LOUNA - "Дивный Новый Мир"


(c) LOUNA, 2016
(p) Союз Мьюзик, 2016
12 tks./T.t. 55:36


Начну с цитаты. Лев Ганкин, музыкант группы UPHILL WORK и радиоведущий, отметил тенденцию, характерную для русского рока постсоветского периода: "На смену восьмидесятническому протесту пришел гедонизм и пофигизм нового времени, эпохи нефтяного благополучия и комфортной жизни". Иначе говоря, сейчас в среде так называемых "русских рокеров" принято "ни на чем не заморачиваться".

Я провел свое маленькое исследование: навскидку послушал десятка полтора свежих альбомов российских групп, в том числе сегодняшних представителей (воспользуюсь термином из прошлого) глубокого андеграунда. Выяснил, что тема социального протеста возвращается в тексты их композиций. Вот только все это не слушается никак, а в сравнении с "протестным" роком 80-х годов минувшего столетия выглядит жалко, убого и беспомощно. Пожалуй, единственное безоговорочное исключение - группа LOUNA, которая в свете обозначенной тенденции находится в оппозиции к российскому рок-мейнстриму. Скажу больше: LOUNA - одна из моих любимых российских групп. Мне она нравится в акустике и в электричестве. Каждый альбом LOUNA я заслушал до дыр. К сожалению, о концертах этого коллектива пока могу судить только по встречающимся в Интернете аудио- и видеозаписям.

Феномен LOUNA я подразделяю на три составляющих:

1. Сочетание - в разных процентных соотношениях в различных композициях - панка, гранджа и металла. Впрочем, такая характеристика, приведенная на официальном сайте LOUNA, весьма условная и обобщенная. Ибо в музыке группы можно найти стилевые признаки самых разных направлений попа и рока.

2. Мне бы хотелось подчеркнуть парадоксальность и двойственность текстов Виталия "Вита" Демиденко (также TRACKTOR BOWLING): с одной стороны, у Вита можно найти отсылки к литературным и кинематографическим первоисточникам; с другой, многие его строки корявы и тянут скорее на стихоплетство. Характерная черта демиденковских текстов - чеканный протестный слог. Но было бы ошибкой отождествлять их адресата с нынешней российской властью. Правильнее было бы сказать, что песни LOUNA направлены против любого подавления свободы, откуда бы оно ни исходило. И с этой точки зрения все альбомы группы - "Сделай Громче" (2010), "Время X" (2012), "Мы - Это Louna!" (2013) и "Дивный Новый Мир" (2016) - образуют гигантский макси-цикл.

3. Яркий сценический образ Лусинэ "Лу" Геворкян (также TRACKTOR BOWLING), который можно не только увидеть на концерте, но и услышать в аудиозаписи. Процитирую фрагменты двух интервью вокалистки и фронтвумен LOUNA: "В рок-н-ролле нужно быть психом, истериком, иррациональным человеком и духовным лидером", "нужно быть человеком, который испытывает все-таки какие-то свои странности, то есть это необычный человек в обычном понимании. Потому что все-таки творчество - это доведение себя до такого, скажем, исступления в определенные моменты жизни, чтобы как-то вот эти эмоции подавать..." То, что Лу сегодня типажно являет собой на сцене, соответствует данным ею характеристикам.

Все три перечисленные составляющие феномена LOUNA, рассматриваемые в совокупности, не просто идеально работают, - они образуют убойную силу. Именно в этом триединстве заключается привлекательность группы.

Для записи четвертого номерного альбома LOUNA запустили проект на краудфандинговой платформе и в короткий срок собрали необходимую сумму.

В записи материала участвовали: Лусинэ Геворкян - клавишные, вокал; Сергей "Серж" Панкратьев - гитары; Рубен "Ру" Казарьян - гитары; Виталий Демиденко - бас; Леонид "Пилот" Кинзбурский - барабаны. К студийной работе также привлекались вокалист группы ПОРНОФИЛЬМЫ Владимир Котляров и хор акционеров из 12 человек.

Название альбома вызывает ассоциации с романом Олдоса Хаксли. Песни не пересказывают содержание книги, но в большинстве из них речь также идет об обществе, развивающемся по законам антиутопии. Дивный новый мир символизирует современную реальность, в которой человек под воздействием СМИ теряет истинную свободу и не замечает разрушительной войны вокруг себя. Основная идея альбома отражена и в его оформлении. Художник Андрей Уваров создал стереоскопическую картинку, которая меняется под разными углами: с одного ракурса можно увидеть светлый зеленый город, населенный счастливыми людьми, но если увести взгляд в сторону, дивный новый мир превращается в руины. Промежуточная между утопией и катастрофой проекция представляет собой изображение некоего тоталитарного периода с характерными символами, транспарантами, оруэлловским Старшим братом, всевидящим оком. В 28-страничном буклете тексты песен сопровождаются иллюстрациями (также за авторством Андрея Уварова). Альбом "закольцовывает" фраза Егора Летова "Мышеловка захлопнулась": в качестве эпиграфа она помещена на диджипаке, а в коде финальной композиции звучит в авторском исполнении.

Настроение диску задает песня-манифест "Громче и Злей!", и это вполне в духе LOUNA. Достаточно вспомнить, что первый альбом группы назывался "Сделай Громче!", а концертная программа 2015 года - "Еще Громче!" И сейчас громкость неуклонно наращивается. А здоровой злости LOUNA всегда было не занимать. "Весна" проникнута одновременно и болью, и верой лирических героев в свои силы изменить мир к лучшему. Потрясающий дуэт Лусинэ Геворкян и Владимира Котлярова! Название "Пропаганда" говорит само за себя: Изменились госстрой и цвет флага, а средства и методы воздействия на массы остались прежними. "За Гранью" - развернутая метафора преодоления пределов и обретения свободы. "Родина" - лирическая кульминация альбома. Лусинэ поет о любви к родине искренне, не впадая в патетику, и ей хочется верить. В песне "Сердца Из Стали" сконцентрировано чувство горького разочарования: ожидание перемен сменяется безразличием, а разобщенность между людьми становится нормой... "Больше Ада" - едкая сатира на сегодняшних православных деятелей, которые порой ведут себя, как настоящие бандиты. Песню предваряет фрагмент выступления протоиерея Всеволода Чаплина, который уместно здесь процитировать: "А что в конце концов плохого в уничтожении некоторой части внутренних врагов? Вы посмотрите: даже Бог - если мы читаем Ветхий Завет и если мы читаем Апокалипсис, то есть, Новый Завет, - прямо санкционировал и санкционирует в будущем уничтожение большого количества людей для назидания остальных. Не как наказание, не как месть, а для назидания остальных. Для назидания обществ иногда необходимо уничтожить некоторое количество тех, кто достоин уничтожения. Воля Божия и воля народа, с которой должна совпасть воля власти". Как говорится, no comments!

Текст песни "Обычный Человек" Виталий Демиденко написал после знакомства с мотоциклистами, занимающимися эндуро - экстремальным видом гонок, название которых восходит к латинскому слову "endurare" - выдержать, вынести, вытерпеть. Герой песни - волевой, настоящий человек, не боящийся менять жизнь к лучшему. Это самая оптимистическая композиция. Поклонники LOUNA имели возможность оценить клип на песню за авторством Даниила Салехова, в съемках которого участвовали мотоциклисты клуба "Hardendudoru", а главную роль сыграл Артур Смолянинов. "Суперхит" - одна из самых не характерных для LOUNA вещей. Каждая строчка полна самоиронии по поводу собственной суперпопулярности. А кто знает, быть может, увиденный героем сон окажется вещим?.. "Тонкая Красная Нить" воплощает мечту о жизни без войны. За ней следует антимилитаристская композиция "Те, Кто в Танке". Это самый пронзительный номер альбома. Эпиграфом к нему звучит фрагмент песни Джона Леннона "All You Need Is Love". Запев - монолог командира-вояки, грубого и жестокого, напоминающего сержанта Дыгало из "Девятой роты". Припев строится на противопоставлении тех, кто в танке, мирным жителям. Для большей реалистичности в музыкальную ткань вплетаются звуки маршировки и автоматных очередей... В CD-версии песни табуированная лексика "замазана", тогда как в предшествовавший альбому макси-сингл "18+" она вошла без купюр. Завершает альбом заглавная композиция, мрачная и тяжелая, как бы подводящая неутешительный итог всему сказанному.

На своем официальном сайте музыканты LOUNA обращались к поклонникам с просьбой прислать креативное фото, на котором они читают одно из произведений, упоминавшихся в творчестве группы. Мне кажется, пора открыть карты, а заодно и себя проверить: в песнях альбома, наряду с упомянутой антиутопией Олдоса Хаксли, содержатся отсылки к роману "Голем" Густава Майринка, стихотворению "Ласточка" Алексея Плещеева, рассказу "Жизнь насекомых" Виктора Пелевина, а также к кинофильму "Девятая рота" Федора Бондарчука и Юрия Короткова, к песням "Наполним Небо Добротой" Юрия Шевчука и "Give Peace A Chance" Джона Леннона...

"Дивный Новый Мир" - альбом, не имеющий никакого отношения к развлекаловке. Это очень глубокая и серьезная работа, ставящая экзистенциальные вопросы. Ответы на которые предстоит искать вдумчивому слушателю.

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 февраля 2017, 08:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002