Артемий Троицкий: "Основная задача современной музыкальной журналистики - компетентная Интернет-навигация"


В своей энциклопедии "Рок-музыка в СССР" 1990 года выпуска Артемий Кивович Троицкий писал: "Освещение рока в большой прессе страдает рядом недостатков: неоперативность, поверхностность и ориентация преимущественно на наиболее популярных исполнителей. Дефицит информации для знатоков компенсируется номерами многочисленных самодеятельных журналов. Таковые выпускаются почти всеми рок-клубами, а также многими рок-фанами".

С тех пор прошло более двух десятилетий. Рок-самиздат давно стал историей, да и "большая пресса" понемногу исчезает из поля зрения. Чудо цивилизации под названием Интернет стало привычной и неотъемлемой частью жизни большинства народонаселения планеты.

О том, что сейчас представляет собой музыкальная журналистика и продолжает ли она вызывать интерес у меломанов, мы поговорили с Артемием Троицким. Поговорили недолго, но, по-моему, весьма продуктивно.


Татьяна Ежова: Насколько, на ваш взгляд, рок-самиздатовская пресса в те годы способствовала популяризации того, что происходило в музыкальной жизни отдельно взятых городов Советского Союза? Оказывала ли она влияние или просто была частью того рок-движения?
Артемий Троицкий: Рок-самиздат имел огромное влияние на все те процессы, которые происходили. Рок-самиздат - это фактически был тогдашний Интернет. Естественно, рока не было ни на радио, ни на телевидении. Концерты уже проходили, потому что это, слава богу, времена перестройки и гласности, но информации не было. И как раз всё это - формация, полемика, обмены мнениями, фановская возня - выливалось на страницы рок-самиздата. Именно поэтому этих журналов выпускалось так много и они были исключительно влиятельными, невзирая на их небольшие тиражи. Я думаю, никогда с тех пор музыкальная пресса у нас не была настолько влиятельной и качественной. Все разрозненные профессиональные глянцевые музыкальные журналы, которые пришли этому на смену в 90-е и нулевые годы, с точки зрения журналистики, с точки зрения качества интеллектуальной, литературной подачи материала, конечно, и в подметки не годятся тогдашнему самиздату. Тогда люди, во-первых, действительно выкладывались. А во-вторых, они писали именно то, что хотели, невзирая на редакторов и на формат. Я уж не говорю - невзирая на рекламодателей, которые, к сожалению, на современную журнальную прессу имеют решающее влияние.

ТЕ: Что вы можете сказать о нынешней музыкальной журналистике? В частности, об Интернет-журналистике. Насколько она, в отличие даже от тех же глянцевых музыкальных журналов, близка или далека от рок-самиздата?
Артемий: Я уже сказал, что наши музыкальные журналы от рок-самиздата далеки максимально, потому что они выполняют определенный заказ и соответствуют определенному формату. Это рецензии, это какие-то портретные статеечки, интервью - как правило, заказные, - и так далее. Правда, в русском "Rolling Stone" бывают иногда интересные материалы, которые напоминают те веселые времена, когда у нас был самиздат. В "Rolling Stone" есть рубрика, публикующая интервью, когда интервьюеры сами напиваются и также напаивают интервьюируемых. Эти интервью всегда очень большие, и можно проследить, как сперва трезво спрашивающие и собранно отвечающие люди постепенно скатываются к пьяным веселым откровениям.
Но, в общем и целом, аналогом рок-самиздата конца 80-х - начала 90-х годов, конечно же, может считаться Интернет. Хотя у Интернета есть одно большое отличие: в нём практически полностью отсутствуют серьезные аналитические статьи. Интернет, в основном, откликается на события. Это репортажи, какие-то отклики, рецензии, короткие интервью, описания тусовок. Всё довольно быстро, коллажно, импрессионистично. Кайф или отстой. И - точка, приехали. Получается, что в Интернете просто не востребован тот тип материалов, который очень любили в рок-самиздате: серьезные, концептуальные статьи. Статьи с анализом творчества, с попытками сопоставить рок у нас и на Западе, понять его смысл, предназначение. Короче, ставящие перед собой какие-то серьезные вопросы. Их отсутствие, в первую очередь, связано с тем, что изменилась роль рока и отношение к року. На Западе в 60-х и 70-х годах, у нас в 80-х рок вызывал максимально трепетные чувства, такие квазирелигиозные, и, соответственно, требовал к себе вдумчивого, максимально серьезного отношения. Сейчас, конечно, это не так. Может быть, ещё есть оазисы углубленного интереса к рок-музыке, но лично мне таковые не попадались уже много-много лет. И книги о роке сейчас практически не выходят, потому что зачем говорить о явлении, которое уже очевидно прошло свой пик и теперь спокойной пасется на таких вот вальяжных пастбищах, где нет ни великих вершин, ни глубоких ущелий. Нормально, ровненько, сыто-профессионально и, как правило, скучно.
Слава богу, что рок пока не постигла та же участь, что и джаз, который просто выродился в скучнейшую салонную музыку, такой музей имени самого себя. В роке есть ещё живые настроения. Другое дело, что он и моложе джаза лет на тридцать, так что, может быть, скоро и его постигнет такое же салонно-филармоническое будущее.

ТЕ: Сейчас очень популярно слово "неформат". Его используют где только можно и нельзя. Но, на мой взгляд, неформат был как раз тогда, лет 25 назад. В частности, в рок-самиздате. Неформат - это когда никто толком не знал, как делать, и делали, как говорится, от фонаря. Что такое сейчас неформат и вообще есть ли он?
Артемий: Я лично считаю, что слова "неформат", "формат" давно уже в значительной степени утратили не только свою актуальность, но и вообще смысл. Изначально "формат" - это то, что касается музыкального радио. Ротации и прочие гнусные приемчики коммерческого музыкального радио. Оттуда оно и пошло. Вас взяли в ротацию, значит, вы в формате. Не взяли - значит, вы в неформате. Но дело в том, что коммерческое музыкальное радио в настоящее время идет ко дну топориком. И я полагаю, что скоро музыкальных радиостанций в мире вообще не останется, потому что это никому нафиг не надо. И место музыкального радио займут Интернет-подкасты или какие-то другие Интернет-формы музыкального вещания. Радио уже проехали. Само понятие "формат" сейчас мало кому нужно. Скажем, лет десять тому назад популярнейшей жалобой среди российских музыкантов, которые всегда отличались любовью к неформату, было, что вот, мол, мы неформат, нас не берут на какое-то убогое "Наше Радио" или "Радио Максимум". На телевидение тоже не берут. Увы и ах, что же делать? И, соответственно, размазывались слезы, слюни и посыпались головы пеплом. Сейчас этих жалоб нет вообще. Более того, у меня время от времени возникают оказии с тем, чтобы кого-то из своих знакомых музыкантов вытащить на телевидение или на радио. А они мне говорят, дескать, нам это нафиг не надо. Нам вообще нечего делать на радиостанциях и на телевидении. Причина очень простая: аудитория этих музыкантов телевизор не смотрит и коммерческое радио не слушает. Точка. Поэтому группе БАРТО или, скажем, ветеранам Мише Борзыкину, Васе Шумову вообще насрать на все эти радио, форматы и ротации. Их публика существует уже совершенно в ином измерении. Это измерение, в первую очередь, Интернет - YouTube и тому подобное. А второе - живые концерты и иногда пластиночные релизы. Всё. Телевидение, радио и вообще само это понятие "формат" больше для нормальных музыкантов не существуют.

ТЕ: Может ли сейчас молодая российская группа обрести популярность через Интернет? Возможности, по сравнению с теми, которые у нас были, просто невероятные.
Артемий: Интернет - сложная история. Это типичная палка о двух концах. С одной стороны, Интернет предоставляет безграничные возможности, о которых даже и мечтать было невозможно. Вот вы записали музыку, причем не в какой-то студии Дворца пионеров или на фирме "Мелодия", а у себя дома в спальне с идеальным качеством на 128 дорожек. А потом выложили её в Интернет, не выходя из квартиры. И пожалуйста - ваша музыка доступна в диапазоне от Австралии до Исландии. Это один конец палки, очень сладкий. А второй, который очень горький, заключается в том, что, естественно, Интернет - это гигантская яма или огромный стог сена, в котором сложно что-либо найти. Навигация в Интернете, как в нашем, так и в зарубежном, осуществляется, на мой взгляд, очень коряво и очень проблематично. Я, в общем-то, профессионал по части копания в Интернете и выуживания интересной музыки, поэтому могу сказать, что очень трудно находить то, что в самом деле интересно. Если раньше, когда вы приходили в пластиночный магазин, нужно было в поисках интересной музыки перерыть пачку из ста дисков, то теперь ради такого же результата надо перерыть десять тысяч Интернет-файлов. Это адская работа и это очень сложно. Поэтому, естественно, с одной стороны - да, вы можете по щелчку пальца зафиксировать свое полное присутствие в Интернете, но, с другой стороны, как свое присутствие продвигать, как дать знать о себе всем заинтересованным - это очень сложно решить.
Я думаю, что основная задача современной музыкальной журналистики на сегодняшний день и в будущем - как раз эффективная и компетентная Интернет-навигация. Пока что, к сожалению, этого почти не происходит ни у нас, ни в Америке, ни в Европе.

P.S: В процессе работы над этим материалом я в какой-то момент представила, что интервью проводилось для рок-самиздата. И услужливая память подсунула мне полузабытые нюансы той рукотворной деятельности. Во-первых, запись бы шла на кассетный диктофон, одолженный у доброго приятеля-журналиста. Во-вторых, печатала бы я это интервью на старом черном "Ундервуде". Четыре или пять закладок через копирку - в зависимости от качества копирки. В-третьих, по ходу текста наверняка появились бы глубокомысленные комментарии в скобках под кодовым названием "примечание машинистки". В-четвертых, в поисках фотографии я бы звонила в Москву знакомым фотографам и, вложив в голос как можно больше загадочности, просила бы их поделиться богатствами фотографических архивов...

Можно набрать нюансов на "в-пятых" и "в-шестых", и все они будут подтверждением упрямства и увлеченности тогдашних рок-самиздатчиков. Хотя, конечно, никто из нас тогда не отказался бы от возможностей тиражирования, которые нынче предоставляет всемогущий, хотя и всеядный Интернет.

Перефразируя Тома Уэйтса, мы тогда обожали устраивать сцены. Мы создавали ситуации, чтобы потом о них написать. Перемешивали слова интервьюируемых с собственными чувствами и воспоминаниями...


Фото: Николай ЕЖОВ

Автор: Татьяна Ежова
опубликовано 06 ноября 2012, 02:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАртемий Троицкий - "Poplex"Геннадий Шостак18.05.2010
СтатьиВысадка диверсанта (А. К. Троицкий в Сарове, ноябрь 2002)Старый Пионэр24.12.2002
Архив"Московский Комсомолец" 19.06.1992 (М. Пушкина, Д. Шавырин, А. Троицкий)Старый Пионэр08.02.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 14.02.1990 (А. Троицкий)Старый Пионэр17.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 27.01.1989 (А. Троицкий)Старый Пионэр29.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 10.02.1989 (Д. Шавырин vs А. Троицкий)Старый Пионэр30.04.2008
АрхивСнова в СССР (рецензия на книгу А. Троицкого)Екатерина Борисова19.10.2012
Архив"Аргументы и Факты", сентябрь 1994 (интервью с А. Троицким)Екатерина Борисова05.08.2013
Архив"Смена" №12(1490), июнь 1989 (А. Троицкий о советском роке на Западе)Екатерина Борисова27.10.2014
Архив"Парус" №03'1990 (А. Троицкий, УЛІС, МИСТЕР ТВИСТЕР, РЕФЛЕКС)Екатерина Борисова30.05.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003