"Московский Комсомолец" 19.06.1992 (М. Пушкина, Д. Шавырин, А. Троицкий)


Дорогие фэнши, фэны и просто друзья «Звуковой дорожки»! А также -враги, ненавистники, недоброжелатели и просто интриганы! Вашими молитвами и проклятиями «ЗД» прожила семнадцать лет и дожила до своего 300-го выпуска! Даст Бог, доживет и до трехтысячного!
В непростое время мы празднуем этот маленький и славный юбилейчик. «ЗД» идет по пути реформ и преобразований. Наша цель — светлое музыкальное будущее. Но путь этот не так прост, как казалось вначале.

Сегодня я пригласил на юбилейный выпуск людей абсолютно разных и даже несовместимых, но все они в разное время и при разных обстоятельствах были частью «ЗД» и стали ее историей. А из истории, как из песни, слова не выкинешь.

К сожалению, не всех, далеко не всех, кто был причастен к семнадцатилетней истории «ЗД», удалось сегодня найти. Отзовитесь!

А пока я оставляю вас, уважаемые читатели, наедине с «ЗД» № 300. Читайте, радуйтесь, соглашайтесь, возмущайтесь, негодуйте. Одним словом, живите полнокровной человеческой жизнью!

Артур ГАСПАРЯН


ПОЗДРАВЛЕНИЕ ТОСТИРУЕМОГО,
ИЛИ РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТОСТИРУЮЩЕГО


Маргарита А. ПУШКИНАМаргарита А. ПУШКИНА — поэтесса, в роке с незапамятных времен. Иногда выходит в попс. Писала для «Високосного лета», «Автографа», «Арии», «Мастера», «Куража» и др., и пр. Числится в друзьях «Крематория». Ее последняя нежная привязанность и в некотором роде детище — журнал «Рокада». Женщина-кремень: лучше с ней не связываться.

ВОТ ЮБИЛЕЙ так юбилей — 300 выпусков, как один, да еще в наше непростое, прямо скажем, любопытное по содержанию время. В столь ответственный момент душу раздирают самые противоречивые чувства — испытываешь нечто, похожее на раздвоение личности.

Личность № 1. Весьма воспитанна и установленный не нами порядок празднования юбилеев нарушать не собирается: тянется к виновникам торжества с цветами, конфетами, воздушными шариками, причмокивает в ожидании традиционных троекратных поцелуйчиков. Да здравствуют немеркнущее светило под кличкою «ЗД» и те жирные словесные зерна, которые широкими крестьянскими жестами зэдэшники бросают в истощенную поп-роковыми междоусобицами почву.

Вообще-то начинали сев совсем не те, чьи фамилии сегодня на устах у друзей и недоброжелателей. Тех колумбов мало кто помнит.
На нашей же памяти — Д. Шавырин в косоворотке, подобно деду Мефодию, шастал по заветной меже, приговаривая: «Сею-вею! Сею-вею!» Надо же! И сеялось, и веялось... С соответствующего разрешения председателя всеобщего колхоза — не забывайте, кому подчинялась в те годы газета. Самодеятельность тогда категорически не поощрялась.

Потом вольноватый (не путать с «вол» новым») Гаспарян действительно с серьгой в личном ухе подхватил брошенное шавыринское решето и баритончиком заладил положенное: «Сею-вею...» И что-то опять сыпалось, что-то опять веялось, а что-то вороны-грачи на халявку склевывали...

С точки зрения первой, никогда не конфликтующей с нужными господами личности (раздвоение же!), урожайность считалась на-а-армальной. Рекорд был поставлен (при Шавырине) в день появления на одной позиция в хит-параде двух, а. то и трех песен... НО ТУТ — «Ахтунг, бэйби!» (как поет известная группа «U-2» именно по этому случаю) — в разговор, вступает личность № 2, по-своему честная и потому ужжжасно опасная, И получается, что хоть выпуск-то действительно 300-й, юбилейный, а радоваться особенно нечему.

Да, были времена, когда «ЗД» считалась читающей братией чем-то вроде слухового оконца в запретный тогда поп-роковый мир. В те дни существовала чудесная рубрика «Музыка в мире», где печатались не пикантные до тошноты подробности о сексуальных привязанностях звездищ и звездочек, а полезная уму и сердцу меломанов информация. Даже дедушка А. К. Троицкий не отказался на страницах «ЗД» встать на защиту А. Барыкина, по молодости игравшего рок-н-ролл, и там же нехорошо отозвался о ВИА «Верасы», чью разлюли «Малиновку» во все горло распевало пьющее и непьющее население СССР. В «ЗД» попадались симпатичные, почти аналитические материалы авторов со стороны — свободно мыслящие журналисты не брезговали тогда «Дорожкой» (вспомните обстоятельную статью об уникальной группе «Облачный край»). И было много сказок о «Флойде» и «Хипах», о «Присте» и дисках...

Увы, подобные деликатесы быстро исчезли с зэдэшного стола, и грянул во всей своей неприкрытой красе бал Великого Духа Попса. Вернее, его грянули... Будто вымер весь роковый народец, будто крокодил-шпагоглотатель сожрал все рок-группы, оставив в шезлонгах на золотом песке сладкоголосых фанерщиков и вертлявых фанерщиц... Последний прорыв «Мастера» и «Алисы» в хиты состоялся 3 августа 1990 года, в момент летнего отпуска тогдашнего хозяина «ЗД». Разомлев от жары и оставшись один, заместитель хозяина взял и честно посчитал открытки, за что позднее был бит линейкой по шаловливым ручонкам отдохнувшим блюстителем чистоты попсовых чартов.

А дальше и говорить не хочется. Читать «ЗД» стало совсем скучно: там происходило постоянное обмазывание друзей и знакомых Кролика (см. книжку о Винни-Пухе) шоколадом... СПРАВЕДЛИВОСТИ ради отмечу, что в последнее время ведущий рубрики делает некоторые телодвижения в направлении большей объективности в освещении действительно музыкальных событий и пытается расширить ассортимент подаваемых читателям блюд. Но пока не хватает истинного панка — ибо «Сектор Газа» совсем, кацо, не панк, а эстрадка с матерщинкой, у нас таких «панков», как «газовики», в каждой оставшейся в живых деревне штук 25 найдется, еще круче. Блюза маловато... С металлом «ЗД» при нынешнем руководителе уже вроде пошла на мировую, что усиливает подозрения ультралевых рок-партизан о принадлежности хэви к самому крайнему перу в крыле попсы. Чем трэш не попс — а, Гаспарян?

Кстати, шустрый ведущий «ЗД» иногда здорово напоминает морячка, надравшегося в шторм джину, — его то и дело относит в пучину скандальности и описания ананасов, взращенных, на зависть Мичурину, в районе пятой поп-точки одного из представителей отечественного шоу-бизнеса. Ананас, кажется, растение многолетнее, и процессу выкорчевывания фрукта с вышеозначенного места, думаю, в «ЗД» будет еще посвящено немало репортажей.

Однако хватит вредничать. Заканчиваем раздвоение личности. Пора вспомнить о юбилее, а то нас вроде бы в гости позвали, а мы хозяину шею намыливаем и окна бьем.

Накануне выхода 301-го выпуска каждый остается при своем: имеющиеся еще в наличии левые журналисты по-прежнему ненавидят «ЗД», считая ее оплотом непрофессионализма и скудоумия. Некоторые представители нового поколения, которых научили выбирать экологически чистую «Пепси», оставили себе «Дорожку» и бросают в воздух бейсы, требуя от газеты портрета Богдана Тито-Мирова размером 60 на 90 в обнимку с «органической леди», непременно поющей басом. Остальные осколки того же поколения сочиняют анекдоты о ведущих «ЗД».

НО, СОГЛАСИТЕСЬ, в нашей стае редкая птица (будь то поппер, панк, хип или металл) не знает, что на свете существует «ЗД»...


«И НАЧАЛАСЬ МОЯ ТЕРНИСТАЯ ДОРОГА...»

Дмитрий В. ШАВЫРИНДмитрий В. ШАВЫРИН — экс-ведущий «ЗД» (1984—1991), а ныне — редактор газеты «Джокер».

3 ФЕВРАЛЯ 1984 года я еще совсем не знал, как сложится моя дальнейшая судьба. Именно в этот день вышел первый юбилейный, сотый выпуск «ЗД» с пространными комментариями Артема Троицкого и ведущего «ЗД» того времени Геннадия Головко. Спустя месяц Троицкий куда-то исчез, а Головко был с треском уволен из-за своей пагубной привычки к алкоголю.

И началась моя тернистая дорога в шоу-бизнесе и музыкальной журналистике. Наконец-то появилась возможность на страницы газеты вынести то. что пылилось в моих домашних архивах и рассказывалось на лекциях для меломанов, которые я вел в одном из столичных ДК.

Но оказалось все не так просто. Писать о музыке было можно, но не обо всей. Существовали какие-то «черные» списки, рекомендации отдела культуры горкома комсомола и прочие устные указания, о которых знал лишь главный редактор газеты. В частности, это касалось запрета на упоминание группы «Машина времени» или Владимира Высоцкого, о западной «эстраде» (именно так называлась тогда вся попса) вообще был разговор особый. Сейчас даже трудно представить, как приходилось крутиться и вертеться (ну истинный рок-н-ролл), чтобы донести до читателя всю необходимую ему информацию.

И тем не менее нам удалось довести нашу «Дорожку» до второго юбилея, Двухсотый выпуск был отмечен весьма круто, и вновь произошел на пути «Дороги» крутой поворот. На нашу бедную страну обрушилась лавина бездарнейшей фонограммной попсы. На сцену вышли не умеющие играть симпатичные мальчики и девочки и, открывая рот, пели под чужие фонограммы.

Не замечать всего этого было нельзя, ибо по опыту работы было известно, что умалчивание или критика в адрес исполнителей привлекали к ним еще большее количество поклонников. Еще один феномен отечественного шоу-бизнеса. Чем хуже пишут газеты про музыкантов, тем популярней они становятся. Нагляднейший пример — многолетняя тяжба «Комсомольской правды» с «Ласковым Маем», которая подняла последнему планку рейтинга сразу на несколько пунктов. «ЗД» решила по этому пути не идти и столкнулась с тем, что в редакцию один за другим потянулись бывшие костюмеры и водители, резко переквалифицировавшиеся в музыкантов с «гребенками». «Дорожка» стала терять свой авторитет единственного стоящего музыкального информатора. Читатели требовали от нас одного, мы же хотели писать совсем о другом. Таким образом, «ЗД» зашла в тупик, хотя на первый взгляд все вроде бы шло хорошо. Концерты «ЗД» проходили с аншлагами, а число писем с откликами на хит-парад становилось все больше и больше. Внутренняя неудовлетворенность росла.

И ТОГДА, в конце 1991 года, я принял твердое решение — выражаясь по-модному, «ушел в отставку», уступив место, ведущего более молодому и активному Артуру Гаспаряну.

А «Звуковой дорожке» в день славного юбилея я искренне желаю выправить свой «путь» на более праведный и исправить то, что не удалось мне за последние 2-3 года.


ИСТОРИЯ ОДНОЙ РУБРИКИ
(КРАТКАЯ)


Артемий К. ТРОИЦКИЙАртемий К. ТРОИЦКИЙ — пионер российской рок-журналистики. Одни из первых статей о рок-музыке вышли из-под его пера и начали публиковаться в середине 70-х годов в журнале «Ровесник». Долгое время был «вольным журналистом». С прошлого года возглавляет музыкальное вещание на Российском телевидении. Ведет также программу на «Радио Максимум».

ОСНОВАТЕЛЕМ и первым правителем «Звуковой дорожки» был Юрий Витальевич Филонов. Хрупкого телосложения, с пронзительным взором и порывистыми движениями, Ю. В. обладал неистощимым запасом т. н. «задумок» (комсомольский диалект того периода) и практическими навыками по претворению их в жизнь. Помимо «ЗД» Филинов отоварил «путевками в жизнь» конкурс «Золотой камертон», серию хитовых сборников на «Мелодии», заморский круиз «Мисс Пресса» и многих других, включая даже фестиваль «Голос Азии». «Звуковая дорожка», однако, оказалась самым чудовищным изобретением Филинова, поскольку послужила прототипом для сотен аналогичных рубрик едва ли не в каждой советской молодежной газете... Главными персонажами «ЗД» тех лет были Давид Тухманов и Алла Пугачева; лично я написал тогда для рубрики единственную статью — о «Машине Времени» в 1976 году, — но она после долгих мыканий так и не прошла по цензурным соображениям. Сейчас Ю. В. Филинов — директор Культурно-коммерческого центра РИАН.
Следующим на пост начальника рубрики заступил (году в 1980-м) Гена Головко. Человек довольно медленный, в больших очках и с вислыми «песняровскими» усами, он принял бразды правления «ЗД» едва ли не в самый драматичный в отечественной поп-рок-истории период. Началось все с мощной оттепели (фестиваль в Тбилиси; триумфы «Машины», «Автографа», «Круиза», бум подпольной звукозаписи...), а обернулось спустя несколько лет всяческими гонениями, облавами и даже арестами. Цензура озверела как никогда. К такому повороту событий Гена, не обладавший особыми дипломатико-демагогическими способностями, был явно не готов. Весной 1984 года, после публикации нашего с ним эпохального опроса рок-экспертов СССР (кажется, с тех пор они больше не проводились), «Звуковая дорожка» была форменным образом разгромлена и замолкла надолго. Гена, кажется, запил и покинул «Московский комсомолец». Где он сейчас и чем занимается, я не знаю. Так или иначе, но именно на «головковкий» период приходятся все мои публикации в «ЗД», за что я Гене благодарен.

Возрожденную спустя некоторое время «Звуковую дорожку» возглавил Дмитрий Шавырин. Был он в то время склонен к плагиату. Шавырин повернул рубрику лицом к попсе и совметаллу, а также ввел пресловутый хит-парад, который, по убеждению московской музыкальной тусовки, составлялся по принципу «ты мне — я тебе». Мои отношения с «ЗД» прекратились, поскольку иметь дело с малограмотным редактором не хотелось вовсе. Каким образом Шавырин продержался в «МК» столько лет и за что он в конце концов оттуда вылетел — для меня загадка. Но думаю, что это к лучшему.

О НОВОМ хозяине «ЗД», Артуре Гаспаряне, я знаю немного, хотя познакомился с ним довольно давно — году в 85-м, на концерте «Браво» с Агузаровой. Брюнет, щетинист, с серьгой в ухе. История «ЗД» продолжается...

В заключение, на правах старшего коллеги, хотел бы поделиться одним назиданием. Знакомство с нашей музыкальной периодикой позволяет подразделить ее на два условных клана. Один клан будто бы живет в героическом прошлом, упиваясь подтухшим рок-пафосом и его производителями, от Градского до «Гражданской Обороны», и не оставляет ничего, кроме концентрированного презрения, на долю современной сцены, Второй клан, напротив, готов петь осанну каждой убогой старлетке, замаячившей на Нашем попсовом небосводе, плодя приторные рецензии и интервью с артистами, ценность которых не выше номинальной стоимости бобины с фонограммой. Простейший путь, позволяющий избежать этих двух крайностей, — обычный профессионализм, Профессионал не может позволить себе роскоши погрязнуть в сладкой ностальгии, игнорируя существующую реальность — как бы муторна она ни была; это привилегия фэна, но никак не эксперта. Аналогично, ни один уважающий себя и дорожащий репутацией профессионал не поставит свою визу на заведомой халтуре — это участь поденщиков и мелких мафиози. Пожалуй, все.

Бон шанс, «Звуковая дорожка».

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 08 февраля 2008, 19:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАртемий Троицкий - "Poplex"Геннадий Шостак18.05.2010
СтатьиВысадка диверсанта (А. К. Троицкий в Сарове, ноябрь 2002)Старый Пионэр24.12.2002
СтатьиАртемий Троицкий: "Основная задача современной музыкальной журналистики - компетентная Интернет-навигация"Татьяна Ежова06.11.2012
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 14.02.1990 (А. Троицкий)Старый Пионэр17.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 27.01.1989 (А. Троицкий)Старый Пионэр29.04.2008
Архив"Московский Комсомолец" 10.02.1989 (Д. Шавырин vs А. Троицкий)Старый Пионэр30.04.2008
АрхивСнова в СССР (рецензия на книгу А. Троицкого)Екатерина Борисова19.10.2012
Архив"Аргументы и Факты", сентябрь 1994 (интервью с А. Троицким)Екатерина Борисова05.08.2013
Архив"Смена" №12(1490), июнь 1989 (А. Троицкий о советском роке на Западе)Екатерина Борисова27.10.2014
Архив"Парус" №03'1990 (А. Троицкий, УЛІС, МИСТЕР ТВИСТЕР, РЕФЛЕКС)Екатерина Борисова30.05.2016

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 7 / 0.007