 |
|
|
|
|
Не будем симулировать нормальность или Один концерт Ольги Арефьевой (ЦДХ, Москва, 21.09.2008) За последние полгода я была на двух акустических концертах Ольги Арефьевой и группы КОВЧЕГ. А поскольку через две точки уже можно провести вполне конкретную прямую, то вот вам мои впечатления, мысли и наблюдения.
Ольга Арефьева - личность, конечно, уникальная. Она находит себе применение в любой творческой сфере: музыка, танец, театр, "толстожурнальная" поэзия, поэзия экспериментальная (лимерики, одностишия), стихи для детей, увесистая проза. Разве что фильм не сняла. При этом Арефьева, чем бы она ни увлекалась, всегда доводит любое занятие до совершенства - почти все ее "увлечения" оценены профессионалами и отмечены разнообразными премиями и регалиями.
Первый в этом сезоне акустический концерт состоялся 21 сентября в ЦДХ. На этот же день пришелся и день рождения Ольги Арефьевой, а еще - презентация ее книги "Одностишийа".
На "Одностишийах" остановлюсь поподробнее. Их собрано около 1300, и, будучи удивительно смешными, они также помогают ответить на любой насущный вопрос. В Интернете уже давно размещены программы-гадалки по этой книге, а теперь можно приобрести и саму книгу и гадать до бесконечности. Эта книга - повод для отдельной рецензии, приведу лишь несколько примеров одностиший:
Как утомляет симулировать нормальность...
Как в люди выбились - так нелюдями стали.
Уж зла любовь, ну а козла всё нету...
Нет, я не гений! Только не травите!
Искала себе тело по душе...
Уж если изменять - так сразу многим!
Мы невостребованы. Но и непродажны!
Выигрывал он в русскую рулетку!
Концерт прошел в обновленном составе с новым саундом и в непередаваемо праздничной атмосфере. Ольга недавно вернулась из Индии, в которую, как всякий нормальный человек и музыкант, влюбилась без памяти, и это, видимо, стало причиной кардинального изменения ее настроения. Она не спела ни одной тягучей русской народной песни, которыми изобиловали ее прошлые концерты. Не было тоскливых песен о смерти. Преобладали мажорные и светлые лирические интонации, прозвучало на удивление много новых и весьма примечательных песен - я насчитала пять или шесть. Еще случился праздник на улице самых трепетных поклонников ее творчества - Ольга, обычно не слишком охотно вспоминающая бурную молодость КОВЧЕГА, в этот раз спела три песни, сочиненные в 1988-89 годах и ни в какие альбомы не вошедшие. В свете сложных, сумеречных тонов и туманного мистицизма, все больше окутывающих ее творчество, эти песни невероятно освежили концерт открытостью текста, незатейливой, но очаровательной мелодичностью и задорной оригинальностью ранней Арефьевой.
В составе группы окончательно утвердился Тимур Ибатуллин, который в продолжение концерта "жонглировал" разнообразными нетрадиционными инструментами: чего стоят духовой аккордеон и "гитара-малышка"! А сама Ольга играла на кастаньетах, треугольнике и - поющих чашах, привезенных из Индии. Они издавали неповторимо прозрачный, радужно-хрустальный звук, и когда Ольга исполнила песню "Фарфоровая Девочка" под аккомпанемент этих чаш, зал буквально застыл в нирване.
О концерте Арефьевой невозможно писать объективно, просто перечисляя песни, набор инструментов и характеристики звука "со стороны" - ведь сам концерт до откровенности, до неприличия субъективен, даже интимен. Ольга Арефьева бесцеремонно поселяется внутри, в нутре каждого из зрителей, вместе со звуком и песнями, танцем и театром. Концерты Арефьевой - это не концерты в обычном смысле слова, но грандиозное действо, мистерия, таинство, освоение других миров. И это освоение происходит постепенно и незаметно: в начале концерта Ольга выходит на сцену в обычных джинсах, берет гитару, поет песню - ничто, кажется, не предвещает бури... Но от песни к песне она все больше втягивает, вбирает в себя окружающую жизнь, предметы, зрителей, зазывает, как русалка, в свой странный, нездешний, многоликий мир. Актеры созданного Ольгой театра "Калимба" играют на сцене во время исполнения песен, создавая фантасмагорию, странное безумие, горячечный бред, и делая зрителей полноправными участниками этого умопомрачительного наваждения.
Ко второму отделению Ольга выходит переодетой в причудливый костюм, преобразившейся, уже чувствуя себя хозяйкой, а загипнотизированный зал - своими владениями. Ее костюмы - не кокетство, не вызов, не эпатаж, а часть ее мира, такого странного, причудливого и непохожего на наш. Надевает она дьявольское красное платье или ангельские крылышки, белые банты или рога, или вообще ничего не надевает - все это вещи одного порядка, чужеземного, инопланетного, парадоксального. Перфоманс Арефьевой погружает в трансовое созерцание, которое сначала удивляет, потом проясняет, потом - освобождает и обновляет. Именно ради этого внутреннего освобождения и обновления зрители приходят на ее концерты.
Но, как я уже упоминала, именно последний концерт получился особенно приподнятым по настроению, радостным и фееричным. Было много праздника, конфетти и цветов. Было много тех, кто аплодировал стоя. Удивительно, но все эксперименты и "выходки" Арефьевой не оставляют ее без поклонников. Ольга изменяется - и ее зритель эволюционирует вместе с ней, потому что все, что с ней происходит, она передает вовне через творчество. Группа - органичное ее продолжение, ее сообщники, заговорщики. Вот почему ходят не на концерт КОВЧЕГА - ходят "на Арефьеву", гадая: что она выдумает сегодня, какие неожиданности нам готовит ее следующий перфоманс? Не гадайте, для гаданий есть теперь книга одностиший!
Фото: Игорь КОВИНЬКО
Автор: Ольга Мельникова
опубликовано 29 сентября 2008, 19:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие статьи
|
|
|
|
|
|  |
|