Введение в белорусоведение (фестиваль "Беларускі Стыль" в Минске)


Белорусская этно-певица Ирэна Котвицкая (экс-Ы.Ы.Ы, AKANA-NHS, JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, ныне - AKANA, KAZALPIN, проект ETHNO FANTASIA, дуэт AGATA) как-то раз в дружеской беседе поделилась со мной заветной мечтой: организовать в Минске этнический фестиваль - сначала республиканского, а затем и международного масштаба. С одной стороны, я морально поддерживал Ирэну, но, с другой, относился к ее начинанию с некоторым скептицизмом: не то сейчас время, чтобы организовывать мероприятия подобного рода.

Но, к счастью, иногда мечтам свойственно сбываться. Первый фестиваль этно- и фолк-музыки "Беларускі Стыль" стартовал 9 июня 2016 года в минском концертном зале "Атлант". И это не одноразовая акция. По замыслу Ирэны, грядет целая серия событий с периодичностью в 3 месяца, куда будут приглашаться и соседи - музыканты стран Балтии, а также Украины и Польши. "Мы хотим создать такое культурное пространство, где могут встретиться музыканты и публика, узнать друг друга, взаимно обогатиться, принять и поддержать свою культуру", - заявили организаторы фестиваля "Беларускі Стыль" в пресс-релизе.

Что до состава организаторов, то всемерную помощь Ирэне Котвицкой оказал известный минский музыкант, аккордеонист и композитор Алексей Ворсоба (экс-JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, ныне - PORT MONE и AGATA). А в роли ведущего на фестивале выступил, как это часто водится, Олег Хоменко - лидер группы ПАЛАЦ...

И вот здесь я вынужден прервать повествование и ненадолго углубиться в дебри эстетики и культурологии. Буду ссылаться на запись передачи "Гасцінец" с участием Ирэны Котвицкой и Алексея Ворсобы, вышедшей на канале "Культура" Белорусского радио 6 июня 2016 года, и на монологи Олега Хоменко (поскольку фестиваль полностью не записывался, мне придется полагаться на свою память).

Олег Хоменко дает стилю следующее определение (привожу дословно в собственном переводе с белорусского): "Стиль - это совокупная система элементов, которые не конфликтуют, а взаимодействуют между собой". Быть может, не слишком академично - зато доступно и понятно. Чтобы ответить на вопрос, что такое белорусский стиль, лидер ПАЛАЦА пообщался со знакомыми стилистами. И получил исчерпывающий ответ. Белорусский стиль - это то, как мы одеваемся в повседневной жизни: китайские джинсы, польский пиджак, кеды белорусского производства...

А что же такое белорусский стиль в музыке?

Слово Ирэне Котвицкой: "Мы имеем в виду, что Беларусь - это страна, которая не обособленно развивается, это страна, которая входит в контекст европейской культуры, шире - культуры мира. Потому что мы - музыканты современные, мы слушаем музыку разных стран, мы используем в своей музыке множество направлений абсолютно современных. Это нойз, эмбиент, неоклассика, еще множество стилей, весьма близких к этно-джазу. И те музыканты, которые с нами на сцене, - это музыканты Беларуси... Мы много путешествуем, много играем с музыкантами из других стран. Но то, что мы несем в своем менталитете, и дух нашей музыки - это именно белорусский стиль... Есть ядро в этом термине. Это белорусскость - то, что закладывается не только на уровне языка, но и на уровне мелодической интонации. И она абсолютно уникальна. Ее не спутаешь с мотивами других стран, даже славянских, даже наших соседей..."

Алексей Ворсоба условно выделил в белорусском стиле три основных направления:
1) корневое (уход в архаику);
2) фьюжн (интеграция белорусской музыки и мировой музыкальной культуры);
3) радикально-экспериментальное (переплетение и взаимодействие самых разных жанровых и стилевых разновидностей музыки - от классики до рока).
В соответствии с этими направлениями будет строиться программа последующих фестивалей "Беларускі Стыль".

Корневое направление белорусского стиля представлял музыкант, композитор и фольклорист Иван Кирчук (экс-ДЗІВА, ныне - этно-трио ТРОІЦА). Мы увидели фрагмент моноспектакля "Дарожка Мая" ("Дорожка Моя"), созданного по следам этнографических экспедиций, в которые Иван Кирчук выезжал на протяжении последних 30 лет. Автор спектакля (он же - главный герой) был одет в белорусский национальный костюм, но при этом демонстрировал собственную коллекцию музыкальных инструментов, приобретенных в разных странах мира - струнных, духовых, ударных. И все они звучали по-белорусски. А еще Иван Кирчук провел нас дорожкой обычаев и обрядов, сохранившихся в белорусской глубинке, спел большое количество песен, собранных и записанных им в разных регионах Беларуси.

Если у меня будет возможность увидеть моноспектакль Ивана Кирчука "Дарожка Мая" целиком, непременно ею воспользуюсь.

На протяжении последующих частей концерта на экраны, расположенные на стенах, проецировался фоторяд, подготовленный Андреем Мицкевичем и идеально гармонировавший с музыкой.

Дуэт AGATA выступал в расширенном составе - с сессионными музыкантами, а потому получил название AGATA & C°. Страна должна знать своих героев, а потому с удовольствием их представлю: Ирэна Котвицкая - вокал; Алексей Ворсоба - аккордеон; Егор Джигало - бансури (индийская флейта), Илона Лесь (экс-FRATREZ, ныне - БИО ИЛОНЫ) - виолончель. Коллектив можно отнести ко второму направлению белорусского стиля - фьюжн: AGATA сочетает белорусский фольклор с эмбиентом и танго. Хотя придирчивый слушатель обнаружит в музыке и латиноамериканские влияния (помимо упоминавшегося танго), и "парижскую песню", и восточные мотивы... Но, повторюсь, в этом интернациональном сочетании доминировало белорусское начало. И такой экзотический инструмент как бансури органично вписывался в белорусскую по духу музыку.

Выступление открывалось юрьевской песней "Зарадзі Божа" ("Уроди, Боже"), которая уже успела стать визитной карточкой АГАТЫ. Не меньшей популярностью пользуется в исполнении коллектива песня "Правяду Русалку" ("Проведу Русалку"), также известная под названием "На Граной Нядзеле" ("На Гряной Неделе"). Затем Ирэна предложила вернуться на три месяца назад и вспомнить Масленицу. Следующая песня так и называлась - "Масленка". После того, как прозвучали "Арол" ("Орел"), "Кумачкі" ("Кумушки") и рождественский кант "Новая Навіна" ("Новая Новость"), Ирэна Котвицкая загадочным тоном произнесла: "Мы для вас подготовили сюрприз". И пригласила на сцену индийскую певицу Нити. Мы услышали дилогию или диптих из двух песен: первая - самая настоящая классическая рага под названием "Хамсадвани", которое переводится с санскрита как "Лебединая Песня". Согласно краткому переводу, сделанному Ирэной Котвицкой, песня поется от лица девушки, которая ждет своего возлюбленного. Вторая - белорусская народная "Песня Пра Вясну" ("Песня Про Весну"), которая по настроению и содержанию консонировала с индийской рагой: ведь весна - это еще и метафора молодости. В конце дилогии Нити и Ирэна устроили потрясающий полифонический диалог. Зрители не хотели отпускать со сцены АГАТУ, и на бис была исполнена белорусская народная песня "Усе Чужыя Людзі" ("Все Чужие Люди").

После 20-минутного перерыва на сцену вышло инструментальное трио PORT MONE в составе: Алексей Ворсоба - аккордеон; Алексей Ванчук - бас; Сергей Кравченко - джембе, сансула, колокольчики. Самые что ни на есть экспериментаторы-радикалы. Их творчество являет собой взгляд на импрессионизм из начала XXI века. В то же время в музыке трио причудливо сочетаются неоклассика и нойз, анимализм и world music, эмбиент и психоделия... Программа PORT MONE состояла преимущественно из новых композиций: "Берег", "Отец", "Нежность", "Всех Скорбящих Радость", "Колыбельная", вальс "Алчевск"... Вспомнили и пьесу "Tune" из альбома 2009 года "Deep")...

Публика вызывала трио на бис. На сцену вышла Ирэна Котвицкая и позвала всех музыкантов, включая Нити. Попросила вывести на экраны текст песни "Зарадзі Божа", предложила зрителям прямо здесь и сейчас разучить ее и спеть. Что и было блестяще сделано.

Итак, фестиваль "Беларускі Стыль" под номером один состоялся. И пусть на нем не было аншлага, - зато сюда пришли настоящие ценители белорусского стиля. И это радует. Хочется сказать большое спасибо Ирэне Котвицкой, Алексею Ворсобе, Олегу Хоменко, всем выступившим и пришедшим. Все было круто!

С нетерпением ждем "Беларускага Стыля-2"!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 июня 2016, 02:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.004