СіРОП - "Страшила"


(c) Сіроп, 2020
(p) SunWoofer, 2020
16 tks./T.t. 42:14


Минчанин Алексей Загорин в конце 80-х вместе с Сергеем Михалком стоял у истоков создания группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, в которой играл на саксофоне. Прозвище Сиропчик дал ему лидер "ляписов" по аналогии с героем носовского "Незнайки". 17 лет Алексей провел в местах лишения свободы, где стал СіРОПом: увлекся гангста-рэпом. С 2009 года начал создавать собственные композиции, которые первоначально исполнял в группе SROCK, состоящей из заключенных. В соцсетях позиционирует себя как "поэт, музыкант, рецидивист". Автор текстов почти всех песен альбома группы TRUBETSKOY "Зашевелит Бит".

Вначале был трехпесенный EP "Хватит", выпущенный в декабре 2018 года. А к записи материала полноформатного дебютного альбома СіРОП привлек друзей-музыкантов: басист и бэк-вокалист Геннадий Лавник в 90-е годы начинал свою карьеру в легендарной "металлической" группе TORNADO. Барабанщик Артем Залесский известен по работе в таких группах как ЛЮБОВЬ И СПОРТ, GURZUF, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА, PAFNUTIY'S DREAMS и КАССИОПЕЯ. Андрей "Neiroll" Листраденков, минский ди-джей и продюсер, участник проекта РОСТАНІ (ПЕРЕКРЁСТКИ), отвечал за электронику. Саксофонист Павел Аракелян - культовый джазмен, экс-участник эстрадно-симфонического оркестра Symphonic Drive Orchestra, часто и охотно сотрудничает с музыкантами, работающими в разных жанрах - с группами TANIN JAZZ, KRAMBAMBULA, KRIWI и др. Сам Алексей Загорин играл на гитаре, читал рэп и иногда пел. Москвич Олег Груз записал четыре скита и один совместный трек с СіРОПом. Запись альбома делал в собственной студии "Phoenix Records" известный минский рэпер Сергей "Foliant MC" Черник, участник дуэта FOLIANT FLAME.

В альбоме "Страшила", по собственному признанию Алексея Загорина, отразилась его прошлая околотюремная и околонаркоманская жизнь, от которой сам автор сейчас дистанцируется. Все песни образуют единый сюжет. А тон циклу задает обложка, нарисованная Олегом Навальным - графическое изображение страшной головы с открытым ртом на черном фоне. Еще во второй половине 90-х философ Юрий Борев применительно к некоторым литературным произведениям, публиковавшимся в годы перестройки, употребил понятие "критический натурализм". Мне же в отношении "Страшилы" хочется использовать боревский термин, слегка его видоизменив: критический натурализм, доведенный до крайности.

Как музыкант Алексей Загорин испытал разные влияния: альтернативная музыка 90-х, даб, реггей, русский рок (КАЛИНОВ МОСТ, НОЛЬ, ТЕЛЕВИЗОР, "свердловская школа"...). Для СіРОПа как поэта источниками вдохновения послужили прежде всего Oxxxymiron и группа 5'NIZZA. Его поэзии присущи тщательная работа со словом, игра аллитерациями, словами и смыслами, филигранная отточенность рифм (включая так называемые внутренние рифмы), интертекстуальность (обилие цитат, аллюзий и реминисценций). Приведу здесь в качестве примера Intro песни "Хватит", в которой Сіроп представляет сам себя:

Мои биты росли не среди девиц, а под вышками, автоматами
Их рецидивист вышколил, обрабатывал
Вы слетите вниз с кишками окровавленными
Следите мысль: слишком вы простоваты
<...>
Вы слетите вниз кишками окровавленными
Следите мысль: маловаты вы...


На этом вынужден поставить многоточие: подобные поэтические находки можно найти в каждом треке.

В "Intro" раскрывается замысел альбома. Все предельно жестко - СіРОП не щадит слушателя. Герой, оступившийся и оказавшийся в местах заключения, задумывается о своей судьбе. Его мысли прерывают резкие окрики: "На прогулку! Ладони наружу! Ебалом к стене!" Композиция "НЖЖЖДЖ" ("Не Жди, Жми, Жги, Давай Жару") передает ощущения человека, принявшего наркотик. Текст отсылает к многосерийному фильму Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетера". Мне же очень понравилось, как трансформируется цитата из "Песни Артистов" Геннадия Гладкова/Юрия Энтина из мультфильма "Бременские музыканты":

Ну-ка все вместе,
Уши развесьте.
Лучше по-хорошему,
А то достану нож!


Заглавный номер "Страшила" предваряет одноименный скит. Добро пожаловать в сказку, в которой силы добра и зла переплелись, связались в нечто третье, серединное. События из сказки "Волшебник Изумрудного города" Лаймена Фрэнка Баума и Александра Волкова переносятся в реальность. Капитан Виталий из одноименной песни явно не вызывает у СіРОПа симпатии - скорее иронию. Имя Рикки-Тикки-Тави из рассказа Редьярда Киплинга появляется рифмы ради. "Инструкция Памяти" целиком соответствует своему названию: это действительно инструкция, как сохранить себя хоть в тоталитарных режимах, хоть в ограничивающих свободу обстоятельствах. Тему выживания продолжает композиция "Хватит" (с предшествующим скитом). Автор не любит сильных мира сего и не испытывает перед ними страха. Весна из одноименной песни проходит мимо героя. Она посвящена тем, кто "воспоминания про вас променял на напас". Название скита и песни "Надвое Вены" вряд ли нуждается в комментарии. Достается от СіРОПа Лукомору, который постоянно орет в телевизоре ("Этот кукловод заебал уже, хоть ты тупо вой"). "Бабочки" - развернутая метафора: с бабочкой в банке сравнивается человек, который стремится к наслаждениям, а потом попадает в замкнутое пространство. "Z~Z" ("Зек из Зоны") - описание жизни в местах лишения свободы. Не случайны аналогии со знаменитым телесериалом "Зона". "Боги Ждут" - монолог человека, идущего по краю. Предшествующий одноименный скит строится на первой части афоризма Марка Аврелия: "Делай то, что должен..." Хотя смысл высказывания приведен верно с поправкой на реалии, в которых оказался герой СіРОПа. Песня "Камни" записана совместно с Олегом Грузом. Автор играет с разными значениями слова "камень": с одной стороны, камни хранят память о людях, в них заключены наши души. С другой, "среди каменных лиц с каменными сердцами нельзя останавливаться". А глагол "каменеть" наделяется отрицательной коннотацией.

"Страшила" - "долгоиграющий", многослойный, серьезный альбом, требующий от слушателя максимальной сосредоточенности и погружения на глубину смысла, который улавливается после многократного прослушивания. Впрочем, людям слабонервным я бы его рекомендовать поостерегся.

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 ноября 2020, 21:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001