ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА - "Мало"


(p) Self Music Publishing, 2018
12 tks./T.t. 48:50


Обычно, рецензируя последний релиз того или иного исполнителя или группы, я стараюсь ознакомиться со всей дискографией: иногда возникает острая необходимость в сравнительной характеристике или сопоставительном анализе. "Мало" - как раз такой случай.

Четвертый полноформатный альбом ПИОНЕРЛАГЕРЯ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА записывался в составе: Алексей Румянцев - тексты, музыка, гитара, голос; Алексей Могилевский - бас; Сергей Захаров - барабаны.

Алексей Румянцев - выдающийся певец депрессивных состояний. Наберитесь сил и терпения и переслушайте в хронологической последовательности основные альбомы и EP ППР: "Приятные Плохие Мысли" (2011), "Не Спрашивай" (2012), "Молодое Зло" (2013), "Х_л_а_м" (2013) и "Правда о Потерянном Времени" (2015). От релиза к релизу депрессия усиливается. В позапрошлогоднем EP "Не Твои Солдаты" Алексей Румянцев с сотоварищами решили свернуть с намеченного пути, внеся в свое творчество некоторое разнообразие. А прошлогодний мини-альбом "Надежда", состоящий из трех каверов и одного автокавера, и вовсе воспринимается как "затишье перед бурей".

По сравнению с предыдущими релизами альбом "Мало" - это вершина безумия, это апофеоз безнадежности, это глубочайший нокаут, это выматывающая прогулка по девяти кругам Дантова ада с обязательным погружением на дно Коцита, наконец, это саундтрек к Концу света. Участники ППР называют свою свежую работу самым ядовитым, злобным, отчаянным и психически больным альбомом.

Выразительные средства адекватны авторскому замыслу. Тексты, ориентированные прежде всего на исполнение под музыку, всё же не могут скрыть литературное дарование Алексея Румянцева. Более того, лидер ППР - Поэт с заглавной буквы, обладающий высокой эрудицией и использующий в своих текстах большой массив источников цитирования.

С музыкальной составляющей гораздо сложнее: критики повторяют в качестве первоисточников имена Курта Кобейна и Егора Летова и то суммируют их, то множат друг на друга. Сам же Алексей Румянцев в одном из своих последних интервью заявил: "На самом деле мы играем грязную страшную тяжелую эстрадную песню". Такое определение, очевидно, вызвано большой любовью фронтмена ППР к советской эстраде. Но он также очень любит рэп и вводит речитатив в свои композиции. Важно отметить, что альбом сводил сам Алексей. Ему удалось добиться сырого, грязного звучания. По мнению Алексея, его группа должна звучать именно так. Но я бы не сказал, что музыка ППР примитивна. В альбоме можно отыскать достаточно ярких мелодий и гитарных соло. Смены тональности, паузы между последним куплетом и инструментальной кодой, многократное повторение ключевого слова или фразы - все подчинено единой драматургической цели: подчеркнуть смысловую нагрузку.

Алексей предпослал песням предварительный текст, в котором объясняется этимология названия альбома. Целиком его можно найти в Интернете. Я же ограничусь двумя цитатами: "Уничтожение и самоуничтожение. И никто ни на чем не учится, ситуация в мире сопоставима с ситуацией сидящего на бомбе, сейчас в любой момент такое может начаться, что небесам станет больно (нет). И не верят двуногие, что отхватят от Вселенной такой пизды, что вряд ли кто уцелеет. Но мы продолжаем, нам мало. И мы, крохотные икринки в рыбе человечества, каждый по отдельности давно рождаемся больными. И у нас увлечения те же - большинство с раннего детства уже либо убийцы, либо самоубийцы, либо плюс-минус мёртвые до самой старости". И далее: "А у меня странное предназначение - смотреть и внутрь себя, и наружу, и всё чувствовать. И вот внутри изжога и лес неразвязанных узлов, а снаружи зреет Армагеддон. И я, часто теряя из виду то и дело ускользающий смысл, продолжаю грести и воспевать эту вселенную глобальных и личностных травм, болезней и уродств под названием "человек". Продолжаю, и всё мне мало".

Все песни написаны от первого лица: лирический субъект Алексея Румянцева находится в самом эпицентре событий, к которым не может оставаться безучастным.

"Конь" - монолог человека, обреченного влачить тяжелое существование ("Натерло плечи лямками плуга"). Он осознает невозможность вырваться из замкнутого порочного круга, в котором находится, и смиряется со своей участью. "БХЗРД" ("Biohazard") - песня от имени всех свободомыслящих, призванных нарушать покой, а потому представляющих биологическую опасность для общества. "Использованная Песня" в данном случае к плагиату не имеет никакого отношения. Это скорее метафора всеобщей бесполезности, безнадежности и утраты смысла жизни. В песне "Шугейзер" автор иронизирует над стереотипами, сложившимися в андеграундной среде. С одной стороны, рокер-"подпольщик" протестует против всего и вся, недоволен жизнью, привержен только и исключительно высоким материям, употребляет психоактивные вещества и во всеуслышание заявляет о своей непродажности. С другой, готов лезть вон из кожи ради привлечения внимания к себе любимому. Но в зале все равно много свободных мест... Интересная находка - танцевальный финал: Алексей Румянцев мастерски изображает неистовую пляску фаната на танцполе под любимую музыку. Но, увы и ах, такой фанат - скорее исключение из общего правила. "Газ" вызывает в памяти кафкианский "Процесс". Но здесь всё гораздо страшнее: сотню человек, в числе которых и лирический герой, сгоняют в газовую камеру. Из текста не ясно, в чем состоит их вина, да это и не суть важно. Все покорно принимают свою судьбу.

Во второй части альбома мата на квадратный километр становится намного больше. Настроенческий перелом вносит заглавный трек "Мало". В припеве Алексей иронизирует над собой и своей группой, которой уже мало гаражей и подвалов - подавай ей концертные залы! В запевах изображается сюрреалистическая картина всеобщего разрушения. Автор населяет свое художественное пространство литературными и мифологическими персонажами: индуистская богиня смерти Кали жарит котлеты, распространяя вонь до самой луны, Пеннивайз из романа Стивена Кинга "Оно", зачем-то возведенный в чин полковника, воюет с цинковыми мальчиками из одноименного романа Светланы Алексиевич, кот Базилио и лиса Алиса из сказки Алексея Толстого "Приключения Буратино, или Золотой ключик" вооружаются соответственно волыной и пилой, а герой русских народных сказок Кощей Бессмертный неожиданно чахнет... Разрушение продолжается, усиливается и ускоряется в следующей вещи под ироничным названием "Гранж". Здесь мы встречаем Герду и Кая из андерсеновской "Снежной королевы", и зюскиндовского Парфюмера... А на риторический вопрос "Ну и чё, блядь?" получаем исчерпывающий ответ: "Ну и всё, блядь!" "Экскурсия", где лирический герой, охваченный депрессией, предлагает совершить экскурсию "в Освенцим себя", исполнялась на концертах довольно давно. А год назад Алексей Румянцев включил ее в свой сольник "Акустика, Часть 1". В акустической версии мне эта песня нравится гораздо больше, чем в электрической. Инструменты кажутся лишними и отвлекают от содержания.

Расклад из одноименной песни - явно не в нашу пользу, да и, пожалуй, ни в чью. Выигравших нет, зато все проигравшие. Даже Господь Бог, глядя на происходящее на планете Земля, приходит в ужас. Он хочет забыть о человечестве, но это не так просто...

ППР традиционно включают в свои релизы каверы. Альбом "Мало" не стал исключением. "Король Червей" Андрея Машнина я бы назвал полукавером: от музыки оригинала почти ничего не осталось. Что касается текста - Алексей Румянцев внес в него лишь два изменения, казалось бы, незначительных, но отразившихся на содержании, и досочинил несколько строк. В оригинальном тексте Машнина все умирают, а дети остаются жить. Румянцев же не щадит никого. В его интерпретации композиция получилась куда более мрачной. Также, в отличие от первоисточника, в версии, предложенной ППР, присутствует табуированная лексика.

Меня порадовал кавер на песню Егора Летова "Панк и Рок-н-Ролл", которая входила в альбом проекта ПОСЕВ "Регги, Панк Энд Рок-н-Ролл" (1983). По исполнению и видно и слышно - группа выложилась на все 100%.

Советский шлягер "Слушай Весну" Алексей Румянцев ошибочно приписал ансамблю АККОРД. На самом деле это не совсем так: популярный в 60-е - 70-е годы в Советском Союзе вокальный квартет АККОРД лишь исполнял эту песню. А ее авторство принадлежит композитору Александру Кублинскому (если быть предельно точным - Александрсу Кублинскису) и поэту Александру Дмоховскому. Релиз альбома состоялся 1 сентября 2018 года. А когда начинается осень, мы думаем о весне. Таков смысловой мессидж кавера.

Если вы ориентированы сугубо на развлечения и не хотите напрягаться интеллектуально и эмоционально, альбом ППР "Мало" явно не для вас. Также он противопоказан детям до 16 лет и психически неустойчивым людям. Да и всем остальным советую перед прослушиванием надеть каску - целее будете. Для меня же "Мало" - яркое доказательство таланта Алексея Румянцева во всех его проявлениях. А ППР была и остается одной из моих самых любимых российских групп.

Слушать альбом
Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 07 ноября 2018, 20:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003