Мужественны песни умирающих (Ольга Арефьева & КОВЧЕГ в "T.I.R.-club", Псков, 30.09.2006)


Честно говоря, до этого концерта я не слишком-то интересовался творчеством Ольги Арефьевой. Представляя её более по ранним альбомам, слыша лишь отрывочные фрагменты записей середины-конца 90-х, я определял её стилистику как что-то между Умкой и Гребенщиковым: этакий синтез хиппистско-реггейной эстетики с налётом аквариумистского барокко плюс периодические уклоны в самые разнообразные направления - от шансона до акустики и православных песен. Не пойти же на концерт, состоявшийся в последний день сентября в псковском "T.I.R.-club"е, было бы большой ошибкой. Помимо возможности ознакомиться вживую с этим во многом загадочным для меня музыкальным явлением, на этом концерте можно было увидеть и ещё одну сторону таланта Ольги, а именно - фольклорную, поскольку выступление состоялось в рамках фестиваля памяти местной исполнительницы народных песен Ольги Сергеевой.

Ольга Арефьева и КОВЧЕГКак и большинство (судя по прессе) концертов Арефьевой и КОВЧЕГА, псковский также начался со своеобразного перформанса. Перед собственно выступлением на большом экране демонстрировался видеоспектакль "Кalimba" с участием самых разных артистов - от мастера странных игр Антона Адасинского до самой Ольги.

Вряд ли возможно достоверно передать ощущения от происходившего на экране. Мрачноватый, бессюжетный сюрреализм, полное отсутствие текста - ни одного слова вообще. Только странная, неестественная, нечеловеческая пластика почти полностью обнаженных людей, - при полном отсутствии не только пошлости, но вообще эротизма; только зыбкие, не остающиеся в памяти декорации стен и строений, средь которых то бьются в экстазе, то словно вязнут в невидимой паутине людские фигуры.
И, конечно, музыка. Музыка подстать действу - полная неидентифицируемых шумов, мрачновато-давящая, лишённая прямолинейной мелодики и словно бы затягивающая внутрь происходящего на экране... Как оказалось позже, по мотивам спектакля смонтирован ещё и замечательный видеоклип на песню Ольги Арефьевой "Оборотень" - на этот раз с текстом. Желающим увидеть это - сюда.

Стоило ли демонстрировать это перед концертом? Не знаю, может быть, и да, а может быть, нужно какое-то специальное оформление (свет, объявление и т.д.). Но факт остаётся фактом: в переполненном, галдящем, ожидающем концерта клубе для значительной части публики спектакль вообще прошёл незамеченным. И даже, когда за 5-6 минут до конца показа на авансцене появилась Арефьева, её вообще не узнали. Картина же была странной и несколько нереальной, словно бы часть спектакля: тонкий, четкий, словно бы на старинных дагерротипах профиль - и этот же профиль, только в зеркальном отображении - рядом, на экране. Такой реальный сюр...

Пётр АкимовНаконец по экрану ползут финальные титры, вспыхивает свет. Под аплодисменты (узнали, наконец!) Арефьева и музыканты занимают места на сцене. В этот раз состав КОВЧЕГА минимален: неизменный Пётр Акимов на виолончели, Михаил Смирнов за ударной установкой, почти полностью состоящей из разнообразных бонгов, и клавишник Сергей Перминов.

Ольга общается с залом. Рассказывает о предстоящей программе, нисколько не рисуясь, сообщает, что Пскову в некотором роде повезло, так как это всего лишь третий концерт КОВЧЕГА в сезоне (по одному концерту было в обеих столицах), и что для неё большой честью было принять приглашение выступить не просто так, но в рамках именно фольклорного фестиваля. Соответственно, сегодня будет много народных песен, но всё же интересно - с какими ожиданиями шла публика на этот концерт, что хотела бы услышать?..

Раздаются названия песен. Выкрикивают многие, и практически не повторяются. Ольга растроганно улыбается:

- Боже, как приятно слышать. Вы не назвали ни одного заезженного хита! Ни одной такой лобовой просьбы! Вы знаете, это очень лестно для меня. Проще всего ведь было заказать "Дорогу В Рай" или "Антивоенную"... Я не буду обещать, но многое из этого мы сегодня постараемся сыграть. Только - одна просьба. Пожалуйста - выключите вспышки в фотоаппаратах! Я просто не выдерживаю, когда вот так, в лицо...

Вспышки, действительно, словно лазерное шоу, не прекращаясь, перехлёстывают свет прожекторов. Ольга продолжает говорить, держа узкую ладонь перед глазами. Снова предупреждение, и снова - ноль внимания. Все, кто пришёл с фотоаппаратами, словно бы чувствуя, что просьба всерьёз, спешат сделать хотя бы несколько кадров, а мимо меня протискивается один из местных журналистов, пряча цифровик и чертыхаясь сквозь зубы о погибшем репортаже...

Концерт всё же начинается. Сразу же дань фольклорной теме - нейтральная народная песня, затем одна за другой свои вещи. Вспышки не прекращаются, Ольга поёт, то прикрывая глаза, то болезненно морщась. В паузах то обещает сейчас же надеть тёмные очки, то слегка растерянно комментирует:

- Нет, ну я сейчас от вас просто убегу...

Трудно сказать - то ли виной всему вспышки, продолжающие разрывать камерную атмосферу в клочья, то ли подбор не самых ярких песен в начале программы, то ли вся группа в целом не взяла резкого старта, - но что-то не так. Вроде бы, всё есть, - но нет магии, обязательной для подобных концертов. И, хотя шквал аплодисментов встречает практически каждую песню, начиная с первой, настоящий концерт начался практически где-то с четвёртой-пятой песни.

Ольга АрефьеваСловно бы что-то включается, и - вот оно. Голос Ольги набирает полную силу, а минимализм инструментального сопровождения становится совершенно незаметным - столь плотным мелодическим орнаментом умудряются переплетать каждую песню музыканты. Как это делается - непонятно, ясно одно: это мастерство, и довольно высокого класса. Звук хорош - каждый инструмент ясно слышен, слова незнакомых песен отлично разбираются (основной для меня критерий). Но... Ольга, похоже, давно уже привыкла к большему:

- Мы всё понимаем, - аппарат не идеален, поэтому будем брать обаянием...

Обаяние, мелодии, чувства - всё через край. Только вживую можно понять - ни одна запись силу вокала Ольги так и не передала... Поёт на пределе возможностей - нет, нет, не своих! - возможностей аппарата. А могла бы, наверное, вообще без микрофона. Становится вполне понятным, почему люди с самыми разными музыкальными вкусами считают голос Арефьевой лучшим женским вокалом русской неформатной сцены. Это объективно.

Пиковые моменты концерта. Сентиментальная, поражающая внешней простотой и глубиной сути вещь "Куколка-Бабочка" ставит зал "на уши". Ольга поёт, покачивая плечами в такт музыке. В конце припев подпевают даже те, кто явно слышит эту вещь впервые, - удержаться невозможно.

- А сейчас я спою песню, которая здесь, на вашей земле, давно уже, наверное, стала культовой, - объявляет Ольга, а музыканты откладывают инструменты.

Народная песня "Кумушки", исполнявшаяся Ольгой Сергеевой. Арефьева поёт а capella - и музыкального сопровождения тут не нужно. Чувствуется, как старательно, как бережно сохранены все интонации первоисточника. Это настоящее, живое - и песня, и исполнение. Пауза после последнего слова - и заслуженные аплодисменты, а Ольга, чуть переведя дух, произносит:

- Наверное, эту песню я теперь буду включать во все свои концерты...

Ольга АрефьеваИ снова звучит музыка. Скуповатая ритмика бонгов с подзвучкой маракасов, переливы виолончели, лёгкая, едва заметная подкладка клавиш, временами добавляющаяся акустическая гитара и замечательный вокал. Справедливости ради нужно заметить некоторую неровность программы - то же самое, что и в альбомах. Притом, что всё отлично слышно, большая часть незнакомых песен сливаются друг с другом и не оседают в памяти, оставляя лишь общее ощущение. Очевидно, не всем песням, при бесспорных плюсах исполнения, хватает яркости. Не хватает не только мне - в зале начинают требовать хитов. Но Ольга, улыбаясь, качает головой:

- Не всё так просто. Сейчас будут песни, которые никто ещё не слышал, совершенно новые. Послушайте...

И снова неожиданный поворот. Трудно разобраться в не самом простом тексте с первого прослушивания, но вот весьма пафосной героики от Арефьевой я точно не ожидал.

Мужественны песни умирающих -
Жаль, что я пока что не из них,
Мужественны песни умирающих -
Трусы остаются в живых!..


Ольга АрефьеваВторая новая вещь - "Театр". Точное название, отражающее не столько смысл текста, сколько суть песни. С помощью всё тех же минимальных выразительных средств музыканты умудряются выстроить целый спектакль. Сильное впечатление. Думаю, новый альбом нужно будет купить обязательно.

Хотели хитов? - получите: "Дочь Человечья". Музыкальное пространство становится ещё более прозрачным, лишь тонкие штрихи мелодии обрамляют голос, который заполняет собою всё. Одна из наиболее сильных, на мой взгляд, вещей Арефьевой. Именно услышав её, можно окончательно убедиться в том, что Ольга - настоящая поэтесса.

В полночь, прикрывшись одеждой из лилий,
Она проходит от двери к двери,
Она может сделать, чтоб её любили
Люди и птицы, рыбы и звери,

От жала пчелы и до жалости cello -
Обо всём расскажет её тело,
Перед тем, как уйти в темноту могилы,
Она сделает так, чтоб её любили!


Концерт подходит к концу. Три выхода на бис, несколько старых песен под занавес. Финал выступления, можно и расслабиться, и пошутить: последняя вещь - "Нимфетка". Всё.

Если честно, двойственное впечатление оставил этот концерт. При безупречном исполнительском мастерстве, притом, что я увидел гораздо большее, чем ожидал, всё же для меня Арефьева, как и на записях, осталась больше исполнительницей, артисткой, чем автором. Наверное, надо будет выбрать время, чтобы познакомиться с её творчеством поближе...

Фото (без вспышки): Рябина

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 11 октября 2006, 17:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (12) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Регги Левой Ногги"Старый Пионэр23.04.2001
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Кон-Тики"Игорь Лавинский20.10.2004
РецензииО нашем - о женском (МЕЛЬНИЦА, Арефьева и КОВЧЕГ, УМКА И БРОНЕВИК, Земфира)Naftalin06.03.2007
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Театр"Олег Гальченко20.12.2013
РецензииОльга Арефьева и КОВЧЕГ - "Время Назад"Олег Гальченко19.05.2015
РецензииОльга Арефьева и КАБАРЕ-КОВЧЕГ - "Джейн"Юлия Боровинская21.03.2016
СтатьиНе будем симулировать нормальность или Один концерт Ольги Арефьевой (ЦДХ, Москва, 21.09.2008)Ольга Мельникова29.09.2008
СтатьиОльга Арефьева: Разбор полетовЕкатерина Борисова26.10.2010
СтатьиОльга Арефьева: Нервное окончание человечестваЕкатерина Борисова02.03.2015
СтатьиОт депресняка к оптимизму (Ольга Арефьева и КОВЧЕГ в пабе "Брюгге", Минск, 15.06.2017)Геннадий Шостак22.06.2017
Архив"Я - Молодой" №32'1996 (О. Арефьева, TEQUILAJAZZZ)Старый Пионэр17.02.2004
Архив"Рок-Хроника" (Свердловск) №01'1992 (ХРОНОП, О. Арефьева и мн. др.)Старый Пионэр30.05.2007

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.012