"Рок-Хроника" (Свердловск) №01'1992 (ХРОНОП, О. Арефьева и мн. др.)


«ХРОНОП»
Здесь и сейчас.
«Мелодия» (СПБ), 1991.


ХРОНОП - Здесь И СейчасНе боясь обвинения в ложном патриотизме, утверждаю, что этой группе из Нижнего Новгорода не хватает определенности и законченности, присущей свердловским группам. Не дотягивает она и до неопределенности и незаконченности «Аквариума». Музыка интеллигентна как раз настолько, на сколько вообще может быть интеллигентен рок. Аккуратные аранжировки, интересный, но одноцветный голос - все это усыпляет внимание уже на третьей вещи. В целом альбом оставляет впечатление монологичности - ему не хватает чисто музыкальных контрастов и цепляющих мелодий.

Ю. ГАСИЛОВА


Образ жизни рок-тусовки для меня загадка…

Как таковой известности у нее пока нет. Одна небезызвестность, как сказал бы Венедикт Ерофеев. Но это пока. В ее жизни были и взлеты, и резкие повороты. И только преданность музыке оставалась неизменной. Впрочем, ее имя знакомо многим, кто серьезно интересуется рок-н-роллом уральского разлива. Ее отлично знают завсегдатаи московского Рок-кабаре. Кто-то возможно, еще помнит ее успех на Юрмале-87. На сегодня она - студентка института имени Гнесиных и лидер группы "Блюз-ковчег", родившейся на развалинах старого "Ковчега". Новая команда мало общего имеет с прежней - иная идея, иной состав. Общее - она сама, ее песни, ее музыка и страстное желание раствориться в потоках мелодий и растворить в них нас, тех, кто имеет уши. Ее музыка - свежая кровь в жилы нашего безвременно одряхлевшего, юродствующего и занимающегося самопародией рок-н-ролла. Ее стиль - вольный романтизм, так непривычный сегодня, когда миром правит "весь этот джаз".

Ольга АрефьеваВопрос: - Ольга, твоей музыке трудно найти строгое стилистическое обозначение, и все-таки она тяготеет к блюзу, фолку и барокко. Соединяя их в единое целое, сама ты отдаешь чему-нибудь предпочтение?
Ольга: - Я не стремлюсь соединять ничего ни с чем. Все это стороны моего характера, разные настроения, чувства. Моя музыка - это я, такая какая есть, вместе с противоречиями и раздорами, радостями и победами. И все-таки в новой группе, в "Блюз-Ковчеге", мы объединились под знаменами блюз-рока. Сейчас мне эта музыка ближе всего, от нее я заряжаюсь эмоциями и энергией.

АК: - Значит ты оставила мысли об альбоме "Барокко", над которым работал старый "Ковчег"?
ОА: - Он уже существует в акустическом варианте, записан в дуэте с Еленой Алексеевой в 90-м году... Барокко-рок в том виде, в котором его исполнял "Ковчег", пока отошел на задний план. Новая группа преследует иные цели, а "Барокко" осталось лично при мне.

АК: - Что же все-таки произошло после последнего твоего приезда в Екатеринбург осенью, когда ты успела несколько раз выступить сольно на разных площадках?
ОА: - За это время произошло много событий. Главное - распался "Ковчег", о чем я объявила в Рок-кабаре 29 декабря. Именно этот день был и днем первого выступления группы "Блюз-ковчег", состоящего из новых людей. Как всегда, у меня все происходит спонтанно и неожиданно. Когда я поняла, что "Ковчега" не существует, у меня возникло ощущение краха, огромной потери. Но мне не пришлось возрождаться из пепла. Новая группа возникла в считанные дни, и первые же репетиции дали мне такой заряд энергии, что мне показалось будто я сбросила старую кожу и родилась заново.

АК: - И все-таки ты не отказалась полностью от названия группы, которое отсылает нас к тем ветхозаветным временам, когда поиски духовности не считались чем-то из ряда вон выходящим. Ковчег - слово не случайное?
ОА: - Нет, конечно. Оно заключает в себе идею спасения через музыку, возрождения духа. Кстати, группа "Ковчег" появилась благодаря фестивалю духовной музыки "Пробуждение" (сентябрь, 1990 г.). За две недели до фестиваля после прослушивания организаторы мне сказали: поешь ты неплохо, а играешь - не особенно, хорошо бы найти каких-нибудь ребят. Вот я и нашла скрипачку Людмилу Кикину и гитариста Владимира Симбирцева. У нас ещё не было названия и там мы назвались "Армия спасения".

Ольга АрефьеваАК: - Для "Пробуждения" тебя рекомендовал Сергей Гурьев из "Контр-культуры"?
ОА: - Да. Он видел мое выступление в Череповце на фестивале "Рок-Акустика" и даже определил мой стиль как "классный джизус-рок".

АК: - Оля, расскажи о более древней истории, о Юрмале?
ОА: - То, что было в Юрмале, мне сейчас и самой интересно. Хотела бы я услышать, что я пела, как я пела. Вышла сборная пластинка, я ее даже в глаза не видела. Правда, из трех песен, которые я пела, выбрали, естественно, самую плохую. А вот вещь Пантыкина "Кто ты" - действительно потрясающая. Это было явно лучше всего, что там пелось, но, конечно, не в струе шлягерной ориентации. Поэтому мне пришлось за нее бороться. Увы, у меня не осталось никаких записей с тех пор, как и многие другие работы канули в лету. Исчез и первый рок-альбом.

АК: - К тому времени у тебя уже был контакт с рок-клубом?
ОА: - Да, пела в группе "Раут" Владимира Огонькова. В 85 году (я только что поступила в музучилище) из нее ушли Алина и Антон Нифантьевы, и меня пригласили стать вокалисткой группы. Подготовили целую программу. Что-то мне нравилось, что-то не очень, но все как-то двигалось в лучших традициях рок-тусовки - через пень-колоду. Правда, мне хотелось чего-то большего, но мне говорили: не волнуйся, мол, и так все нормально. Выступали на втором фестивале свердловского рок-клуба, после которого отправились в гастрольную, можно сказать, поездку по мрачным окраинам области. Затем уже успешно развивались.

АК: - ...Затем последовал сольный проект?
ОА: - Почему сольный? Я пела в дуэте с Еленой Алексеевой. Тогда и родился почти весь материал для программы "Барокко". Но понимаешь, я всегда лелеяла мечту о группе. Хотя это и труднее, и сложнее. И материально, и особенно психологически. Трудно собрать и удерживать команду, в которой каждый был бы и яркой индивидуальностью, и членом коллектива.

АК: - Насколько я понимаю, ты всегда жила музыкой. В детстве ты училась в музыкальной школе?
ОА: - Нет. Я поступила в Свердловское музучилище, не зная даже нот. Сдала только что летнюю сессию в университете, за вечер прочитала книгу "Элементарная музыкальная грамота" - и вперед.

АК: - В таком случае, когда же для тебя начала существовать рок-культура, первый толчок?
ОА: - С момента приезда в Свердловск, в 83 году. До этого я не подозревала о наличии этого целого слоя контр-культуры. В первый день, я только вещи принесла, в коридоре общежития встретила человека, который сидя на подоконнике, пел под гитару "Аквариум" и "Зоопарк" вперемешку. Это было как удар молнии.

АК: - Что касается рок-н-рольного духа, то мелодика твоих песен придает ему какое-то новое качество, трансформирует его новое измерение (или хорошо забытое старое). Откуда этот мелодизм?
ОА: - В первую очередь - я вокально мыслю. Для меня песня - это прежде всего мелодия. Одна из сложностей работы с командой в том, что мыслить надо гораздо шире. Как должны звучать бас и барабаны, т.е. то, что является сердцевиной рока, я только теперь начинаю понимать. Сейчас, когда группа нацелена на блюз-роковые формы, и когда меня окружают прекрасные блюзовые музыканты, все стало как-то яснее и четче (в смысле технической стороны исполнения и аранжировки).

АК: - Стихи значат для тебя то же, что и музыка?
ОА: - Они всегда стояли на втором месте. Я не строю на счет себя иллюзий. Хотя по инициативе Алексея Дидурова меня приняли в профсоюз литераторов. Он в меня верит и мои стихи всегда хвалил... Я же просто стараюсь, чтобы они соответствовали музыке, повторяли ее изгибы, рождали дополнительную энергию чувств.

АК: - В твоих стихах часто встречается неразрывная пара - тело и душа...
ОА: - Я все время живу с мыслью - в каких отношениях находится тело и душа? Какой неразрывный и трагический союз противоположностей! Все материальное исчезает. Душа - остается. Что было в мыслях, в творчестве - не стареет и не меняется. Существует вечно. Я недавно поняла, что меня нельзя ограбить. Все мое всегда со мной. Меня нельзя будет убить, если я успею оставить свои песни людям - в записях, в съемках. Поэтому я всегда так тороплюсь жить.

АК: - Веришь ли ты в переселение душ?
ОА: - В бессмертие - да, конечно!

Ольга АрефьеваАК: - Одна из твоих песен называется так же, как посмертная пластинка Дженис Джоплин - "Жемчужина". Не связан ли ее дух с твоей оболочкой? Есть нечто общее в ваших интонациях.
ОА: - Если говорить об интонациях, то когда человек пишет, он, конечно же, не от себя пишет. Что такое человек? Слабое, грешное, ограниченное создание. Но когда человек сочиняет музыку, стихи, занимается творчеством в любом виде, он подключается к какому-то космическому каналу. Он общается с Богом. Так евангелисты записывали Библию. Здесь то же самое. Воспринимаешь то, что льется на тебя. А льется оно на всю Землю. Во все времена. Вполне возможно, что я слушала в какой-то момент ту же волну, что и Джоплин. Художника можно сравнить с цветком на поляне, который воспринимает солнечные лучи, греющие одинаково всю Землю, одинаковые для всех, а перерабатывает их в только ему свойственные краски и запахи.

АК: - Есть ли у тебя кумиры? Кто оказал на тебя влияние?
ОА: - Кумиров нет, но есть увлечения. Сейчас - Кейт Буш. Раньше, конечно, Дженис Джоплин. А еще раньше - Махалия Джексон.

АК: - Повлиял ли на тебя свердловский рок-клуб, музыкально-тусовочные отношения?
ОА: - Понимаешь, я не тусовочный человек. Кроме того, в то время город был для меня чужим. Представь себе девочку из Верхней Салды, которую никто не знает, и она никого не знает. А вообще, у меня определенный круг общения, люди, которые мне нравятся. Это такой особый тип людей, их в толпе сразу видно, они - другие. Образ жизни рок-тусовки для меня загадка. Я верю, что когда-нибудь смогу жить так, как захочу. Мне хочется какого-то такого уединения, слияния с природой, чтобы жить в доме с садом, возле речки, завести собаку, лошадь. У меня никогда не было ни собаки, ни кошки, ни тем более лошади... Но пока я не могу себе этого позволить. Столько всего не сделано, не записано, что иногда становится страшно. И все время появляется что-то новое, иногда даже кардинально меняющее всю жизнь, восприятие чувства. Мне это кажется открытием себя. Вот и в этот приезд одной из моих основных целей было встретиться с моим педагогом Валерием Борисовичем Гуревичем, чтобы получить его "благословение" на то новое, что я сделала. Ведь иногда эксперименты в вокале бывают довольно рискованными для голоса.

АК: - И ты получила это благословение?
ОА: - Да.

Задавал вопросы
Алексей Коршун



«РЕЗИНОВЫЙ ДЕДУШКА» (г. ЧЕЛЯБИНСК)
«ДЕДУШКА ЖУКОВ и БЕЛАЯ ЛОШАДЬ»
(Запись 1991 г.)


РЕЗИНОВЫЙ ДЕДУШКА«Резиновый дедушка» верен себе до конца. Все сказанное в «Авроре» (N 2, 1991 г.) об альбоме двухгодичной давности, полностью можно отнести и на счет свежего материала. Все тот же юмор, демократичность, отсутствие позы. И начиненность под завязку взрывной энергией рок-н-ролла. Только взрыва, жаль, не происходит. К финалу, где-то в районе песни «Все мы тут саперы» (совпадение что-ли?) закал незаметно гаснет. И это единственный недостаток альбома. Грубо говоря, группа звезд с неба не хватает, и Америку открывать не спешит. Если смотреть правде в глаза, то «Beatles», «Rolling Stones» и Боб Дилан возвели великий храм рок-н-ролла еще четверть века назад. Все остальное, от самого углубленного авангарда до самого грубого панка, было и есть не более чем отделочные работы (за очень редкими исключениями). Похоже, «Резиновый дедушка» вполне осознает свое место в этом здании, предпочитая скромный, но крепкий плинтус аляповатой потолочной лепнине. Привычные нонконформистские темы у него подаются под изрядным соусом иронии и кое-где перцем пародии. Поэтому до боли знакомый гитарный рифф «Марины» - не плагиат, а довольно хитрая аллюзия, перекидывающая мост между благословенными днями, когда Рой Орбисон пел «Pretty Women» и нашими не очень солнечными временами. И не удивительно, что британская «Satisfaction» и южноуральская «Ша-на-на» -вещи единого эмоционального уровня. Просто у «Резинового дедушки» «резиновая душа» 60-х.

(4,5 балла)


ГПД (г. Новгород)
«ПЛАТА ЗА НОЧЬ»
(Запись 1991 г.)


ГПДВсем и никому предназначена эта музыка. Простая и мелодичная, она доступна каждому. Но каждый ли уловит всю глубинную ее прелесть за внешне неброской, как бы вневременной формой, основанной на несложных гармониях быта? При склонности к препарированию в непритязательных песнях «ГПД», чрезвычайно изобретательно аранжированных с использованием духовых инструментов, можно вычленить интонацию БГ, умиротворенность «Тамбурина», ненавязчивость «Culture Club», самое тонкое из лирики Борзыкина и многое другое, столь же замечательное. Но, по существу, это абсолютно самостоятельная работа, исполненная так безупречно, что профессионализм даже как-то режет слух, свыкшийся с утверждением «рок без лажи не бывает».

Возможно вся прелесть музыки «ГПД» только в том, что она не застревает в голове, как поп-шлягеры, и не давит на психику, как большинство рок-опусов. Но странное и притягательное ощущение вызывают эти по-джойсовски отрывистые фразы, не претендующие на конкретный смысл, но вполне ясные, положеные на размеренные волны мелодий, будто злость обрела нежность, страсть - покой, а разум - чувственность. По крайней мере, модернизированный в соответствии с ситуацией, сакраментальный протест против «мерзостей жизни» с примесью рефлексии и хиппизма в мягкой транскрипции новгородцев лишен всякой банальности.

(4,5 балла)


СЫРОК - ДА НЕ ТОТ!

Грядущим поколениям рок-журналистов при оценке состояния музыки начала 90-х несомненно бросится в глаза, что новое 10-летие тесно связано с Москвой. Причин тому масса: развитая инфраструктура шоу-бизнеса, средства массовой информации, студии, офисы фирм грамзаписи... В силу этих и многих других причин столица постепенно превращается в рок-н-ролльную Мекку, изрядно потеснив своего северо-западного соседа. Посудите сами: не успел отгреметь «Рок против террора», как все мы съезжаемся на «Индюки-91». А в конце года -непременно - традиционный «Сырок». Отличительная черта фестиваля - отсутствие монстров рок-н-ролла. В основном съехались нераскрученные еще группы, собранные по городам и весям. Натальей «Кометой» Комаровой -энергичной «хозяйкой»«Сырка», главной его движущей силой.

Слухи о новом - IV по счету -«Сырке» начали циркулировать с осени. Чуть позже определились сроки - 14-15 декабря.

Настораживало одно: в последнее время фестиваль взял курс на авангардные изыски рокеров, что невозможно, на мой взгляд, без серьезной работы экспертов, дабы - избежать всяческих спекуляций. Итак - Центральный Дом Туриста, 14 декабря.

По традициям фестиваль был открыт выступлением гостей с берегов Невы, коими на сей раз оказались «Препинаки». Их музыка не страдает засильем социального пафоса и направлена, скорее, на развлечение, чем на серьезное, вдумчивое слушание. В музыке ощутимо влияние Стинга, что сказывалось в отстраненном вокале и прозрачном саунде группы. Все было бы вполне неплохо, если бы не обломы со звуком и недостаток энергии, приведшие к неразберихе на сцене. Аудитория, собравшаяся было «оторваться» быстро села на места. Со стороны создавалось впечатление, что команда отбывает трудовую повинность. Что ж, вот они, последствия лозунга «Я из Питера!», подразумевающего «исключительность». В саунде, в сценической подаче ощущалась некая леность. Не рановато ли, ребята? Программа невыстроена, музыканты чувствуют себя неуютно, а публика, увы, заскучала.

Параллельное кино - еще одно нововведение «Сырка». Впрочем, здесь нужен профессиональный кинокритик, к числу коих я не отношусь.

Две последующие группы - «Оркестр Алеаторики» (Москва) и «Остров Патмос» (Украина) - откровенно разозлили. Первые - солидные дяди критически-среднего возраста - предложили набор традиционных арт-роковых формул начала 70-х. Вторые, - судя по виду, - значительно моложе, занимались тем же, чем и предшественники.

Попытка завладеть умами зрителей не удалась, так как, поняв в чем дело, те успели скрыться в фойе. Хорош «авангард»! Такие тени забытого «прошлого» играют сейчас в любой филармонии. Публика начала разъезжаться по домам. Те же, кто нашел в себе силы остаться (гуманитарную помощь им за это!) были с лихвой вознаграждены выступление группы Макса Ильина (Екатеринбург). Наверное, не один из участников «Сырка-4» не повергался такому жестокому, нескрываемому давлению. Где-то за кулисами говорилось о «гадком утенке», «уровня ЖЭКА». Первыми, кто оттопырили большие пальцы, были аппаратчики, сразу же по достоинству оценившие жесткий ритм-энд-блюз Макса и К.

«Точки над I» были расставлены с первого же аккорда. Мощные гитарные соло и отличное знание традиций (от Хендрикса до Гари Мура и Стива Рэя Воэна) сделали свое дело, убедительно доказав, что живая непосредственная музыка всяко лучше вымученных экспериментов представленного «лоходрома». Жесткие, плотные гитарные соло, казалось, снимут стружку с мозгов присутствующих. Как это было не похоже на обычные представления об уральском рок-н-ролле! В памяти почему-то всплыл «Зоопарк» в лучший свой период. Как знать не провозгласят ли Макса впоследствии «отцом уральской блюз-генерации». А тем временем у сцены лихо выплясывала «Комета», забывшая о своих опасениях и неудовольствии. Макс и К (Нифантьев-Чернавин) тем временем творили чудеса, так что «Чаепитие в горящем доме» пронзительно-щемящий хит - утонул в аплодисментах и реве настолько, что коды было просто не слышно. Следующий номер - последний. «Он посвящен памяти последнего рокера в этой стране - Майка Науменко», - объявил Макс и устало вытер пот со лба.

Признаться честно, я всегда испытывал недоверие к «посвящениям памяти...», поскольку заключено в них некое постыдно-конъюнктурное начало, делающее их похожими на гипсовые бюсты-копилки Виктора Цоя, появившиеся недавно в привокзальных ларьках Москвы. Но в этом случае все опасения были напрасны. Все оказалось без соплей и истерик. На том и закончил Макс первый день «Сырка».

Весть о не слишком удачном «Сырке» мигом разнеслась по Москве.

Весь второй день прошел при почти пустом зале. Ознаменовался он выступлением «ГПД» (Новгород) - группы, к которой я испытываю недавнюю, но изрядную привязанность. Мэйнстрим, отыгранный на хорошем звуке, тексты, с ироничным восприятием действительности, вызвал одобрение журналистской братии и тусовки. Весело и понятно, и аудиторию высчитывать не надо, поскольку эта музыка практически для всех.

«Карма» (Саратов) - сплошная цитата в виде монооперы, «а ля» Рик Уэйкман и прочие архетипы арт-рока, пропущенные через провинциальное сознание. Публика стаей вспугнутых птиц рванулась на выход и затерялась в бескрайних просторах ЦДТ в поисках пива, которое, по слухам, было в одном из буфетов. «Небо-небо» (Челябинск) - ориентировалось на архетипы последних лет - «Cure», «U-2». В глазах зрителей засветился гневный огонек, чреватый весьма неприятными последствиями. Словно услышав немой призыв зала, на сцену, в белых бумажных колпаках неторопливо вышли «Нассъ» из некогда братской Прибалтики. После легендарных «Не ждали» - это, наверное, наиболее интересная экспериментальная группа Эстонии. Кстати, в составе группы один из участников «полку Сойбельманова». «Нассъ» продолжают полистилистическую линию «Не ждали», но в более аскетичной манере. Цикличность музыки, ее неторопливое развитие, заставляла вспомнить «Can», бледная тень которых витала над сценой. Белые колпаки, одинаковые одежды участников, нарочитая серьезность наводили на мысль о некоем мистическом ритуале.

НХАВечерний концерт. Самая высшая точка отсчета - «Передвижной оркестр майора Брауна». Сия многозначительная вывеска скрывала оккупировавший фойе еще один проект челябинского «НХА». Рок-н-ролл, минимализм в духе Филиппа Гласса, конкретная и индустриальная музыка - таков стилистический багаж «Оркестра», создавшего на глазах публики удивительный, полный метафоричности спектакль, веселящий, трогающий и удивляющий одновременно. И как же не хотелось после этого в зал, где пыжились убогие в своих потугах «Чарли Атл» (Баку) и «Коза Ностра» (СПб). Впрочем, финальную точку поставили пензенские «Кенгуру» - на мой взгляд, одно из немногих открытий «Сырка IV». Традиционные схемы в духе новой гитарной музыки, разбавленные звуком аккордеона с привнесением фолковых интонаций... В меру весело, а временами достаточно мрачно. Но неукоснительно-интересно.

На этом все и закончилось.

Народ спешно покидал ЦДТ, не глядя друг другу в глаза. Похоже, что первые серьезные симптомы рок-н-ролльного застоя мы уже получили. А потому в завершение хочу сказать вот о чем. Видимо, наши критерии качества, выработанные во времена андеграунда, безнадежно устарели. И уж коли мы хотим выжить, то мы должны стать предельно жестки в фестивальных отборах. Иначе нам не выжить, а объяснить зрителю, что завтра все будет лучше уже невозможно. Поэтому и проходит основная масса фестивалей при пустых залах, принося устроителям сплошные убытки. И ездить на подобные мероприятия накладно, да и нет желания. Такие вот грустные дела. Думаю, что самое время задуматься.

Михаил Шишков,
спец.корр. «Рок-Хроники», декабрь 1991 г., Москва



КОШК ИН ДОМ
«ПОЛНОЛУНИЕ»
(Запись 1991 г.)


КОШК ИН ДОМНе знаю, знакомы ли «кошкиндомовцы» с альбомом группы «День» трехлетней давности «На Западном фронте без перемен». Если - да, то «Полнолуние», мягко говоря, продолжение традиций, заложенный славной уральской командой. Если - нет, то эта работа лишнее подтверждение древнего утверждения о том, что идеи носятся в воздухе. Альбом выдержан в духе сомнамбулических медитаций. Тексты переполнены глубокомысленными пассажами, типа «О чем жалеть? Разве можно жалеть пить», или «Если нищему нечего ждать, нищий желает спать». Этакий напыщенно-умудренный символизм, который удачно скрашивает стилистическое однообразие материала и констатирует с завораживающей монотонностью вокала. Единственный раз голос вокалиста поднимается от нарочитой холодности до сдержанной эмоциональности в предельно изящной композиции «Сиреневый ангел».

Используя теорию Ино-Мамонова об утилитарности современной музыки, можно определить место этого альбома в жизни мыслящего человека: трудно представить звуковой фон лучшей тембральной окраски для чтения книг Гессе, Оэ или любого другого столь же задумчивого писателя, которого не волнует сюжет и другие беллетристические глупости.

(3 балла)


МОНУМЕНТ СТРАХА.
«ВЕСНА»
(Запись 1991 г.)


Пусть вас не обманет оптимистическое название этого магнитофонного альбома. Его оформление, в котором использовано изображение ворот концлагеря с надписью на немецком языке «Работа делает свободным», не оставляет никаких сомнений и настраивает на садо-мазохистский лад. Столь мрачную иллюстрацию полностью оправдывает рев грешников в постиндустриальном аду, заменяющий у «Монумента» привычную музыку. Этот готический хард-кор, в котором старые знакомые буги и халли-галли лишены невинности и доведены до состояния белой горячки, рожден где-то по соседству с улицей Вязов. Вокал спрятан за стену плача, простите, звука. Слова воспринимаются как бред воспаленного воображения, тем более, что их все равно не разобрать. Поистине, художнику угрожает не безумие, а невозможность безумия, как сказал кто-то из западных апологетов бессознательного творчества. Эстетизация бреда, балансирующая на грани натурального бреда. Шок ради шока? Музыка ужасов? Где ты, Элис Купер? Привет, «Sisters of Mercy».

P.S. Настоятельно рекомендуем любителям острых и чрезвычайно новых ощущений.

(3 балла)


«ДЖАСУС КРЕСТ»
(Запись 1991 г.)

Акустическую программу проекта Славы «Алисы» Задерия, в котором принял участие наш земляк Александр Холкин, трудно воспринимать как традиционный рок-альбом. Скорее это музыкальное эссе на тему «Да, скифы мы!». Нескончаемо печальное повествование о «всероссийской тоске», в устах основателя энергичной «Алисы» и скандального «Нате!» приобретает особый смысл. Ощутимо влияние гения Башлачева, которому поэзия Задерия все-таки уступает в ясности мысли и силе образов.

Впрочем, идея, лежащая в основе этих грустных, слегка стилизованных в азиатском духе песен, вполне доступна. Не так уж сложно провести параллель заката Римской империи, о чем провозглашает патетическая, декларация в средней части альбома, с общественно-политической ситуацией в 1/6 части суши. Рядом с несколько нудноватым текстом аранжировка и исполнение выглядят просто блестяще. Что за прелесть этот акустический саунд! Сколько находок, ласкающих слух звукового гурмана! Следить за мягким, в манере «Смитс», развитием музыкальных тем, за тончайшими интонациями «живых» инструментов наслаждение, сравнимое лишь с разглядыванием деталей на картине-монстре И.Глазунова «Великий эксперимент».

(4,0 балла)


НЭП
«ДИССОНАНС»
(Запись 1990 г.)


Творчество этой команды лежит в фарватере «нововолнового» питерского мейнстрима. Сам термин "мейнстрим" навевает на меня скуку. Как бы профессионально ни играли музыканты, как бы крепко ни была ритмическая основа, слышать в каждой песне удручающее одинаковые жесткие гитарные партии и прямолинейные саксофонные соло - что, собственно, и определяет саунд НЭП'а -занятие не из веселых. Тем более, что рок-публицистика, которой НЭП отдает предпочтение, за долгие годы перестройки изрядно навязла в зубах. В конце концов, Саша Черный восемь десятков лет назад в великолепных рифмах сказал о взаимоотношениях человека и власти все, что можно и даже чуть больше. Положение не спасает и единственный почти хитовый номер «Нет лучше средства», по-панковски едкий, по-чайфовски драйвовый вызов всему и всем.

В нашем брежневском прошлом важное место занимали идиотские конкурсы политпесни (или песни протеста). Если прокоммунистический шлягер «Стоп, стоп, мистер Рейган» развернуть на 180 градусов, то получатся песни НЭП'а, горящие тем же благородным и вполне понятным негодованием. Цель - другая, а принцип - тот же... Скучно, девушки.

(2 балла)


«ЯНУС» В СТРАНЕ СОВЕТОВ

Буквально в течении года у нас в стране точнее - странах - появилось несколько независимых фирм грампластинок. Отрадно? Естественно. Этим материалом мы начинаем наши публикации по животрепещущей теме «винилового» бизнеса. Ситуация на конец прошлого года - как она видится «из-за бугра». В следующем номере - представление «Zona Records», Вильнюс.

Развал в стране винила и молота. Старая большая государственная фирма «Мелодия» больше не знает кому отдаться, чтобы затормозить свое разложение перед лицом независимых фирм. Вчера еще неофициальный андерграунд приготовился занять территорию СССР под ироничным и сдержанным взглядом призрака Виктора Цоя, лидера группы «Кино», погибшего в автокатастрофе 16 августа позапрошлого года.

Последний альбом «Кино»: вышедший пятьюстами тысяч экземпляров в Москве знаменует коммерческое событие: начиная с моделей, реализованных в июле 1991 года Цоем и его группой, запись на пластинку, печать и распостранение были осуществлены вне монополии «Мелодии». На прослушивании этого первого альбома «Нью Ордер» взял верх над «Джой дивижн»: 5:1.

Более махровые приверженцы общества «франко-советской рок-дружбы» смогли вознаградить себя (задержите свое дыхание) «Воплями Видоплясова». Эта группа девизом которой могла бы быть «Анархия в У.К.Раине» гастролировала во Франции с 20 по 30 марта. Между «За счастье дам» и «Мальчиками-мясниками», «Вопли Видоплясова» с блеском выдали несколько трад.укр. (понимать -«традиционные украинские"), достаточно далеких от назидательных симфонических произведений «Мелодии» 60-х годов. Участники и свидетели этих феноменов музыкальной и индустриальной переделки - Ассоциация «Янус» и Жоэль Бастенэр, художественный директор последнего.

- «Янус» на военном русском арго - это перевербованный секретный агент. Не является ли выбор такого названия неудачным?
- Действительно, вначале оно вызвало тревогу у советских официальных лиц, но скоро проявилось истинное значение: это символ двойного взгляда - с Запада и с Востока.
Все началось зимой 1986 года со встречи между французскими студентами, обучающимися в Ленинграде и андерграундом того же города. Нашей целью было тогда позволить известным группам, уважаемым, но отлученным от поддержки, самовыразиться, которые записывали свою музыку на кассетах очень плохого качества.
Ассоциация «1901 Янус» родилась в июле 1988 года. Вслед за появлением альбома «Рокин Совьет» было приглашение на весенний праздник в Бурже трех групп: «Кино», «Звуков My» и «Аукцыона».

- Цели «Януса»?
- Распостранение во Франции музыки контркультуры СССР: в основном через концерты в Бельфоре, в Бурже, турне «Воплей Видоплясова».
С другой стороны, мы хотим экспортировать концерты французских групп, создавая синергетику. Это было в случае с «Нуар Дезир» и «Кино» или на Украине для «ВРП» с «Воплями Видоплясова». Еще мы издали такие диски, как последний альбом «Кино», смикшированный в ноябре 1990 года на студии музыкантами группы и Жаном Такси.

- Почему же не все сделано в СССР?
- Конечно, в Москве есть очень хорошие студии: 32-канальная студия в Центре Стаса Намина, 48-ми у «Видеофильма». Но не хватает инженеров для обслуживания аппаратуры и качественного звука. Поэтому микширование делается в Париже.

- Государственная фирма «Мелодия» умерла, умирает или тяжело больна?
- Ее разложение ускоряется появившейся свободой цен и концом ее монополии на продажу дисков. Официальный сбыт падает, люди больше не покупают дисков, принимаемых как «хочешь-не хочешь», и большие магазины «Мелодии»: похожи на магазины уцененных товаров в субботу в 19 часов. Итак, государственная фирма должна открыть свои заводы для независимых производителей, чтобы избежать или задержать локаут. Но «Мелодия» будет удерживать, как сможет, свое главенство, благодаря доминирующей позиции в каждой отрасли фонографической продукции.

- Какие шаги предпринимают частные фирмы?
- У каждого предприятия своя стратегия. В Москве кооператив «Лава», руководимый лидером группы «Центр» создает и распостраняет через «Мелодию» альбомы некоммерческого рока под вывеской «молодого». В Ленинграде деловые люди выкупили у «Мелодии» линию по производству пластинок и запустили в ноябре фирму «Апрель», позже ставшую «Эрио». В Москве смешанное советско-югославское общество «Интербук» получают дотации от фонографического филиала, который печатает компакт-диски на линиях «Мелодии». Эксперимент, который мы проводим из чувства долга - это работа с Фондом «Виктора Цоя». Его стартовый капитал будет обеспечен доходами трех последних альбомов «Кино», и он позволит раскручивать молодые группы.
Так как магазины «Мелодии» пока широко не открыты (на момент интервью) для распространения дисков независимых фирм, последние адресуются к своим столичным и региональным торговым центрам или через рок-клубы и газетные киоски. «Интербук» и «Эрио» начинают создавать в Москве, Ленинграде, Харькове, Таллине магазины, где находится их собственная продукция, но больше - импортная: американские фэнзины, значки, майки. Но то, что интересует всех частных производителей - это печатать по лицензии западные альбомы.

- А группы, на какие тенденции и течения они разделяются?
- Я скажу, только о настоящих творцах, которые составляют 10 процентов продукции рока. Все остальные являются плохими плагиаторами англо-саксонских тенденций. Именно Ленинград с 1979 года, года создания «Аквариума» Борисом Гребенщиковым, является колыбелью неофициального рока. Дух Ленинграда, социальный по текстам, англо-саксонский по звучанию, породил также «Кино», «Аукцыон», и «Алису». Смерть Виктора Цоя завершила теперешний закат Ленинграда, начатый желанием людей слышать более «национальный» звук. Затем приходит Москва со «Звуками My» и «Центро». Московский дух - дух насмешки, хорошо сочетается с музыкой и более лирической, и более холодной. Несмотря на 700 километров расстояния, группы все были знакомы друг с другом. В настоящий момент город, который держит приоритет, это Киев. Постольку, поскольку перестройка там началась только с 1987 года, все идет более живо. Дух, который там преобладает, это тоже насмешка, но идущая еще дальше. Это вы видели у «Воплей Видоплясова».

- Верно, что вам пришлось отменить восемь концертов из французского турне, которые должны были быть в Париже? Почему?
- 1991 год для музыкальных отношений с СССР не сдержал обещаний последнего квартала 1990 года: СССР создает политический тормоз независимой деятельности, а помощь французских фондов такого рода инициативам четко ограничивается. Эти два фактора могут подвергнуть опасности нашу дальнейшую деятельность.

Жан-Клод Демари,
(«ЮРТ», журнал для рок-бизнесменов, Париж, 1991 год)



...И ВСЕ ПО ТОЙ ЖЕ ГРЯЗНУЩЕЙ ВОЛГЕ

В проекте этого года название плавающего транспортного средства для спуска рок-музыкантов и сопровождающих лиц вниз по «Муттер Волга» звучит несколько иронично для ситуации -пароход «Октябрьская революция». Кайф!

За пару лет эйфория от перспектив реально вмешаться в немичуринское преобразование природы как-то пригасла. (А может быть, просто-напросто утопли где-то на волжских перекатах розовые очки?). Проект носит титул «Рокинформ-92» и (как перечислено в заявке-анонсе делегата):
Основная цель данной встречи - положить начало регулярному обсуждению актуальных и текущих проблем рок и поп-музыки в пост-советский период, создать возможности для обмена идеями, расширения контактов, знакомства с новыми тенденциями, явлениями и достижениями в поп и рок-музыке и связанных с ними форм активности.

РОКИНФОРМ-92 - обсуждение проблем, возникающих на пути от артиста к потребителю, где главным организующим звеном являются фирмы грамзаписи.

РОКИНФОРМ-92 - для фирм грамзаписи - это встречи с новыми дистрибутаторами и промоутерами.

РОКИНФОРМ-92 - мы планируем познакомить Вас с международным опытом. Предполагается участие представителей западного музыкального бизнеса.

Уже подтвердили свое участие: фирмы «FEELEE Records» (Москва), «ZONA Records» («Мелодия» С.-Петербург), Н.Грахов (Свердловский рок-клуб), Л.Захаров ("Комсомольская правда»), Э.Тузмухаммедов («Радио-SNC»).

Темы дискуссий: 1. Артист и репертуар. 2. Поиск молодых талантов. 3. Контрактная система: артист и фирма грамзаписи. 4. Продюсер. В чем его роль? 5. Как открыть фирму грамзаписи. 6. Промоушн продукции через средства массовой информации. 7. Хит-парады. 8. Музыкальные радиостанции и ТВ. 9. Роль музыкальной критики. 10. Продукция получена. Как ее реализовать? 11. Организация и презентация рекламного турне. 12. Контакты с Западом. 13. Студии: цены, качество, компетентность. 14. Что хочет покупатель. Социология вкусов.

Все это удовольствие будет сопровождаться десантами музыкантов на отдельные города Поволжья (начав это 25 мая в Москве) с целью заставить аборигенов в добровольно-принудительном порядке приобщиться к ценностям рок-заразы. В этом активно должны участвовать «Чайф», «Бригада С», «Настя», «Телевизор», «Аукцион», «Агата Кристи», неопознанные пока группы местного назначения, а также ряд агентов империализма, не побоявшихся окунуться в наши бурнокипящие (исходящие паром?) будни, в лице «Киллер Бииз» (Штаты), «Райф» (Италия), плюс еще не помню кто.

Основное отличие, как поясняет Володя Шахрин: «В отличие от «Вол-ги-90», этот проект НЕ благотворительный, а пропагандистский. Тем более, что мы отказались от спонсорства акции предприятиями, которые сами же и гадят на природу».

Ура!

ОМ


Понты Пантыкина

На снимке: на заре туманной юности - Александр Пантыкин (на тот момент экс-«Урфин Джюс») и Егор Белкин21 февраля в Доме Актера состоялась встреча городской общественности с дедушкой свердловского рок-н-ролла -Александром Пантыкиным. Встреча эта была задумана им единственно для того, чтобы убедить еще несколько человек в своей ненависти к музыке. В доказательство использовались многочисленные факты - начиная от школьной рок-группы «Слепой музыкант» и кончая списком постановок ТЮЗа и музкомедии, музыкальная часть которых имеет непосредственное отношение к Пантыкину. Были так же представлены клипы протеже Александра - для ирландской певицы довольно антуражные: Пантыкин и Барбара забрасывают снежками Николая Грахова на фоне границы Европы и Азии.

Сейчас Александр Пантыкин заканчивает работу над балетом (по Шекспиру) и размышляет, что бы ему написать еще: оперу или мюзикл. К сказанному можно добавить, что Александр, по-видимому, добровольно, расстался со своей великолепной шевелюрой.

В. Борисова

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 30 мая 2007, 10:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииХРОНОП - "Любитель Жидкости"Старый Пионэр21.05.2007
РецензииХРОНОП - "Венецианский Черновик"Алексей Анциферов29.07.2009
РецензииХРОНОП - "Двенадцать Писем На Небо"Юлия Боровинская02.12.2010
РецензииХРОНОП - "Сезон Лирохвоста"Старый Пионэр22.05.2012
РецензииХРОНОП - "Сейчастье"Юлия Боровинская01.04.2014
Архив"Молодежная Стрелка" (Нижний Новгород) №06, июль 1996 (ХРОНОП)Екатерина Борисова12.12.2013
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Регги Левой Ногги"Старый Пионэр23.04.2001
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Кон-Тики"Игорь Лавинский20.10.2004
РецензииО нашем - о женском (МЕЛЬНИЦА, Арефьева и КОВЧЕГ, УМКА И БРОНЕВИК, Земфира)Naftalin06.03.2007
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Театр"Олег Гальченко20.12.2013
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Время Назад"Олег Гальченко19.05.2015
РецензииОльга Арефьева и КАБАРЕ-КОВЧЕГ - "Джейн"Юлия Боровинская21.03.2016
СтатьиМужественны песни умирающих (Ольга Арефьева & КОВЧЕГ в "T.I.R.-club", Псков, 30.09.2006)Алекс Драйвер11.10.2006
СтатьиНе будем симулировать нормальность или Один концерт Ольги Арефьевой (ЦДХ, Москва, 21.09.2008)Ольга Мельникова29.09.2008
СтатьиОльга Арефьева: Разбор полетовЕкатерина Борисова26.10.2010
СтатьиОльга Арефьева: Нервное окончание человечестваЕкатерина Борисова02.03.2015
СтатьиОт депресняка к оптимизму (Ольга Арефьева и КОВЧЕГ в пабе "Брюгге", Минск, 15.06.2017)Геннадий Шостак22.06.2017
Архив"Я - Молодой" №32'1996 (О. Арефьева, TEQUILAJAZZZ)Старый Пионэр17.02.2004

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.007