Билли Новик - "Песни Егора Летова"


(с) Егор Летов
(с) & (р) Билли Новик, 2018


Слушая иные трибьюты, невольно ощущаешь себя представителем какой-нибудь запрещенной у нас экстремистской организации, который, бросая в костер книги, назидательно повторяет: "Если в книге написано не то, что в Коране, она греховная, а если то же самое, то она не нужна!" Особенно это касается трех главных народных кумиров России: Высоцкого, Цоя и Летова. Желающих перепевать их песни с годами становится всё больше и больше, но как это делать, толком не знает никто. Если копировать оригинал один в один, вплоть до модуляций голоса и аранжировки - то, по большому счету, слушателю это не очень-то интересно. На кой нам даже очень профессионально сделанная репродукция шедевра, если мы можем повесить у себя на стене подлинник? Если же создатель трибьюта начинает выпендриваться и показывать свое оригинальное прочтение материала, его неминуемо обвиняют в попытке попиариться на легендарном имени. Причем иногда вполне справедливо - достаточно вспомнить Григория Лепса, смачно оттоптавшегося на наследии Владимира Семеныча, или совсем уже неприличного господина, работавшего под псевдонимом Виктор Летов и всем своим творчеством доказывавшего, что КИНО и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА вполне могли бы обменяться лидерами.

Лидер группы BILLY'S BAND - выпендрежник еще тот. В свое время ради крепкого словца (вернее, эффектного номера) не пожалел даже маленькую девочку Алсу, очень смешно перепев ее "Зиму". И еще на трибьюте МАШИНЕ ВРЕМЕНИ так исполнил хит "За Тех, Кто в Море", что работавший тогда на "Нашем Радио" Юрий Сапрыкин назвал этот номер "монологом человека, чей пароход давно уже уплыл". В общем, паразитировать на чужом творчестве брутальному джазмену не в новинку. Но для того, чтобы взяться за Летова, надо было набраться определенной смелости. Вот можно ли Тому Уэйтсу ради прикола сыграть что-нибудь из Игги Попа? Странный вопрос - ведь эти два сумасшедших из одной палаты и койки их стоят где-то по соседству! А вот ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и BILLY'S BAND всегда существовали в таких параллельных мирах, у которых нет и не может быть точек соприкосновения. Лирический герой Летова - это дитя страшных лет России, пропускающее через себя весь ужас и отчаяние своей эпохи. Билли же хоть и косит под пропившегося вконец маргинала, но все равно на каждом шагу выдает в себе питерского интеллигента - да, циничного, да, склонного к меланхолии, но в строго определенных рамках. Новик весь прямо-таки лучится оптимизмом, показывает всем пример душевного здоровья, и, если вспомнить, что по первой профессии он еще и врач-психиатр - нетрудно представить, что при определенном стечении обстоятельств они бы встретились как раз в той психушке, в которую Летова упекли за диссидентство накануне перестройки: то-то веселый дуэт бы получился!..

Наконец, Новик - парень уж слишком добрый. Даже находясь в сильно взвинченном состоянии, он не в силах был бы адекватно исполнить такие страшные вещи как "Новая Правда" или "Как в Мясной Избушке..." - почему и не включил их в свой репертуар. А уж какие творческие муки преследовали, наверное, бедолагу при попытках выдавить из себя хоть одно ненормативное словечко! Вместо "ни хуя" звучит "ни хрена", вместо "заебись" - "зашибись", и это режет слух всем, кто помнит оригинал наизусть. Ведь мы в 90-х потому и считали сибирский рок откровением, что в нем все слишком немузыкально, слишком зло, слишком некорректно. А сейчас нам предлагают его тщательно отцензурированный, приглаженный, адаптированный для детсадовского возраста вариант.

И все-таки кое-что Билли сделал действительно великолепно. Минимализм в аранжировках, когда голосу не мешает злобно фуззящая гитара, когда вместо большого бэнда мы слышим только ударные Артема Теклюка и как будто случайно попавшие под руку солисту контрабас, фортепиано или бардовскую шестиструнку. И дело даже не в ощущении, будто перед нами чистый экспромт, что атмосфера максимально приближена к квартирникам середины 80-х. Именно такой скромный инструментарий делает песни более депрессивными, мрачными. Ну, в самом деле, если человек одиноко воет, аккомпанируя себе чуть ли не постукиванием ладонью по столу, это очень страшно! И если в исполнении ПОСЕВА песня "Мама-Мама" была примитивным стебом вчерашних школьников, то теперь она превратилась в русское народное страдание, которому вообще лучше бы звучать в акапелльном варианте. Вещи, в которых к боли примешивается ирония - "Зоопарк", "Трамвай", "Вперед!", "Насрать На Мое Лицо" - от легкой приджазованности лишь выигрывают, вскрывая свою потаенную сущность. В них и отсебятины-то не больше, чем в филологических трактатах типа "Смех в произведениях Достоевского". Ведь у Летова, как и у любимого им Федора Михайловича, считавшегося мрачнейшим из классиков, юмор действительно был - жесткий, умно зашифрованный, ярче всего раскрывавшийся как раз в тех произведениях, которые мало кто знает и вспоминает. Почему бы и не напомнить об этом публике? Ну, а когда звучит "Иуда Будет а Раю", вообще возникает эффект дежа вю. Ибо о чем-то таком пели когда-то и BILLY'S BAND, недвусмысленно намекая, что Билли - это вам не Шнур, он не только бухает, но и Библию иногда почитывает:

Иисус существует, Он где-то живет,
Годы проходят, Его дело живет.
Иисус не торчал, не курил и не пил,
И даже по девушкам Он не ходил.
Самый известный у людей персонаж,
А я с трудом забираюсь на третий этаж.
На его месте должен был быть я.


Ну чем не скрытая цитата или даже полемика с классиком о том, что такое настоящая святость?! И подобных перекличек, если покопаться, найдется не так уж мало. Может быть, даже гораздо больше, чем следы влияния Уэйтса, у которого была позаимствована только внешняя форма и сценический образ.

Когда же Новик устает от самовыражения и начинает копировать Летова точь-в-точь, делается скучно, ибо эпическое полотно "Русское Поле Экспериментов" становится настолько блеклым, что из одиннадцати минут выдержать и не заснуть можно от силы первые три. Столь же вялый гитарный аккомпанемент убивает и такой хит как "Все Идет По Плану" - хотя ощущение актуальности и выстраданности каждой буквы текста, написанного словно бы вчера, а не тридцать лет назад все-таки с горем пополам передано точно. И уж совсем жалко "Мишутку" - откровенно говоря, самого любимого мной из всего "гробовского" наследия. Он просто никакой - без трогательной детскости и без благой вести, что "значит кто-то там..."

Если выбросить около трети всех треков и еще к парочке-троечке подойти с чуть большей выдумкой, альбом наверняка мог бы выйти хорошим. А так он слишком спорный, слишком сырой. Зато он заставляет чуть иначе относиться к личности Билли. Может, даже заново переслушать именно его творения, которые, в отличие от песен Летова, еще не стали фольклором целого поколения. Оказывается, мы росли на одних и тех же магнитофонных записях, разговаривали одними и теми же афоризмами из Егора. Как же приятно встретить в современном мире таких братьев по разуму!..

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 15 сентября 2018, 17:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.013