"Я - Молодой" №32'1996 (О. Арефьева, TEQUILAJAZZZ)


Королева Батакакумбы

На тему смычки рока и попсы рассуждать можно сколько угодно, но есть еще в нашем Отечестве рок-группы, которым опопсение не грозит. Зато и по телеящику они пока не так часто светятся, а на небосводе шоу-бизнеса не светятся вообще - у них другое небо, небо творческой свободы. Полный "улет" народа на их концертах в любых залах значит для этих групп куда больше, чем отдельные вылазки на телеэкран или, скажем, факт выступления на одной сцене с АГАТОЙ КРИСТИ и БРАВО (если уж пригласили в такую компанию).

Ольга Арефьева - лидер московской группы КОВЧЕГ, в которой она - единственная женщина, остальные пятеро - мужчины. Тексты, музыка, вокал, гитара - все это ее, а рок-поэтический диапазон - от антивоенных регги-маршей до пронзительно-женственных строчек песни "Куколка-Бабочка". Когда она поет: "Кожа моя - это я тоже, сегодня секс-танцы под сексты луны, у тебя нет меня, у меня нет кожи, прикоснись - и узнаешь, о ком мои сны..." - это тебе не сексуальничанье эстрадной певички, это уровень подлинной лирической откровенности. В такое надо "въезжать".

Она высокая, худенькая, подвижная, длинноволосая. Родом из уральского городка Верхняя Салда, куда не приезжала уже много лет. В Свердловске училась в музучилище и параллельно преподавала аэробику. В прошлом году окончила Гнесинский институт по классу вокала. Кумиров у нее нет, но любимую собаку породы стаффордшир-терьер назвала Джанис, в честь Джанис Джоплин.

- Скажи, Оля, когда у молодой женщины, творящей в роке, есть голос, вокальная подготовка, музыкальное образование, поэтическая одаренность, умение чувствовать жизнь, то много ли к этому прибавляет внешность?
- Про знаменитую Патти Смит говорили, что она страшноватая. Великую блюзовую певицу Джанис Джоплин признали самой некрасивой девушкой в колледже, где она училась. Но обе они, когда пели, преображались, становились неописуемо притягательными. О себе могу добавить то же самое. Все мое детство, и отрочество, и половина юности прошли под знаком того, что я очень нелепая, неприспособленная и вообще никчемушная. Может, это и стало причиной того, что я стала писать стихи и музыку, особенно остро воспринимать окружающее.

- Как-то в прессе тебя "вписали" в движение хиппи. Ты действительно принадлежала к "системе" хиппи или как-то дистанцировалась от нее, оставаясь выразительницей их жизнеощущения?
- Я и не принадлежала, и не дистанцировалась. Я человек из провинции, получивший пуританское воспитание, и два раза в жизни по-крупному меняла место жительства. И не успевала войти ни в какое движение. Но внутренний интерес, родство душ с хиппи у меня было всегда.

- А как ты пришла к песням, которые можно назвать гимнами пацифистов, - "На хрена нам война, пошла она на...", "Марш-На-Фарш"?
- "Поэт в России - больше, чем поэт". Есть такая глобальная идея, которая мне близка и которая через меня говорит.

- Есть у тебя песни и о наркомании - "Героиния", например. Как ты считаешь, творчество и наркотики - это совместимо или нет?
- К сожалению, это совместимо. Я знаю людей, которые подпали под это ужасное, чудовищное влияние, избавиться от которого даже человеку очень сильному и духовно продвинутому чрезвычайно тяжело. Отсюда и такие песни - я просто насмотрелась на страдания, на то, как это ломает людей. Сама я ни наркотиков, ни алкоголя не употребляю.

- А собственно лирические твои песни - это выстраданный жизненный опыт? Или есть литературные влияния, влияние среды?
- Песни идут всегда раньше, чем опыт. Песни - это такое непосредственное познание мира, минуя разум. Опыт появляется с годами, когда начинаешь свои же песни осознавать и перерабатывать умом. Влияет же абсолютно все, что вокруг присутствует и что каким-то образом меня затрагивает. Но больше всего влияет мой внутренний мир.

- Вопрос традиционный: как рождается песня? Ну хотя бы поэтический образ в основе текста...
- Рождается случайно и между делом. Между "посудой и простудой", между "всегда и никогда" - извини за самоцитату. Но на самом деле это глубоко не случайно, это отражение каких-то более главных, нематериальных процессов.

- Какое из музыкальных направлений, в которых ты работаешь, ты считаешь самым любимым на сегодняшний день?
- Я вообще не мыслю такими критериями. В какой песне больше правды, больше искренности - та песня не просто лучше, она звучит как вспышка, она потрясает. А в каком она духе - не играет роли. Последнее мое увлечение - это когда я делала с нашим басистом русскую народную песню "Ай, Дунай, Мой Дунай". Это для меня самое яркое впечатление от целого трехчасового концерта. Я играла, играла, и все там было - "и жизнь, и слезы, и любовь". Потом мы исполнили эту русскую песню - и я помню, что было со мной и с публикой. Это был улет!

- У КОВЧЕГА вышел первый компакт-диск под названием "Батакакумба". И что оно означает?
- Это появилось как ничего не означающее звукосочетание, просто подпевка. Но потом один очень образованный человек меня спросил: "Почему вы дали своему альбому такое эпатирующее название?" - "Как эпатирующее?" - "Неужели вы не знаете: "какамба" (или "какумба") - по-английски "огурец", а "батака" на одном из тюркских языков - это "жопа". Отличная расшифровка названия!

Александр ФИШМАН


Не экстремальный ТЭКИЛАДЖАЗЗЗ!

Популярность питерской группы ТЭКИЛАДЖАЗЗЗ растет, как на дрожжах, не только в Петербурге, но и в Москве. За последнее время их можно было встретить на фестивале экстремальной музыки "Учитесь Плавать" в конце прошлого года, на фестивале "Поколение-95", где группа стала одним из 4 призеров, в некоторых московских клубах, а также на презентации нового альбома ВА-БАНКЪ - "Живи, Живое" в апреле этого года. В нашем разговоре участвует вокалист-басист Женя и гитарист Костя.

- Вы, как группа, образовались зимой 1993 года. Всегда ли вы ориентировались на экстремальную музыку?
Женя: Никогда, мы совершенно разную музыку любим и слушаем.
Костя: Более того, я эту музыку и сейчас ненавижу...

- Если я вас правильно поняла, вы не считаете, что играете экстремальную музыку?
Костя: Мы играем логарифмическую музыку...
Женя: "Экстремальная" - это уже ярлык, который приклеили, а у нас есть и очень мягкие песни. Я знаю людей, которые нашу музыку экстремальной не считают, а, наоборот, считают, что мы играем поп. Это же все относительно. Для кого-то и АКВАРИУМ - экстремально.
Дело в том, что мы постоянно участвуем в проектах, которые отличаются по музыке ТЭКИЛАДЖАЗЗЗ максимально. Сейчас мы принимаем участие в записи альбома группы КОЛИБРИ, с нашими аранжировками, исполнением на музыкальных инструментах. Главное, чтобы музыка не была подделкой.

- Есть ли у вас любимые виды искусства?
Костя: Каратэ - искусство, правда, боевое...
Женя: Кино, старое и современное, то, где не звучит рок-музыка.

- Как у вас обстоят дела с видеоклипами?
Женя: У нас есть один видеоклип, который является режиссерским дебютом Насти Рахлиной, есть несколько концертных съемок.

- Клип, безусловно, является неотъемлемой частью раскрутки. Однако существует мнение, что группа, играющая достаточно крутую музыку, может дойти до слушателя и без видеоклипа. Что вы думаете по этому поводу?
Женя: Истории известен случай, когда группа, не имея и не снимая видеоклипов, попадала в суперчарты. Пример тому - МЕТАЛЛИКА, которая к 1988 году не имела ни одного видеоклипа и получила "Грэмми". С другой стороны, если говорить о коммерческом смысле раскрутки, то к грядущим и прошлым видеоклипам мы относимся исключительно как к фактам, а не как к способам воздействия на умы и кошельки народонаселения, поэтому мы более трепетно к этим вещам относимся, поэтому, я думаю, у нас их и нет.

- Планы?
Женя: Мы сейчас находимся в процессе записи нового альбома, четвертого по счету. Не очень большой тираж нашего первого CD разошелся практически полностью. "Абориген" - мини-альбом или макси-сингл - продан на 80%. Грядущий альбом выйдет и на компакте, и на кассетах.

Светлана АСТАХОВА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 17 февраля 2004, 14:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Регги Левой Ногги"Старый Пионэр23.04.2001
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Кон-Тики"Игорь Лавинский20.10.2004
РецензииО нашем - о женском (МЕЛЬНИЦА, Арефьева и КОВЧЕГ, УМКА И БРОНЕВИК, Земфира)Naftalin06.03.2007
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Театр"Олег Гальченко20.12.2013
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Время Назад"Олег Гальченко19.05.2015
РецензииОльга Арефьева и КАБАРЕ-КОВЧЕГ - "Джейн"Юлия Боровинская21.03.2016
СтатьиМужественны песни умирающих (Ольга Арефьева & КОВЧЕГ в "T.I.R.-club", Псков, 30.09.2006)Алекс Драйвер11.10.2006
СтатьиНе будем симулировать нормальность или Один концерт Ольги Арефьевой (ЦДХ, Москва, 21.09.2008)Ольга Мельникова29.09.2008
СтатьиОльга Арефьева: Разбор полетовЕкатерина Борисова26.10.2010
СтатьиОльга Арефьева: Нервное окончание человечестваЕкатерина Борисова02.03.2015
СтатьиОт депресняка к оптимизму (Ольга Арефьева и КОВЧЕГ в пабе "Брюгге", Минск, 15.06.2017)Геннадий Шостак22.06.2017
Архив"Рок-Хроника" (Свердловск) №01'1992 (ХРОНОП, О. Арефьева и мн. др.)Старый Пионэр30.05.2007
АрхивМИСТЕР-ТВИСТЕР (разные издания)Старый Пионэр07.12.2005
Архив"Парус" №03'1990 (А. Троицкий, УЛІС, МИСТЕР ТВИСТЕР, РЕФЛЕКС)Екатерина Борисова30.05.2016

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 8 / 0.043