибьюта не входит. Песня спета под аккордеон, к которому в проигрыше между вторым и третьим куплетами присоединяется электрогитара. Лично меня раздражает коверкание слов, якобы имитирующее псевдоукраинский акцент.
И закончу огорчениями, которых, к счастью, не много.
SONIC DEATH - "Мама, Мама..."
КОМСОМОЛЬСК - "Снаружи Всех Измерений".
Говорят, что это инди-поп. Что же, и в инди-попе есть как хорошие представители, так и не очень. "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь". Сказанное относится к обеим группам.
Слава КПСС - "Вселенская Большая Любовь"
Рэпер Вячеслав Машнов здесь поет, но пытается копировать Егора Летова, вплоть до каждой интонации. Такое ощущение, будто музыкальное сопровождение вот-вот развалится на отдельные инструменты. В проигрышах на заднем плане звучат фрагменты речей лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. А в самом конце Слава, перефразируя слова из выступления Егора Летова на концерте памяти Башлачёва, произносит: "Я хочу поприветствовать весь наш попс, собравшийся в этом трибьюте, всех эстетов во главе с Гречкой, всех тех людей, которые весь наш рок или то, что у нас роком когда-то было вместе с Егором Летовым, превратили в такую жопу!" Мне кажется, стеб здесь неуместен, равно как и наличие данного трека.
Выход трибьюта ярчайшему представителю русского рок-андеграунда не может не радовать. И все-таки уважаемые издатели могли бы проявлять хотя бы маломальскую избирательность. Ибо много - не значит хорошо. А еще стоило бы помнить, что слово "трибьют" согласуется с именами и названиями в дательном падеже - "Трибьют Егору Летову" (а не "Егора Летова").
Спасибо за подробную рецензию, захотелось послушать. Небольшая поправка, данную фразу Игорь Федорович произнес на концерте памяти Башлачева, а не Янки. Не то что бы я из клуба зануд, просто много раз смотрел этот концерт))
Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
25 Окт 2019, 21:24 -
Спасибо за подробную рецензию, захотелось послушать. Небольшая поправка, данную фразу Игорь Федорович произнес на концерте памяти Башлачева, а не Янки. Не то что бы я из клуба зануд, просто много раз смотрел этот концерт))
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах