ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ - "Вне Игры"


(c) ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, 2015
(p) Отделение Выход, 2015
12 tks./T.t. 45:44


Группе ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ без малого два десятка лет. Ее существование имеет свою специфику: во-первых, группа эпизодически появляется в поле зрения своих почитателей, чтобы дать концерт (или серию концертов) либо выпустить очередной альбом, после чего вновь надолго исчезнуть; во-вторых, каждый последующий альбом записывается обновленным составом.

Сегодня ДМИК можно позиционировать как питерско-московское трио. Нынешнему составу 5 лет. А посему нелишне отметить в скобочках предыдущие заслуги участников: Светлана Чапурина (основатель, автор текстов и музыки группы, ранние инкарнации коей носили названия СТРУП, ХАКЕР и СЪЕШЬ ГРИБЫ) - электрическая домра, вокал; Сергей "Сыч" Сарычев (экс-Ансамбль песни и пляски им. Локтева) - гитара, бас-гитара, труба, бэк-вокал; Станислав Корнеев (экс-ДЕТИ КЕННЕДИ, МАТРОССКАЯ ТИШИНА и МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН) - барабаны.

"Вне Игры" - пятый номерной альбом группы ("Это Пройдет Не Сразу" - не в счет, поскольку составлен из концертных записей). ДМИК не привлекали сессионных музыкантов, в ходе записи прибегнув к многократному наложению звука. К слову, альбом писался в Москве на "Mars Records", домра в двух треках перепрописывалась в Питере в студии Правды; а сводил материал Федор Чистяков.

На концепции альбома следует остановиться более подробно. Однажды Светлана Чапурина услышала от кого-то из друзей английское словосочетание "go out in". Ей объяснили, что это футбольный термин, означающий "вне игры". Она даже использовала его в "Романсе". Впоследствии оказалось, что в английском языке такое сочетание слов невозможно, а "вне игры" переводится как "offside". Тем не менее, название закрепилось, более того, по мнению Светланы, оно наиболее подходящее для альбома. Дизайнер Алексей Воропанов поместил на обложку шахматную доску и лежащие рядом с ней фигуры; впрочем, положение вне игры возможно не только в футболе, шахматах или любом другом виде спорта, но и в жизни.

Те, кто внимательно слушал предыдущий альбом ДМИК "Левая Мечта" (2008), не могли не заметить лаунджевые звучания и легкий крен в сторону панк-шансона. Теперь же, похоже, происходит возврат к исходной стилистике, которую квази-продюсер (как он сам себя называет) группы Сергей Гурьев определял как экзистенциальный панк с элементами хардкора, но на новом, более высоком уровне: мне кажется, ДМИК стали романтичнее, а Чапурина - женственнее. "Шансонная" составляющая во "Вне Игры" сведена к минимуму. Поэзия же Светланы (я не оговорился - именно поэзия!) по-прежнему отличается простотой, емкостью, точностью и ироничностью. Эти слагаемые и определяют ее главное достоинство.

Альбом открывает плясовая "Песня-Мечта". Это философские размышления автора о побудительных силах творчества, облеченные в стихо-песенную форму. И - не только. Ибо где кончаются слова, музыка восполняет недосказанное. В двух проигрышах Светлана Чапурина, солируя на домре, отрывается по полной: в первом цитируются "Страдания" и "Яблочко", а в финальном те же "Страдания" объединяются с "Цыганочкой". Так и хочется ввернуть какую-нибудь высокую фразу, например: "Богатая сокровищница народного искусства служит для художника неисчерпаемым источником вдохновения". Хоть и пафосно, но правдиво. Честно говоря, кавер песни Егора Летова "Сон Наоборот" ("другое название - "Наваждение") пролетает мимо. Не тронул он меня в 2001 году, когда я впервые услышал Трибьют ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, не трогает и теперь, несмотря на измененную аранжировку. Ну не надо было Чапуриной браться за эту песню - и всё тут! Стихи полуроманса-полушансона "Чтобы" Светлана написала в соавторстве с Ингой Павловой, передав пламенный привет обэриутам из наших дней. Поэтический субтекст вступает в непримиримое противоречие с музыкальным. А рифма "телебашня" - "въебашь мне" просто бесподобна!

В одном из интервью Светлана Чапурина призналась, что любит играть блюз. При этом оговорилась: блюз не негритянский, а русский. На мой взгляд, ей это удается. Воистину, там русский блюз, там Русью пахнет.

В акустический сольник Светланы Чапуриной "Кобыль", датированный 1993 годом, входила песня "Блюз О'Какой". Спустя 22 года она была реанимирована. Правда, название сократилось до "Блюза", а текст подвергнут переработке, которая изменила его смысл. И в этом нет ничего удивительного: на момент записи "Кобыля" Чапуриной было в два раза меньше лет, чем сейчас.

В блюзовом ключе решена и кавер-версия песни Евгения Птичкина на стихи Роберта Рождественского "Эхо" (более точное название - "Эхо Любви") из кинофильма "Судьба". Это не первое обращение Светланы к советской песенной классике: еще группой СТРУП исполнялась песня Александры Пахмутовой/Сергея Гребенникова - Николая Добронравова "Нежность", которая впоследствии перекочевала в репертуар ДМИК и вошла в альбомы "Хохот Моцарта" и "Поражение". А текст "Розы" был положен на мелодию песни Александра Морозова "Зорька Алая".

Почти половину альбома составляют песни, построенные на смысловом векторе "я - ты". "Больно", "Романс", "Никогда" и "Почтальон" - любовная лирика по-чапурински, в которой уживаются ирония и печаль. Потенциальный хит - песенка "Джедай" (за название спасибо Джорджу Лукасу). Светлана Чапурина играет с реминисценциями и отсылками. Кроме "Звездных войн" также упоминаются фильмы "Служебный роман" и "Затерянный рай". Когда слушаю эту песню, мне так же хорошо, как и ее героям.

Нынче много говорят об умирании театра, поэзии, искусства в целом. Светлана Чапурина создает свой уникальный театр в одноименной песне. В нем живут и встречаются Уильям Шекспир, Антон Чехов и Фаина Раневская, а репертуар состоит из пьес разных авторов в диапазоне "от Чапуриной Светы до Льва Толстого".

Завершает альбом песня "Я Знаю", героиня которой не просто дает себе низкую самооценку, но подвергает себя жестокому самобичеванию. Быть может, всё не так плохо? На память приходит сократическое изречение: "Я знаю, что ничего не знаю". Так и хочется дать ей совет: будь проще - и люди к тебе потянутся...

Хотя альбом называется "Вне Игры", я воспринимаю его как безоговорочную победу. После семилетней паузы ДМИК вернулись к своим поклонникам, пусть и с радикально обновленной ритм-секцией. А представляемая работа показывает, что зрелый этап творчества Светланы Чапуриной достиг своего апогея.

Заказать диск

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 июля 2015, 20:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиВсё в красном (ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ в клубе-музее "Котельная Камчатка", Петербург, 4.12.2011)Анна Сусид13.12.2011

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.003