"Аргументы и Факты", сентябрь 1994 (интервью с А. Троицким)


А. Троицкий: "Нынешний российский рок-н-ролл мне неинтересен"

Представлять Артема Троицкого не нужно. Это все равно что представлять почтенной публике рок-музыку.

- Я всегда считал себя современным классиком. С этим ощущением и начал писать свои труды в возрасте 19 лет. Думаю, что после моей смерти их оценят, наконец-то, по-настоящему! Все-таки ссылки в дипломных и курсовых работах студентов - это ещё не все, чего я заслуживаю. А если серьезно, полагаю, что труды мои будут забыты напрочь уже в ближайшее время. И мне странно, что до сих пор ещё кто-то вспоминает их, представляют меня как музыкального критика, автора или журналиста. По-моему, сейчас я уже известен больше как телеведущий...

О себе, любимом...

А существовал бы вообще русский рок, не будь этого вальяжного, снобоватого на вид, такого "не русского" Троицкого? Наверное, да. А уж рок западный-то точно. Но только на Западе, там. Существовал бы и наш, но только "редкая птица" долетала бы до середины Днепра, то бишь до по-настоящему большой аудитории. Такой человек должен был появиться. Его просто следовало "придумать", отыскать. И корреспондентке журнала "Ровесник" подвернулся Троицкий, который вел в те времена первую в Москве дискотеку. Так он стал первым и на журнальных страницах, начав уже посредством слова знакомить нашу изголодавшуюся публику с "буржуазной заразой".

- Мое чувство протеста против официальной культуры шло не от неприятия коммунистической доктрины. Скорее это было снобистско-эстетское чувство. Я так же не выносил и некоторых проявлений контркультуры. Помню, как однажды я угодил в Эстонию, в один из лагерей хиппи. Это был идеологически строгий лагерь. Палатки в лесу, "общий котел". И когда они потребовали, чтобы я, как все, начал делать какие-то фенечки, продавать их на рынке и попрошайничать, я сказал им: "А пошли бы вы к черту!", - и мы расстались.
Мне просто казалось абсолютно глупым, уродливым и немодным то, что творилось в официальной культуре. Я не воевал с коммунизмом. Просто это была плохая музыка с тупыми аранжировками, недостойная, как я считал, просвещенного человека, подпитываемого информацией Запада.
Я и пытался изо всех сил эту подпитку, как из пульверизатора, распылить повсюду. Когда на съезде комсомола в начале 80-х годов говорили, что Троицкий - агент ЦРУ, который поставлен спецслужбами для того, чтобы расшатывать устои и портить нашу молодежь, это, в общем, было справедливо...

О тусовке

Нужно отдать должное - план удался на славу... Не без гордости говорит Троицкий о том, что благодаря его стараниям в России стал популярен Том Уэйтс, ещё о нескольких культах, которые "его рук дело". Не мог он пройти, конечно, и мимо отечественного рока. Когда рок - этот "узник" - выбрался, наконец, из подвалов, за руку его поддерживал провожатый - Троицкий.

- В ортодоксальных роковых кругах я никогда не считался человеком стопроцентно своим. Рок-н-ролл предполагает определенный стиль жизни, к которому у меня было отношение довольно отстраненное. Считалось, что Троицкий сноб, Троицкий не пьет портвейн. Я действительно никогда не любил пить, не употреблял наркотики. Мне казалось, что рок-н-ролл - это ещё недостаточно серьезное основание для того, чтобы калечить себе здоровье, отказывать в каком-то ненавязчивом буржуазном комфорте. А многие тогда просто не мыслили рок-н-ролла вне какой-то заматерелой контркультурной, патлато-алкогольно-кухонной паршивости.
Были, конечно, исполнители, к которым я испытывал некую творческую, эстетскую влюбленность. И поскольку все эти люди были талантливы (я очень люблю талантливых людей и считаю, что у меня довольно неплохая интуиция в этом смысле), то до тех пор, пока они не умирали или не сжигали этот талант с помощью алкоголя, наркотиков, денег, я оставался с ними. Например, это Вася Шумов, Петр Мамонов, Жанна Агузарова, это покойный Башлачёв - люди, которых я ценил и ценю. Но бывали и бурные внезапные романы с последующим ненавязчивым размежеванием. Типичный пример - Гребенщиков, а до него - Макаревич. Это люди тоже способные, милые, интеллигентные, но их загадка для меня исчерпана полностью.

О музыке

Назвать Троицкого "певцом русского рока" сегодня никак не удается. Недаром его книга "Рок в Союзе" заканчивается словами: "Нетрудно заметить, что рок-н-ролл жив. Практически". Удивительно, с какой легкостью музыкальный критик поставил на роке свою точку. И с безжалостностью. Может быть, эта безжалостность и позволяет Артему Троицкому сегодня не быть музейной мумией, а работать и чувствовать себя в сегодняшнем времени абсолютно органично.

- Теперь наша рок-музыка - это какое-то разлапистое образование, наполовину коммерческое, наполовину подростковое, на какую-то десятую часть нацистское. И процентов девяносто теперешнего российского рок-н-ролла мне в лучшем случае неинтересны, а в худшем - просто омерзительны. Так что я не хочу, чтобы меня считали каким-то рок-человеком.
Я без всякого снобизма отношусь к теперешним поветриям, будь то техномузыка или рэп. Хотя в последнее время интересного было мало. Последние несколько лет я скучаю. Я не люблю клавиши, не люблю экран, не люблю электронику и алгоритмический способ мышления. А идти против себя я не могу. Поэтому я знаю, что я никогда не буду бизнесменом, это мне абсолютно не по нутру. Точно так же я не буду и наркоманом.
Писать сейчас нерентабельно. А уж обеспечить себе существование музыкальной критикой, по-моему, просто невозможно. Чтобы заработать деньги, сидя за столом, нужно либо брать взятки, либо кропать национальные бестселлеры. Вот, кстати, чем я, может быть, и займусь в будущем. Писать книги, по-моему, самый большой кайф. Не документальные, нет, и не музыковедческие - помилуй бог! Это будут исключительно мои фантазии - какие-нибудь романы-фикшен, истории для домохозяек...

Лариса ВИННИК, Олег ГОРЯЧЕВ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 05 августа 2013, 00:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАртемий Троицкий - "Poplex"Геннадий Шостак18.05.2010
СтатьиВысадка диверсанта (А. К. Троицкий в Сарове, ноябрь 2002)Старый Пионэр24.12.2002
СтатьиАртемий Троицкий: "Основная задача современной музыкальной журналистики - компетентная Интернет-навигация"Татьяна Ежова06.11.2012
Архив"Московский Комсомолец" 19.06.1992 (М. Пушкина, Д. Шавырин, А. Троицкий)Старый Пионэр08.02.2008
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 14.02.1990 (А. Троицкий)Старый Пионэр17.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 27.01.1989 (А. Троицкий)Старый Пионэр29.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 10.02.1989 (Д. Шавырин vs А. Троицкий)Старый Пионэр30.04.2008
АрхивСнова в СССР (рецензия на книгу А. Троицкого)Екатерина Борисова19.10.2012
Архив"Смена" №12(1490), июнь 1989 (А. Троицкий о советском роке на Западе)Екатерина Борисова27.10.2014
Архив"Парус" №03'1990 (А. Троицкий, УЛІС, МИСТЕР ТВИСТЕР, РЕФЛЕКС)Екатерина Борисова30.05.2016

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.011