 |
|
|
|
|
Артемий Троицкий - "Poplex" (c) Артемий Троицкий, 2009
(p) "Амфора", 2009
Тираж 5000 экз., 254 с.
"Poplex" - авторский неологизм, образованный путем сокращения слова "поп-лексикон". Так называлась работа Артемия Троицкого, написанная для журнала "Музыкальная жизнь", где в конце 80-х публиковалась с продолжением, а в 1989-м или 1990-м увидела свет отдельной книгой... выпущенной, правда, без ведома и согласия автора. С тех пор Артемий Кивович о "Поп-лексиконе" не вспоминал, и лишь пару лет назад к нему вернулся. Доработка предполагалась по двум направлениям: учет реалий 90-х - 2000-х годов и привлечение отечественного материала; при этом под Отечеством понимаются не только Россия, но и всё так называемое постсоветское пространство. Однако на поверку оказалось, что реалии учтены не все. Что касается второй задачи - лучше бы автор ее перед собой вовсе не ставил.
Казалось бы, в "Poplex" есть все, что требуется популярному изданию: стильное оформление, множество фотографий, удобоваримая манера изложения, пятитысячный тираж... Но содержание проигрывает форме, и в этом - главный минус издания, перечеркивающий большую часть плюсов. Конечно, у человека, далекого от музыки или подходящего к ней поверхностно, "Poplex" оставит ощущение полноты. А вот музыкант, музыковед или просто слушатель, претендующий на глубину и серьезность знаний о жанровых разновидностях популярной музыки, обнаружит здесь массу неточностей, небрежностей и серьезных пробелов.
Первый абзац авторской аннотации, помещенной на задней обложке, гласит: "Poplex... - это энциклопедия (выделено мной - Г. Ш.) современных поп-музыкальных терминов, то есть справочная книга, наполненная строгой, объективной информацией, которая лишь изредка (скажем, в случае с нелюбимыми мною попсой и heavy metal) и очень деликатно окрашивается румянцем личной авторской позиции. Всем нынешним меломанам "Поп-лексикон" сослужит добрую службу: прояснит, объяснит, разложит по полочкам, поставит в контекст, выявит истоки и наметит перспективу". Очень серьезная заявка! Но уже в предисловии автор оговаривается: "Предлагаемый лексикон не претендует на то, чтобы являться исчерпывающим. Фанаты металла, клубные ди-джеи, любители этники различают десятки "субстилей"; у музыкальных бизнесменов, техников и медийщиков свой устоявшийся жаргон; в подростковой моде постоянно ротируются новые фишки, феньки и примочки, а ситуация в музыкальном Интернете настолько турбулентна и "неустаканена", что любые установки теряют актуальность через месяц (так что я не стал предлагать свои классификации)". А ознакомившись с книгой поближе, мы увидим, что автор игнорирует не только частности, но и многие актуальные направления, без которых энциклопедическое издание не может обойтись в принципе.
Книга состоит из четырех частей. В первой - "Базовые понятия" - термины располагаются по значимости, в трех последующих - "Стили и направления", "Медийная и деловая терминология" и "Музыкальный сленг" - по алфавиту. Вторая часть ввиду чрезвычайно большого объема была подвергнута внутренней структуризации и разделена по жанрам на "rock", "dance" и "pop & local". Она-то и вызывает больше всего нареканий, начиная с названия.
По-видимому, "Poplex" был изначально рассчитан на широкий круг читателей, увлекающихся популярной музыкой, а не на зануду-специалиста, который озаботится соотношением понятий "жанр", "стиль" и "направление". Среднестатистический меломан даже не почувствует, что его ввели в заблуждение: ему вообще по барабану, как эти понятия соотносятся. И легко поверит, что рок - это не жанр, а стиль, который подразделяется на арт-рок, фолк-рок, панк-рок и другие направления.
Артемий Кивович прав: за изменениями, происходящими в музыкальной жизни, поспеть чрезвычайно сложно. И дело даже не в фишках-феньках-примочках и не в десятках "субстилей", не попавших в "Poplex", а в отсутствии элементарной системности, необходимой при составлении справочника. Многие статьи страдают незаконченностью и недоработанностью. Хотите примеров? Их есть у меня.
Вот статья "Heavy metal/Хэви-метал". Троицкий выделяет три его разновидности: "основная (KISS, IRON MAIDEN, AC/DC; у нас - АРИЯ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ), "поп-метал" (BON JOVI, METALLICA, DEF LEPPARD, ПАРК ГОРЬКОГО) - с попытками мелодизма, клавишными и менее грубыми текстами; и радикальный метал, к которому можно отнести группы, именующие себя "спид-метал" и "трэш-метал" (ANTHRAX, MEGADETH, SLAYER)". У нас, стало быть, радикальных метал-групп нет? Хотя бы трио КРУИЗ или КОРРОЗИЮ МЕТАЛЛА можно было упомянуть. За скобками остались и такие разновидности хэви-метала как дэт-, дум-, блэк-, фолк-метал, грайндкор, металкор...
Переворачиваем несколько страниц и находим информацию о "new wave". Зарождение данного направления на территории СССР автор ошибочно относит к середине 80-х годов: "В России приход "новой волны" запоздал лет на пять (ЦЕНТР, БРАВО, СТРАННЫЕ ИГРЫ), но и расцвет направления пришелся на вторую половину 80-х (КИНО, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ТЕЛЕВИЗОР, БРИГАДА С)". Но ведь еще в 1981 году разошелся первый магнитоальбом кузьминско-барыкинского КАРНАВАЛА "Супермен", а годом позже Кузьмин и Барыкин разделились, возглавив КАРНАВАЛ и ДИНАМИК соответственно. Обе группы представляли танцевальную разновидность "новой волны" и пользовались мега-популярностью. Можно относиться к ним по-разному, но игнорировать никак нельзя.
В статье "Русский рок" отцом-основателем стиля (не жанра?) назван Андрей Макаревич. Почему не Александр Градский? Имя последнего в "Poplex" незаслуженно замалчивается.
Статьи о грандже, хард-роке, рок-опере и рокабилли построены исключительно на зарубежном материале. Как будто в СССР и на постсоветском пространстве вовсе не было групп, представляющих эти направления, а советские (российские) композиторы не создавали рок-опер... Умалчивается в книге и об отечественном фолке. Зато часть наших фолковых групп (и одна хорошо известная украинская) отнесена к панку; также есть статья "Freak folk/Фрик-фолк", где упоминаются российские коллективы. По Троицкому получается, что фолка в России нет, а его разновидностей - много. Не нонсенс?
Бритпоп представлен на постсоветском пространстве всего лишь двумя группами - МУМИЙ ТРОЛЛЬ и ОКЕАН ЭЛЬЗЫ... Богатая картина!
Автор увлекается классификациями, порой доходя до абсурда. Позволю себе процитировать последнее предложение статьи "punk rock/панк-рок": "Актуальный русскоязычный панк-рок наиболее ярко представляют уфимская группа LUMEN, московский электро-панк БАРТО, девичий фолк-панк из Питера ИВА НОВА, АДАПТАЦИЯ из Казахстана, украинские ветераны ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА". У панка тоже много разновидностей. Здесь же - все свалены в одну кучу. И, потом, разве ВВ поют не по-украински? Есть у них пара-тройка русскоязычных вещей, но они погоды не делают...
Статья "Hardcore/Хардкор" вынесена в четвертую часть - "Музыкальный сленг". По определению Троицкого, хардкор представляет собой экстремальный фланг любого музыкального направления (например, Верка Сердючка - хардкор-попса); в конкретном стилевом смысле это понятие фигурирует в применении к панк-року и техно. Хардкор-панк - это CRASS и EXPLOITED в Англии, DEAD KENNEDYS, BAD BRAINS и JESUS LIZARD в США, NOMEANSNO в Канаде, ХИМЕРА в России; хардкор-техно почему-то не представлен ни одной группой. Правда, автор оговорился о рождении в результате взаимодействия этих двух противоположных направлений стиля "digital hardcore" (группы ATARI TEENAGE RIOT, COBRA KILLER). Что ж, и на этом спасибо...
Не избежал Артемий Кивович и хронологических неточностей. Так, он утверждает, что термин "пост-рок" появился в середине 90-х годов. А мне вдруг вспомнилось, как в мае 1989 года в передаче "Новости музыкальной жизни" на тогда еще Всесоюзном радио Алексей Козлов представлял новое явление под названием "пост-рок". Я тогда писал дипломную работу по популярной музыке и на подобную информацию обращал внимание.
Наиболее удачной мне показалась третья часть книги. Я и сам почерпнул из нее немало информации, которую мне, как музыкальному обозревателю, следовало бы знать, но на которую я, к стыду своему, прежде не обращал внимания. Также всем - и любителям, и профессионалам - я бы рекомендовал внимательно изучить четвертую часть: мы нередко употребляем слова, смысл которых не понимаем до конца. Сленговые выражения, объясненные Троицким, помогут расставить все точки над "ё"...
Музыкальная культура живет и развивается вместе с обществом. И кто знает - быть может, завтра-послезавтра в популярной музыке появятся новые стили и направления, которые будут заслуживать пристального внимания. Поэтому думается, что следующее, дополненное и переработанное издание "Poplex" мы увидим не через 20 лет, а гораздо раньше. Также хочется надеяться, что Артемий Кивович при доработке новой редакции "лексикона" больше внимания обратит на Отечество и заполнит "белые пятна", которыми изобилует настоящее издание... Пока же "Poplex" ни на "базовый инструмент по музыкальным разборкам" (как называет свое детище сам автор), ни на энциклопедию, увы и ах, никак не тянет.
Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 мая 2010, 14:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (26) | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|