ГРОМЫКА - "Акробатенька"


(p) Soyuz Music, 2016

Всякий раз, заприметив на музыкальном небосклоне новую звезду, невольно пытаешься вспомнить, на что из уже виденного и слышанного она похожа. В данном случае говорить о какой-либо новизне вообще не приходится хотя бы потому, что проект был рожден от слияния двух известных в Петрозаводске (и немного за его пределами) групп РЕВОЛЬВЕР и SUPERMOTOZOIDS, которым надоело, видимо, тиражировать свои творческие находки прошлых лет и захотелось начать жизнь с чистого листа. Причем РЕВОЛЬВЕР пытался отойти от образа обрусевших THE ROLLING STONES образца 1967 года еще двадцать лет назад в своем безымянном "белом" альбоме, сильно разочаровавшем поклонников именно потому, что все ждали очередной порции ностальгического биг-бита, а получили вполне привычный стеб-рок в духе МАНГО-МАНГО и НОГУ СВЕЛО!. Пришлось вернуться к привычному стилю и кататься по этим рельсам еще долго-долго - пока совсем не надоело.

Сейчас на наших глазах происходит вторая попытка переориентироваться на более взрослую музыку - кажется, более осмысленная и более успешная. Но можно ли сказать, что эта музыка оригинальна и ни на что из прежде слышанного не похожа? Ни в коем случае! Такого добра на нашей сцене имелось даже с избытком на рубеже 80-90 годов. Другое дело, что выросло уже целое поколение любителей русского рока, которому ничего не говорят такие названия как АВИА, НОМ, АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ - я уж не говорю о таких раритетах, как Ы-Ы-Ы или СРЕДНЕРУССКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, чья популярность так и не пошла дальше узкого круга потребителей кассетного самиздата. Авангард с налетом пародии на совковый официоз, шоу отмороженных фриков, карнавал в сумасшедшем доме - все это, с одной стороны, пугало обывателя, привыкшего к застегнутому на все пуговицы Кобзону, и одновременно так хорошо рифмовалось с перестроечной реальностью, что АВИА, например, легко становились участниками новогодних телешоу. Потом жизнь в стране начала налаживаться, и их тихо забыли. Как и большую часть книжного и эстрадного юмора тех лет, ныне кажущегося бредом больного, как думалось - навсегда.

Увы, иногда они возвращаются. Или, может быть, не "увы", а "слава богу"? Ведь должен же кто-то научить нас смеяться над захлестывающим страну ураганом абсурда!

Что такое, собственно говоря, ГРОМЫКА? Это, прежде всего, вокал Максима Кошелева с весьма характерными магомаевскими интонациями - монотонный, подчеркнуто радостный, с настолько утрированной торжественной интонацией, что хоть сейчас выпускай на сцену с песней про Малую землю. Еще - столь же пафосная, духовая секция, нагнетающая атмосферу праздника, но не позволяющая себе ни единой человеческой ноты, как будто в дудки дудят обкуренные роботы. Еще - такой редкий инструмент как Stylophone 350S. Пожалуй, из всех участников оркестра он единственный, кто выражает более или менее естественные чувства: скрипит, гудит, квакает, крякает на все лады. И при этом единственный, кто не стесняется своего чисто человеческого безумия.

Первый же трек "А Я Такой Легкий" похож на мини-оперу из жизни пациентов палаты №6. Громоподобный голос невозмутимо произносит какие-то загадочные латинские названия (скорее всего, просто зачитывает энциклопедию по зоологии), а другой персонаж - простецкий такой, лишенный пафоса, но переполненный жизнелюбием, ему неизменно отвечает: "А я такой легкий, как бабочка, кузнечик, водомерка, стрекоза!" Типа не волнуйся - и будь счастлив! Будьте проще - и люди к вам потянутся, прослывите идиотом - и они от вас вообще не отстанут!.. Если подумать - то это целый философический диспут о том, как надо относиться к жизни, переведенный на язык нашего черно-белого времени, не знающего полутонов и не терпящего чересчур глубоких мыслей, высказываемых вслух.

Второй трек у меня лично вызвал что-то вроде ностальгии по началу прошлого десятилетия, когда в эфир музыкальных радиостанций во время концертов по заявкам очень часто звонили слушатели с просьбой передать для работников предприятия "Водоканал" песню "My Heart Will Go On" в исполнении Селин Дион из фильма "Титаник". Что звучало весьма двусмысленно в дни, когда весь мир рыдал над творением Джеймса Камерона, а наши соотечественники - над очередным летним отключением воды. Вряд ли водоканальщики когда-нибудь услышат то, что им посвятил ГРОМЫКА, на волнах "Европы Плюс", но зато многим из их жертв должен быть предельно понятен персонаж, чувствующий себя кем угодно, но только не человеком. Неплохая, кстати, пародия на отечественный социальный рок, которому совсем не обязательно критиковать власть - можно ведь сорвать зло и на отдельных недостатках работы коммунальных служб.

А вот вообще шедевр - "Паустовский, Бианки и Пришвин". "Раскудрявилась кудря, разрозилась роза. Не расстраивайся зря - вырастет береза. Распушилася пушня, растянулась тяга, расклешилася клешня, зацвела коряга!.. Паустовский, Бианки и Пришвин погулять на природу вышли!.." И все это - под разухабистую частушечную мелодию, под которую только "богатырскую нашу силу" воспевать. А о чем, собственно, речь? Видимо, о том, как хорошо оторваться по полной на троих на лоне природы. И соответствующие имена писателей, умудрявшихся воспевать лесные красоты даже в самые страшные времена, упомянуты не случайно. Хочешь знать, что такое абсолютно оптимистическое, безопасное и при всем при том прибыльное искусство - становись одним из них!

Дальше мы натыкаемся на какую-то плясовую для самых маленьких про слоников, мишек, тигриков и лёвиков. Так же бодро, так же по-русски размашисто, но... где-то на середине композиции начинаешь замечать, что постепенно устаешь от карнавала животных, которому нет конца. И удивляешься уже не маразматическому минималистическому тексту, а тому, что задаваемый ударными ритм спотыкается на ровном месте, словно спьяну, а гитара нет-нет, да и зажужжит почти по-металлически. И когда в следующем произведении - "Не Стесняйтесь", видимо, задуманном в качестве гимна настоящих мужчин, звучит призыв размножаться независимо от профессии и классовой принадлежности, с грустью вспоминаешь, что весь репертуар РЕВОЛЬВЕРА когда-то звал к тому же - но более убедительно, путем полунамеков и фрейдистских аллегорий. А вот от грубого окрика с трибуны вряд ли возбудишься - скорее, съежишься от страха. Какое уж тут размножение?!

Конечно же, перед нами - доведенный до карикатурной избыточности портрет государства, уже не первый год ведущего борьбу с демографическими проблемами. Но... уже не смешно, ибо главная слабость ГРОМЫКИ слушателю очевидна. Группа АВИА компенсировала примитивность чисто музыкальных выразительных средств ярким шоу, отсылавшим зрителя к традициям плакатного пролеткультовского искусства 20-х годов. Группа НОМ, которая могла бы всю жизнь зарабатывать на своем "Поганом Вальсе" баснословные гонорары, в каждый альбом вставляла столько провокационных сюрпризов, столько скрытых и явных цитат из самых разных источников, что смогла безнаказанно морочить голову своей публике на протяжении почти четверти века. А сейчас перед нами группа, у которой все в порядке с общей концепцией, со сценическим имиджем и стилем. Но, как говорил один персонаж ныне уже забытого советского писателя Владимира Дудинцева, "стоять на верном пути и идти верной дорогой - совсем не одно и то же". Мало придумать что-то интересное - надо, чтобы оно еще как-то развивалось. А нам уже целых полчаса поют одну и ту же длинную песню!

И если участники группы не осознают этого и не решат, куда же им двигаться дальше, судьба их вполне предсказуема. Помните, в начале прошлого десятилетия был в моде такой человечек - Макс Раабе, стилизовавший мировые хиты под немецкое кабаре 30-х годов? Жутко его любили наши музыкальные интеллектуалы, считая верхом остроумия - а потом как-то сразу охладели. С писклявыми THE TIGER LILLIES и кое с кем еще, кого вообще упоминать не хочется, произошло примерно то же самое: повертели мы в руках очередную забавную игрушку, полюбовались - и выбросили на свалку истории за ненадобностью. Пока что у ГРОМЫКИ есть время на принятие каких-то судьбоносных решений. Эффект от его неожиданного появления на сцене до конца не выветрился, возложенные на него надежды не сменились на разочарование. Дай бог, чтобы у новой команды музыкальных хулиганов карьера не оказалась бы похожей на карьеру их знаменитого тезки - члена ЦК КПСС Андрея Андреевича Громыко, который когда-то держал в своих руках будущее всего мира, а скончался неприметным пенсионером в очереди в собес.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 09 марта 2017, 19:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004