БУЛЬВАР: "Музыка - это дело сердечного пространства"


Минскую команду БУЛЬВАР вряд ли можно отнести к коллективам, чьи песни звучат из каждого утюга. Тем не менее, Михаил Курносов сотоварищи сумел завоевать свое место под солнцем: группа дает концерты, выступает на радио и телевидении, выпускает альбомы.
В эти дни БУЛЬВАР отмечает пятилетие. При этом дебютный альбом "Забытая Погремушка" вышел в 2008 году. Налицо противоречие. Однако чтобы разобраться в хронологии группы, достаточно дочитать интервью до конца.
Почему БУЛЬВАР празднует 5 лет с опозданием? На то была своя причина: осенью прошлого года Михаил Курносов повредил руку и не мог играть на гитаре. Имели место и некоторые сложности технического и организационного порядка. Но теперь все позади.
На мои вопросы любезно согласились ответить лидер БУЛЬВАРА Михаил Курносов и менеджер группы, журналист Марина Савицкая.


Геннадий Шостак: Группа называется БУЛЬВАР. А ведь это слово может вызывать негативные ассоциации и коннотации: бульварный роман, бульварная пресса и т. п.
Михаил Курносов: Для нас это название носит иной, несколько эмоциональный оттенок. Это связано больше с моим детством. Моя бабушка жила и живет на бульваре Шевченко в Минске. Туда меня привозили родители. И я с очень большим трепетом вспоминаю то время. Для меня бульвар - скорее место, где люди встречаются, общаются... Что-то такое теплое, доброе, уютное.

ГШ: На белорусской сцене вы уже не новички. Как ты оцениваешь пройденный путь?
Михаил: БУЛЬВАР именно в таком виде - это уже не просто музыкальный коллектив. Это семья, это друзья, родственные души. Для нас история хронологически начинается с 2007 года. Но в этом составе, с тех пор как сложился наш костяк, мы существуем с 2010 года. Для нас это гораздо важнее.

ГШ: То есть тот период, когда была записана "Забытая Погремушка", вы отбрасываете?
Михаил: Я не отбрасываю. Это был определенный опыт в определенной точке времени и пространства. Спасибо людям, которые в то время были с нами, которые с нами взаимодействовали, с нами играли. Но в нынешнем виде БУЛЬВАР существует пять лет.

ГШ: Вы тогда еще назывались БУЛЬВАРЪ - с твердым знаком.
Михаил: Тогда - да. И назывались так, по-моему, до позапрошлого года.

ГШ: Твое имя известно и в поэтических кругах. Я и в рецензии на альбом "Нужное Подчеркнуть" отметил, что твои стихи могли бы быть опубликованы в одном из литературно-художественных журналов. У тебя даже названия литературны: например, "Забытая Погремушка" отсылает к Михаилу Веллеру. Многие даже выдающиеся представители русского рока кладут музыку на алтарь поэзии. У тебя же этого не происходит. БУЛЬВАР являет собой образец гармонии музыки и слова. Как удается добиваться такого единства?
Михаил: Когда мы еще назывались БУЛЬВАРЪ, работая над альбомом "Забытая Погремушка", мы старались вклеить музыку в подтекст. И, как мне кажется, ничем хорошим это не закончилось. Поэтому мы такими экспериментами больше не занимаемся, и со второго альбома уже все идет в синтезе. И сейчас я очень четко разделяю... я занимаюсь именно текстом. Некоторые называют это поэзией, я называю текстом с рифмой... А отдельно есть песни. Когда песни приходят в голову, как правило, я слышу, как тот посыл, который идет в тексте, можно подкрепить музыкой, продолжить музыкой. И в этом еще огромную роль играют ребята, которые прекрасно меня понимают. Мы много лет вместе и обычно друг друга чувствуем. Поэтому стараемся все это делать в синтезе, что ли. Я думаю, что в музыке математики быть не может. Мы как-то почувствовали друг друга во времени и пространстве. Так получилось. Мы стараемся играть настроением.

ГШ: В свое время Егор Летов отмечал, что огромную роль в становлении его как поэта сыграла экзистенциальная философия, начиная с "Тошноты" Сартра. Ваши альбомы тоже перенасыщены экзистенциализмом.
Михаил: Для меня это отсутствие боязни показывать какие-то свои внутренние страхи.

ГШ: Минувшим летом вы выступили на "Славянском базаре" в Витебске. Не каждая группа вашего формата удостаивается такой чести. Как вам это удалось?
Михаил: В 2014 году мы официально подавали заявку на "Славянский базар". Получили письменный отказ - мол, не подходим по формату. А в прошлом году все было проще: организаторы сами с нами связались, позвали, и мы, конечно же, поехали. Никаких особых магических ритуалов мы для этого не проводили (смеется).

ГШ: Можно поподробнее об этой поездке?
Михаил: Да, конечно. Поездка была замечательная. Мы первый раз выступали на "Славянском базаре", несмотря на то, что наш гитарист Вова родом из Витебска. И мы прониклись атмосферой, которая была праздничной, позитивной. Движуха такая активная. Людей было очень много. "Славянский базар" гудел! Мы ехали тремя машинами. У нас была целая команда, в том числе наш звукорежиссер Андрей Хандогин. Плюс наши витебские друзья, которые нас приютили... Мы везли полностью с собой весь аппарат. Прибыли в пятницу ближе к ночи, получили аккредитацию. Немножко боялись, что погода нам подпортит выступление. Но, тем не менее, высшие силы были к нам благосклонны и в первый, и во второй день, и ровненько на нашем выступлении была прекрасная погода. Что интересно: в первый день, когда мы ставили аппарат, шел дождь. На второй день он даже усилился. А когда мы начали играть, тучи расступились. Как только закончили - дождь возобновился. К тому же мы выступали не на главной сцене, а на улице. Было очень много людей, которые поддерживали. Было очень много импровизации, джема, да... причем абсолютно не запланированного, все это шло от души. Куча эмоций, куча драйва! Очень необычный был концерт. Обычно ведь есть какая-то структура: мы готовимся к концертам, у нас есть план, есть программа. А здесь всего этого не было, все было по ситуации. Наверное, этим нам концерт очень запомнился. Бесценный опыт мы получили в Витебске.

ГШ: А вообще какова география ваших выступлений?
Михаил: От Туличево до Санкт-Петербурга.

ГШ: Расскажи о ваших российских гастролях.
Михаил: Из российских городов были только в Петербурге. В России у нас был запланирован тур, который охватывал Тверь, Тамбов, Воронеж. Все это начиналось с Петербурга. Но, к сожалению, наша иммунная система оказалась не подготовлена к тому, что происходит в Питере. Поэтому на первом концерте наш тур и закончился: мы отыграли концерт, а на следующий день я проснулся с ангиной. Нам пришлось уехать в Минск. Потом еще пять раз съездили с концертами в Питер, в последний раз в сентябре минувшего года.

ГШ: В Питере у вас был сольный концерт? Или кто- то с вами играл?
Михаил: Первый был сольный концерт. Потом мы приезжали, жили десять дней и ежедневно где-то играли по концерту, а то и по два, участвовали в фестивалях. На одном из них заняли первое место. Были концерты и сольные, и с участием других групп. Весной во время очередного визита в Питер мы презентовали сингл "Зима".

ГШ: "Зиму" презентовали весной?..
Михаил: Ну да. Это был сольный концерт.

ГШ: Я имел счастье побывать на уникальном концерте, где вы выступали с, так сказать, сессионным музыкантом, который постоянно входит в ваш состав, но на сцене практически не появляется. Это ваш менеджер Марина Савицкая, она играла на музыкальной шкатулке. Кому в голову пришла эта идея?
Михаил: Почему? Это не сессионный музыкант. Это штатный участник нашей культорологической секты. Не помню, кому пришла идея, но все получилось очень гармонично и замечательно. Вот, мы Марину из закулисья достали, показали людям, познакомили со всеми... Марина ведь - постоянный житель нашего БУЛЬВАРА.

ГШ: Хочу извиниться перед Мариной за такое спонтанно возникшее выражение.
Михаил: На самом деле мы всегда завидовали чувству ритма Марины. Что касается вообще социальной сферы и внешнего проявления БУЛЬВАРА, мы решили проверить, как у нее с чувством ритма на сцене. И были приятно удивлены.

ГШ: Теперь хочу обратиться с вопросом к менеджеру группы...
Марина Савицкая (перебивая): Извини, но тут сразу небольшая поправочка: едва ли меня можно однозначно назвать менеджером БУЛЬВАРА. У нас демократия. И все хорошо (смеется).

ГШ: Раскрутка группы - это тоже искусство, согласись. Мы можем вспоминать Брайана Эпштейна, Малькольма Макларена. А если обращаться к российскому опыту - Сергея Гурьева, который очень много сделал и делает для группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ... А взять ближе - Змицер Назаров и ŚCIANA, Евгений Крук и ДАЙ ДАРОГУ!... Как ты видишь свою роль в расширении аудитории БУЛЬВАРА?
Марина: Я думаю, космос надо осваивать постепенно (улыбается). И опять же - в БУЛЬВАРЕ не только я, но и все участники задействованы в продвижении. Все заинтересованы в том, чтобы команда звучала, выезжала на фестивали, участвовала в теле- и радиопрограммах - в общем, чтобы работа велась по всем направлениям одновременно. Потому что сосредотачиваться на какой-то одной линии было бы неправильно. Тогда теряются все остальные. Нужно, чтобы все было скоординировано. И мы постепенно придем к тому, что у нас все будет хорошо в глобальном понимании, что не только все будут знать, что есть такая команда БУЛЬВАР, но и знать, что такое, собственно, команда БУЛЬВАР. У меня планы большие (улыбается)
.
Михаил: У Марины наши паспорта, и нам приходится ее слушать...
Я в дополнение хотел сказать, что с тех пор, когда создавался БУЛЬВАР, когда записывался тот или иной альбом, и на сегодня, - у нас никогда не стояла глобальная задача себя как-то продать, сделать коммерческим проектом, что ли. Нет, мы имеем другие источники существования, у каждого есть работа. Но в то же время мы занимаемся самым-самым любимым делом в своей жизни. Наша музыка находит отклик. Если у нас появляются новые поклонники, то это колоссальный, реальнейший бонус. И это лучше, чем сказанное спасибо. И мы сделаем все возможное, чтобы достучаться до тех людей, которым это могло бы быть интересно.

ГШ: Вопрос к вам обоим. Как вам видится роль СМИ в освещении творчества группы? Лично я бы построил такую иерархию: Интернет, ТВ, радио, бумажная пресса.
Михаил: В вопросах раскрутки я крайне туп. Я не знаю, как это делать грамотно. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. И что касается Интернета, телевидения, радио или каких-то квартирников - у меня иерархии нет.
Марина: СМИ имеют большое влияние, чтобы выступать посредником между слушателем и музыкантами, чтобы материал, который выдают творческие люди, все-таки доходил до людей. Поэтому задействовать СМИ очень важно. Но говорить о том, что важнее было бы появиться в интернет-издании, чем в какой-то телепрограмме, на мой взгляд, неправильно, некорректно, потому что аудитория у всех разная. Есть люди, которым, может быть, интересна музыка БУЛЬВАРА, но которые при этом не пользуются Интернетом в целях музыкального просвещения. Такая вот у них жизненная позиция: минимум компьютера в жизни, мол, и на работе хватает. Но каждое утро эти же люди включают телевизор, настраиваются на радио, и тогда БУЛЬВАРУ самое время появиться в эфире со своей песней или участием в какой-нибудь программе. Есть приверженцы Интернета, есть приверженцы радио, есть приверженцы телевидения. И с этой колокольни БУЛЬВАРУ было бы полезно светиться везде. Например, когда у нас проходили презентации клипа, сингла, альбома, о нас писали интернет-порталы (в том числе и международные), мы появлялись и в радиопередачах, парни ходили на телеэфиры. Вот только что были на программе "Наше утро" на "ОНТ" (Общественное национальное телевидение - Г. Ш.). Да и вообще композиции БУЛЬВАРА есть в ротации как минимум на радио "Сталіца", "Минск"...

Михаил: И на радиоточке. Однажды прихожу навестить бабушку - и слышу песню из нашего первого альбома "Забытая Погремушка". Я был очень удивлен.
У нас есть планы на 2016 год, когда мы проведем внутреннюю статистику на тему того, какое пространство проявления работает лучше. Спланируем первый концерт как раз таки на публику, эфир на радио. Хотим посмотреть реакцию дальнобойщиков и таксистов на этот концерт. Далее Интернет... Шучу! (смеется)

ГШ: Я сейчас переслушиваю архив авторской программы Михаила Марголиса "Марголис-шоу", которая выходила на радио "City FM" в 2012-2014 годах. Мне попался выпуск с участием Павла Кашина, который представлял свой альбом "Адмирабль". Михаил задал вопрос насчет выкладывания альбома в Интернет. Павел ответил, что тогда уж лучше выбросить его в мусорный ящик. И далее толкнул речь, что отношения между потребителем и музыкантом должны вступить в цивилизованную стадию.
Почему я поднял эту тему: на белорусском портале Experty.by обычно рецензируемые альбомы выкладываются для прослушивания. Но бывают и исключения. Так, Пит Павлов запретил порталу вывешивать треки альбома N.R.M. "Д.П.Б.Ч.". То же самое я обнаружил, когда зашел на страницу вашего альбома "Забытая Погремушка". Там нет плеера. А CD, сколь я помню, выходил на "Вигме"... Какова ваша позиция относительно свободного скачивания музыки в Интернете?
Михаил: Наша позиция по этому вопросу достаточно проста. Во-первых, мы не запрещали выкладывать наш альбом на этом портале. Во-вторых, нас никто не спрашивал.
Что касается Интернета - мы всегда открыты. Мы не собираемся зарабатывать деньги на своей музыке. У нас есть другие источники доходов, и музыка - это скорее дело сердечного пространства, нежели какого-то коммерческого.
Марина: К тому же, если кто-то заинтересуется, где можно скачать композиции команды БУЛЬВАР, то на наших страничках в социальных сетях вы всё найдете.
Михаил: Мы открыты к общению. Там есть наши телефоны. А сейчас мы доделываем сайт группы. Никаких проблем найти нашу музыку и бесплатно скачать.

ГШ: А иные группы дублируют свои альбомы одновременно на бесплатных и платных сайтах или же предлагают при желании заплатить. Тот или иной альбом можно найти на официальном сайте группы и на iTunes. Ведь есть пользователи, которые хотят материально поддержать музыкантов...
Михаил: Мы не против обмена энергией. Музыка, ее создание, ее реализация - это энергия. Деньги - это тоже эквивалент энергии. Если у кого-то появится желание нас таким образом поддержать, мы, конечно же, не будем против. Но такой цели специально не ставим. Банальное спасибо, улыбка, отдача на концерте или денежный эквивалент - мы всегда рады, что наша музыка кому-то нужна и есть какой-то отклик.
Что касается портала Experty.by, я очень уважаю конструктивную критику. Ценю мнение Олега Климова, Дмитрия Подберезского, Татьяны Замировской, готов получить от них тысячу оплеух. Но когда это скатывается до какого-то личностного плана - мне это не интересно. Я в этом не варюсь.

ГШ: Как бы вы отнеслись к экспорту своего творчества? Сколь я знаю, сейчас у украинских лейблов растет интерес к белорусам...
Михаил: Братский народ, почему бы нет?

ГШ: В последнее время получили распространение белорусско-украинские совместные проекты: например, N.R.M. и СКРЯБІН, ŚCIANA и РОЛЛІКС, Полина Республика и ФІОЛЕТ... В ваших головах ничего подобного не возникало?
Михаил: Возникало и возникает. Сейчас мы думаем о сотворчестве с людьми, которые нам интересны и которым могли бы быть интересны мы. Мы на эту тему работаем. Не так давно на эту тему начали думать. Скоро мы в этот вопрос углубимся и предпримем кое-какие действия.
Что касается Киева - мы там раза четыре, наверно, выступали. Прекрасная публика, очень хорошие люди!
Если же говорить о географии в общем - с удовольствием приедем в любое место.

ГШ: Что из зарубежной и отечественной музыки за последнее время тебя впечатлило, потрясло, стало культурным шоком?
Михаил: Я консерватор, мне придется немножко напрячь свои извилины. Сейчас подумаю.
Есть музыка, которую я слушаю постоянно, я от нее не устаю. Например, группа АУКЦЫОН. Я могу ее слушать в любом настроении и каждый раз после тысячного прослушивания находить что-то новое, да, в этом во всем. Все мои клетки поддаются резонированию.
А что касается белорусской музыки... BRUTTO. Я натыкался на огромное количество негативных отзывов с точки зрения музыки. Но, признаться честно, не так давно BRUTTO появились у меня в плеере. И здесь скорее меня интересует не столько музыкальная составляющая с точки зрения формы, сколько некий энергетический посыл, который меня действительно пробирает. А Сергей Михалок - это культовая личность, и я горд, что у нас такие люди есть. Был период, когда я не очень понимал это все. А сейчас моя жизнь немножко поменялась. И здесь дело даже не в оценке последнего альбома или синглов. Музыкант оценивает музыку. Но энергетика - она прошибает, мурашки бегают! Да, мне очень нравится BRUTTO, и я считаю, что это вполне обоснованное логическое продолжение того, чем занимался Михалок в последние годы, во что это вылилось.
Мне очень понравился сингл СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ "Ag". Я очень люблю эту группу, мне все время очень интересно наблюдать за ее творчеством. И мне крайне понравились удачные эксперименты с точки зрения подачи, настроения, работы с музыкальной формой. Очень много раз переслушивал этот сингл, мне очень нравится.
Из украинских люблю ОКЕАН ЕЛЬЗИ. Мне кажется, эта группа уже вписала себя в учебники истории.
Что касается западной музыки, я сейчас жду выхода альбома OLIVER TIMES. Всем БУЛЬВАРОМ мы здесь сошлись во мнении: нам очень нравится их последний альбом. Не знаю, чего ждать от их новой работы, но мне крайне интересно.

ГШ: Сейчас неоднозначные мнения вызывает вопрос о языке. Группам, поющим, например, по-русски вообще заказан путь на некоторые белорусские фестивали. С другой стороны, многие в прошлом русскоязычные музыканты пытаются создавать композиции на белорусском. Достаточно вспомнить недавно вышедший альбом группы NAKA "Мая Малітва". До того Настя Шпаковская писала преимущественно по-русски... А иные журналисты настроены по отношению к русскому языку едва ли не враждебно...

Михаил: Это личная позиция журналистов. Они имеют на нее право. Я могу очень честно на эту тему выразиться. Для меня язык - это средство коммуникации. Главное, чтобы при общении - неважно, на каком языке - люди друг друга понимали. Я учился здесь, в Минске, в русскоязычной школе. К сожалению, мне не хватает знания белорусского языка, чтобы писать на нем тексты, чтобы было удобно. Мне очень нравится белорусский язык с точки зрения фонетики, он очень красивый. Но мне недостает знаний и навыков общения, чтобы выразить какие-то мысли.
Кто-то говорит по-русски, кто-то по-белорусски - замечательно! Главное, чтобы люди друг друга понимали. А какой будет язык - это дело вторичное.

ГШ: Вы бы не стали делать песню на белорусском, чтобы попасть на какой-нибудь престижный фестиваль?
Михаил: Мы сейчас занялись переводами наших песен на белорусский язык. Это скорее для собственного удовольствия и чтобы восполнить пробел в знаниях белорусского языка, навыках владения им. Я пишу на русском. Мне не хватает опыта, чтобы делать то же самое на белорусском. Возможно, я бы этого хотел, но мне удобнее выражать свои мысли при помощи палитры русского языка.
Марина: Я работаю на белорусскоязычной радиостанции. И мне будет очень интересно сравнить звучание одной и той же композиции на русском и белорусском языках. Я уверена, что в них будет разная атмосфера. Это будет чувствоваться. И что в итоге больше будет симпатично нам - это тоже для меня вопрос. Тут подчеркну: когда я говорю "что будет симпатично нам", это не значит "что будет лучше продаваться". Это значит "что на душу лучше ляжет"... Мне кажется, это будет интересный эксперимент.
Михаил: Я еще добавлю, что, например, после выхода сингла "Смеются Иконы" мы перевели песню на белорусский язык. А потом с нами связалась одна переводчица. Она предложила перевести песню на французский. И, опять же, с точки зрения эксперимента мы говорим "да". Мы не знаем, что из этого получится, но почему бы и нет? И мы от этого получаем кайф. Это наше личное творческое пространство. Причем, как странно получается: поешь на русском - ты предатель. Начинаешь петь на белорусском - пытаешься вклиниться в волну белорусского мейнстрима. Поэтому мы стараемся отстоять свое право оставаться в неком таком творческом нейтралитете.

ГШ: Чего ждать в ближайшее время вашим поклонникам, да и просто меломанам, от команды БУЛЬВАР?
Михаил: Мы подготовились к нашему пятилетию. Делаем большой сольный концерт. Работаем над новым материалом, над четвертым альбомом, который, кстати, не будет похож на три предыдущих. Часть материала представим на нашем концерте. И, конечно же, сыграем наши старые песни. Сейчас мы заняты в основном этим. Плюс запланированные концерты...

ГШ: Миша и Марина! Чего бы вы на свое пятилетие пожелали читателям?
Марина: Ну, раз цифра у нас такая красивая, замечательная - пятерочка, то и пожелания под стать будут... Пять лет - возраст, когда тебе хорошо, тебе легко, свободно, беззаботно... И хочется, чтобы это состояние легкости, летучести оставалось в людях с детских лет и до самого зрелого возраста. Но чтобы знания - которые дает в том числе и международный портал Наш НеФормат (улыбается), - накапливались, люди становились мудрее, умнее, грамотнее, но при этом все такими же активными, сияющими и улыбающимися.
Михаил: А я желаю всем слушателям, жителям и гостям нашего БУЛЬВАРА, чтобы круглый год БУЛЬВАР отапливался, чтобы те, кто там живет, всегда чувствовали себя уютно и комфортно, а те заезжие-проезжие, кто сюда попадает, оставались с нами. Мы всегда будем очень рады видеть вас на нашем БУЛЬВАРЕ, на наших концертах.

ГШ: Поднимаю за вас свою чашку с кофе и желаю творческих успехов.

Фото из архива Марины Савицкой и группы БУЛЬВАР

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 11 февраля 2016, 18:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииБУЛЬВАР - "Нужное Подчеркнуть"Геннадий Шостак26.05.2015
СтатьиПесни, стихи, танцы, проводы, похороны... (БУЛЬВАР в рок-баре "Doodah King", Минск, 21.05.2015)Геннадий Шостак29.05.2015
СтатьиТакой уютный бульвар (5-летие группы БУЛЬВАР в клубе "Burlesque", Минск, 12.02.2016)Геннадий Шостак19.02.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.007