Пит Павлов (N.R.M.): "Мы несем с собой надежду"


В ноябре 1994 года одна из первых белорусскоязычных групп МРОЯ трансформировалась в N.R.M. Название расшифровывается очень просто. Это слова, написанные белорусской латиницей: NIEZALIEŹNAJA RESPUBLIKA MROJA ("НЕЗАВИСИМАЯ РЕСПУБЛИКА МЕЧТА или НЕЗАВИСИМАЯ РЕСПУБЛИКА ГРЕЗ). У истоков коллектива стояли Лявон Вольский (экс-NOVAJE NIEBA, МРОЯ, впоследствии ZET и KRAMBAMBULYA) и Пит Павлов (экс-ПОЛЮС, ПОЛТЕРГЕЙСТ и МРОЯ, впоследствии также HARACKIJA/GARADZKIJA и PETE PAFF). В 2008 году Вольский прекратил играть в составе N.R.M., а в начале 2011-го официально покинул группу. Таким образом, коллектив сократился до трио: Пит Павлов - гитара, вокал; Юрась Левков - бас-гитара, вокал; Олег "Алезис" Демидович (экс-HARACKIJA/GARADZKIJA) - ударные, бэк-вокал.

В прошлом году N.R.M. записали альбом "Д.П.Б.Ч.", который собрал, мягко говоря, не очень хорошую прессу. Тем не менее, группа живет и здравствует, на радость друзьям и назло недругам.

7 ноября N.R.M. отметили в Минске 20-летие. По не зависящим от меня причинам я не мог присутствовать на юбилее. Поэтому очень обрадовался, узнав о предстоящем концерте трио в Барановичах. Тем более что 30 ноября приходилось на воскресенье.

Устроителем концерта выступило общественное объединение "Spell sound" в лице Татьяны Макаровой и Максима Малыщицкого. В качестве эксперимента мероприятие проводилось в помещении клуба "Шоколад". Сразу скажу: эксперимент оказался не весьма удачным. Во-первых, в клубе не было никакого оснащения, и Татьяне и Максиму пришлось самим организовывать доставку оборудования. Во-вторых (и в самых главных), клуб "Шоколад" - бывшая общественная столовая - абсолютно не приспособлен для проведения концертов: к примеру, акустика была просто ужасная.

Еще чуть-чуть дегтя. В конце ноября в Беларуси сильно похолодало, а в Барановичах 30 ноября температурный столбик опустился ниже -10°C. Но никакого отопления в клубе не было и в помине. Быть может, администрация заведения решила, что на концерте народ разогреется, а потому лучше сэкономить? Об этом остается лишь догадываться.

Кроме того, как я узнал задним числом, концерт N.R.M. вообще был под угрозой срыва. Чиновники из идеологического отдела Барановичского горисполкома, слышащие звон, но малейшего представления не имеющие, откуда он исходит, потребовали от Татьяны и Максима отменить мероприятие под тем предлогом, что, дескать, N.R.M. - "группа запрещенная". Что же, наши уважаемые идеологи продолжают жить в 2004-м или 2005 году. Газеты читать надо, господа чиновники! Или хотя бы изредка заглядывать в Интернет.

С одной стороны, можно посетовать на малое количество публики на концерте. Как мне впоследствии рассказала Татьяна Макарова, пришли даже не все те, кто заранее купил билеты (к слову, цена билетов была невысокой и составляла предварительно 80.000 бел. руб. ($8 по курсу), а в день концерта - 100.000 ($10)). Мороз, что ли, помешал?.. С другой стороны, можно порадоваться, что зрительский контингент, пусть и небольшой, составляла, как выражается мой любимый журналист Евгений Додолев, "ядерная" группа, то есть те, кто постоянно слушают записи и регулярно посещают концерты своей любимой команды. За столиками почти никто не сидел - большая часть публики заняла танцпол.

N.R.M. подготовили концертную программу, которая называется, как и прошлогодний альбом - "Д.П.Б.Ч.". Кто-то закономерно задастся вопросом: что обозначает эта странная аббревиатура? На самом деле никакой аббревиатуры здесь нет: "Д.П.Б.Ч." - это произвольное сокращение от "да пабачэньня" ("до свидания"). Я бы не сказал, что это удачное название для концертной программы, но уж какое есть. Пит Павлов привез с собой диски. И - о чудо! - было продано аж 10 штук!

После продолжительного саундчека Пит, Юрась и Алезис наконец пригласили барановичцев и гостей города в двухчасовое путешествие по Республике Грез.

Музыкальная стилистика N.R.M. простирается от харда и фолка до панка и гранджа. То ли я слишком субъективен, то ли сработал эффект первого восприятия, но старые вещи N.R.M. в исполнении Пита Павлова слушались с трудом. На мой взгляд, он играет на гитаре гораздо лучше, чем поет. Но, возможно, мне это только кажется...

А народу понравилось. Вступление хита "Partyzanskaja" ("Партизанская") буквально утонуло в оглушительном реве и бурных аплодисментах. Поначалу N.R.M. сосредоточились на "классическом" репертуаре: "Try Čarapachi 2" ("Три Черепахи 2"), "Wulica" ("Улица"), "Kitaj" ("Китай"), "Čystaja-Swietlaja" ("Чистая-Светлая"), "Hudsawiet" ("Худсовет"), "Katuj-Ratuj" ("Мучай-Спасай")... А "Piesnia Padziemnych Źycharoŭ" ("Песня Подземных Жителей") и "Pawietrany Šar" ("Воздушный Шар") пелись, вернее, орались всем залом и сопровождались прихлопами. А вот песни из альбома "Д.П.Б.Ч." - "Mroja Maja" ("Мечта Моя"), "Pramień" ("Луч") и "Na Dałoni" ("На Ладони") - были встречены публикой прохладно (замечу в скобках, что песня "Na Dałoni" далеко не новая, но малоизвестная: она дала заглавие альбому проекта Пита Павлова, название которого пишется то как HARACKIJA, то как GARADZKIJA, а по-русски звучит как ГОРОДСКИЕ). Пит обратил внимание на вялую реакцию зрителей. И все же объявил еще одну сравнительно новую композицию - обработку белорусской народной песни "Kuźnička" ("Кузничка"), дав ей собственное определение "народный металл". А по-моему, обработочка музыкально стоит гораздо ближе к ПЕСНЯРАМ, чем к "металлу"...

"„Легкія" давай! „Легкія-а-а"!" - кричали в толпе. Пит Павлов предложил вместе спеть еще несколько известных и горячо любимых песен. И все, кто как мог, пели "Majo Pakalieńnie" ("Мое Поколение"), "Katliet" ("Котлет"), "Dastała" ("Достало"), "Pra Kachańnie" ("О Любви")... И, идя навстречу пожеланиям трудящихся, N.R.M. сыграли "Logkija-Logkija" ("Легкие-Легкие").

На конец концерта Пит припас для поклонников группы сверхприятный сюрприз - самый настоящий урок пения. Предваряя финальный номер концерта "Try Čarapachi", он разбил публику на два голоса - верхний и нижний, и поочередно разучил припев с каждой партией. "А теперь поем в терцию!" - сказал он. Так Питу Павлову удалось превратить зрительскую публику в красивый двухголосный хор, каждый из участников которого обнаружил недюжинные вокальные способности. Припев повторялся много раз, и всех перло, и никому не надоедало...

Наконец отзвучали финальные аккорды. Но разве может публика так просто отпустить своих любимцев? "Е-ще! Е-ще! Эн-эр-эм! Эн-эр-эм!" - скандировали зрители. "Играем последнюю песню", - согласился Пит Павлов. Заглавная песня "Д.П.Б.Ч." поставила на концерте жирную точку.

Но на этом общение барановичцев с N.R.M. не закончилось. Музыканты любезно согласились дать автографы и сфотографироваться со всеми желающими. А после фото- и автограф-сессии Пит Павлов пообщался с журналистами.

Я заранее раздобыл номер мобильного телефона гитариста N.R.M. (от употребления слова "фронтмен" воздержусь), позвонил, представился и попросил об интервью. Пит пообещал уделить мне время после концерта. Ниже - текст нашей беседы.


Геннадий Шостак: Пит, прежде всего, хоть с опозданием, хочу от себя лично и от имени Нашего НеФормата поздравить N.R.M. с 20-летием.
Пит Павлов: Спасибо.

ГШ: В 1994 году вы вместе с Лявоном Вольским создавали N.R.M. Вы были культовой группой и, хочется верить, ею останетесь. Как ты оцениваешь пройденный путь?
Пит: Мне трудно оценивать путь. Не вижу никакого пути. Я горжусь тем, что делал на протяжении всей своей жизни. Пытаюсь высоко держать заданную планку, которую мы когда-то подняли до небес. Результат даже превзошел все наши ожидания. Ни о каком пути я сказать не могу. N.R.M. - это просто моя повседневная жизнь. Может быть, со стороны она выглядит как путь. Тогда хорошо.

ГШ: Лявон Вольский категорически отказывается комментировать свой уход из группы. Он даже проигнорировал ваш юбилей. И все-таки можно узнать точку зрения на произошедшее нынешнего лидера N.R.M.?
Пит: Во-первых, я не лидер. У нас в коллективе никогда не было никаких лидеров, и сейчас нет. Это зрителям кажется, будто есть некие лидеры. Это как в семье: лидер - мужчина, а на самом деле подкаблучник.
Во-вторых, я понимаю, почему Лявон отказывается от комментариев. Но, со своей стороны, не хочу на эту тему разговаривать. Из двадцати лет Лявон уже шесть лет с нами не играет... Это старая тема. Она мне не интересна. И вообще лучше ее закрыть.

ГШ: Но песни Лявона сохраняются в вашем репертуаре.
Пит: Никаких песен Лявона в нашем репертуаре нет. Это песни группы N.R.M. Ни одной из этих песен сам Лявон не написал. Ни одной!

ГШ: И музыку, и тексты?
Пит: И тексты, и музыку Лявон писал в соавторстве с коллективом. И большая часть песен, которые мы сейчас исполняем, написана преимущественно другими участниками коллектива. Еще раз повторяю: это ошибочное представление, будто есть человек, который пишет все песни. Вот, например, вам кажется, что наш прошлогодний альбом "Д.П.Б.Ч." целиком написал я, например. Сел дома, взял перо и написал. Слова и музыку. А потом пришли какие-то люди непонятные и все это неопрятно исполнили. Это заблуждение. Эти песни - итог многолетней работы четырех человек, а временами еще и больше. Две наши вещи написаны на стихи Михаила Анемподистова, одна прислана по почте Анонимным автором...

ГШ: Какие песни на стихи Анемподистова?
Пит: "25, 26, 27 - Проверка Связи" и "La-La-La-La".

ГШ: А на стихи анонима?
Пит: "Гимн Рок-н-Ролльщика". Человек анонимно прислал нам текст, и мы написали музыку.

ГШ: Насчет "планки". Вот вы выпустили "Д.П.Б.Ч.". На портале Experty.by все авторы единодушно разгромили ваш альбом в пух и прах, сравнив с демо-записью. Переживаешь?
Пит: Нет. Я считаю, что эти люди совсем не разбираются в нашем творчестве. Это именно их мнения. И, судя по тому, какая музыка нравится им, я считаю, что это высокая оценка.

ГШ: Оформление альбома символизирует вашу принадлежность к андеграунду...
Пит: Каждый понимает, как ему хочется. В этом оформлении довольно много смыслов и довольно много коннотаций. Потому что канализационный люк всегда ассоциировался с андеграундом. Канализация находится под землей, и вот эта ассоциация очень прозрачная. А то, что у нас сейчас светлое небо находится в андеграунде, - это и есть мы. Мы немножечко в андеграунде - и мы там. Но мы несем с собой светлое, чистое. Мы несем с собой надежду.

ГШ: Лявон Вольский после ухода из N.R.M. ударился в политику. Достаточно вспомнить хотя бы его последний альбом "Hramadaznaŭstva". А вы, судя по последнему альбому, от политики принципиально далеки.
Пит: Мы никогда не занимались политикой. Мы всегда занимались музыкой. Другое дело - политика довольно часто нас касалась, и разные политики использовали нас в своих целях. Я даже не знаю всех тех людей, на чьих мероприятиях мы играли. Сейчас мы просто более внимательно следим, где нам предлагают играть. Но наша позиция никоим образом не изменилась. Просто я считаю, что, занимаясь музыкой, использовать политическую тематику - нехорошая тенденция. И я сейчас вижу, что большинство людей интересуется не музыкой, а именно этой политической составляющей. Я бы не хотел, чтобы наши слушатели отождествляли нас с какой-то политической силой, с каким-то политическим движением. Мы по определению не принадлежим ни к какой политической партии, ни к какому политическому течению. У нас как у граждан страны есть свои собственные взгляды. Но это наша частная точка зрения. И мы никогда не принадлежали, не принадлежим и не будем принадлежать ни к какой конкретной политической силе, хочу подчеркнуть. Мы не собираемся принимать никаких предложений в этом направлении.

ГШ: А если вас пригласят выступить на Украине, поедете?
Пит: Мы много раз играли на Украине и хотели бы и дальше там выступать.

ГШ: А европейские гастроли? Фестиваль "Басовішча" в Грудеке?
Пит: У нас довольно много европейских гастролей. Но на "Басовішчу" нас не приглашают лет пять-шесть, может, семь.

ГШ: На концерте ты подметил, что публика очень слабо знает ваш альбом "Д.П.Б.Ч.". Как думаешь, почему? Вы его плохо продвигаете?
Пит: Нет. Я думаю, что это естественная ситуация. Люди полюбили нас с теми хорошо известными песнями, и они нас с ними отождествляют. Для того чтобы заставить их послушать новое, надо просто приехать с концертом. Вот сейчас на концерте люди приобрели 10 дисков. Ну, чтобы вы знали, 10 дисков на концерте сейчас не продает никто, сейчас диски вообще не покупаются.

ГШ: А на iTunes вы альбом не выкладывали?
Пит: Не выкладывали. В нашей стране у людей нет электронных денег, и я пока не верю в этот ресурс.

ГШ: А если кто-то захотел бы его купить в России, Украине, Литве, где-нибудь еще?
Пит: Это эпизодические случаи. Мы приедем и продадим.

ГШ: Над чем группа N.R.M. работает сейчас?
Пит: Сейчас работаем над новыми песнями, над акустической программой. У нас очень интересная акустическая программа. В этом году должен выйти трибьют N.R.M., посвященный 20-летию. В 2004 году к 10-летию у нас выходил трибьют "Віза N.R.M.". Сейчас должна выйти "Віза N.R.M. 2". Лучшие молодые белорусские команды делают кавер-версии наших песен. Уже мы получили более 30 каверов. И я думаю, что к концу года их будет очень много. Мы скомпилируем несколько пластинок. Не знаю, получится ли их издать. Потому что сейчас издавать пластинки - не очень благодарный труд. Но будет презентация. И сами N.R.M., наверно, запишут что-нибудь новое для этого диска. К тому же, мы все время пишем новые песни.

ГШ: Чего бы ты пожелал группе N.R.M. в год ее 20-летия?
Пит: В таком возрасте желаешь только физической силы и здоровья (смеется).

ГШ: А читателям?
Пит: Я бы пожелал внимания к тому, что они читают, к тому, что происходит. Потому что в этой информационной лавине, в которой мы с вами сегодня находимся, - и они, и я, и все люди, - очень легко потеряться и щелкать неких котиков, поглощать лапшу, некоторые программы с телевизора... Чтобы разобраться, чему верить, чему не верить, необходимо либо найти некие моральные авторитеты, либо попытаться понять самим.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 25 декабря 2014, 08:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003